Номер 2/03 Главная Архив К содержанию номера

Содействие экономическому развитию в Германии

(на примере федеральной земли Бранденбург)

КУРТ РУДОЛЬФ
доктор экономических наук, профессор,
главный научный сотрудник МНИИПУ


• После объединения Германия столкнулась с историческим вызовом – необходимостью выравнивать социально-экономические условия жизни населения в обеих частях страны
• В связи с расширением ЕС Берлин-Бранденбург может полнее использовать функцию моста между Центральной и Восточной Европой
• Функцию локомотива в Бранденбурге выполняет сфера услуг, где создано 2,8 тыс. рабочих мест

Федеративная Республика Германия – одна из самых развитых в промышленном отношении стран. Ее валовой национальный доход, равный 2 054 трлн евро, обеспечивает ей в глобальной экономике 3-е место, а ВНП в расчете на душу населения (около 25 158 евро) – 7-е место.

Впечатляющие цифры, приведенные в таблицах и схемах, не должны, однако, затушевывать две основополагающие проблемы германской экономики – высокий уровень безработицы, который в 2002 г. вырос еще больше и равен 4 млн чел., и значительный социально-экономический разрыв между старыми и новыми федеральными землями.


Объединение Германии –
вызов следующим десятилетиям


После исторического воссоединения страны в октябре 1990 г. объединенная Германия столкнулась с глобальным вызовом – необходимостью выравнивать социально-экономические условия жизни населения в обеих частях страны, прежде разъединенных политически и по-разному организованных в экономическом отношении.

Несмотря на огромные усилия, предпринимаемые политиками и экономистами, волю и энергию самих немцев, разрыв между восточной и западной частью страны по-прежнему существует.

По мнению автора, причины этого разрыва, в частности, заключаются:

а) в историческом измерении воссоединения. Обе части Германии в течение 40 лет развивались в рамках различных базовых политических и союзнических систем, в которых экономические, социальные и правовые регуляторы в соответствии с общественно-идеологическим контекстом были диаметрально противоположными, качественно и количественно расходились в развитии. Например, если производительность труда в 1989 г. в ФРГ взять условно за 100%, то в ГДР она составляла лишь 40%. Понятно, что для преодоления этого разрыва потребуется значительное время. Как показывают расчеты, условия функционирования экономики и жизни людей на востоке и западе Германии сравняются лишь к 2020 – 2030 гг.;

б) переход на валюту ФРГ в соотношении 1:1. Введение германской марки в новых федеральных землях в соотношении 1:1 было политически обязательным шагом. Однако экономически это означало быстрое обрушение многих предприятий бывшей ГДР вследствие бурного роста издержек производства. Большинство предприятий этого региона действовало на восточном рынке, который, сам находясь в кризисе, не смог справиться с возникшими трудностями и рухнул. Добиться консолидации здесь можно было только в результате длительной и интенсивной поддержки экономики;

в) необходимые структурные изменения и безработица. Экономика бывшей ГДР была централизованной и экстенсивной, ее основу составляли крупные хозяйственные единицы. Поэтому ей была необходима радикальная структурная перестройка, особенно в добывающих секторах, металлургии, энергетике, химической промышленности. Эта трансформация должна была идти параллельно с децентрализацией и закрытием крупных предприятий, экономически не пригодных для функционирования в рамках международного рынка, и означала высокий уровень безработицы. Появление новых промышленных предприятий, создание мелких и средних фирм не могли компенсировать утрату тысяч рабочих мест, особенно в моноиндустриальных районах;

Таблица 1

Национальный доход, располагаемый доход и денежное сальдо, млрд евро*
Показатели1999 г.1 2000 г.12001 г.1
Заработная плата брутто855,37 883,71902,09
+ Взносы работодателей203,95 206,70208,72
= Вознаграждение наемных работников1059,32 1090,411110,81
+ Нереализованные излишки производства/доход лиц ненаемного труда 411,37415,79422,98
+ Чистый налог с оборота212,06 216,77216,99
= Чистый внутренний продукт1682,75 1722,971750,79
+ Первичные доходы (в отношениях с прочими странами мира) -12,29-7,64-8,43
= Первичный доход (чистый национальный доход)1670,46 1715,331742,36
+ Текущие перечисления из остальных стран мира9,60 10,099,64
– Текущие перечисления в пользу остальных стран мира 29,4029,6729,51
= Располагаемый доход1650,66 1695,751722,49
– Потребление1527,961567,30 1611,28
= Сбережения122,70128,45 111,21
+ Движение имущественных активов из остальных стран мира 2,8318,782,13
– Движение имущественных активов в остальные страны мира 2,943,452,92
– Валовые инвестиции429,53450,23 421,64
+ Амортизация291,55302,53 312,21
= Финансовое сальдо-15,39-3,92 9,99
Справочно: Располагаемый доход частных домохозяйств 1265,311300,90 1346,41
Сбережения частных домохозяйств125,73 127,89138,22

г) различная роль и различный характер средних предприятий. В Германии 99,5% всех предприятий – это фирмы среднего размера с менее чем 500 работниками, на которых трудятся 63% всех занятых в промышленности, и их доля в валовом социальном продукте составляет примерно 45%. В старых федеральных землях средний бизнес успешно действует давно, в новых же землях его еще нужно было создать. Кроме того, он существенно различается по размерам (в новых землях средний бизнес, как правило, складывается из малых и микропредприятий) и наличию собственного капитала, доля которого в большей части фирм на востоке страны ниже на 10%, чем на западе. Поэтому в период экономического спада и структурных изменений именно эти предприятия оказываются особенно уязвимыми;

д) объективные и субъективные ошибки. Во многом объективные упущения связаны с недооценкой последствий трансформационного процесса и непредсказуемостью ситуации в мировой экономике. Субъективные ошибки возникали прежде всего там, где в погоне за прибылью “инвесторы” устраняли нежелательную конкуренцию или предпочтение отдавалось рекомендациям некомпетентных советников, а не собственным творчески мыслящим специалистам. К сожалению, “менеджмент с опорой на собственные силы” был одним из методов, который в наименьшей мере применялся при санации и консолидации производства.

Перечень упомянутых проблем не претендует на полноту, а их наличие ни в коем случае не принижает достигнутого успеха. Они свидетельствуют о сложности и дифференциации процесса, необходимости дальнейшей конкретизации политики содействия экономическому развитию.


Земля Бранденбург –
мост между Западом и Востоком


Бранденбург – это равнина, которая является прекрасным местом для размещения производства, осуществления инфраструктурных проектов, проведения досуга и отдыха. В то же время это крупнейший столичный регион, в центре которого расположена столица государства Берлин. Бранденбург по территории равен Бельгии, а по количеству населения – Швейцарии.

В 1994 – 1998 гг. Бранденбург добился самых высоких темпов экономического роста среди новых федеральных земель и стал одним из наиболее динамичных центров в Европе. С точки зрения экономической стратегии этому способствует растущая значимость оси Восток–Запад (Лондон – Брюссель – Берлин – Варшава – Москва) и оси Север–Юг (Стокгольм – Берлин – Дрезден – Прага – Вена – Будапешт). В связи с расширением ЕС Берлин-Бранденбург сможет полноценно осуществлять функцию моста между Центральной и Восточной Европой. Уже сегодня сотрудничество с соседней Польшей открывает многочисленные возможности, например в снабжении сырьем, переработке давальческого сырья и сбыте.

Динамика ВВП в ценах 1995 г. В сравнении с предшествующим годом, %

Университеты Бранденбурга, расположенные в Котбусе, Франкфурте-на-Одере и Потсдаме, пять высших технических школ и 18 технологических центров дополняют те возможности, которые предоставляет Берлин, и по числу исследовательских учреждений превращают Бранденбург в самый плотный регион Германии. С этой точки зрения Бранденбург приобретает особое практическое значение прежде всего в таких отраслях, как производство транспортного оборудования, микросистем, энергетической и строительной техники, электроники, оптики, оборудования для химической промышленности и охраны окружающей среды.

Бранденбург предлагает инвесторам одновременно как услуги, так и прекрасные финансовые стимулы. Благодаря дотированию инвестиций экономия капиталовложений достигает 50% их объема.

Рынок труда. В сентябре 2001 г. уровень безработицы составил 18,3%, т.е. соответствовал среднему показателю для новых федеральных земель. Численность безработных 227 296 человек. Число частично занятых (безработные + вторичный рынок труда) в Берлине-Бранденбурге уменьшилось с 555 358 в сентябре 1991 г. до 278 125 человек в сентябре 2001 г.


Основные показатели
и тенденции развития


Экономический рост. В 2000 г. ВВП земли Бранденбург вырос на 0,3%, что ниже среднего показателя (1,1%) для новых федеральных регионов, а тем более для всей Германии, где эта цифра составила 3%. Между тем в перерабатывающей промышленности темпы роста добавочной стоимости, равные 6,5%, опережали средние данные по стране (5,7%).

Уровень занятости в обрабатывающей промышленности вырос на 1%, однако в добывающей отрасли, напротив, продолжал резко падать (-18,1%). Прирост наблюдался, в частности, на предприятиях деревообработки (11,0%), машиностроения (6,6%), в производстве грузовиков и запасных частей к ним (5,6%), металлов и металлообработки (4,1%), издательской деятельности, полиграфии и копировальных услугах (4,5%),

Внешнеэкономические связи. В 2000 г. экспорт впервые преодолел рубеж в 8 млрд марок ФРГ, т.е. увеличился на 21,4%. В региональной торговле среди крупных групп стран исключение составили только страны Центральной и Восточной Европы, рост торговли с которыми значительно превысил средний показатель 37,7%, а также страны СНГ, сокращение торговли с которыми (3,4%) намного ниже соответствующего среднего показателя.

Развитие промышленности. Темпы роста оборота в обрабатывающей промышленности удвоились в 2000 г. по сравнению с предшествующим годом (10,3% против 5,1%). Промышленность в целом, включая добывающую, демонстрировала рост соответственно 4,4 и 8,2%. Из 10 отраслей, в которых отмечался наибольший рост, каждая вторая относилась к числу особо ориентированных на инновации или активных в отношении экспорта, а именно: автотранспортное машиностроение и авиастроение, производство радио-, телевизионной техники, а также средств связи, электрогенерирующего, электрораспределительного оборудования, медицинских, измерительных и оптических приборов, техники автоматического регулирования и т.д.

Строительство. В этом секторе продолжилось падение производства. Так, в 2000 г. на 15,1% сократилось число рабочих часов по сравнению с предшествующим годом. Число занятых в отрасли продолжало сокращаться (-12,4%). Особенно велики потери при новом строительстве (-16,2%), в 2001 г. эту негативную тенденцию также не удалось преодолеть.

Туризм. Благодаря приросту числа используемых гостиничных мест (6,7% против 1999 г.) Бранденбург в 2000 г. снова превысил средний показатель по стране. Около 3 млн туристов из ФРГ и из-за границы забронировали примерно 8,4 млн гостиничных мест в бранденбургских гостиницах и пансионах (с числом мест более девяти), т.е. каждый посетитель провел в среднем 2,8 дня в этой федеральной земле.


Содействие экономическому развитию
в Бранденбурге


Первым учреждением и лоцманом в сфере содействия экономическому развитию была Wirtschaftsf`rderung Brandenburg GmbH (WFB). Эта организация утвердилась не только как профессиональный консультант для сотен германских и зарубежных предприятий, но и взяла на себя функцию посредника при контактах с государственными организациями ФРГ и низовыми административными структурами, а также с потенциальными финансовыми донорами.

Благодаря посредничеству WFB потенциальные инвесторы получали, с одной стороны, важную информацию о территориальном размещении объектов, их отраслевой принадлежности и сфере деятельности, а с другой – необходимые лицензии, соответствующее финансирование и содействие, вступали в контакт с нужными специалистами.

WFB всегда чутко реагировала на экономические требования земли Бранденбург; в начале 90-х годов она содействовала размещению новых предприятий, затем сохранению региональных промышленных центров и компаний. В последующие годы она стала обращать внимание на фьючерсные рынки, создание экспортных линий и развитие кооперационных связей между малыми и средними предприятиями ФРГ.

Таблица 2

Основные экономические показатели, млрд евро*
Показатели1999 г.1 2000 г.12001 г.1
Валовая добавленная стиомость21838,32 1886,031920,60
Сельское и лесное хозяйство, рыболовство21,70 22,0023,2
Производственная деятельность, кроме строительства453,09 477,33483,77
Строительство100,6495,92 90,96
Торговля, гостиничное хозяйство и транспорт321,85 333,05342,71
Финансирование, аренда и услуги предприятий546,69 560,47575,37
Государственные и частные услуги394,35 397,26404,54
Валовой внутренний продукт21974,30 2025,502063,00
Потребительские расходы:
    частные домохозяйства
    частные некоммерческие организации
    государство
1527,96
1112,16
37,40
378,40
1567,30
1144,02
38,81
384,47
1611,28
1178,20
39,91
393,17
Валовые инвестиции в основной капитал:
    оборудование
    сооружения
    прочие инвестиции
426,04
159,35
245,29
21,40
438,09
174,80
240,62
22,67
417,81
167,22
226,97
23,62
Валовой национальный доход (валовой социальный продукт)2 1962,012017,86 2054,57
Сумма доходов домохозяйств1464,17 1505,811531,11
в т.ч. возмещение наемным работникам1058,29 1089,241109,74
Заработная плата брутто854,61 882,86901,27
Ежемесячная заработная плата наемного работника, евро 209021202160
Валовой внутренний продукт:
    в ценах 1995 г.
1911,10 1968,501979,60
Динамика ВВП в ценах 1995 г., %1,8 3,00,6

*По состоянию на 27 февраля 2002 г.
1Промежуточные данные
2В соответствующих ценах

Важную роль в развитии экономики федеральной земли Бранденбург до 2000 г. сыграли также Technologie- und Innovations-Agentur Brandenburg GmbH (TINA), Brandenburgische Energiespar-Agentur GmbH (BEA).

К сожалению, привлекать крупных инвесторов все сложнее. Это объясняется тем, что, во-первых, объем крупных инвестиций не наращивается и в международном плане, во-вторых, острой проблемой становится конкуренция крупных инвестиций, возрастают затраты на территориально-хозяйственный маркетинг. Например, чтобы добиться инвестиций в обрабатывающую промышленность, необходимо установить связь с неменее 15 потенциальными инвесторами и в течение более чем двух лет находиться под их пристальным наблюдением.

Тем не менее в 2000 г. удалось реализовать 66 инвестиционных проектов, объем которых составил 1,2 млрд марок ФРГ и благодаря которым создано 3,8 тыс. рабочих мест. Средний объем капиталовложений в расчете на производственную единицу составил примерно 18 млн марок.

В 2000 г. функцию локомотива выполняла сфера услуг, где было создано около 2,8 тыс. рабочих мест. Новые предприятия с более чем 100 новыми рабочими местами появились в Шведте, Франкфурте-на-Одере и Котбусе. Особый рост отмечен в средствах массовой информации Бранденбурга, как ведущий центр германского кино- и телевизионного производства выделялся Потсдам-Бабельсберг.

Компания ТINA выступает инициатором земельного инновационного и технологического развития. Она способствует созданию хозяйственных структур, ориентированных в будущее, стабилизации новых технологических компаний. Опекаемые фирмой предприятия это главным образом мелкие и микропредприятия с числом работников не более десяти человек. Тем не менее с помощью TINA появилось 199 новых рабочих мест в сфере передачи знаний и технологий, содействия патентному делу, а также устройства на работу выпускников высших учебных заведений. В целом объем инвестиций компании достиг 4,2 млн марок. В рамках работы над проектами привлечены также внешние источники, которые расширили возможности TINA и повысили эффективность земельных предприятий.

В последние годы удалось успешно осуществить ряд проектов, среди которых:

• программа обучения менеджменту на инновационных, технологически ориентированных предприятиях, которая составлена с учетом опыта, накопленного в 1998-1999 гг., и оценивалась на сумму 626,7 тыс. марок. Основной упор в проекте делался на мероприятия по повышению уровня предпринимательства, воздействия на хозяйственные процессы и качество продукции, выявление и устранение недостатков в стратегическом менеджменте, коммерческой области, маркетинге и организации предприятия, а также вовлечение в кооперационные конкурентные сети.

• проект "ProMoTe – Project Monitoring Technique“, который содействовал принятию решений при финансировании высокотехнологичных предприятий и проектов. С его помощью бранденбургские предприятия смогли получить доступ к частному и государственному рисковому капиталу. С начала 1998 г. компания TINA, опираясь на проект "ProMоTe“, поддерживала более 75 проектов, из которых 33 в 2000 г.

Таблица 3

Новые инвестиции в обрабатывающую промышленность
ПредприятияИнвестиции,
млн марок ФРГ
Число созданных
рабочих мест
Biodiesel Schwarzheide GmbH

Iris Ceramica Deutschland GmbH Vetschau

Kunz Faserplattenwerk Baruth GmbH

Sachsenring Lausitz GmbH Massen

43,0

97,7

146,4

25,0

42

100

131

100

В последние годы укрепилось межрегиональное сотрудничество. Так, компания TINA участвует в трех проектах ЕС по развитию инновационных стратегий в Польше, Румынии и Венгрии и развивает сотрудничество с Центром технического сотрудничества в г. Химки (Московская область).

Третьей опорой в содействии экономическому развитию на земельном уровне стала компания BEA, которая занимается некоммерческими проектами. Она выступает партнером жилищных предприятий, коммун, промышленных и промысловых предприятий, а также предприятий, осуществляющих централизованное теплоснабжение, в качестве посредника между клиентами и инженерными организациями. При решении этих задач компания тесно сотрудничает с торгово-промышленными палатами, предпринимательскими союзами, потребительскими центрами, энергохозяйством и консультантами в области энергетики. В лице BEA экономика Бранденбурга и его коммуны видят партнера, который ставит своей целью эффективное использование энергии и развитие возобновляемых источников энергии. При этом компания не идет на поводу у тех, кто предлагает энергоносители и энерготехнологии, сохраняет нейтралитет в отношении политических институтов и целевых групп.


Новые пути содействия
экономическому развитию


Начиная с 2001 г. земля Бранденбург осваивает новые пути в политике содействия экономическому развитию. С созданием Zukunfts- Agentur Brandenburg (ZAB) как единого агентства по оказанию услуг впервые в федеральной земле под одну крышу сведены важнейшие учреждения этой сферы. Учреждая эту компанию, земельное правительство стремилось сконцентрировать и сделать более прозрачными соответствующие услуги в регионе. Именно так Бранденбург отреагировал на обострение конкуренции с другими экономическими центрами в стране и на международном рынке. Средства содействия не могут больше выполнять функцию основного двигателя, которым могли бы восторгаться инвесторы и предприниматели. Все большее значение приобретает смешанная политика, опирающаяся на жесткие и мягкие территориально-хозяйственные факторы. В этом смысле земля Бранденбург вместе с ZAB как многоцелевым агентством служит позитивным примером. “Мы содействуем развитию экономики” – лозунг, который провозглашает ZukunftsAgentur. При этом на первый план выдвигаются две основные стратегические задачи. Во-первых, агентство ZAB предоставляет в распоряжение инвесторов соответствующие структуры по оказанию услуг. Во-вторых, оно прокладывает предприятиям пути на выгодные для них межрегиональные и международные рынки.

Территориально ориентированная стратегия по привлечению новых инвесторов, с одной стороны, и содействие, оказываемое местным предприятиям, – с другой, приобретают, таким образом, однонаправленность. При этом создаваемые региональные центры и конкурентоспособные структуры поддерживают развитие предприятий и дают важные импульсы хозяйственному обороту.

Особая роль в этом процессе принадлежит мелким и средним предприятиям как важной основе бранденбургской экономики. Поэтому ZAB стремится к тому, чтобы внести эффективный вклад в совершенствование здорового, самообеспечивающегося среднего бизнеса.

Подразделения, занимающиеся экономикой промышленности и инфраструктурой в рамках ZukunftsAgentur Brandenburg GmbH, Инвестиционный банк земли Бранденбург (ILB), а также Brandenburg Capital GmbH на основе договоров о сотрудничестве работают под одной крышей с ZukunftsAgentur Brandenburg. Преимущество такого союза в том, что клиент имеет дело с одним партнером, который сопровождает его начиная с первого запроса о финансировании до реализации проекта. Партнером для мелких фирм выступает менеджер проекта, для крупных предприятий или проектов создаются команды, которые в состоянии предоставить комплексное консультирование или сопровождение.

Следовательно, Бранденбург становится для инвесторов и предпринимателей той федеральной землей, где принимаются быстрые и квалифицированные решения, что во многих случаях оказывается существенным конкурентным преимуществом.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz