Номер 4/01ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Государственное управление


Главное – подъем экономики и государственное регулирование на благо народа

ВЛАДИМИР ВОРОНИН
Президент Республики Молдова


• Республика Молдова за последние 10 лет стала беднейшей страной Европы и СНГ
• Двуединая стратегическая задача ныне заключается в консолидации общества и подъеме экономики
• Необходимо восстановить стратегическое госрегулирование экономики
• Все действия должны осуществляться в интересах страны и ее народа

За последние 10 лет власть “реформаторов” в Молдове себя полностью дискредитировала. Народ устал от издевательства над ним, голода, болезней, преступности. Экономика отброшена на уровень послевоенного 1946 г., стране нанесен урон, в 10 раз превышающий ущерб от Великой Отечественной войны. Почти четверть пашни в 2000 г. даже не была вспахана. Три четверти доходов стране дает таможня и только четверть – реальная экономика, поскольку целые отрасли прекратили свое существование. 25 тыс. детей ежегодно не учатся и не имеют возможности получить даже начальное образование. Доходы основных социальных групп населения уменьшились в 22 раза. Треть работоспособных молдаван выехала на чужбину на заработки. Только в России на различных работах находятся до 200 тыс. молдавских граждан. А всего в различные страны не от хорошей жизни подались до 600 тыс. жителей республики. По уровню человеческого развития Молдова занимает 102-е место из 174 стран мира. А еще в 1994 г. она стояла на 74-м месте. В итоге “демократические” преобразования превратили Республику Молдову в беднейшую страну Европы и СНГ.

Голодный человек не может быть свободным. Общество голодных людей не может быть демократическим. Народ можно обмануть. Даже, как видим, на 10 лет. Но народ нельзя обманывать бесконечно. Эта незыблемая жизненная истина и подтвердилась на парламентских выборах 25 февраля 2001 г. Дать людям работу, восстановить здоровье населения, покончить с коррупцией и преступностью – это мы предложили народу. И он нас поддержал. Без малого 800 тыс. избирателей вверили нам свою судьбу, будущее республики. Они поручили нам быть своими полпредами во власти. Они верят и надеются, что эта власть станет теперь действительно народной.


Новая власть и ответственность
за подъем страны и общества


Власть всегда легче завоевать, чем удержать. Это серьезнейшее предостережение как нельзя более актуально именно для нас. Мы пришли к власти в стране с разваленной и разграбленной экономикой, с обществом, которое раздирают неутихающие противоречия. Мы пришли даже не к власти, а на ее обломки, под которыми едва уже не были похоронены суверенитет и государственность республики, ее территориальная целостность.

Мы пришли во власть не ради власти, а ради народа и страны. И должны быть готовы к испытанию едва ли не самому суровому – испытанию властью. Свою последнюю надежду молдавский народ связал с коммунистами. Надежду на то, что еще не все потеряно; что можно возродить экономику и развить ее на современной основе; вернуть людям работу; восстановить разрушенные образование и медицину; дать перспективу молодежи и достойную старость пожилым; подавить коррупцию и преступность. Одним словом, надежду на то, что, придя во власть, мы сумеем вдохнуть в Молдову жизнь. Общество продемонстрировало отчетливое стремление к гражданской консолидации вокруг идеи возрождения страны и народа.

Стоящая перед новой властью стратегическая задача двуедина – консолидация общества и подъем экономики. Ведь без объединения усилий всех граждан невозможен реальный вывод страны из системного кризиса. В свою очередь без ощутимых сдвигов в экономике людей не сплотить никакими лозунгами и призывами. Но вначале о консолидации общества. Понятие это не абстрактное. Конкретно мы использовали его в избирательной кампании через девиз “Кто не против нас – тот с нами!” И он полностью себя оправдал.

Теперь этот выборный девиз должен стать принципом действий нашей правящей партии. За нас проголосовал каждый второй избиратель. Но мы в ответе и за тех, кто отдал свои голоса нашим конкурентам, Т.е. на все четыре года большинство избирателей теперь с нами. С нами те, кто желает добра своему народу и своей стране. С нами те, кто не занимается демагогией и не злорадствует, а трудится, не покладая рук, от парламента и правительства до предприятия, агрохозяйства или примэрии села. С нами те, кто не наживается на людских страданиях, а всеми силами стремится их облегчить. Все это и есть наш резерв той консолидации общества, которая нужна любой стране, а Молдове в ее нынешнем отчаянном положении – просто как воздух.

Представителям новой власти нужно как можно быстрее избавиться от синдрома оппозиционности. Прошло время всех критиковать и ни за что не отвечать. Теперь нужно повсеместно решать ежедневные насущные проблемы населения. Завоевав власть, мы автоматически взяли ответственность за действия всех ее ветвей и всех структур. Причем действовать надо не догматически, ссылаясь на какие-то программные положения, а творчески и диалектически, как требуют конкретная обстановка и складывающиеся объективные и субъективные условия.

Нельзя забывать, что нас буквально прессингует время. Прессингует в том смысле, что уже завтра избиратель предъявит нам счет: а что вы, коммунисты, сделали для улучшения моей жизни? И на такой вопрос нужно будет ответить не словами, как это делали “демократы” последние 10 лет, а делами. В послевоенной Германии Л.Эрхард положил в основу вывода страны из кризиса один незыблемый принцип: реальные подвижки к лучшему в своей жизни – пусть совсем небольшие, но подвижки – рядовой гражданин должен ощущать каждый год, каждый месяц и даже каждую неделю. Тогда общество поддержит перемены. Тогда общество поверит власти. Нужно ли говорить, насколько актуально все это для нас?

А потому стратегией и тактикой своих действий мы обязаны вернуть доверие людей к власти. “Демократы” в этом плане оставили нам тяжелое наследство. В сознании рядового гражданина власть стала символом цинизма и бездушия, безудержного казнокрадства, криминального и правового беспредела. Только по линии МВФ предыдущие власти набрали 1,5 млрд долл. Где они сейчас? Там же, где и аналогичные кредиты из других источников.

Чтобы добиться доверия к новой власти, есть только один метод: хозяйствовать разумно и не воровать. Причем на всех уровнях – от главы государства и до рядового труженика. Каждый, выдвинутый нами на тот или иной пост, должен четко знать: послаблений в этом смысле ему не будет никаких. Спрос с члена партии будет куда более строгим и принципиальным, чем с беспартийных. Если кто не готов к такой ответственности, ему лучше сойти с дистанции сейчас, на старте. Все это необходимо осмыслить и этим руководствоваться.

Власть принадлежит народу, а не партии. Наша партия, исповедующая демократический принцип политического плюрализма, никого не собирается теснить на политической авансцене. Для нас незыблемы права человека, свобода слова и вероисповедания, плюрализм мнений и другие основные принципы демократии. Мы будем заниматься конкретными делами на благо общества и страны.


Подъем экономики, экономическая политика и государственное регулирование


Экономика является основной несущей конструкцией того здания, которое мы с народом должны построить на полученном пепелище. У нас подготовлена Программа социально-экономического развития Республики Молдова, нацеленная на изменение сложившегося курса социально-экономических преобразований. Его будет осуществлять правительство профессионалов.

Возрождение национальной экономики – наша приоритетная задача. Мы рассчитываем удвоить государственный бюджет за счет лучшей собираемости налогов, введения государственной монополии на алкогольную и табачную продукцию, пресечения контрабанды нефтепродуктов, введения государственного контроля за ценами на энергоресурсы, искоренения коррупции, сокращения государственного аппарата.

Нами определены основные линии экономической политики. В банковскую деятельность, тем более коммерческих банков, никто лезть не собирается. Обращение денег – это тонкие кровеносные системы общества, тут чем меньше политики, тем лучше.

О приватизации можно тоже не беспокоиться. Пересмотра итогов приватизации не будет. Но нас интересует, что стало с приватизированными предприятиями, реализованы ли условия приватизации. Где инвестиции? Где выполнение заявленных целей? Где рост производства? Приватизацию не мы выдумали и есть немало примеров ее успешного проведения, причем в разных формах. В Молдове же выбрана одна форма приватизации по простой схеме: предприятие доведем до ручки, обанкротим, разрушим, всех поувольняем, далее аукцион и продажа по бросовой цене. У нас приватизацию превратили в политическое понятие, самоцель, а не в экономическую целесообразность.

Если при государственной форме собственности предприятие будет работать лучше, то зачем менять государственную форму собственности? Во всем мире роль государства в регулировании экономики возрастает, оно призвано решать экономические проблемы, а не создавать их, как в Молдове, где государство стало главным рэкетиром. Попробуй завести свое дело – на взятках при регистрации тебя разорят чиновники.

Мы за стабильность, за выполнение всех принятых нашими предшественниками обязательств. Нельзя со сменой власти начинать жить с чистого листа. Потому-то и инвестиции в республику не шли, что у нас была правительственная чехарда. Голосование 25 февраля впервые устанавливает политическую стабильность. Одна партия будет четыре года находиться у власти – одно это уже благоприятствует улучшению инвестиционного климата.

Социальная сфера – производная от экономики. Намечена разработка правительственной программы по созданию новых рабочих мест, прежде всего в отраслях сельского хозяйства. Уже до конца 2001 г. предполагается обеспечить работой не менее 90 – 100 тыс. граждан, покинувших вследствие безработицы пределы родной страны. В то же время понятно, что можно продекларировать увеличение пенсий в тысячу раз, но если экономика не дает такого роста, ничего не выйдет.

Не собираемся мы сворачивать и реформы. Но только те, что будут поддержаны обществом, т.е. реформы во имя народа, а не за счет народа. Мы полностью признаем все формы собственности, в том числе и частную. В то же время приоритет будет отдан коллективным формам хозяйствования. Особенно это касается аграрного сектора, в котором в результате так называемой земельной реформы дали каждому человеку по кусочку земли, а он стоит с лопатой и не знает, что с этим клочком делать. У нас есть четкая и реальная программа поддержки отечественного производителя и вообще деловых людей, предпринимателей. Для нас неприкосновенны законно приобретенная собственность и законные доходы. Мы полностью признаем право крестьян на полученную ими землю и всячески их поддержим.

Что касается демократии, то мы не только не намерены душить ее, но и сделаем все, чтобы развить демократию, вернуть ей истинный смысл, означающий власть народа. Именно в этом русле мы продолжим благотворные демократические преобразования в стране.


Интеграционные процессы
и международное сотрудничество


Мы не собираемся менять уже заявленные внешнеполитические приоритеты республики. Необходимо их расширять. Поскольку Молдова маленькая страна, то она должна быть в тех союзах, которые продиктованы ее интересами.

Одновременно внешнеполитический курс страны нуждается в корректировках. Необходимо более активное развитие взаимовыгодных связей со странами СНГ и прежде всего с Россией. Отношения с ней для нас являются одним из главных приоритетов – и в экономике, и во внешней политике. Станут активизироваться отношения с нашими соседями – Румынией и Украиной, с другими государствами. Самая же главная корректировка должна состоять в повороте вектора внешней политики в сторону национальных интересов. Мы будем там, где есть интересы нашей страны и народа. Мы будем с теми, кто эти интересы уважает.

Мы пришли к власти в самой бедной стране в центре Европы и понимаем всю ответственность в выстраивании отношений и с Западом, и с Востоком. Сотрудничество с другими странами для Молдовы очень важно, так как у нас дефицит ресурсов и узкие рынки сбыта.

Российская труба с газом в республике – это разве не наш интерес? Я не считаю интеграцию стран вмешательством во внутренние дела. Речь не идет о потере суверенитета или интеграции территорий. Российско-белорусский союз все больше берет за образец Европейское сообщество. А там главное – экономическая интеграция. Что нам дает вступление в союз с Россией и Белоруссией? Этот вопрос еще требует изучения. При этом обязательно выясним мнение народа на референдуме.

Что касается отношений с Западом, с международными финансовыми организациями, то мы подтверждаем все международные договоренности и обязательства страны, в том числе перед МВФ, ВБ и др. На встречах с западными дипломатами и международными представителями заявлено, что не будет никаких препятствий Западу в сотрудничестве с Молдовой.

В целом нам предстоит напряженная, тяжелая, порой и неблагодарная работа. Нам как никогда нужно быть максимально собранными и отмобилизованными. Это тот момент, когда каждый, разделяющий наши позиции, с полным основанием может и должен сказать себе: время выбрало нас.

Мы твердо заявляем, что при любых, самых трудных обстоятельствах будем настойчиво и решительно осуществлять главное дело своей жизни – защиту интересов трудового народа. Это единственно возможный курс, с которого мы не свернем никогда и ни при каких событиях. В этом наша сила, наша главная историческая перспектива.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz