Номер 4/02 Главная Архив К содержанию номера

Управление предприятием


Деятельность белорусских предприятий на международном рынке

ПАВЕЛ ДОСТАНКО
Белорусский государственный экономический университет


• Успеху Белоруссии на международном рынке содействуют ее совместные действия с Российской Федерацией и приоритетное положение России и стран СНГ в торгово-экономических связях
• Белоруссия стала больше продавать товаров и услуг в страны дальнего зарубежья и меньше покупать
• Государство активно направляет и поддерживает внешнеторговые взаимоотношения Белоруссии, усиливая факторы успеха и минимизируя факторы неудач

Экономическая политика Республики Белоруссии формируется на принципах открытости экономики, либерализации внешней торговли, взаимной защиты инвестиций и приоритетности экспорта. Основное внимание уделяется развитию экспортного потенциала, расширению государственной поддержки предприятий-экспортеров и защите отечественных товаропроизводителей. Белоруссия поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 140 странами мира, экспортирует 55% валового внутреннего продукта. Объем внешней торговли составил за 2000 г. 15,9 млрд долл., в том числе 7,4 млрд долл. – экспорт, 8,5 млрд долл. – импорт. По сравнению с 1999 г. наблюдался рост стоимости белорусского экспорта в зависимости от стран и регионов на 20-25%. Республика стала меньше покупать и больше продавать в страны дальнего зарубежья и СНГ (не считая России). В 2000 г. наблюдалось рекордное за последние пять лет увеличение экспорта в страны дальнего зарубежья. В структуре внешнеторгового оборота более 90% занимают товары и около 10% – услуги, что близко к мировому стандарту (в мире 80% и 20% соответственно).


Структура белорусского экспорта
товаров и услуг


Руководствуясь принципом многовекторности во внешних торговых связях, Белоруссия развивает торговые отношения со странами как ближнего, так и дальнего зарубежья и выходит на внешний рынок с самой разнообразной продукцией. Наибольший удельный вес в торговой структуре экспорта 2000 г. занимала продукция белорусских предприятий, представленная на рис.1.

Рис.1. Товарная структура экспорта Белоруссии в 2000 г. (% к итогу); Рис.2. Структура белорусского экспорта услуг в 2000 г. (% к итогу)

Одним из значительных источников валютных поступлений в республику становится торговля услугами. В общем объеме экспорта доля услуг постоянно возрастает. Положительные тенденции в торговле ими наблюдались в течение всего 2000 г. Так, экспорт услуг увеличился по сравнению с 1999 г. на 31,8% или на 240 млн долл. Объем услуг, оказанных нерезидентам республики, составил 993,3 млн долл., а импорт услуг сократился на 1,5%, или на 6,5 млн долл. Положительное сальдо в торговле услугами за 2000 г. сложилось в размере 561 млн долл., что позволило на 51% компенсировать отрицательное сальдо торговли товарами.

Основой перечисленных достижений является система государственной поддержки предприятий – экспортеров. Это прежде всего национальная Программа развития экспорта на 2001 – 2005 гг., в которой дана оценка конкурентоспособности белорусского экспорта на внешних рынках, разработана национальная стратегия развития экспорта, выявлены наиболее перспективные товарные позиции. Это и Фонд поддержки экспортеров (ФПЭ), основным условием предоставления денежных средств из которого является гарантированное обеспечение роста объемов экспортной продукции. Средства ФПЭ идут на пополнение собственных оборотных средств предприятий-экспортеров и финансирование инвестиционных проектов с небольшим сроком реализации и на более льготных условиях. Предприятия-экспортеры, которым предоставлялись денежные займы на льготных условиях, продемонстрировали высокую эффективность их использования. Ряду предприятий удалось увеличить объемы экспорта в несколько раз. Так, УП “Завод Цветотрон”, входящий в НПО “Интеграл”, ВПТФ “Футра” и брестская трикотажная фабрика “Элма” увеличили поставки своей продукции на зарубежные рынки в 3 раза, Речицкий метизный завод – в 2,7, ГО “Главживпром” и ОАО “Гомелькабель” – в 2 раза. У остальных предприятий-экспортеров республики показатели скромнее, однако и они смогли нарастить объем экспорта от 10 до 80%.

В рамках программы действий Российской Федерации и Республики Белоруссии по реализации Положения о создании союзного государства ведется работа по формированию общего экономического пространства, созданию единой нормативно-правовой базы, унификации налогового и таможенно-тарифного законодательства для повышения эффективности взаимной торговли.

В структуре промышленности РБ и РФ существует ряд секторов, которые обладают уникальными технологиями и имеют хороший экспортный потенциал. Образуемая ими технологическая совокупность становится основой для формирования конкурентоспособных финансово-промышленных групп (ФПГ). Продвижение продукции на рынки требует помимо высокого технического уровня продукции также огромных финансовых расходов на маркетинг, рекламу, покрытие операционных издержек, среди которых существенная доля приходится на оплату консультационных, информационных и правовых услуг. Ясно, что в одиночку большинство предприятий не в состоянии справиться с такими затратами. Создание ФПГ позволяет объединить ресурсы в целях повышения экспортного потенциала и концентрации инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях. Примером может служить международная финансово-промышленная группа “Электронные технологии”, включающая более 20 участников, и реализованная через нее Программа развития теле- и радиоаппаратуры на предприятиях Республики Белоруссии и Российской Федерации.

В Белоруссии со 2 марта 2001г. введено Положение о порядке страхования экспортных контрактов (кредитов) с использованием механизма работы Фонда поддержки экспорта, что является одним из условий повышения конкурентоспособности экспорта и предоставления государственных гарантий предприятиям-экспортерам. В соответствии с международной практикой под экспортными гарантиями понимаются гарантии возмещения экспортеру убытка, понесенного при по экспортной сделке. Этот вид страховой деятельности способствует повышению конкурентоспособности продукции национальных производителей на внешнем рынке. Согласно законодательству многих стран экспортерам гарантируется частичная компенсация ущерба, связанного с политическими или коммерческими рисками, либо риском стихийного бедствия. В случае возникновения страхового положения страховщик может получить 60-90% суммы контракта в зависимости от вида страхования и от рейтинга страны-покупателя. В некоторых странах существует обязательное страхование всех крупных внешнеторговых сделок.

В Положении о порядке страхования экспорта, существующего в РБ, установлено, что страхованием могут быть покрыты экспортные контракты, осуществляемые на условиях отсрочки платежа организациями-резидентами РБ для субъектов иностранного государства за счет бюджетных ссуд, бюджетных займов; средств Фонда поддержки экспорта; кредитов банков-резидентов РБ, уполномоченных обслуживать государственные программы; собственных средств.

Экспортный потенциал Белоруссии достаточно велик. Для завоевания новых позиций и упрочения достигнутых белорусские предприятия должны обладать большой гибкостью в принятии управленческих решений и выборе стратегии в целом. В своей работе предприятия применяют различные стратегии, главная цель которых обеспечение конкурентоспособности белорусских товаров, наращивание экспортного потенциала, повышение политико-экономического рейтинга страны.

Приоритетным для Белоруссии является расширение торгово-экономических связей со странами СНГ. На их долю приходится более 60% товарооборота республики, 60,3% экспорта. На первом месте по объему товарооборота с РБ стоит Россия.

Для повышения заинтересованности производителей экспортной продукции государство оказывает поддержку, которая осуществляется льготным налогообложением и кредитованием, созданием свободных экономических зон. Так, благодаря правительственной поддержке в 1995-2000 гг., НПО “Интеграл” смогло обеспечить увеличение экспорта продукции с 10 млн долл. в 1996 г. до 31 млн долл. в 2000 г.

Позитивным в экономике за 2000-2001 гг. является то, что удалось отрегулировать денежно-кредитную политику в части процентных ставок и норм резервирования, введения единого обменного курса, замедления инфляционных процессов.


Факторы успеха и неудач в действиях
на международном рынке


Важную роль в деятельности белорусских предприятий на международном рынке играют реальные факторы успеха и неудач, существенно влияющие на результативность внешнеторговых операций. К этим факторам относятся следующие (рис. 3).

Рис.3. Факторы успеха и неудач белорусских предприятий-экспортеров

Экономика Белоруссии является открытой, что делает ее в высокой степени зависимой от мировых экономических процессов. В качестве одного из критериев открытости принято считать отношение внешнеторгового оборота к ВВП. По этому показателю республика входит в число стран-лидеров. Одна из причин сохранения высокой степени открытости национальной экономики – продолжающаяся ориентация на выпуск ресурсо- и энергоемкой продукции при отсутствии соответствующей базы. Доля же экспортируемой наукоемкой продукции очень мала (1%), тогда как в экспорте промышленно развитых стран она приближается к 40%.

НПО “Интеграл” интегрировано в мировой рынок микроэлектроники, и колебания конъюнктуры этого рынка оказывают большое влияние на объемы продаж продукции объединения. По прогнозам аналитиков (группа статистики мировой торговли полупроводниками World Semiconductor Trade Statistics), мировой рынок полупроводников в 2001 г. должен был уменьшиться на 13,5%. Предполагалось самое большое падение объемов продаж за последние 10 лет. Это заставило многие фирмы возвращаться к производству старых, менее прибыльных изделий. В частности, тайваньские компании снова начали выпускать кристаллы часовых интегральных схем не с целью получения прибыли, а для загрузки свободных производственных мощностей, что приводит к дальнейшему снижению цен на часовые кристаллы на рынке Юго-Восточной Азии. В Южной Корее – основном рынке корпусных интегральных схем объединения – с начала года заметно усилилась конкуренция со стороны Philips, Toshiba и других компаний в области стандартных логических и линейных ИС.

При высокой степени открытости белорусской экономики следует отметить очень низкий уровень инвестиционных ресурсов. Приемлемый уровень инвестиций, обоснованный расчетами и потребностями реального сектора, оценивается в 900 долл. в год на человека. Экономика страны получает во много раз меньше.

При крайней ограниченности собственных инвестиционных ресурсов и огромной потребности в них большое значение приобретают иностранные инвестиции. Несмотря на укрепление доверия иностранных кредиторов (в 2000 г. республикой получено 152,9 млн долл., что в 2,5 раза больше, чем в 1999 г.), инвестиции пока с трудом идут в Белоруссию.

Механизм экспорта и импорта не способствует притоку иностранного капитала, а, наоборот, способствует оттоку валюты из страны, что происходит всегда при отрицательном сальдо внешнеторгового баланса. За последние семь лет во внешней торговле РБ импорт превышал экспорт – на 29% (в 1993 г.) и на 14,9% (в 2000 г.).

Инвестиционные и финансовые решения очень чувствительны к налоговым изменениям и налоговым особенностям. Как развитые, так и развивающиеся страны включились в активную конкурентную борьбу за привлечение капитала посредством создания преференциального налогового климата – снижения налоговых ставок, освобождения от налогов инвестиций и др.

Один из факторов, отрицательно влияющий на экспортный потенциал, – растущее технологическое отставание отечественной промышленности. Белорусские производители вытесняются зарубежными конкурентами с рынков из-за слабой оснащенности отечественных производств высокими технологиями, доля которых в промышленности республики снизилась до 5%. Микроэлектроника относится к числу приоритетных отраслей промышленности и во всех развитых странах является важнейшим направлением научно-технического прогресса. Тенденция развития микроэлектроники – повышение уровня интеграции микросхем – реализуется путем уменьшения минимальных размеров компонентов ИМС. В промышленном производстве передовых фирм, производящих компоненты для электронной техники, используются проектные нормы 0,18 микрон и 5-6 уровней межсоединений. Заводы, которые строятся в настоящее время, будут применять проектные нормы 0,13 мк и менее. В то же время на НПО “Интеграл”, которое является единственным представителем белорусской микроэлектроники, существующий уровень технологии позволяет производить ДОЗУ с минимальным размером элементов 1 – 0,5 микрон. Создание субмикронной технологии имеет большое значение как для отечественной промышленности, так и для всего государства, так как развитие отечественной электроники – это условие обеспечения интеллектуальной независимости. Освоение субмикронной технологии возможно лишь при разработке соответствующего технологического базиса, который охватывает комплексное развитие всей производственной инфраструктуры, что требует значительных капиталовложений. Современное полупроводниковое производство является самым дорогим производством и без массированных инвестиций в основной капитал здесь не обойтись.

В то же время износ оборудования НПО “Интеграл”, как и на большинстве белорусских предприятий, достигает 80% и продолжает увеличиваться на 4% в год. Закупаемого технологического оборудования явно недостаточно для полной комплексной модернизации производства. Сохранение этой опасной тенденции грозит тем, что через 5-6 лет республика столкнется с полным физическим износом основных фондов.

Доля расходов на научные исследования и научные разработки в валовом внутреннем продукте сохраняет устойчивую тенденцию к снижению. Так, если в 1990 г. объем проводимых научных исследований и разработок составлял 2,27% к ВВП, то в 2000 г. эта величина снизилась до 1,09% к ВВП, что в 2 раза ниже значения, которое принято считать пороговым для экономической безопасности любой страны. Удельный вес расходов на науку в общей сумме расходов государственного бюджета в 1995 г. составлял 1,67% и снизился до 1,11% в 2000 г., что значительно меньше расходов на поддержку производителей сельскохозяйственной продукции и расходов на правоохранительную деятельность. Эта тенденция характерна и для 2001 г.

Как свидетельствует статистика, в республике отмечается сокращение числа организаций, выполняющих научные исследования и разработки. Если в 1990 г. их число равнялось 312, то в 2000 г. оно составляло 307 организаций. Численность работников, выполняющих научные исследования и разработки, снизилась с 107,3 тыс. человек в 1990 г. до 32,9 тыс. человек в 2000 г.

Белоруссия вынуждена сокращать наукоемкость своего ВВП из-за необходимости направлять средства на решение текущих народнохозяйственных задач и социальных проблем.

Неразвитость инфраструктуры, обеспечивающей эффективный сбыт товаров на внешних рынках, отрицательно сказалась на объеме экспорта отечественной продукции. В первую очередь это касается фирменной торговли и сервиса. Значительное количество белорусских товаров попадает на рынки не напрямую от товаропроизводителей, а через официальных дилеров белорусских предприятий и многих посредников. Часто фирмы, которые специализируются на продвижении белорусской продукции, не рекламируют свои товары и не имеют приемлемых финансовых показателей в течение длительного времени. Отсутствие сервисных центров не позволяет производителям бороться за выгодные заказы и тендеры.

Белоруссия не участвует во ВТО и других международных торговых организациях. Важнейшими преимуществами членства в ВТО являются стабильность и предсказуемость в развитии торговых отношений между ее членами, защита от произвольного применения санкций и антидемпинговых мер, уменьшение тарифных барьеров при доступе на новые рынки и др. ВТО на сегодняшний день регулирует свыше 90% всей мировой торговли. Не участвуя в ВТО и других международных торговых организациях, страна лишается необходимых инструментов для защиты и отстаивания своих торговых интересов в рамках международной правовой системы.

Одним из факторов, отрицательно влияющих на деятельность белорусских предприятий, является значительная налоговая нагрузка. С учетом отчислений в фонд социальной защиты населения и подоходного налога налоги в процентах к ВВП в 1996 г. составляли 39,2%, в 1997–1998 гг. – 41,9, в 2000 г. – 42,9%.

Как показал анализ структуры налогов, начисляемых предприятиями на примере головного предприятия НПО “Интеграл”, обращает на себя внимание значительный удельный вес налогов на заработную плату. Снижение предельных ставок налогов на заработную плату обеспечивает вновь созданный капитал дополнительной рабочей силой, способствует росту производительности труда и, следовательно, создает условия для снижения инфляции.

Персонал – это главный ресурс и основное конкурентное преимущество белорусских предприятий. В технологической сфере РБ работают специалисты высокого уровня. В то же время в республике нет практики поощрения высококвалифицированного труда. Белорусские предприятия столкнулись с проблемой утечки квалифицированных кадров и отсутствия пополнения технологического персонала молодыми специалистами. Причина этому – низкая заработная плата. При существующем положении обновлять номенклатуру экспортоориентированной продукции скоро будет некому. Следует отметить, что в развитых странах, с которыми приходится конкурировать белорусским предприятиям на внешних рынках, доля оплаты труда в ВВП превышает 70%. Этот показатель в республике составил в 2000 г. 42,1%.

В последние годы наблюдается снижение экспорта белорусских товаров в Россию как в натуральном, так и в денежном выражении. Более того, наблюдается резкое усиление экспансии российских товаров на белорусский рынок: темпы прироста импорта из России опережают темпы прироста белорусского экспорта в эту страну. Это объясняется изменением экономического состояния РФ в связи с ростом мировых цен на энергоносители и особенно на нефть. До августа 1998 г. по соотношению цены и качества белорусские товары превосходили на российском рынке как многие импортные, так и большинство российских товаров. Однако после кризиса ситуация резко изменилась. Из-за отсутствия оборотных средств большинство российских торговых компаний перестали приобретать товар в Белоруссии на условиях 100% предоплаты. Воспользовавшись этим, российские производители стали активно развивать сеть своей фирменной торговли и сервиса и оказались в наиболее выигрышном положении.

Кроме того, в настоящее время условия торговли для российских и белорусских предприятий далеко не равны. Это прежде всего связано со значительной разницей в тарифах на российские энергоносители для субъектов хозяйствования РФ и Белоруссии. Большие энергетические тарифы за импортные газ, нефть, мазут тяжелым бременем ложатся на себестоимость белорусских товаров, делая их неконкурентоспособными по ценовому фактору. Существенно снизить материало- и энергоемкость продукции белорусским производителям пока не удается. Сокращается разрыв между белорусскими и российскими товарами по такому показателю как соотношение цены и качества. Повышение цен без улучшения качества белорусских товаров выглядит не всегда обоснованным. В первую очередь это касается сложных технических изделий.

В последние годы отмечается подъем производства в РФ, в том числе и тех товаров, которые традиционно ввозились из Белоруссии. В России создаются новые предприятия и модернизируются уже существующие, что обусловлено значительным привлечением инвестиций в сферу производства. Большинство российских предприятий работает на собственном сырье. Это позволяет им выпускать более дешевую и, следовательно, более конкурентоспособную продукцию.

Развитие экспорта – одно из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности Белоруссии. Расширять присутствие белорусских предприятий за рубежом престижно и выгодно, а потому необходимо. Завоевание новых рынков сбыта требует от отечественных производителей больших усилий, современных подходов, создания условий для доставки товаров буквально каждому потребителю. Достижения белорусских предприятий в увеличении своего экспортного потенциала очевидны как на рынках СНГ, так и на рынках дальнего зарубежья, что подтверждено ростом стоимости белорусского экспорта. Закрепление достигнутого успеха требует максимальной отдачи на всех без исключения этапах пути, ведущего к успеху и процветанию страны.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz