Номер 2/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Роль макроэкономических инструментов в обновлении Вьетнама

ДАНГ ДЫК ДАМ
доктор экономики,
заместитель директора Центрального института
экономического управления СРВ


• Фактор успеха – новая экономическая политика, обеспеченная законодательными актами
• Регулирование экономики осуществляется с использованием рыночных принципов
• Государство не уходит из экономики, но трансформирует свою роль

Курс на обновление экономики, взятый Вьетнамом в конце 80-х годов, позволил стране за 10 лет практически удвоить национальное богатство. Этому успеху способствовали многие факторы, среди которых важное место принадлежит управленческим решениям. В частности, благодаря обновлению макроэкономических инструментов воздействия произошла существенная трансформация народного хозяйства СРВ.

Во-первых, под контролем и с участием государства создан каркас рыночного механизма, что стимулировало социально-экономическое развитие, постепенно устраняло недостатки прежнего бюрократического централизма, поощряло положительные стороны конкуренции, придавало экономике динамичность.

Во-вторых, сложилось многоукладное товарное хозяйство с социалистической ориентацией и на этой основе достигнуты качественные сдвиги во всех секторах экономики: укрепился и утвердил свою ведущую роль государственный сектор, обновился и реорганизуется коллективный сектор, развивается частный сектор, а государственно-капиталистический уклад приобрел новые черты в форме предприятий с участием зарубежных стран.

В-третьих, экономика становится  все более открытой как для отечественных, так и для иностранных предпринимателей, идет диверсификация внешнеэкономической деятельности, для развития страны интенсивно привлекаются прямые иностранные инвестиции и кредиты.

В-четвертых, на основе экономической трансформации шаг за шагом обновляется и демократизируется политическая система общества, сохраняется стабильность в стране, повышается управленческая способность государственного аппарата.


Десятилетие роста и развития


Вьетнам вступил в 90-е годы в обстановке острого социально-экономического кризиса, при перестройке прежней системы мирохозяйственных связей, что отрицательно сказалось на темпах развития. В частности, в 1986-1990 гг. среднегодовой прирост производства составлял всего лишь 3,9%, а бюджетный дефицит в среднем превышал 8% ВВП. В 1986 г. в среднем цены  выросли на 770%, и даже в 1990 г. инфляция достигла 67%. Страна не могла своевременно выплачивать внешние долги.

Анализ ситуации показывал, что механизм централизованного планирования, сыгравший историческую роль для максимальной мобилизации материальных и трудовых ресурсов в годы национально-освободительной войны и воссоединения страны,  перестал отвечать новым требованиям и задачам. Практика показала, что прежние формы и методы управления народным хозяйством не только малоэффективны, но и стали тормозом для дальнейшего развития. VII съезд КПВ (1991 г.) выдвинул курс на “развитие социалистически ориентированной многоукладной экономики, действующей на основе рыночного механизма при наличии государственного управления”. Новая экономическая программа предусматривала две цели. В соответствии с ближайшей задачей намечалось стабилизировать экономику, а в дальнейшем предполагалось обеспечить ее быстрое развитие. И обе эти задачи были решены. Экономика не только выстояла, но и сделала большой шаг в своем развитии. Страна преодолела кризис, создала условия для дальнейшей индустриализации и модернизации народного хозяйства. В 1997 г. по сравнению с предыдущим годом ВВП вырос на 9,5%, а среднегодовой показатель за семь лет составил 8,3% при плане 5,5–6,5%. При этом объем промышленного производства в среднем за год возрастал на 13,3%, а сельскохозяйственного – на 4,3%. Стоимость услуг ежегодно увеличивалась на 12,3%, удовлетворяя разнообразные потребности экономики и общества.

Главным фактором, способствовавшим экономическому подъему, стала политика обновления страны, обеспеченная системой соответствующих законодательных актов. В частности, подтверждалась необходимость сохранения существующих частного, коллективного и капиталистического секторов с такими же правами, как и государственный сектор. Причем в основу управления экономикой ставились не идеологические критерии, а эффективность производства и, в частности, размер получаемой прибыли. Приоритет тяжелой промышленности был ослаблен, большое значение придавалось кустарным ремеслам, легкой промышленности, производству товаров народного потребления. В эти же годы были приняты законы, позволяющие иностранным фирмам свободно размещать свои капиталы во Вьетнаме, а вьетнамским крестьянам – в течение 15 лет без всяких ограничений распоряжаться предоставленными им земельными участками. Благодаря этому уже в 1998 г. общий объем прямых иностранных инвестиций составил 36,2 млрд долл., на их основе осуществлялись 2379 проектов, преимущественно в производственной сфере.

Политика обновления дала мощный импульс бурному развитию промышленности и сельского хозяйства, сферы услуг (табл. 1). Так, уже в 1995 г. производство продовольствия достигло уровня 27,5 млн т (приведенных к рису), а в 1997 г. оно было еще больше – свыше 30 млн т. В прежние времена Вьетнам вынужден был ежегодно ввозить от 800 тыс. до 1 млн т риса, а сейчас стал его экспортером в объеме 2–3 млн т, занимая по этому показателю третье место в мире.

Серьезная перестройка структуры управления произошла в промышленности, а главным направлением такого обновления стало акционирование предприятий, способствующее не только привлечению средств для реконструкции технологических линий, но и повышению заинтересованности трудящихся в эффективной работе. И если некоторые отрасли обрабатывающей промышленности и металлургии сразу не смогли быстро перестроиться и снизили выпуск своей продукции, то производство потребительских товаров и ряд экспортных отраслей, используя благоприятные условия, совершили рывок как в государственном, так и частном секторах. Прежде всего это относится к электроэнергетике, добыче угля, нефти и газа, производству цемента, изделий электронной и легкой индустрии, предприятий по переработке сельской, лесной и рыбной продукции. За счет этого доля промышленности и капитального строительства, составлявшая в 1990 г. лишь 22,7% ВВП, в 1995 г. достигла 29,1%, а в 1997 г. – свыше 31%.

В процессе модернизации экономики неизбежным мероприятием стало фундаментальное улучшение системы дальней связи, бывшей  в 80-е годы  технически отсталой отраслью. Коммуникационная система развивалась как по качеству, так и по мощности.

В 1991–1998 гг. была создана новая финансовая система, которая включает 4 государственных банка, около 60 отечественных акционерных банков, 4 банка с участием зарубежных стран. В стране функционировали 11 филиалов иностранных банков и 53 их представительства. В Ханое и Хошимине созданы фондовые биржи.

Важным фактором трансформации явилось развитие внешней торговли. В начале 90-х годов Вьетнам столкнулся с внезапным сокращением финансовой поддержки со стороны Советского Союза, лишился традиционных партнеров в странах бывшего СЭВ – самых важных рынках сбыта вьетнамской промышленности и сельскохозяйственной продукции. Все отрасли и районы страны, экспортно-импортные организации усиленно искали свою нишу и быстро наращивали объем экспорта, в первую очередь сырой нефти, риса, морских продуктов и товаров легкой промышленности, вызывая большие изменения в структуре экспорта.


Ориентация на XXI век


Экономическая стратегия Вьетнама конкретизирована в 11 программах развития страны до 2000 г., охвативших основные отрасли экономики, науки и технологий, сферы услуг и социальной сферы. В частности, программа развития сельского хозяйства и сельской экономики нацелена на надежное обеспечение продовольствием, быстрое увеличение числа производителей пищевых продуктов и их объемов, улучшение качества питания. Для этого трансформируется структура отрасли, увеличивается добыча и переработка морских и лесных продуктов, расширяется рынок продовольствия, прежде всего на селе, сельскохозяйственное производство, лесное и рыбное хозяйство тесно кооперируются с обрабатывающей промышленностью, увеличивается экспорт, а следовательно, и доход крестьян.

Программа развития промышленности предполагает обновление технологии на большей части предприятий, быстрое развитие и создание ряда новых прибыльных производств в сфере переработки сельскохозяйственных продуктов. Увеличивается добыча и переработка нефти и газа, развиваются электронная промышленность и информационная технология, машиностроение и производство материалов. К 2000 г. намечено организовать ряд промышленных районов, включающих свободные экономические зоны и высокотехнологичные районы, что должно благоприятствовать строительству новых промышленных предприятий, в том числе в пригородах и сельской местности.

К концу ХХ в. намечено уменьшить долю бедных в общем числе семей в стране до 10% по сравнению с 20-25% в начале 90-х годов. Программа по устранению голода и уменьшению бедности предполагает, в частности, выделение 10 трлн донгов (около 800 млн долл.) в поддержку наиболее бедных слоев населения, чтобы они смогли наладить свое хозяйство, повысить его доход. В конечном счете это позволит в основном покончить с хроническим голодом, в первую очередь в районах компактного проживания национальных меньшинств, в высокогорных, глубинных и отдаленных районах, а также в районах, пострадавших от стихийных бедствий.

Таблица 1

Основные показатели экономического роста
 1990 г. 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1997 г.
Население (млн чел.) 66,2 67,8 69,4 71,0 72,5 73,9 76,6
Трудовые ресурсы 37,8 38,9 39,8 40,8 41,8 42,8 43,7
Структура ВВП (%):
    сельское, лесное
    и рыбное хозяйство
    промышленность
    и капстроительство
    услуги

38,7

22,7

38,6

40,5

23,8

38,7

33,9

27,3

38,8

29,3

28,9

41,2

29,7

30,6

42,6

29,0

29,1

41,9

26,0

31,0

43,0
ВВП (млрд донгов*):
    в текущих ценах
    в ценах 1989 г.

42,0
29,5

76,7
31,3

110,5
34,0

136
36,7

174,7
40,0

222,8
43,7

270,0
49,7
Прирост 5,96 8,65 8,07 8,84 9,54 9,37

Источник: Центральное статистическое управление СРВ.
*В 1998 г. 1 долл. = 12,98 тыс. донгов.


Роль государства в рыночной экономике


Оглядываясь на прошедшее десятилетие и рассматривая задачи развития страны можно отметить активную роль государства в трех основных областях.

Во-первых, оно создает и обеспечивает безопасную, стабильную, благоприятную и равноправную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов. Для выполнения этой задачи прежде всего создается правовая структура, соответствующая рыночному механизму. Государство проводит политику активной конкуренции, включающую обеспечение и поощрение равных прав участников соревнования, контроль и ограничение монополии и нездоровой конкуренции. Дело в том, что большая часть монопольных экономических организаций во Вьетнаме формируется не в результате развития, накопления и концентрации капитала и других производственных факторов, а главным образом на основе концентрации производства путем административно-субъективных действий властей. Монополия имеет своим основным источником государственную собственность и охватывает народное хозяйство в целом. Эта тенденция прослеживается и сегодня.

Во-вторых, государство проводит эффективную макроэкономическую политику. Четко разграничив хозяйственную функцию управления, государственные органы больше не составляют план для предприятий и не требуют его от производственников. Однако государственные органы, в первую очередь Министерство планирования и инвестиций, Государственный банк и Министерство финансов, разрабатывают государственный макроплан развития народного хозяйства. Он носит лишь характер ориентировки и прогноза, и не требует прямых ограничений в работе экономических организаций, особенно предприятий.

В-третьих, государственное регулирование осуществляется в основном с помощью рыночных принципов. Для достижения плановых целей государство использует экономические меры воздействия на соотношение спроса и предложения и на цены и тем самым целенаправленно воздействует на интересы субъектов, работающих на рынке.

Примером такого государственного вмешательства в экономические процессы, чтобы изменить их в нужном направлении, служит реформа налоговой системы страны, ставшая сегодня эффективным макроэкономическим инструментом управления. Прежняя налоговая система с ее многочисленными разновидностями, применяемыми дифференцированно в зависимости от экономического уклада, в новых условиях оказалась неэффективной и была заменена более совершенной.

До недавнего времени фискальная система включала 13 видов платежей, в том числе 10 налогов: на торговую лицензию, с прибыли, на использование сельскохозяйственных земель, на природные ресурсы, на жилую площадь, на передачу права пользования землей, особый акцизный сбор, экспортные и импортные пошлины, с оборота, подоходный налог с лиц, получающих высокий доход, а также 3 платежа, носящие характер сборов, – налог на убой скота, регистрационный сбор и сбор на составление документов.

В программе налоговой реформы второго этапа, который начался в 1998 г., налог с оборота постепенно заменяется налогом на добавленную стоимость в пределах от 5 до 20%, налог с прибыли – корпоративным подоходным налогом в размере от 30 до 35%, а подоходный налог с лиц, получающих высокий доход, – единым подоходным налогом, который охватывает и мелких предпринимателей, которые в настоящее время платят налог с прибыли.

Кроме того, программа второго этапа намечает ввести в действие закон о налоге на природные ресурсы, а также указы о сборах и взносах и об организации налогового управления и организации налогового принуждения.


Дефицит бюджета
и источники его покрытия


В прошедшие десятилетия по различным причинам во Вьетнаме наблюдался большой дефицит государственного бюджета (см. табл.2). Он оставался высоким даже тогда, когда была обуздана гиперинфляция и было окончательно покончено с кредитами Центрального банка на покрытие бюджетного дефицита, которые достигали почти 60%.

Структура источников покрытия дефицита госбюджета стала коренным образом меняться с 1991 г. (см. табл. 3). В этом году была доведена до минимума, а в 1992 г. полностью прекращена эмиссия денег, не обеспеченных золотовалютными резервами страны. Это стало значительным достижением новой денежно-финансовой политики государства, позволившим стабилизировать розничные цены и социально-экономическое положение страны в целом. Но дефицит все же был довольно велик, поэтому правительство было вынуждено увеличить сумму внутренних и иностранных ссуд.

Коренная перемена в деятельности банковской системы и в денежной политике проявляется в четырех главных аспектах. Во-первых, сформировалась двухступенчатая банковская система, давшая Государственному банку право осуществлять функции центрального банка, а торговым банкам – возможность перейти к хозяйственной деятельности. Во-вторых, разработана и проводится активная политика ограничения эмиссии денег, целью которой было обуздание инфляции, стабилизация донга. В-третьих, применяется гибкий механизм валютного контроля, сочетающий государственную поддержку вьетнамского донга со свободной конвертацией его в рамках валютного коридора. В-четвертых, установлены отношения с международными валютными и финансовыми организациями, что содействовало мобилизации иностранного капитала для нужд страны.

В мае 1988 г. произошло отделение торговых банков от Государственного и тем самым начала формироваться двухступенчатая банковская система, характерная для рыночной экономики.

В июне 1992 г. Госбанк решил навести порядок и в политике кредитования. Прежде всего обеспечивались положительные процентные ставки, при которых платежи за  банковские кредиты устанавливались не ниже ставок по вкладам.  При этом Госбанк устанавливал лишь максимальный размер платы за ссуду и минимальный – по вкладам, а торговым банкам предоставлялось право вводить конкретные процентные ставки. Наконец, упразднялся прежний порядок дифференцированных платежей за кредиты в зависимости от формы собственности предприятия и типа экономического уклада. Такое решение стало шагом вперед в направлении либерализации процентной ставки.

Таблица 2

Баланс госбюджета в СРВ в 1991-1996 гг. (% ВВП)
 1991 г. 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Суммарные поступления 13,5 19,0 22,3 24,3 23,9 23,3
Суммарные расходы 17,2 22,7 28,5 27,1 24,9 25,0
Дефицит -3,7 -3,7 -6,2 -2,8 -1,0 -1,7

Источник: Министерство финансов СРВ.

Таблица 3

Структура источников покрытия дефицита госбюджета в СРВ (в %)
 1981-1985 гг. 1986-1990 гг. 1991 г. 1992 г. 1995 г. 1996 г.
Выпуск денег 30,6 57,9 10,0 - - -
Иностранные ссуды 65,7 38,5 60,0 -29,2 145,4 81,8
Внутренние ссуды 3,7 3,6 30,0 129,2 -45,4 18,2

Источник: Министерство финансов СРВ.

Введение валютного коридора и плавающего курса вьетнамского донга, пришедших на смену его фиксированной стоимости положило конец завышенной оценке донга по отношению к другим валютам. В результате реальный курс отечественной валюты стал определяться посредством соотношения спроса и предложения. Такой подход дал предприятиям возможность претворять в жизнь право на подлинную самостоятельность в хозяйствовании и четко оценивать эффективность своей работы

В то же время новая валютная политика на первых порах привела к резкому падению курса донга по сравнению с долларом, но с конца 1991 г. эта тенденция изменила направление, и в 1993–1995 гг. один доллар можно было купить за 10,5–11 тыс. донгов. Это соотношение резко не изменилось и во второй половине 90-х годов. Так, в 1998 г. доллар свободно обменивался за 12,98 тыс. донгов.

Опыт прошлых лет показывал, что с помощью административных мер можно поднять процентные ставки на высокий уровень и ограничить кредиты, предоставляемые государственному сектору экономики и госбюджету и таким путем контролировать денежное обращение, держать инфляцию в необходимых пределах. Но Правительство СРВ понимало, что подобные меры способны дать лишь временный эффект. Поэтому главным содержанием управленческой функции в банковско-финансовой сфере со стороны государства стал прямой контроль за движением общей массы денег, обращающихся в экономике (см. табл. 4). Для этого Госбанк установил обязательный минимальный резерв на уровне 10% и максимальный – на уровне 35% всех вкладов кредитных организаций.

За годы, прошедшие с 1989 г, когда было принято решение о переходе к новой валютной политике, обязательный минимальный резерв проявлял свое действие лишь в ограниченной мере. Это объясняется тем, что пока процентные ставки вкладов и кредитов все еще устанавливаются в административном порядке, а не в соответствии с рыночным механизмом. Поэтому и коммерческие банки, и кредитные организации все еще не могли сами устанавливать процентные ставки. А результат – эффект процентных ставок обязательного минимального резерва пока не достигнут. Но рынок берет свое, и можно предположить, что валютная политика как важнейший инструмент макроэкономического регулирования экономики проявит себя в полной мере.

Таблица 4

Данные о денежных средствах СРВ (% на начало года)
 1992 г. 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г.
Активы в инвалюте (чистые) 44,5 57,9 -41,2 11,3 56,4
Внутренние активы (чистые) 34,3 21,8 57,4 38,4 16,1
Суммарные платежные средства 78,7 33,7 19,0 33,2 22,6

Источник: Государственный банк СРВ

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz