Номер 6/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Основные принципы организации беспроцентного банковского дела

МУЗАФФАР А. ШЕЙХ
профессор
ДЖЕРАРД А.КЭХИЛЛ
адъюнкт-профессор
Флоридский технологический институт (США)


• Вследствие геополитических изменений в ряде мусульманских государств началось становление исламской банковской системы
• Исламский банк оперирует в отсутствии процентных отношений, используя основанные на исламских принципах инструменты
• Рабочими средствами являются беспроцентные счета – текущий, инвестиционный, кредитный

Сегодня мусульмане составляют примерно 20-25% мирового населения, и их численность быстро увеличивается. Мусульманские страны стремятся перестроить общепринятые системы (как в частном, так и государственном секторах) в исламские. Одним из направлений этой деятельности является экономическая и финансовая реорганизация существующих систем на основе исламских принципов отрицания процентных отношений. Сердцевину процесса составляет исламское банковское дело.


Опасности ссудного процента


Религиозные каноны запрещают мусульманам участвовать в операциях, связанных с процентом. В основе этого запрета лежат следующие соображения.

1. Процент вызывает тенденцию к накопительству, побуждает стремление получить как можно больший доход без существенных затрат труда. В результате создается препятствие свободному притоку денежных средств в торговлю и бизнес. Деньги циркулируют главным образом среди богатых. Бедные, в том числе обладающие знаниями и способностью к труду, лишены средств. Они вынуждены постоянно прикладывать огромные усилия, чтобы выполнить свои процентные обязательства. Это нарушает фундаментальный принцип культурного и социоэкономического единства общества.

2. Когда отдельное лицо или организация занимает некоторую сумму у другого лица (например, для ведения торговли) и обязуется помимо ее выплатить дополнительную сумму (т.е. процент) за пользование деньгами в течение определенного периода, то это сразу ставит стороны в неравное положение. Заемщик платит больше, чем он занял (невыгодное положение), а кредитор извлекает выгоду без всяких усилий (выгодное положение). Если же кредитор становится участником торговых операций с согласованной долей участия в прибылях или убытках, то такая сделка приобретает справедливый характер.

3. При получении процентной ссуды некоторые заемщики не всегда заинтересованы в строгом соблюдении сроков погашения основной суммы кредита, так как не уверены, что будут в состоянии регулярно выплачивать что-либо сверх процентов, которые могут оказаться непомерными. Так они попадают в порочный круг ежемесячного погашения процентов, выделяя лишь незначительные суммы на погашение основного долга.

Классическими примерами общепринятой системы ссудного процента являются кредит по открытому счету и ипотечный кредит. В рамках беспроцентной системы независимо от конкретно применяемого инструмента заемщик уверен, что его усилия и платежи в конечном счете направляются на погашение основной суммы задолженности. Это служит стимулом к упорному труду ради погашения кредита.

4. В системе кредита на основе процента кредитор имеет сильную мотивацию, поскольку ему гарантирована выплата как основной суммы, так и процента. История свидетельствует, что этот тип отношений дал толчок феодализму, ростовщичеству, применению жестоких методов взимания долга. Даже сегодня некоторые агентства по взысканию долгов (инкассирующие учреждения), стремясь получить вознаграждение от кредитора, постоянно тревожат заемщиков, а в случае неспособности последних погасить ссуду прибегают к конфискации собственности, обеспечивающей основные жизненные потребности.

5. В бизнесе этичной является лишь та ситуация, когда индивид получает вознаграждение (“делает деньги”) пропорционально затратам умственного и физического труда. При процентной сделке кредитор не прикладывает никаких усилий и не тратит никаких денег, но тем не менее получает основную сумму и проценты. Даже в случае, когда бизнес заемщика, в который он инвестировал ссуду, терпит убыток, кредитор ожидает возврата основной суммы плюс проценты.

6. В условиях системы процентного кредита заемщик вынужден изыскивать бизнес, который может принести прибыль, достаточную для выплаты процентов и удовлетворения собственных нужд. Бремя процентных платежей заставляет заемщиков обращаться к высокоприбыльным, но аморальным или бесполезным для общества видам бизнеса. Без давления процентных платежей, вероятность инвестирования заемных средств в легальные виды бизнеса была бы значительно больше.

7. В рассматриваемых условиях большинство кредиторов не имеет конкретного интереса в хозяйственной деятельности заемщика. Их заботит лишь погашение ссуды и получение процентов в назначенные сроки. В случае упадка бизнеса заемщика кредитор воздерживается от дальнейшего кредитования. Если же контрагенты объединены партнерскими отношениями, кредитор становится заинтересованным в деле заемщика. Например, при ухудшении положения, вызванном нехваткой средств, у кредитора есть стимулы к поддержке бизнеса с целью выхода из кризиса.

Наконец, общепринятая процентная банковская система ведет к неравенству между богатыми и бедными. Ислам стремится к благосостоянию всех граждан в обществе. Примером крайней зависимости от процента служит тот факт, что Федеральная резервная система США может изменить процентную ставку в целях воздействия на рост национальной экономики. Повышение процентной ставки обычно означает замедление экономического роста. Недостатки процентной системы отмечают и многие западные эксперты.


Инструменты исламского
банковского дела


В исламскую систему входят шесть инструментов (институтов), позволяющих исламским банкам и финансовым учреждениям успешно оперировать не участвуя в процентных сделках. Это Mudhaarabah (специальное партнерство), Mushaarakah (регулярное партнерство), Qardul Hasanah (беспроцентная ссуда), Zakah (обязательная благотворительность), Baitul Maal (государственное казначейство) и Центральный исламский банк.

Mudhaarabah (специальное партнерство)

Эта мера предполагает, что одна сторона (поставщик капитала, или Mudhaarib) предоставляет капитал, а другая (оператор, или Dhaarib). инвестирует его в торговлю или иной бизнес. С каждой стороны могут участвовать одно или несколько лиц, организация, финансовая группа или банк. Например, в одном варианте индивид может положить средства на банковский депозит, предназначенный для инвестиции по системе Mudhaarabah, в другом – банк  в рамках рассматриваемых отношений может вложить средства в бизнес.

В системе Mudhaarabah поставщик капитала и оператор участвуют в прибыли в соответствии с оговоренной долей или ставкой. Какая-либо абсолютная сумма не может быть оговорена. Обычно распределение долей между поставщиком капитала и оператором составляет 60:40. Однако в случае убытка поставщик капитала принимает его на себя в полном объеме, а оператор не получает от сделки ничего. Если нет ни прибыли, ни убытка, то результат для оператора также нулевой (поставщик капитала в этом случае возмещает первоначальный капитал).

Оператор действует как менеджер или предприниматель в зависимости от типа сделки. Он свободен в выборе направлений вложения капитала в любой торговый или промышленный бизнес, дозволенный исламом. Оператор мотивирован тем, что его прибыль и прибыль поставщика капитала находятся в прямой зависимости. Его задача – обеспечить успех бизнеса, так как в случае убытка он ничего не получит за свой труд.

В сделке типа Mudhaarabah могут участвовать один поставщик капитала и несколько операторов (особенно, если бизнес отличается крупными масштабами) либо несколько поставщиков капитала и единственный оператор. Все зависит от типа бизнеса, его потребностей, заинтересованности участников. Участие в прибыли и убытке поставщиков капитала пропорционально их капиталовложениям, а распределение прибыли среди операторов зависит от объема работ.

Пример 1.

Условия: один поставщик капитала инвестирует 500 тыс. долл.; два оператора - один мастер и один работник; согласованные доли распределения прибыли между поставщиком капитала и операторами - 60:40; согласованные доли распределения прибыли между операторами - 55:45; срок сделки - один год.

Результат: прибыль в размере 80 тыс. долл.

Расчеты:
поставщик капитала получает 80 тыс.долл. х 0,60 = 48 тыс.долл. плюс первоначальный капитал 500 тыс. долл.;
мастер получает 80 тыс.долл. х 0,40 х 0,55 = 17,6 тыс.долл.;
работник получает 80 тыс.долл. х 0,40 х 0,45 = 14,4 тыс.долл.

Пример 2.

Условия: два поставщика капитала инвестируют 500 тыс. долл., первый - 300 тыс. и второй - 200 тыс.; один оператор; согласованные доли распределения прибыли между поставщиками капитала и оператором - 60:40; срок сделки - один год.

Результат: убыток в размере 30 тыс. долл.

Расчеты:
первый поставщик капитала теряет 30 тыс.долл. х 3/5 = 18 тыс.долл.;
второй поставщик капитала теряет 30 тыс.долл. х 2/5 = 12 тыс.долл.;
оператор ничего не получает.

Из этих примеров видно, что в сделке типа Mudhaarabah нет никакой искусственно введенной величины ссудного процента. Операторы стимулированы к успешному ведению дела, поскольку участвуют в распределении прибыли, а в случае убытка не возмещают его, но и ничего не выигрывают. Для них сделка становится затратой времени и усилий. Инвестор удовлетворен, так как получает более значительную долю прибыли, хотя и стоит перед реальной возможностью убытка. Разумеется, во избежание убытков инвестор отдаст предпочтение более способному оператору.

Mudhaarabah представляет собой более справедливую и эффективную сделку с точки зрения использования денежных средств. Ее справедливый характер очевиден. Эффективность же определяется тем, что все стороны сделки имеют дело с реальными деньгами, а не с искусственно создаваемыми процентными деньгами.

Подобная система широко распространена и в США: она имеет место в отношениях между вновь создаваемым предприятием и венчурным фондом, предоставляющим ему стартовый капитал. Предприниматель, организующий предприятие, в обмен на инвестиции со стороны венчурного капиталиста, отдает ему долю собственности. При этом финансовое учреждение, вложившее венчурный капитал, выступает в роли более или менее пассивного инвестора.

Mushaarakah (регулярное партнерство)

Этот инструмент предполагает, что все участники выступают в роли партнеров по бизнесу. Они делят и прибыли, и убытки. Партнеры берут на себя часть прибыли или убытка пропорционально первоначальному вложению капитала в бизнес и согласовывают сроки и условия.

Соглашение о партнерстве вырабатывается и подписывается всеми заинтересованными сторонами. Оно включает такие детали, как вид бизнеса или торговли, сроки и условия, график распределения прибылей и убытков (например, ежеквартально, раз в полгода и т.д.), доля прибыли (или Nisbah) для каждого партнера, льготы и ответственность. Важно отметить, что фиксированной заранее суммы прибыли ни для кого из партнеров не устанавливается.

В соответствии с предписаниями ислама регулярное партнерство подразделяется на несколько категорий. Для банковского дела наиболее характерно партнерство по контракту (Mushaarakah Aqeed), где стороны организуют отношения на основе договорных обязательств, описанных выше. В рамках этого типа в свою очередь существуют два вида - партнерство на равенстве (Mushaarakah Mufawadah) и партнерство на коммерции (Mushaarakah Ainan).

При партнерстве на равенстве обе стороны пользуются одинаковыми правами и привилегиями и несут одинаковую ответственность в отношении прибылей и убытков, инвестиций, прав собственности, посреднических услуг и поручительства. Здесь на первый план выступает взаимность. Стороны должны консультироваться и согласовывать все деловые операции. Если участвуют более двух партнеров, сохраняются те же условия равенства. Партнеры могут непосредственно участвовать в работе либо использовать наемную рабочую силу.

Партнерство на коммерции не предполагает равенства. Здесь стороны выполняют конкретные деловые задачи. Они могут инвестировать различные суммы, а прибыли и убытки распределяются пропорционально инвестициям. В большинстве случаев стороны ведут дела раздельно, но объединяются для проведения конкретной ограниченной во времени торговой или коммерческой операции (например, с партией зерна, одежды и т.п.) и становятся партнерами. В результате они действуют как взаимные агенты, но не как поручители.

Пример 1. Партнерство на равенстве

Банк и инвестор вкладывают в бизнес равные капиталы. При наступлении срока расчетов согласно графику прибыль составила 30 тыс. долл.
Банк получает 15 тыс. долл., инвестор - 15 тыс. долл.

Пример 2. Партнерство на коммерции

Банк вкладывает в бизнес 500 тыс.долл., инвестор - 300 тыс.долл. Долевое участие в прибыли (или убытке) банка и инвестора составляет соответственно 5/8 и 3/8. При наступлении срока расчетов согласно графику зафиксирован убыток 65 тыс.долл.

Убыток банка: 65 тыс. долл. х 5/8 = 40 625 долл.
Убыток инвестора: 65 тыс. долл. х 3/8 = 24 375 долл.

Mushaarakah (регулярное партнерство) напоминает по форме обычное партнерство с участием в прибылях, распространенное на Западе. В обоих случаях стороны могут создавать такое партнерство по собственному выбору и согласовывать долевое участие в прибылях или убытках с помощью контракта. Фундаментальное различие состоит в отсутствии процентных отношений в исламском типе партнерства.

Zakah (обязательная благотворительность)

Мусульмане обязаны 2,5% стоимости своей собственности направлять на благотворительность. Власти организуют Baitul Zakah (дом благотворительности) для сбора и распределения благотворительных средства, которые используются для помощи нуждающимся и обеспечения общественных работ, а также проектов улучшения быта.

В условиях исламского запрета на процент обязательная благотворительность играет определенную роль в инвестиционном процессе. Этот инструмент противодействует накопительству богатых. Состоятельные индивиды могут свободно тратить свои деньги вместо того, чтобы сберегать их с целью получения процента. Использование средств для финансирования общественных и частных проектов способствует процветанию бизнеса и торговли, развитию экономики.

Уровень обязательной благотворительности в 2,5% - лишь минимум. Лицо или организация может пожертвовать и больше. Такие дополнительные взносы в благотворительный фонд повышают его возможности в распределении средств.

Обязательная благотворительность не имеет ничего общего с любой формой налогообложения (например, с налогом на предметы роскоши). Ислам определяет ее как культовую форму. Она подразумевает избавление богатого человека от алчности и скупости и принесение пользы для общества в целом, сокращение неравенства между богатыми и бедными.

Qardul Hasanah (беспроцентная ссуда)

Данный термин буквально переводится как “хорошая ссуда”. Это означает предоставление лицу или организации беспроцентной ссуды, возвращаемой в согласованный срок. Если заранее ясно, что лицо не сможет возвратить ссуду, деньги могут быть предоставлены в форме обязательной или добровольной благотворительности.

Предприниматели, нуждающиеся в инвестиционных средствах, могут получить ссуду из имеющихся фондов. Они инвестируют заемные средства в легальный бизнес, так как им не надо беспокоиться о проценте, который нужно отдавать сверх полученных средств. С другой стороны, состоятельный член общества может беспроцентно ссудить правительство или организацию, которые способны эффективно использовать эти средства на осуществление общественных проектов, например строительство дорог, водоочистных сооружений и т.п.

Идея беспроцентной ссуды состоит в обеспечении равноправных условий для кредитора и заемщика, с тем чтобы неравенство между богатыми и бедными могло быть сокращено в долгосрочной перспективе.

Baitul Maal
(государственное казначейство)

Ислам выдвигает концепцию государственного казначейства, которое обеспечивает фонды для удовлетворения общественных потребностей. Важнейшим источником поступлений здесь служат налоги, взимаемые согласно законодательству уполномоченным ведомством исламского правительства.

Средства могут направляться и на удовлетворение индивидуальных потребностей. Так, если задолженность не погашена по той или иной причине (например, из-за смерти заемщика), погашение ссуды может быть осуществлено за счет государственного казначейства. Преимущество такой гарантии в том, что кредитор не утрачивает стимулы к кредитованию других лиц в будущем.

Государственное казначейство также обладает правом предоставлять ссуды в качестве кредитора последней инстанции при отсутствии других источников. Оно обеспечивает права вдов, сирот, бедных, нуждающихся, больных и инвалидов, удовлетворяя какую-то часть их потребностей.

Центральный исламский банк

Центральный банк – необходимый элемент исламской банковской системы. Он функционирует на федеральном уровне и имеет местные отделения. Все его операции также беспроцентны. Центральный банк действует преимущественно так же, как и местный исламский банк (ведет текущие, инвестиционные и кредитные счета), но, кроме того, наделен рядом дополнительных функций. Это общий мониторинг и контроль над всеми местными банками, надзор за соблюдением ими правил и норм регулирования, обеспечение их финансовой безопасности, особенно в случаях невыполнения обязательств по ссудам и при других чрезвычайных обстоятельствах.


Базовая структура исламского банка


Основные структурные элементы исламской банковской системы представлены на рисунке. Исламский банк оперирует тремя типами беспроцентных счетов для клиента – текущими, инвестиционными и кредитными. Все местные банки взаимодействуют с центральным, функционирующим на национальном уровне.

Процесс формирования исламских банков в исламских государствах протекает довольно болезненно, медленно, но последовательно. Сегодня в мире насчитывается свыше 55 таких банков. Проблемы, с которыми они сталкиваются, связаны с местным, региональным и государственным законодательством, регулированием на государственном уровне, а по мере установления международных связей и на глобальном.

В большинстве исламских стран общепринятые типы банков и финансовых учреждений, ведущих процентные операции, существуют столетия. Поэтому переход к беспроцентным банкам - нелегкая задача. Тем не менее многие из этих стран решительно встали на путь создания исламских банков. Рассмотрим общие рамки системы, основанной на приведенных выше принципах.

Текущий счет. Он идентичен чековому и сберегательному, за исключением того, что объединяет их и является беспроцентным. Вкладчик может снять средства со счета в любое время. Банк не будет взимать комиссионных сборов или инвестировать эти депозиты в целях поддержания ликвидности. Вкладчик, как правило, использует этот счет для повседневных мелких расчетов.

Инвестиционный счет. Этот счет также является беспроцентным. Депозиты здесь более крупные и носят долгосрочный характер (на один год и более). Вкладчик может выбрать один из двух вариантов: счет Mudhaarabah (специального партнерства) или счет Mushaarakah (регулярного партнерства). Депозит может быть осуществлен в любом размере, на любой счет и в любое время. Вкладчик должен осознавать последствия для своего вклада в случае прибыли или убытка.

Инвестиционный счет Mudhaarabah. Вкладчик соглашается с тем, что по условиям данного счета банк инвестирует деньги в проекты, предприятия или торговые операции, которые могут принести прибыль или причинить убытки. Разумеется, банк заинтересован во вложении средств в прибыльное предприятие, но всегда есть риск. Банк и вкладчик договариваются о графике расчетов по прибылям и убыткам и о долевом участии. Если обе стороны решают осуществить капиталовложение по типу Mudhaarabah, то в случае убытка они разделят его в зависимости от объема вложений и в соответствии с согласованными условиями. Если же вкладчик хочет вложить всю сумму самостоятельно, он несет ответственность по убыткам полностью. Банк в этом случае выступает только как оператор. Заинтересованность вкладчика здесь заключается в обеспечении большего долевого участия в прибыли.

Счет Mushaarakah. Вкладчик и банк являются инвестиционными партнерами в соответствии с принципами партнерства на равенстве или партнерства на коммерции. Прибыли и убытки, возникающие в результате реализации проекта, распределяются между банком и вкладчиком на основе согласованных сроков и условий. В отличие от счета Mudhaarabah здесь вкладчик не должен нести 100%-ную ответственность по убыткам, так как банк и вкладчик выступают равными или пропорциональными партнерами. Расчеты по прибылям и убыткам производятся по согласованному графику (ежеквартально, раз в полгода и т.п.). Банк инвестирует все депозиты типа Mushaarakah в подходящие проекты, предприятия или торговые операции. При большом числе партнеров все они участвуют в прибылях и убытках в соответствии с согласованными сроками и условиями.

Различия между счетами Mudhaarabah и Mushaarakah. При счете Mudhaarabah вкладчик получает более значительную долю прибыли благодаря большему риску, который он берет на себя принимая 100%-ную ответственность по убыткам, если банк действует только как оператор. С другой стороны, в случае, когда банк и вкладчик осуществляют совместное вложение капитала, они делят большую долю прибыли, поскольку берут на себя больший риск, полностью отвечая по убыткам.

При счете Mushaarakah действует тенденция уменьшения доли прибыли, приходящейся на каждого инвестора, так как все участники являются фактическими партнерами по бизнесу и несут равный риск убытков. Вместе с тем для каждого из них меньше оказывается и величина убытков, поскольку они распределяются среди большего количества участников. Общая черта этих счетов состоит в их беспроцентном характере.

Кредитный счет. В рамках исламского банка он имеет уникальные особенности. Его назначение – предоставление средств нуждающимся на краткосрочной или долгосрочной основе. Каждый исламский банк должен иметь кредитные счета, на которые состоятельные мусульмане могут вкладывать краткосрочные (до одного года) или долгосрочные депозиты. С помощью такого счета вкладчик оказывает исключительно общественную услугу на основе Qardul Hasanah (беспроцентной ссуды). Вкладчику гарантируется полное рефинансирование его депозита в соответствии с определенными сроками и условиями. В конце срока ссуды он, однако, не получает ничего сверх первоначальной суммы.

Основные структурные элементы исламского банка

В чем же заключается выгода вкладчика? Поскольку с помощью этого акта благотворительности удовлетворяются потребности нуждающихся, то можно предположить, что последние когда-нибудь достигнут экономической самостоятельности и внесут свой вклад в повышение продуктивности сообщества. В конечном счете это будет способствовать увеличению богатства вкладчика в условиях процветающей экономики и, что также важно, принесет ему чувство удовлетворения.

Банк будет поддерживать ликвидность краткосрочного кредитного счета, с тем чтобы нуждающиеся могли пользоваться им в форме беспроцентных ссуд, а вкладчик мог при необходимости снять часть или все свои деньги. В то же время банк будет инвестировать долгосрочные депозиты в форме специального партнерства. Таким образом, при возникновении убытков их полностью несет банк, но не вкладчик. При получении прибыли банк может использовать ее в качестве капитала для целесообразного вложения. Естественно, что вкладчику не полагается никакой прибыли. В соответствии с условиями кредитного счета по завершении срока вкладчик получает то, что вложил.

В заключение подчеркнем, что переход к исламскому банковскому делу представляет сложную задачу и потребует длительного времени. Тем не менее банки в мусульманских странах могут постепенно двигаться в этом направлении.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz