Номер 4/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Информация в деятельности менеджера по маркетингу третьего тысячелетия

ЭЛЬВИРА ДУДИНСКА
кафедра маркетинга факультета экономики предприятий
Экономического университета г.Кошице
(Словацкая Республика)


• Маркетинг заслуженно считается сегодня наиболее продуктивным видом предпринимательской деятельности
• Необходима информационная система, отвечающая потребностям менеджеров по маркетингу
• Информацию о динамике внешней среды дает маркетинговая разведка

Маркетинг более чем любая другая хозяйственно-управленческая деятельность обеспечивает информационные, стратегические и оперативные связи предприятия с внешней средой. Менеджер по маркетингу, как известно, изучает рынок и участвует в управлении. Поэтому информационная система, процесс принятия решений и непосредственное функционирование маркетинга тесно связаны с другими подсистемами управления деятельностью предприятия.

Основу маркетинга составляет процесс непрерывного сбора, анализа и оценки информации, в первую очередь о состоянии рынка. Невозможно эффективно управлять маркетингом без постоянно обновляемой и соответствующей действительности информации. Для того чтобы выжить в условиях конкуренции, компания должна следить за всеми изменениями на рынке (требованиями потребителей, соотношением цен, конкуренцией), а также за созданием новых изделий, введением новых элементов в дистрибьюторскую сеть. Маркетинговая информационная система позволяет лучше ориентироваться в конкретной рыночной среде. В статье рассматривается роль информационного обеспечения в деятельности менеджера по маркетингу с учетом требований XXI в.


Содержание и сущность маркетинга


Известно, что маркетинг является атрибутом экономики, ориентированной на заказчика – покупателя. Комплексное понимание сущности и форм маркетинга сложилось не так давно. Нет единого мнения относительно времени его появления. Ряд авторов считает, что это понятие возникло в середине XIX в., а другие - в начале XX в. Важно, однако, что появление маркетинга связано с возникновением нормально функционирующего рынка.

Маркетинг заслуженно считается сегодня наиболее продуктивным видом предпринимательской деятельности. По своему содержанию он значительно отличается от простой продажи товара. Задача продажи – заставить заказчика купить товар, находящийся на складе компании. В отличие от этого маркетинг заботится о том, чтобы компания произвела и поставила товар, нужный заказчику. При этом за основу принимаются потребности и требования покупателя, на них ориентируется проектирование и производство товара, исходя из них определяются цены, ведется рекламная кампания и формируется дистрибьюторская сеть.

Основу маркетинга составляют экономические категории, связанные между собой по Ф.Котлеру так, как показано на рис. 1.

С учетом пожеланий заказчика и его покупательной способности формируется спрос на продукцию (изделия, услуги), предлагаемую производителем. Потребности заказчика удовлетворяются путем обмена посредством денег. Все это реализуется на рынке, где предложения сопоставляются со спросом.

Основополагающие категории маркетинга взаимосвязаны, каждая из них исходит из предшествующей. В результате, как показано на рис. 1, маркетинговую концепцию можно представить в виде окружности1.

Непосредственная связь маркетинга с рынком облегчает обмен с целью удовлетворения потребностей человека. Процесс обмена требует определенной подготовки. Продавец должен искать и найти покупателей, выявить их потребности, предложить им качественные товары, организовать их рекламу, установить цену на товары и обеспечить их доставку потребителям.


Маркетинговая информационная система


Для успешного функционирования маркетинга как системы удовлетворения потребностей заказчика необходима информационная система, отвечающая потребностям менеджеров по маркетингу в информации о маркетинговой среде.

Согласно Ф.Котлеру, информационная система состоит из людей, оборудования и процедур сбора, оценки и распределения своевременной и точной информации, необходимой для принятия маркетинговых решений. Маркетинговые информационные системы создаются с учетом конкретных потребностей предприятий и поэтому у каждого предприятия своя система. Любое предприятие имеет ряд специфических особенностей как внутреннего характера (продукция, цена, дистрибьюторская сеть, связи), так и внешнего (рынок, конкуренция, заказчики и т.п.), влияющих на процессы принятия решений. В литературе в качестве минимального требования к маркетинговой информационной системе обычно приводятся информационные потребности каждого элемента маркетинга.

Начальным звеном информационной системы является менеджер по маркетингу. От него исходят требования к информации, необходимой ему для работы. В соответствии с потребностями менеджеров по маркетингу создается информационная система компании.

По Ф.Котлеру маркетинговая информационная система состоит из систем внутренней информации, маркетинговой разведки, маркетинговых исследований и аналитической маркетинговой системы.

Система внутренней информации

Она основывается на внутренних источниках данных (учет на предприятии). Каждое отделение компании собирает и регистрирует данные о заказчиках, продажах, затратах и текущем поступлении наличных средств (рис. 2).

Данные одного отделения могут быть полезны другим. Поэтому в компании целесообразно создать вычислительную сеть с базами данных, к которым имеют доступ все участники (любое отделение). Каждое отделение создает свою базу данных, в которую могут вводить информацию только работники этого отделения. Работники остальных отделений имеют право использовать информацию, содержащуюся в этой базе данных, но они лишены возможности вносить в нее изменения и вводить новую информацию. На основе информации, содержащейся в системе внутренней информации, менеджеры по маркетингу сравнивают результаты различных решений в различных временных интервалах. Информация, получаемая на выходе из этой системы, необходима для принятия решений, оперативного планирования и контроля.

Рис.1. Концепция маркетиега

Система маркетинговой разведки

Система маркетинговой разведки предоставляет информацию о динамике внешней среды (рис. 3).

Ежедневно поступающая информация позволяет менеджерам по маркетингу постоянно следить за состоянием маркетинга. Фиксируются прежде всего явления, имеющие большое значение для развития маркетинга в будущем, а также представляющие потенциальную опасность. Система маркетинговой разведки черпает информацию из различных источников – от работников компании, заказчиков, конкурентов, поставщиков и посредников, изобретателей и рационализаторов, а также из различных печатных изданий и рекламы. Нетрадиционным и до настоящего времени недостаточно используемым источником такой информации является компьютерная сеть Интернет.

Система маркетинговых исследований

Система маркетинговых исследований предусматривает проведение исследований с участием специалистов (рис. 4).

В задачи этой системы входят выявление и описание работ и проблем маркетинга, проектирование, развитие и оценка мер, предпринятых в этой области, мониторинг и контроль маркетинга, оценка рыночного потенциала, определение характера рынка, анализ объема продаж, изучение и анализ товаров-конкурентов, исследование цен и т.п. Особенно важна информация о покупательских намерениях потребителей, их отношении к товарам, рекламе и ценам компании. Маркетинговые исследования могут выполняться научно-исследовательским отделением компании или сторонними организациями соответствующего профиля.

Рис.2. Система внутренней информации   Рис.3. Система маркетинговой разведки  Рис.4. Система маркетинговых исследований  Рис.5. Аналитическая маркетинговая система

Аналитическая маркетинговая система

В ее рамках разрабатываются модели и осуществляется технический анализ маркетинговой информации и процесса принятия решений, после чего появляется возможность объяснить, предвидеть результаты и улучшить маркетинг (рис. 5).

Эта система аналогична системе поддержки маркетинговых решений. Она дает возможность менеджеру по маркетингу самостоятельно в диалоговом режиме использовать информацию, необходимую для принятия решений.

Аналитическая маркетинговая система должна помочь составить и реализовать маркетинговый план. Работа менеджера по маркетингу требует непрерывного сбора и обработки информации.

Перспективным и прогрессивным источником получения информации для маркетингового управления компанией и эффективного маркетинга являются информационные сети. Заключение торговых сделок посредством вычислительной техники – одно из и наиболее быстро развивающихся направлений применения таких сетей, открывающих новые горизонты для деятельности маркетинговой компании. Самой крупной и быстро развивающейся информационной сетью является Интернет. Растет число компаний, осуществляющих маркетинг на основе базы данных. Такая система предоставляет компании информацию о вероятности достижения успеха при продаже каждого конкретного изделия.

***

В конце XX в. информация играет решающую роль в деятельности менеджера по маркетингу. От нее зависит существование компании. Опыт процветающих компаний убеждает, что их успех объясняется наличием хорошо функционирующей информационной системы.


1Маркетинговая концепция – концепция управления, основанная на принципе удовлетворения потребностей заказчика.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz