Номер 2/02 Главная Архив К содержанию номера

XI Всероссийский экономический форум


10 декабря 2001 г. в Государственном Кремлевском дворце при поддержке правительств РФ
и Москвы, Государственной думы, Вольного экономического общества, Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей), ряда ведущих вузов страны состоялся
XI Всероссийский экономический форум “Кадры XXI века для российской экономики”.
В приветствии, с которым от имени правительства РФ к участникам форума обратилась вице-премьер Валентина Матвиенко, отмечено: “Накопленный нашей страной за эти годы опыт экономических преобразований убедительно показал, что движение вперед по пути прогресса
и развития, создание устойчиво развивающейся национальной экономики невозможно без глубокого понимания законов рынка, умелого использования новейших методов управления производством и персоналом. Россия остро нуждается в современных менеджерах и управленцах, квалифицированных специалистах, способных работать в новых экономических условиях”. Вице-премьер выразила уверенность, что выработанные на форуме рекомендации помогут определить основные направления кадровой политики в сфере подготовки, переподготовки
и эффективного применения кадрового потенциала с использованием новейших технологий управления персоналом.
Дискуссию открыл министр образования РФ Владимир Филиппов, который особое внимание обратил на проблемы, возникшие в стране в связи с переходом экономики на рыночные отношения.
О задачах, стоящих перед системой подготовки кадров, и путях их решения на Всероссийском экономическом форуме говорили президент Вольного экономического общества Гавриил Попов, вице-президент РСПП Владимир Щербаков, председатель Федерации независимых профсоюзов Михаил Шмаков, президент-ректор Академии государственной службы при президенте РФ Владимир Егоров, ректоры ведущих вузов и бизнес-школ, представители регионов, промышленных предприятий и научно-исследовательских центров.
В ходе дискуссии высказано более 50 предложений, обращенных к высшим органам законодательной и исполнительной власти РФ, в которых содержались рекомендации по укреплению системы образования в стране, улучшению качества подготовки специалистов для всех уровней экономики – от рабочих профессий до менеджеров высшей категории.

Главное в профобразовании – качество подготовки специалистов

ВЛАДИМИР ФИЛИППОВ
министр образования РФ


Требования к специалистам, предъявляемые современной экономикой, известны. Это фундаментальная подготовка, способствующая лучшей адаптации выпускников вузов к рыночным условиям, знание информационных технологий, владение вне зависимости от специальности основами экономики, права, менеджмента и т.д. Но при всей важности конкретных направлений главным в профобразовании остается совершенствование качества подготовки специалистов.


Ориентир – потребности бизнеса


Сегодня впервые после развала государственного планирования образования и вступления в действие рыночных механизмов распределения специалистов российская экономика начала предъявлять повышенный спрос на кадры. К сожалению, система профобразования оказалась не способной адекватно ответить на эти вызовы не только по качественным, что естественно, но, самое неприятное, и по количественным и структурным параметрам. Об этом говорят такие факты. В 2001 г. среднюю общеобразовательную школу закончили 1,3 млн человек, а в высшие учебные заведения принято 1,1 млн. В это число вошли не только выпускники того же года, но и других лет. Тем не менее считаем: для подготовки кадров ситуация ненормальная, когда примерно 70% выпускников средней школы становятся студентами вузов. Структура обучения должна быть совершенно иной. Доля специалистов начального и среднего звена, безусловно, должна быть существенно выше.

Конечно, невозможно восстановить полностью государственный план подготовки специалистов. Трудно будет реализовать и решение правительства ввести в систему профессионального образования государственный заказ, хотя бы в количественных показателях. Но современный аналог этим программам должен быть.

Сложность в том, что подготовка специалистов осуществляется по так называемому плану “от достигнутого”. Приняли в прошлом году определенное количество учащихся и студентов, увеличили это число на 10% – вот вам и задание на следующий год. К сожалению, ни Министерство экономического развития и торговли, ни Министерство труда и социального развития не формулируют предложения, какие специалисты на уровне рабочих, техников и специалистов с высшим образованием нужны экономике. И Министерство образования, которому спускают план приема в высшие учебные заведения, таким анализом не занимается.

Недавно ряд заинтересованных федеральных ведомств создали совместную рабочую группу, которой дано поручение сформулировать если не государственное задание, то хотя бы прогнозные потребности в специалистах для экономики. Но даже если эти данные на макроуровне и в разрезе отраслей и появятся, то их будет недостаточно. В таком документе обязательно должна присутствовать региональная составляющая. И здесь очень важна совместная работа ведущих ученых, экономистов федерального центра в лице Минэкономразвития, Минтруда, Минобразования и субъектов Федерации.

В конце 2001 г. мы уже получили из регионов расчеты потребности в специалистах. Есть данные о количестве юношей и девушек, заканчивающих 11-й класс в течение ближайших пяти лет. Эти сведения позволяют определить количество выпускников, которые могут быть направлены в профтехучилища, техникумы или вузы.

Перед системой образования остро стоит и проблема качества подготовки специалистов. На это указывает и Концепция модернизации образования в РФ на ближайшие 10 лет, одобренная в 2001 г. Государственным советом с участием главы государства и принятая к реализации правительством РФ. В частности, одно из не очень популярных и часто критикуемых ее положений – резкое усиление требований к аккредитации высших учебных заведений и их филиалов, в первую очередь негосударственных, вплоть до изменения законодательства, повышения требовательности к подготовке специалистов на платной основе. Поэтому необходимо знать мнение по этому вопросу не только специалистов высшей школы и науки, но в первую очередь представителей бизнеса, для кого мы готовим кадры. Важны также механизмы восстановления связи системы образования с производством, экономикой в целом, формы и методы повышения качества обучения. Что нужно сделать, чтобы совместная работа начиналась на более ранних этапах с момента разработки стандарта содержания образования по каждой специальности. Другими словами, бизнес должен дать ориентир – чему учить, какие знания нужны сейчас современной экономике.


Приоритет – начальному профобразованию


Разумеется, речь идет не только и даже не столько о подготовке специалистов с высшим образованием. Кадров с институтским дипломом у нас хватает. В Министерство образования и правительство РФ работодатели все чаще обращаются с просьбой усилить требования к качеству специалистов массовых профессий. В связи с подъемом промышленности, строительства и сельского хозяйства во многих субъектах РФ образовался дефицит квалифицированных рабочих кадров.

Более того, нам часто приходится привлекать рабочую силу из-за рубежа. Речь идет не о рабочих из ближнего зарубежья, а о классных специалистах из Турции, Югославии, которые строят престижные объекты в Москве и других крупных городах страны. Дошло до того, что даже здание Якутского госуниверситета при высоком уровне безработицы в этом регионе будут возводить югославы и получат за это 100 млн долл. В Сибири же, как это ни странно, не нашлось специалистов по строительству в условиях вечной мерзлоты.

Разумеется, наше министерство держит на контроле подготовку кадров массовых профессий. Недавно в г. Липецке по поручению правительства мы провели выездное заседание коллегии, где всесторонне обсудили эту проблему и наметили пути улучшения подготовки рабочих. Но этого недостаточно: для эффективного решения задачи нужны усилия всего общества.

В Концепции модернизации образования записано, что в ближайшие годы по финансированию приоритет будет отдан не высшему, а начальному профобразованию. А это значит, что надо изменить имидж ПТУ как социальных отстойников, который сформировался в последние десятилетия.

Мы признаем, что государство должно регулировать структуру подготовки кадров. Но чем стимулировать выпускника средней школы пойти не в вуз, а в ПТУ? Когда ставится вопрос, что важнее – образование или хорошая работа, считаю для человека главным высокооплачиваемую работу, дающую возможность обеспечить семью. В этой связи вспоминаю Брюссель, где я 19 лет назад работал профессором, и плакат, развешанный по всей Бельгии. На нем были изображены глаза сумасшедшего и подпись: “Он не сумасшедший. Он – безработный”. Вот и мы сегодня должны сделать все, чтобы найти эффективные рыночные механизмы привлечения людей к получению престижных рабочих профессий, дающих им надежную защиту от безработицы, от которой институтский диплом не всегда может уберечь. Другого пути у нас нет.

Во-первых, в Конституции РФ сказано: высшее образование получают на конкурсной основе. Во-вторых, в ближайшие пять лет в стране сохраниться ситуация, при которой из средней школы будет выпущено 1,3 млн человек при 1,7 млн бесплатных бюджетных мест в вузах, техникумах и ПТУ. Иначе говоря, надо закрыть 400 тыс. мест – на них не хватит молодых людей. А это как раз столько, сколько учащихся ПТУ.

Другой вопрос – промышленность испытывает огромный дефицит кадров, в первую очередь станочников. Учебные заведения профобразования готовы обучать молодежь этим профессиям. Но выпускники школ не хотят учиться в ПТУ, считая рабочие профессии непрестижными. Выход может быть такой: в штат школ нужно срочно вводить специалистов по профориентации, психологов и т.д. Но это должно быть заботой не только министерства и системы образования, а всего общества.

Кое-где на заводских корпусах сохранились надписи “Нет на свете выше звания, чем рабочий человек”, оставшиеся с 80-х годов ХХ в. Они напоминают нам, что в те годы была идеология высокого престижа рабочих профессий, дающих человеку не только хорошую заработную плату, но и уважение в обществе. А сейчас даже государственные телеканалы не сочли нужным рассказать об итогах всероссийского конкурса на право войти в тысячу лучших предприятий страны. А ведь победители получали ордена, почетные дипломы. Работникам СМИ показалось это неинтересным.


Второе образование – по заказу бизнеса


В нашей стране сегодня работают 600 государственных вузов и 1100 государственных институтов повышения квалификации. Но финансирование системы переподготовки кадров и получения второго образования в этих вузах на 90% поступает не из государственного бюджета, а из промышленности, бизнеса, экономики и частных взносов. И это справедливо.

В какой-то степени государство должно делать заказ. Например, на повышение квалификации педагогов общеобразовательных школ, подготовку учителей-экономистов в педагогических вузах. Опыт такой есть. Например, Финансовая академия ведет эту учебно-методическую работу не только в масштабах России, но и СНГ. Более того, есть решение об изучении в школах основ экономики и права. Но для реализации этого плана нужны подготовленные преподаватели.

В свое время в учебные программы педвузов были введены спецкурсы по экономике и правоведению. Но выпускники, получившие такую подготовку, пошли не в школу, а в бизнес. Поэтому мы отказались и от предложения нефтяной компании ЮКОС, которая готова была организовать Интернет-образование для будущих учителей и финансировать расходы педвузов по созданию современной технической базы. Если бы я был только министром высшего образования, то предложение бы принял. Но поскольку министерство единое, то вынужден был отклонить эту идею. Нам удалось убедить руководителей ЮКОСа финансировать центры информатики, созданные по всей стране. И сегодня на деньги этой компании примерно 250 тыс. работающих в школе учителей получают там новую квалификацию.

Могут быть и другие решения. Например, можно готовить школьных преподавателей на базе институтов экономики. В этом случае выпускникам, желающим пойти на работу в школу, в течение одного-полутора лет можно дать дополнительное образование на базе учебно-методических отделений.

В мировой практике есть и другие формы переподготовки кадров. В частности, широкое распространение имеет система внутрифирменного образования. Накоплен также опыт неформального образования, к которому мы еще и не приступали. Этот термин не звучит даже в кругу российских специалистов.

Конечно же, для реализации этих проектов надо использовать государственные, бюджетные рычаги. Но еще большее значение могут играть механизмы рыночной экономики и неформальных уровней образования. Сейчас экономику пока обеспечивают люди, получившие неплохое образование в советское время. Но будущее за выпускниками 90-х годов и последующих десятилетий. И в этой связи очень важно, чтобы эти специалисты имели соответствующую подготовку.

Часто возникают дискуссии и по поводу сроков и формы обучения в средней школе и системе профобразования. В Концепции модернизации образования, в частности, записано, что в первый класс будут приниматься дети в возрасте шести лет, а срок обучения увеличивается с 11 до 12 лет. А это значит, выпускаться из средней школы юноши и девушки будут, как и сейчас, в возрасте 18 лет. Никакого более позднего окончания школы, о чем многие проявляют беспокойство, не допускается. Опыт более раннего обучения детей широко используют все развитые страны мира.

Аналогичные проблемы возникли и в сфере профобразования. В частности, многих ректоров вузов беспокоит некоторое сокращение сроков подготовки специалистов высшей квалификации, вызванное тем, что мы перешли от моноуровневой пятилетней подготовки к системе “четыре плюс два”. Готовы ли мы к этому? Вопрос не простой, его надо обсуждать в рамках всего общества. Но следует учитывать, что в 1999 г. 31 страна Европы приняла декларацию о том, что в ближайшие 10 лет в рамках строительства единой Европы будет сформирована единая структура высшего образования, позволяющая, не нарушая стабильности, реализовывать подготовку специалистов с помощью дистанционных технологий и в различных университетах. Система такова: на базе 12-летнего среднего образования, которое действует во всех европейских странах, кроме России, высшее образование будет строиться на принципах: три года на подготовку бакалавра плюс один-два года на получение степени магистра.

Все сказанное выше говорит об одном: нам надо объединить усилия не только государственных структур – министерств образования, труда, экономического развития и торговли, но и союзов промышленников и предпринимателей, экономических обществ и совместно разработать эффективную концепцию перестройки системы образования, способную на новом уровне организовать работу с кадрами. У нас есть такой шанс. Согласно опросу общественного мнения, проведенного РОМИРом, на вопрос “что у вас вызывает наибольшее доверие в будущей жизни?”, 64% респондентов на второе место поставили оборону, которую мы справедливо считаем лучшей в мире. На первое же место вышло образование. За него свой голос отдали 68% опрошенных. И это дает нам право с оптимизмом смотреть в будущее.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz