Номер 6/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Что стоит за волной слияний?

СТАНИСЛАВ МЕНЬШИКОВ
доктор экономических наук, профессор,
главный научный сотрудник Центрального
экономико-математического института РАН


•Для нынешней волны централизации капитала характерно объединение уже сложившихся транснациональных концернов
•Главные выгоды от слияний в промышленности связаны с экономией
на дорогостоящих работах по разработке и созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новую технологию

За последние годы в промышленно развитых странах значительно возросли количество и масштабы слияний и иных союзов между крупными корпорациями. Из элементарных курсов экономики известно, что концентрация и централизация капитала – одна из основополагающих тенденций, наблюдаемая практически непрерывно с тех пор, как сложилась капиталистическая система, т.е. более двух столетий. Вместе с тем в этом процессе можно зафиксировать несколько периодов особенно высокой интенсивности.

n Один из них приходится на самый конец XIX и начало ХХ в., когда впервые появились компании, занявшие в ряде отраслей монопольное или олигопольное положение. Возможность существенно влиять на рыночные цены, манипулируя производством и предложением, обеспечивало им особенно высокую прибыльность и меняло самую суть рыночной экономики, базировавшейся до этого преимущественно на принципах свободной конкуренции.

В последующие десятилетия сфера деятельности таких компаний значительно расширилась. Появились многоотраслевые промышленные гиганты, господствовавшие одновременно в нескольких разных, не обязательно технологически связанных между собой производствах. Позже началась волна превращения национальных компаний в транснациональные, когда фирмы, первоначально выросшие в одной стране, создавали или скупали предприятия, находящиеся в других странах.

n Нынешняя волна централизации капитала характерна слиянием  или иными формами объединения уже сложившихся транснациональных концернов, т.е. представляет собой как бы сверхконцентрацию компаний, которые по своей величине уже достаточно велики. Казалось бы, расти им дальше некуда, но тем не менее их интенсивное слияние продолжается даже на этом весьма высоком уровне.

Как видно из таблицы, в которой приведены данные о 20 крупнейших слияниях за последние 14 лет, подавляющее большинство их (17 из 20) приходится на последние три года (1996-1998 гг.), при этом 9 из 10 самых крупных слияний состоялись в 1998 г., причем 8 – на протяжении первого полугодия. Такая концентрация слияний больших концернов во времени не имеет исторических прецедентов. Ведущая страна слияний – США (14 из 20). Среди отраслей явно выделяются банки, финансы, торговля, а также связь (телекоммуникации). На обрабатывающую промышленность приходится только одно крупное слияние всемирно известных автомобильных гигантов "Даймлер-Бенц" и "Крайслер"1.

Что же сейчас толкает крупнейшие концерны к объединению? Рассмотрим некоторые примеры последнего времени, которые особенно часто находятся в центре внимания прессы.

20 крупнейших слияний с 1984 г.*
Названия и национальная принадлежность компаний Отрасль Дата слияния
"Трэвелерс груп" (США)
"Ситикорп" (США)
страхование
банк
апрель 1998 г.
"Эс-Би-Си коммьюникейшнз" (США)
"Америтех" (США)
телевидение
связь
май 1998 г.
"Бэнк оф Америка" (США) – "Нэшнл бэнк" (США) банки апрель 1998 г.
"Эй-Ти-энд-Ти" (США) – "Телекоммьюникейшнз" (США) связь июнь 1998 г.
"Даймлер-Бенц" (Германия) – "Крайслер" (США) автомобили май 1998 г.
"Уорлд Ком" (США) – "Эм-Си-Ай" (США) связь октябрь 1997 г.
"Америкэн хоум продактс" (США) – "Монсанто" (США) потребительские товары, химия июнь 1998 г.
"Норсуест" (США) – "Уэллс Фарго" (США) финансы,
услуги
июнь 1998 г.
"Сандос" (Швейцария)
"Сиба" (Швейцария)
химия
медикаменты
март 1996 г.
"Бэнк уан" (США) – "Ферст Чикаго" (США) банки апрель 1998 г.
"Эй-Би-Си коммьюникейшнз" (США) – "Пасифик телесис" (США) связь апрель 1996 г.
"Эс-Би-Си" (Швейцария) – "Юнион бэнк" (Швейцария) банки декабрь 1997 г.
"Белл Атлантик" (США) – "Найнекс" (США) связь апрель 1996 г.
"Колберг Крейвис Робертс" (США) – "Ар-Джи-Ар Набиско" (США) продовольствие октябрь 1988 г.
"Беркшайр Хэтавей" (США) –"Дженерал ре" (США) розничная торговля июнь 1998 г.
"Мицуи бэнк" (Япония) – "Таё Кобе бэнк" (Япония) банки август 1989 г.
"Уолт Дисней" (США)

"Кэпитэл ситиз – Эй-Би-Си" (США)
кино, развлечения
телевидение
август 1995 г.
"Ферст юнион" (США)
"КорСтейтс файненшл" (США)
банк
финансы
ноябрь 1997 г.
"Цюрих" (Швейцария) – "Би-Эй-Ти индастриз файненшл сервисиз" (Англия) финансы май 1997 г.
"Гранд метрополитен" (Англия)
"Гиннес" (Англия)
торговля
финансы
май 1997 г.

Источник: по данным журнала Acquisitions Monthly.
*Перечень слияний составлен в порядке убывания совокупной стоимости совместных активов объединяющихся компаний – от 83 млрд долл. (1-е место) до 17 млрд долл. (20-е место).

Что же сейчас толкает крупнейшие концерны к объединению? Рассмотрим некоторые примеры последнего времени, которые особенно часто находятся в центре внимания прессы.

n Крупным событием этого года является создание совместного предприятия в области телефонной связи американской компании "Эй-Ти-энд-Ти" и английской "Бритиш телеком". Оно типично для отрасли, относимой до сих пор к сфере "естественных монополий", где в каждой стране, как правило, господствовала лишь одна монопольная компания, чаще всего (но не обязательно)  принадлежавшая государству. Ныне эта традиция рушится под влиянием двух процессов – революционных изменений в технологии передачи на расстояние больших масс информации и создания внутренних коммуникационных систем транснациональных корпораций (ТНК).

До недавнего времени национальные телефонные компании обслуживали клиентов исключительно на своей территории. Для установления связи с   иностранными клиентами использовались обычные коммерческие контакты с телефонными компаниями других стран. С распространением ТНК возникла необходимость создания оперативной телефонной связи  между предприятиями одной и той же корпорации, находящимися в разных странах. Чтобы сократить расходы на эти цели, требовалось создание специальных линий или "колец" связи, пересекающих национальные границы и позволяющих осуществлять связь по низким, чаще всего местным, тарифам. Для этого национальные телефонные компании стали объединяться, сливаясь или создавая совместные предприятия.

Так, несколько лет назад было образовано объединение "Юнисорс", которым владеют голландская, швейцарская, шведская и некоторые другие западноевропейские телефонные компании. Вскоре в долю вошла крупнейшая в США компания "Эй-Ти-энд-Ти". В результате стало возможным создание внутренней телефонной связи, например, между американской штаб-квартирой ТНК и ее филиалами по всей Европе или, наоборот, между европейской штаб-квартирой ТНК и ее филиалами в США. Так, американская электротехническая компания "Уэрлпул" через "Юнисорс" напрямик связала себя с 46 своими отделениями в 18 европейских странах, а также последние между собой. "Юнисорс" соединила крупнейший в Голландии банк "АБН-АМРО" с его отделениями по всему миру.

Число такого рода транснациональных объединений в сфере телекоммуникаций в последние годы быстро растет. Оборот внутренней международной телефонной связи ТНК в 1998 г. достиг 40 млрд долл., а к 2007 г. возрастет предположительно до 200 млрд долл., что означает среднегодовой прирост в 17,5% (один из наиболее быстро растущих рынков). Естественно, что в борьбу за долю  на столь прибыльном рынке вступили практически все крупнейшие национальные компании в области связи. Для этого, однако, им необходимо объединяться в транснациональные союзы.

Упомянутое выше новое объединение "Эй-Ти-энд-Ти" и "Бритиш телеком" – один из таких потенциально крупнейших союзов. Территория, где эти компании соединяют свои усилия, охватывает Северную Америку, а также значительную часть Южной Америки, Европы, Азии, Океании (237 стран). Считается, что годовой оборот объединения первоначально составит 10 млрд долл. и принесет 1 млрд долл. чистой прибыли в год (в 5 раз больше того, что сейчас зарабатывает "Юнисорс"). Ожидается, что данные показатели будут ежегодно расти на 15% и более.

Почему произойдет столь быстрый рост? Это вызвано тем, что возрастающая доля передаваемых телефоном электронных сигналов приходится ныне не на телефонные разговоры, а на массивы цифровой, текстовой и видеоинформации как через Интернет, т.е. общедоступную всемирную сеть электронной почты, так и через внутренние каналы связи ТНК. Для передачи таких объемов информации ни старые телефонные кабели, ни АТС не годятся. На смену им пришли кабели из стекловолокна и компьютеры-серверы, через которые ко всемирной сети ("паутине") подключаются персональные и иные компьютеры индивидуальных и деловых пользователей. Пропускная способность этих систем гораздо больше, чем старых. И хотя они неизмеримо эффективнее и, следовательно, дешевле в эксплуатации, на их создание (и демонтаж старых систем коммуникаций) потребуются годы и огромные затраты. Для экономии на капитальных затратах и происходит объединение крупнейших телефонных компаний мира.

Разумеется, эта активность развивается на фоне резко обостряющейся конкуренции за рынки. Например, компания "Бритиш телеком" первоначально договаривалась о союзе с американской  "Эм-Си-Ай", главным соперником "Эй-Ти-энд-Ти", но последняя сумела все же одержать верх. Ведь при таком объединении стороны автоматически приобретают готовую телефонную сеть партнера и его постоянных клиентов, т.е. сразу существенно расширяют собственные возможности, не делая крупных дополнительных затрат. Кто-то при этом неизбежно теряет. Так, предполагается, что "Эй-Ти-энд-Ти" разорвет свой прежний союз с "Юнисорсом", поскольку тот является сильным конкурентом "Бритиш телеком" в Европе. "Юнисорс", возможно, потеряет некоторых американских клиентов. Другой конкурент – "Глобал уан" (объединение германского и французского "Телекомов", а также американского "Спринта") – работает пока в убыток. Западноевропейские компании никак не могут составить одно сверхкрупное объединение, которое бы успешно противостояло американским гигантам.

n Более удачно выступил германский автомобильный концерн "Даймлер-Бенц", играющий, несомненно, первую скрипку в недавнем слиянии с американским концерном "Крайслер". Это приобретение дополняет тесную связь с японским концерном "Ниссан", с которым "Даймлер-Бенц" имеет совместное предприятие по производству легких грузовиков. Главный смысл данных объединений на первых порах – не столько экономия на производственных затратах, сколько приобретение готовой сбытовой сети в сфере деятельности партнера и ликвидация двойных усилий там, где она имеется.

Однако это оказывается не таким легким делом, как кажется на первый взгляд. Глава концерна "Даймлер-Бенц" Юрген Шремп недавно заявил, что на притирку персонала немецкой и американской компаний потребуется не менее трех лет. Например, работникам "Даймлера", привыкшим отдавать предпочтение собственным филиалам в США, придется теперь научиться рассматривать отделения "Крайслера" не как конкурентов, а как членов своей "семьи". Объединение собственности акционеров в данном случае только первый шаг, за которым следуют месяцы и годы интеграции на уровне производства и сбыта. Связь с концерном "Ниссан", например, "Даймлер" начал именно со сложения производственных усилий, что предполагает стандартизацию до 80% компонентов. В противном случае невозможно реализовать экономию на масштабах производства, т.е. снижение текущих издержек на единицу продукции.

При слиянии компаний нередко появляются непредвиденные проблемы иного рода. Например, немецкая компания "БМВ" вела переговоры о покупке британской автомобильной фирмы "Роллс-Ройс", которая выпускает как машины этой знаменитой марки, так и марки "Бентли". Другой немецкий концерн "Фольксваген" назначил более высокую цену и перекупил британскую фирму. Однако, как выяснилось, по отдельному контракту за "БМВ" осталось исключительное право на выпуск автомобилей  марки "Роллс-Ройс".

Возник конфликт, разрешившийся компромиссом. "БМВ" получила право на постройку в Великобритании нового завода для выпуска "Роллс-Ройсов" и их продажу начиная с 2003 г. До того времени автомобили данной марки будет выпускать "Фольксваген" на старом заводе по лицензии от "БМВ", получая от этого выручку и прибыль. Оставляя за собой право на эту деятельность после 2002 г., "БМВ" считает, что сохраняет престиж марки "Роллс-Ройс", который упал бы в глазах потребителей, если бы данные машины стал выпускать "Фольксваген", чье название прочно связалось с относительно дешевыми "народными автомобилями".

n Иные проблемы встают перед европейской военной промышленностью. В последние годы здесь возникла "паутина" из взаимных связей, союзов и совместных производств, которая со временем может привести к слиянию в один мощный общеевропейский концерн.

Уже сейчас 70% продукции компании "Даймлер-Бенц аэроспейс" ("Даса") – авиаракетного филиала холдинга "Даймлер" приходится на совместные проекты с другими странами ЕС. "Даса" ведет переговоры о слиянии с английской компанией "Бритиш аэроспейс". Они хотели бы подключить к объединению и французскую "Аэроспасьяль", чтобы создать, наконец, панъевропейский военный концерн. Дело тормозится тем, что "Аэроспасьяль" принадлежит государству, а немецкие и британские партнеры предпочли бы иметь дело с частной компанией. В порядке частичной приватизации "Аэроспасьяль" собирается пойти на слияние с частной военной французской фирмой "Лагардэр", которой принадлежит военный концерн "Матра". При этом, однако, за бортом останется французская компания "Дассо", выпускающая всемирно известный штурмовик "Мираж". Согласятся ли немецкие и британские партнеры с таким вариантом, пока неизвестно.

Другая проблема связана с тем, что западноевропейские компании хотели бы приобрести контроль над американской военной фирмой "Нортроп-Грумман", что положило бы начало трансатлантическому слиянию авиаракетных компаний, однако возникло непреодолимое пока препятствие в лице Пентагона, который решительно возражает против иностранного контроля над одним из ведущих американских производителей вооружения.

* * *

Подводя итоги, можно сказать, что главные выгоды от слияний в промышленности связаны с экономией на дорогостоящих работах по разработке и созданию новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новую технологию. Дополнительная экономия получается и от сокращения административных расходов на содержание чрезмерно большого управленческого аппарата. Сравнительно меньшее значение имеет экономия на масштабах производства (снижение текущих издержек производства), хотя и она существенна. Весьма важен фактор "присутствия на рынке", который заставляет компании заключать союзы по всему миру. Например, повсеместное присутствие таких общеизвестных марок, как "Кока-кола", "Адидас", "Сони" и т.п., дает их владельцам огромные рекламные преимущества. Ну и, конечно, ни один из конкурирующих олигополистов не может позволить себе отстать от конкурентов по доле на рынке. Это, как считается, надолго обеспечивает лидерство и преимущества в конкурентной борьбе.

Огромную роль в нынешней волне слияний играет прогрессирующая глобализация мировой экономики и ускорение технического прогресса, особенно на отдельных участках экономической деятельности. Глобализация объясняет и колоссальные слияния в банковском деле. Поскольку эти тенденции будут действовать и дальше, в ближайшие годы волна слияний вряд ли пойдет на спад.


1Таблица оставляет в стороне многочисленные случаи приобретения крупными партнерами более мелких фирм. Не включает она и создание совместных предприятий, что ведет к интеграции производственных процессов участников и часто является лишь первым шагом к слиянию акционерной собственности.

КТО ВИНОВАТ?

Продолжение. Начало на стр. 23

1.4. Число лиц, потерявших трудоспособность. Это тоже жертвы неестественных причин, но не смертельные. Эту категорию составляют, например: инвалиды войн и несчастных случаев, наркоманы и алкоголики.

1.5. Качество жизни. Очень  сложный для измерения многомерный показатель, использующийся  только в самых развитых западных  странах и не имеющий хоть сколько-нибудь унифицированных способов измерения. При этом учитывается и среднее число дней временной нетрудоспособности в году, и среднее число зубов во рту, и многое другое.

В любом случае заинтересованный и уважающий себя читатель (а на другого мы и не рассчитываем) поймет, что для научного анализа важен метод измерения. Использовав метод, применяющийся в соседнем регионе (стране), мы получим сравнение с результатами труда соседей. Избрав любой другой из существующих методов и применяя его стабильно, мы можем получить динамику процесса, например, в начале и в конце правления данного правительства. Очевидно, что полученные разными методами измерения кривые динамики процессов будут более похожи, чем абсолютные цифры. Мы предлагаем отдавать предпочтение динамике. Например, если за время пребывания в должности руководителя облгосадминистрации число убитых преступниками уменьшилось с 13/10 000 до 6/10 000, а число самоубийств возросло с 0,77/10 000 до 3/10 000, то легко определить уменьшение числа жертв на 4,77 человека на 10 000 единиц населения. Идеология, на которой основываются авторы этой статьи, предполагает, что это хорошо.

2. Экономические показатели

2.1. Валовой национальный продукт на душу населения.

2.2. Средний доход населения в абсолютных цифрах. Эти показатели популярны и не требуют особых пояснений.

2.3. Уровень жизни. Сложный и  многомерный, но имеющий несколько подробно разработанных  унифицированных методов измерения показатель

Необходимо заметить, что измерение таких сложных показателей, как уровень и качество жизни – весьма дорогостоящие процедуры, и применение их в масштабах микрорайона или даже карликового государства может, в полном соответствии с принципом Паули, оказать влияние на измеряемую величину.

2.4. Процент собираемости налогов. Этот показатель, наверное, еще труднее, чем прочие, определить изнутри страны, находясь в искаженном информационном пространстве коррумпированного чиновничества. Измерить его можно только косвенными методами, они хорошо разработаны и дают очень точные результаты. Поскольку положения налогового законодательства публикуются, а данные о собранных налогах вычисляются из расходов государства, которые трудно спрятать от мировых банков, то задача сводится к определению реального валового национального продукта и его структуры. Чаще всего для этого используется сбор и обработка рассеянной информации и другие разведывательные методы.

Продолжение на стр. 36

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz