Номер 2/02 Главная Архив К содержанию номера

Социальный заказ на подготовку кадров – условие подъема экономики

Уроки кадровой политики

Кадры являются важнейшим звеном любого этапа развития страны, но в эпоху коренных перемен, радикальных реформ эта проблема становится ключевой. При этом, считает президент Вольного экономического общества России, президент Международного союза экономистов и Международного университета Гавриил Попов, на первом этапе трансформации общества выдвигаются популистские агитаторы, мобилизующие массы на коренные перемены. Потом приходит время ломки старого и декларации нового. Это этап народных депутатов. Следующая ступень – формирование долгосрочной программы, стратегии реформ. Здесь требуются дальновидные лидеры, серьезные политики, ученые. Наконец наступает период массовых усилий всего народа по выполнению принятых решений. Героями дня становятся предприниматели, организаторы, администраторы.

С точки зрения этого общего подхода в современной России общество еще не вступило в этап реализации стратегии кадровой политики. Мы, к сожалению, находимся только на стадии ее выработки, точнее сказать, замены одной стратегии реформ другой. Одновременно должна совершенствоваться и система работы с кадрами.

Наш прежний общественный строй – государственный социализм – имел достаточно жесткую, но стройную бюрократическую систему подбора и расстановки кадров, которая, как и весь социализм, постепенно пришла в упадок. Отказавшись от сталинского метода регулярных чисток, обеспечивавших таким своеобразным путем динамизм обновления кадров, страна в последующие годы так и не нашла эффективного механизма преодоления кадрового застоя, старения кадров в прямом смысле слова. На смену острой политической, идеологической борьбе пришли клановость, местничество, ведомственность. Жданов привел с собой ленинградскую группировку, Хрущев – украинскую, Брежнев – днепропетровскую, а руководители, подобные Маленкову или Горбачеву, не сумевшие создать свои команды, оказались обреченными. Худшей формой групповщины стали семейственность, передача должностей по наследству, будь то в МИДе или в ведущих конструкторских бюро. Застою идеологическому и социальному предшествовал кадровый застой. Это один из главных уроков прошлого.

Другой исторический урок – необходимость системного подхода в работе с кадрами. Первоначально стратегия перехода от государственного социализма к постиндустриальному обществу в России исходила из идеи автоматизма и самоорганизации. Этот подход не требовал каких-либо особых знаний и усилий от руководства и поэтому был для него очень приемлемым. Как в пушкинской сказке: “Царствуй лежа на боку”, а невидимая рука рынка Адама Смита все сама сделает.

Конечно, даже простое устранение завалов не могло не дать эффект. Но в прошедшие 10 лет результаты оказались намного ниже ожидаемых, возможных и необходимых. За тот же срок после войны в ФРГ и Японии произошло то, что принято называть экономическим чудом. По плану Маршалла восстановили Западную Европу. В СССР в предвоенное десятилетие провели индустриализацию, а в послевоенное – 1945-1955 гг. – восстановили экономику, создали ракетно-ядерный щит. На этом фоне наши успехи в 90-е годы выглядят более чем скромно. Поэтому понятно желание руководства страны перейти к новой концепции реформ, в которой в полном соответствии с сутью постиндустриального строя механизмы конкуренции, автоматического регулирования будут дополнены и усилены государственной машиной.

Первое десятилетие реформ неоднозначно сказалось на кадрах. С одной стороны, произошло их обновление и омоложение. Выдвинулись энергичные, способные люди. Новые кадры – несомненное достижение прошлых десятилетий. С другой стороны, в кадровой работе преобладают стихийность, чрезвычайность. Так, в сфере государственной службы внедрили нечто похожее на “табель о рангах”. Но что получилось? За всю историю в России было несколько канцлеров. Даже Витте и Столыпин не дослужились до этого ранга. Зато сейчас в стране одновременно действуют чуть ли не десяток канцлеров, половина из которых не занята в госаппарате. Не лучше и положение с государственными советниками.

Россия в начале XXI в. столкнется с острой нехваткой населения, а тем более квалифицированных специалистов. Поэтому урок третий: необходимо бережно использовать тот кадровый потенциал, который есть в стране. Конечно, ряд работников прошлой системы оказались непригодными к работе в рыночных условиях. Кто-то нашел себя в новых областях, прежде всего в бизнесе. Но значительная часть специалистов старого аппарата не была эффективно использована по единственной причине – они выросли в старой системе. Но ведь другой системы не было.

Говорят: расточительство – следствие демократии. Но мало кто сомневается, что США – демократическая страна. Подход к кадрам там существенно отличается от неразберихи, которая есть у нас. Прежде всего, в США есть закон, принятый еще в конце XIX в. В соответствии с ним вновь избранный руководитель имеет право заменить работников только на 5% мест, которые поименованы в документе. А вот 95% госаппарата абсолютно свободны от вмешательства в их жизнь вновь избранных губернаторов, мэров, депутатов и т.д. Это и создало в госаппарате США надежную устойчивость. Р. Никсон в знаменитом уотергейтском деле поэтому ничего и не смог сделать, что основная часть аппарата от него не зависела. После активной деятельности на государственных постах многие политики уходят на “запасные аэродромы” – профессором престижного университета, директором совета фирм, возглавляют различные фонды. За всем этим следит партия – демократическая или республиканская, желающая всегда иметь нужного кандидата под руками.

Таким образом, демократия предполагает многовариантность системы работы с кадрами, при которой все возможные способы использования кадров опробованы на практике и обеспечивают эффективное перемещение их по служебной лестнице. Отсюда четвертый урок – система работы с кадрами должна быть обязательным элементом всей нашей стратегии.

Постиндустриальному обществу – новые кадры

Наша задача – найти новую постиндустриальную систему работы с кадрами. На наш взгляд, первый ее блок должны занимать список должностей, требования к людям, стремящимися получить этот пост, а также их функциональные обязанности. На этой основе создается система оценки. Второй блок определяет порядок занятия должностей, подбора, расстановки и продвижения кадров. Третий блок – система форм и видов подготовки и обучения специалистов. Она должна охватывать длительный период, потому что кадры, которые только приступают к обучению, реально начнут действовать в экономике через несколько лет.

В постиндустриальном обществе активную роль играет государство. Но это означает не директивное руководство, а регулирование общественных процессов не столько административными, сколько экономическими методами. Поэтому современные кадры обязаны овладеть всем комплексом информационно-компьютерной технологии, выработать иммунитет к тому, что неизбежно и в постиндустриальном обществе – бюрократизму и коррупции.

Если постиндустриальному строю в целом присущи плюрализм, сочетание регулирования и конкуренции, государственной и частной собственности, прибыли и социальной ответственности, действия по общим правилам и инициативе отдельной личности, то эти принципы должны быть адекватно отражены и в кадровой системе. Более того, речь может идти о нескольких системах работы с людьми, различных способах получения образования, в том числе и в частных структурах.

К сожалению, в нашей стране нередко частное образование пытаются представить в виде затычки: государство бедное, поэтому необходимо ввести платное или частное образование. Те, кто так думает, не понимают ни сути постиндустриального строя, ни содержания частного образования.

В Китае сейчас все высшее образование стало платным. Это позволило поднять месячную зарплату профессоров до 1 тыс. долл., прекратить утечку мозгов из страны, обеспечить достойную жизнь интеллигенции, повысить ее роль в обществе. Конечно, платное образование – это еще не полная рыночная система. Но одно очевидно: успехи Китая в реформировании экономики неразрывно связаны с реформой образования.

Советская система тоже была платной: официально – в форме репетиторства и неофициально – в виде взяток при поступлении в вузы и т.д. Но получилось так, что нормальный процесс платы за учебу детей превратился в элемент разложения общества. А сегодня денежный элемент давления на бесплатную систему образования оказался в сотни раз сильнее прежнего. Поэтому перед нами стоит задача оградить высшую школу от этого мощного пресса. И самый лучший инструмент ограждения – создание сектора частного образования, первая функция которого обеспечить отток денег, способных деформировать всю высшую школу. Другая функция частного сектора – дать элитное образование кадрам. Если какая-то часть общества готова заплатить за более высокое образование, чем может предложить государство, то ей нужно идти навстречу. В противном случае дети состоятельных родителей будут уезжать на учебу за рубеж, а за ними пойдут и капиталы.

Разделение системы образования на частный и государственный секторы должно решаться по тому же принципу, что и в экономике. Из бюджета должны финансироваться те участки, которые не могут развиваться без господдержки. Это подготовка кадров для фундаментальной науки, специалистов для армии, правоохранительных органов, других силовых структур, где потребитель не имеет денег, чтобы заплатить за обучение своего персонала. А те сферы, где уровень подготовки работников определяет бизнес, необходимо передавать в систему частного образования. Разумеется, зарплата профессоров и самостоятельность вузов в обоих секторах должна быть одинаковой.

При этом аттестацию учебных заведений надо проводить не на старте учебного процесса, а в конце его. И только после тестирования выпускников можно определить, к какой категории отнести тот или иной вуз. Поэтому и в комиссии по тестированию должны иметь равное представительство все заинтересованные стороны – администраторы из госуправления, выборные органы власти, сами вузы и объединения профессоров, студенческие союзы и другие общественные органы.

В России частное образование должно быть столь же важным, как и государственное. Поэтому ему нужен свой закон, особые органы управления.

Многие профессора убеждены, что в XXI в. Россия главным образом будет нуждаться в высокообразованных и социально защищенных кадрах. Но это не совсем так. Российской экономике такие специалисты не будут нужны по крайней мере еще полвека, уверен вице-президент РСПП, председатель совета директоров АО “Международный фонд инвестиций и приватизации”, профессор, доктор экономических наук Владимир Щербаков. Чтобы они были востребованы рынком, следует вначале поднять промышленность, сельское хозяйство и другие виды производства и услуг.

За последние 10 лет в промышленности произошла технологическая революция, в результате которой часть мирового производства вышла на новый технологический уровень. Россия же за эти годы скатилась на более низкий уровень, а многие передовые технологии просто исчезли. Станки с числовым программным управлением, которых в стране и так было не очень много, разукомплектованы, с них снято все, что сделано из цветных металлов и полиэтилена, и утилизировано. В легкой и пищевой промышленности, которые и прежде намного отставали даже от средних западных предприятий, технологический упадок достиг состояния, близкого к нулю.

С кем мы будем восстанавливать утраченные позиции? Анализ, проведенный РСПП, показывает: средний возраст действующих токарей 58-62 года, слесарей по ремонту – 55, сверловщиков и шлифовщиков четвертого-пятого разрядов – 58 лет, а мастеров шестого разряда можно встретить лишь на редких предприятиях. Специалистов линейного звена в производстве практически не найти. Конструкторско-технологические службы даже на военных заводах, где их старались сохранить всеми силами, влачат жалкое существование. В АПК ситуация не лучше – средний возраст механизаторов в зависимости от специальности 59-63 года. Тракторист должен уходить на пенсию в 55 лет, а он работает до 62. О доярках и свинарках уже и говорить не приходится. В этих условиях, я не убежден, что мы должны говорить прежде всего о социальной защите и повышении заработной платы.

Судя по концепции реформирования образования, в основе долгосрочной программы развития этой отрасли повышение качества подготовки специалистов, которого предполагается достичь за счет увеличения сроков обучения. Это означает, что в ближайшие годы в народное хозяйство вообще никто не придет, если не будет найдено решение профессиональной подготовки кадров, начиная с рабочих массовых профессий.

Крупные ошибки допущены в ходе приватизации государственной собственности. В частности, в ходе акционирования все ПТУ, техникумы, даже те, которые были на предприятиях, изменили свой профиль, став лицеями или колледжами. Вместе с институтами они оторвались от системы подготовки кадров для промышленности.

Если нам не удастся восстановить системную работу по подготовке кадров, ничего не получится. Пока же в нашем государстве я не вижу даже органа, который бы этим занимался. Нужен комплексный документ – концепция, основные направления решения этой задачи. Без этого все умные разговоры о демократии и образовании останутся пустыми словами.

Профессионализм – защита от безработицы

Мы живем в условиях рыночной экономики и понимаем: лучшая защита человека от безработицы – его высокий профессионализм, считает председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков. По его словам, квалифицированный работник востребован в любом секторе экономики. Поэтому, говоря о кадровой политике и просто о квалифицированных кадрах, что для профсоюзов немаловажно, мы не должны упускать из виду бережного отношения к мастерам. Это особенно важно сегодня в условиях глобализации, когда все процессы приобретают динамизм.

Мы строим открытое общество, участвуем во все более расширенных интегрированных системах в рамках СНГ, налаживаем связи с ЕС, намерены вступить в ВТО. Все это напрямую отражается на проблеме кадров. Открытость страны способствует движению товаров, капиталов, духовных ценностей, а главное – рабочей силы. В поисках лучших условий труда из страны уезжают квалифицированные специалисты.

Наиболее яркие примеры такой миграции связаны со спортсменами. Но такие же процессы, хотя и более скрытые, идут и в других сферах человеческой деятельности. Это, на взгляд профсоюзов, одна из основных причин, которые сдерживают кадровую революцию.

Сегодня экономика оживает, и нехватка высококвалифицированных специалистов массовых профессий стала особенно заметной. Так, Иркутский авиазавод имеет портфель заказов на 15 лет и достиг объемов производства уровня 80-х годов. Предприятие могло бы расти и дальше, но ему не хватает квалифицированных кадров, хотя средняя месячная зарплата порядка 8 тыс. руб., а на ведущих рабочих местах она достигает 20 тыс. руб. Из других регионов в Иркутск люди не едут, потому что в городе нет рынка дешевого жилья. Зарплата же даже 20 тыс. руб. при отсутствии кредитной поддержки государства не позволяет приобрести квартиру.

Для решения кадровой проблемы в условиях рыночной экономики, на взгляд профсоюзов, должна быть развернута пропаганда рабочего труда, перестроена система популяризации работников массовых профессий. Сегодня у нас лидеры общественного мнения бизнесмены, банкиры, страховщики и руководители компаний, так называемые олигархи или стоящий близко к ним обслуживающий персонал. Словно нет других нужных обществу профессий. А без создания в общественном мнении высокого престижа, никто и думать не будет, чтобы после 11 класса пойти не в вуз экономического или юридического профиля, а в технический институт или ПТУ.

Тем не менее жизнь, словно трава из-под асфальта, пробивает себе дорогу. В регионах постепенно возрождаются конкурсы профессионального мастерства, соревнования за звание “Лучший по профессии” и между предприятиями, другие виды морального поощрения. Недавно в Государственном Кремлевском дворце подводились итоги конкурса высокой социальной эффективности. Это хороший стимул, который в новых социально-экономических условиях способствует формированию высокого престижа труда на рабочем месте. Но это движение, как и любое большое дело, не может держаться на инициативе одиночек, ему нужна поддержка всех членов общества.

На мировом уровне, в том числе профсоюзным движением, МОТ, ООН, неоднократно заявлялось, что в условиях глобализации достичь успехов может только та страна, которая будет иметь наиболее образованные и высококвалифицированные кадры. Поэтому промышленно развитые государства ставят задачу дать своим гражданам полное высшее образование. В частности, три года назад на съезде американских профсоюзов Билл Клинтон заявил, что как президент гордиться тем, что его администрации удалось вывести из-под налогообложения расходы родителей на образование детей. В интересах Америки, говорил он, дать каждому гражданину высшее образование, чтобы в дальнейшем США сохраняли лидерство в сфере высоких технологий.

В России же просматривается иной подход. На наш взгляд, попытка уже сегодня поименно разделить выпускников школ на тех, кто пойдет в вузы, техникумы и ПТУ не отвечает вызовам ХХI в. Рабочие места постоянно усложняются и требуют все более высокого уровня образования.

У профсоюзов есть собственная система подготовки кадров. Это, во-первых, получение высшего или второго образования в профсоюзных вузах – Академии труда и социальных отношений и Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов. Дополнительно к этому функционируют 42 учебных центра, где можно получить профессиональную подготовку и повысить квалификацию. Задача – интенсифицировать этот процесс. Мы считаем своим долгом дать активистам хорошую юридическую и экономическую подготовку, чтобы они могли квалифицированно вести сложные переговоры между работниками и работодателями, защищать людей труда.

Мысли главы ФНПР о необходимости высокой профессиональной подготовки как формы социальной защиты работника развил в своем выступлении ректор Академии труда и социальных отношений, профессор, доктор экономических наук Николай Гриценко. Отметив, что все составляющие кадровой деятельности важны, он больше внимания уделил той ее части, которая относится к подготовке кадров в высшей школе.

Вопрос первый – каких специалистов готовить? Переход к рыночной экономике потребовал увеличить подготовку экономистов, юристов, менеджеров, финансовых работников, в том числе специалистов по приватизации, налогообложению, аудиту, маркетингу, организации малого и среднего бизнеса, рассмотрению коллективных трудовых споров в связи с правом работников на забастовки, по оплате и охране труда, социальному партнерству и др. В условиях общегосударственной собственности и плановой системы этих специальностей не было или было мало. Поэтому и высшей школе, и Минобразованию пришлось в сжатые сроки начать их подготовку. В частности, в Академии труда и социальных отношений наряду с обучением студентов традиционным специальностям – экономистов по труду, юристов трудового права, социального обеспечения вместе с Министерством труда и социального развития мы создали факультет экономики труда и социальной занятости, на котором начата переподготовка кадров для служб занятости, имеющих высшее образование, а с ФНПР открыли факультет социального партнерства, где обучаются менеджеры социальной сферы. Кроме того, при содействии Фонда социального страхования на юридическом факультете начало функционировать отделение, призванное готовить специалистов для региональных структур этого фонда, а на факультете охраны труда – инженеров по технике безопасности.

Работа по самоанализу труда специалистов, изучение потребностей по номенклатуре и качеству их подготовки, проводимая высшей школой, должна интегрироваться в общегосударственный механизм выявления и трансляции социального заказа на подготовку специалистов данного уровня образования, который должен представлять собой сбалансированную совокупность потребности населения, организаций и государства. Учитывая государственную важность этой задачи, наш форум должен обратиться к правительству РФ с просьбой ускорить создание такого механизма, объединив в нем усилия вузовских и региональных центров, занимающихся этой проблемой.

Второй вопрос – чему учить? Ответ на него мы можем найти в Конституции РФ, которая определила сущность России как демократического, федеративного, правового и социального государства. Из этого вытекает, что каждый специалист, а тем более руководитель, обязан знать суть этих понятий и действовать в соответствии с их требованиями.

Если говорить о социальном государстве, то речь должна идти прежде всего об ответственности каждого хозяйствующего субъекта перед коллективом, обществом и государством за создание условий, как сказано в Конституции, “обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека”. Достойная жизнь – прежде всего занятость, хорошая заработная плата, безопасные условия труда, жилище, доступные образование, здравоохранение, культура, а в старости и в страховых случаях – достойная пенсия и социальная защита. Другими словами, социальное государство – не собес, как некоторые понимают, а прежде всего эффективное отечественное рыночное хозяйство, обеспечивающее своих граждан работой, заработком и качественными товарами и услугами по доступной цене. Это одновременно и социальное партнерство между работником, его профсоюзом и работодателем и их союзом, экономическая демократия, предполагающая участие работника в управлении. Это и забота о развитии отраслей социальной сферы – образования, науки, здравоохранения, культуры, высокий уровень и качество жизни, что мы видим в Германии, Франции, скандинавских и других странах, по конституции являющихся социальными государствами. Это еще знание и утверждение принципов справедливости и социальной солидарности, честной и добросовестной конкуренции.

Хотелось бы пожелать Минобразованию еще раз посмотреть государственные образовательные стандарты, учебные планы и учебники на соответствие их строящемуся в России правовому, демократическому и социальному государству. Надеюсь, что познанию этого понятия поможет словарь-справочник “Социальное государство” с вводными статьями Г.Н.Селезнева, М.В.Баглая и М.В.Шмакова, который подготовлен в нашей академии.

Третий вопрос – как учить? Безусловно, учить надо словом, общением в диалоговом режиме, используя новые технологии, электронную технику и т.д. Но надо и на практике приобретать опыт, хотя сегодня это и не просто сделать. Рост конкуренции повышает требования к профессиональной мобильности и увеличивает спрос на высококвалифицированных работников. Важно учить стилю работы – есть способ руководства “разделяй и властвуй”, но лучше, как говорил Гёте, – “объединяй и направляй”. И надо основательно модернизировать среду, куда приходит молодой специалист. Эта среда, мягко говоря, недружелюбно встречает его. Работодатель требует стажа и опыта работы, которых у него нет, а если молодой специалист захочет открыть свое дело, то ему надо иметь первичный капитал или залог для получения кредита, которых у него тоже нет. А если молодой специалист с великим трудом и помощью поручителей преодолеет препятствие чиновников и банкиров, то попадет под “присмотр” криминала, и этот тройственный “союз” довершит разорение. Поэтому, по данным нашей лаборатории, менее 3% выпускников вузов сейчас хотят начать свое дело.

Рекомендации высшим органам власти

Участники форума обратились к президенту РФ, во-первых, взять под личный контроль вопросы развития кадрового потенциала в РФ, исполнение законодательства в этой области, формирование социально ориентированной рыночной экономики, реализацию конституционных положений в России по созданию правового социального государства; во-вторых, создать и утвердить своим указом общественный консультативный совет по проблемам кадровой политики для информирования высших законодательных и исполнительных органов власти о положении дел в сфере кадровой деятельности, обеспечения взаимодействия с профессиональными организациями, выработки предложений по определению приоритетных направлений этой работы.

В обращении к Федеральному собранию участники форума рекомендовали в приоритетном порядке принять дополнения и изменения в федеральные законы, направленные на создание эффективной правовой базы, обеспечивающей действенное влияние на развитие кадрового потенциала страны; во-вторых, при принятии федеральных законов о федеральном бюджете предусматривать в приоритетном порядке поэтапное повышение доли расходов федерального бюджета, направленной на финансирование образования, науки, культуры, здравоохранения, государственной молодежной политики.

Обширная программа действий предложена правительству РФ. В частности, ему рекомендовано разработать и осуществить национальные программы формирования и роста кадрового потенциала в стране, в которых предусматривались бы меры по гуманизации общества, созданию социальной среды, базирующейся на приоритете личности. При доработке стратегии развития РФ до 2010 г. внести в нее необходимые изменения, предусматривающие повышение качества жизни населения и среды его обитания, сокращение неравенства возможностей граждан в получении образования, медицинского обслуживания, повышении интеллектуального и культурного уровня. Упрощение правил хозяйственной деятельности, совершенствование налоговой системы, говорится в рекомендациях, в первую очередь должны идти путем снятия налогового бремени с учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, форм самозанятости молодежи. Причем все мероприятия по реформированию и модернизации системы образования должны осуществляться только после апробации, всестороннего анализа и общественного обсуждения результатов.

Обзор подготовил
Павел ШИНКАРЕНКО

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz