Номер 1/04 Главная Архив К содержанию номера

Управление инвестиционной и инновационной деятельностью


Инновационная интернационализация в новых фирмах

(опыт Швеции)

СВАНТЕ АНДЕРССОН
ИНГЕМАР ВИКТОР
Скандинавский институт исследования предпринимательства, Халмштадский университет
(Швеция)


• В Швеции фирмы «рожденные глобальными» (РГ) все еще весьма редки, большинство отечественных фирм концентрируется на внутреннем рынке
• Решающую роль в понимании процессов международного развития РГ играют не финансовые и организационные, а человеческие (и прежде всего предпринимательские) ресурсы
• Отличительной чертой предпринимателей в РГ выступает их стремление делать бизнес за границей

В современной экономике существенную роль играют малые и средние предприятия (МСП), в частности в обеспечении занятости, расширении инновационности, ускорении роста и т.п. В последнее время растущий интерес вызывают процессы интернационализации таких фирм. Для некоторых из них ранняя интернационализация оказывается успешной стратегией. Подобные структуры часто называют «рожденные глобальными» (РГ). С самого создания они стремятся получить значительное конкурентное преимущество за счет приобретения ресурсов и сбыта продукции во многих странах. Но в Швеции пока большинство МСП сконцентрировано на внутренних рынках.

Какие уроки можно извлечь из опыта успешных международных фирм? Могут ли традиционные модели объяснить развитие подобных структур?

Превращение небольшой национальной фирмы в мультинациональную служит объектом пристального внимания исследователей1. Одной из основных теорий в этой области является Уппсальская модель, разработанная Юхансоном и Валне2. В ней интернационализация определяется как процесс накопления эмпирических знаний. Рассмотрение проблемы концентрируется на временной динамике, базовым объектом исследования выступает поведение фирмы на разных этапах развития с точки зрения рынков и способов вхождения на них. Международные аспекты поведения фирмы описываются следующим образом. Сначала регулярные экспортные операции отсутствуют, затем экспорт осуществляется через независимых посредников, далее через сбытовые подразделения и, наконец, создается производственный филиал. Эта модель подвергалась критике за несоответствие теоретических построений практике, а также за концепцию психической дистанции.

Отправным моментом данной статьи является критика Уппсальской модели и других моделей поэтапного развития интернационализации за их детерминистский характер. Если фирмы развиваются в соответствии с этими моделями, то у них нет стратегического выбора.

Наша цель выяснить, почему некоторые фирмы быстро становятся глобальными и какие факторы важны для понимания их поведения.


«Рожденные глобальными» – эволюция концепции


Анализ деятельности австралийских фирм-экспортеров (в основном представляющих обрабатывающую промышленность), проведенный компанией «МакКинси»3, показал рост числа МСП, успешно конкурирующих практически с момента создания с крупными и давно сформировавшимися игроками на международной арене. Путь этих структур на мировой рынок не был постепенным. Напротив, они были «рождены глобальными».

Эта работа стала отправным моментом в изучении данного феномена. За ней последовали многочисленные исследования, в которых использовались и другие определения: «глобальные стартовые предприятия», «международные новые венчурные предприятия», «быстрые экспортеры». Сегодня феномен РГ весьма распространен, поскольку ему способствуют тенденции глобализации, выражающиеся в ослаблении торговых барьеров, удешевлении и ускорении транспорта и коммуникаций.

Однако интернационализация не является чем-то абсолютно новым. Явление РГ обнаружилось давно. При этом имеются свидетельства, что некоторые фирмы становятся международными не медленно и постепенно, а быстро или с самого начала.

На наш взгляд, обозначенный феномен необходимо изучить. Попробуем ответить на следующие вопросы. Какие черты присущи РГ? Какие факторы влияют на интернационализацию? Как следует определять РГ? Могут ли факторы, воздействующие на РГ, составить определенную схему?


Основные черты и факторы, воздействующие на РГ


В упоминавшемся исследовании компании «МакКинси» выделены следующие характерные черты РГ. Их менеджмент с момента создания рассматривает весь мир как рыночную площадку, т.е. внешние рынки в отличие от традиционных фирм воспринимаются не как простое дополнение к внутреннему рынку. Данные структуры начинают экспортировать один или несколько видов продукции в течение двух лет со времени основания, и вывоз за границу, как правило, составляет не менее 1/4 объема продаж. Чаще всего эти хозяйственные образования представляют собой мелких производителей со средним годовым объемом продаж до 100 млн долл. Большинство РГ создается активными предпринимателями и, как правило, возникает в результате серьезного технологического прорыва. Нередко они воплощают передовую технологию в уникальные продукты или новые способы ведения бизнеса. В типичном случае их продукция содержит значительную величину добавленной стоимости и в основном предназначена для промышленного использования.

Другие исследователи среди моментов, послуживших толчком к появлению РГ, отмечают возрастание роли рыночных ниш, технологический прогресс в области методов производства, развитие коммуникационной технологии, преимущества мелких фирм (быстроту реакции, гибкость, адаптацию и т.п.), новые способы интернационализации (через распространение знаний, технологий, с помощью соответствующих организаций и т.д.), формирование глобальных сетей.

Итак, предпосылкой создания РГ является наличие одного или нескольких сильных предпринимателей, располагающих международным опытом, а также, как правило, перспективным продуктом. Распространение рассматриваемого феномена положительно коррелирует с уровнем интернационализации рынка. По сравнению с другими фирмами-экспортерами РГ характеризуются большей специализацией и ориентацией на определенную рыночную нишу, при этом их продукция может быть как стандартной, так и в высокой степени индивидуальной. Географическое размещение операций РГ определяется предшествующим опытом учредителей, а также экономическим потенциалом и характером потребителей.

Кроме того, по сравнению с традиционными экспортерами данные объекты в большей мере опираются на кооперационные связи с другими фирмами с целью приобретения дополнительных компетенций; при организации каналов сбыта они чаще используют партнерские сети, совместные предприятия и иные гибридные образования. Одним из важнейших условий развития РГ является доступ к передовым НИОКР и сбытовым каналам (часто на основе создания партнерских отношений и международного сотрудничества), что определяет их высокие инновационные способности. Замечено, что фирмы, действующие в странах с незначительным рынком, по сравнению с теми, которые оперируют на широких внутренних рынках, имеют более разнообразную продукцию и чаще склонны к превращению в РГ. Относительно высокая доля подобных структур характерна для ряда стран, привлекших большое количество иммигрантов. Рассматриваемый феномен связывают также с новыми отраслями и секторами высокой технологии, но он наблюдается и в зрелых отраслях, даже таких, как производство ремесленных изделий и прикладное искусство. Некоторые исследователи обусловливают это явление с размером внутреннего рынка.


Определение РГ


Овиатт и МакДугалл определяют РГ как «коммерческую организацию, с самого начала ставящую цель получения конкурентного преимущества на основе приобретения ресурсов и сбыта продукции во многих странах»4. Найт использует количественный критерий, определяя РГ как фирмы, начавшие экспортные операции в течение трех лет с момента создания и имеющие долю экспорта не менее 25% объема продаж5.

Наше исследование проводилось в Швеции. Это небольшая страна, однако она имеет несколько крупных компаний («Эрикссон», «Вольво», «Сканиа»), которые являются ее основными экспортерами. Большинство же шведских МСП реализует свою продукцию преимущественно на внутреннем рынке.

В данном исследовании мы решили использовать обобщенное определение РГ, но посчитали необходимым учесть и конкретные условия хозяйствования в Швеции. Мы выделили следующие узловые моменты: сбыт продукции во многих странах, интернационализация в течение трех лет с момента создания фирмы. Таким образом, мы определяем РГ как компанию, которая стремится извлечь существенное конкурентное преимущество за счет приобретения ресурсов и сбыта продукции во многих странах и достигла доли заграничных продаж не менее 25% в течение трех лет с момента создания.


Концептуальная схема исследования


Как показали исследования, на РГ воздействуют различные факторы, которые могут быть сведены к следующей схеме: глобализация – предприниматели – сети –отрасль.

Глобализация. Тенденции глобализации, в том числе глобализация рыночного спроса и стратегии маркетинга, развитие коммуникационной технологии и транспорта, снижение торговых барьеров, способствуют осуществлению международной стратегии и возникновению РГ, но сами по себе они не могут объяснить рассматриваемое явление. Глобализация расширяет возможности отдельных фирм, но этого недостаточно для создания успешного международного предприятия. Необходимы предприимчивые люди и видение преимуществ интернационализации.

Предприниматели. Важность предпринимателя и предпринимательского поведения отмечается большинством исследователей феномена РГ. При этом учитываются индивидуальные характеристики предпринимателей, взаимодействие предпринимателей, поведение фирмы.

В последние годы резко возрос интерес к международному предпринимательству. Согласно одному из наиболее часто используемых определений, «международное предпринимательство представляет собой сочетание инновационного, упреждающего и склонного к риску поведения, выходящего за национальные границы и направленного на создание организаций, производящих стоимость»6. Это определение обращает внимание на предпринимательское поведение фирмы в целом, а не отдельного бизнесмена.

Мы же исходим из того, что доминирующий фактор, задающий пути выхода фирмы на новые рынки, – личности ее хозяев. Глобальное видение с момента создания фирмы является важнейшей характеристикой предпринимателя РГ и связано с уровнем его амбиций и общей мотивации. Другая существенная характеристика – международный опыт руководителей фирмы7.

Сети. Сети международных связей как на личностном, так и на организационном уровнях играют решающую роль для международного развития фирмы. Прежде всего они важны для стартовых предприятий (новые структуры зависят от отношений с финансистами, поставщиками, потребителями и т.д.). Значимы как социальные, так и деловые аспекты связей, как формальные, так и неформальные сети. В то же время есть примеры РГ, созданных при отсутствии таких связей. Надо учитывать, что на международное поведение фирм влияют не только международные, но и местные сети, а также характеристики промышленного региона.

Отрасль. РГ можно найти во многих отраслях, но, как считает большинство специалистов, для понимания международного поведения фирмы отрасль (ее специфика) имеет большее значение, чем национальная принадлежность. Так, отмечается, что инновационным компаниям более свойственна глобальная ориентация, что РГ характеризуются более высокой степенью специализации и ориентации на рыночные ниши по сравнению с другими фирмами. Немалую роль играют также такие отраслевые факторы, как темпы роста, характер продукции или услуг. Интерес представляет отраслевая принадлежность не только самой фирмы, но и ее основных потребителей. Если значительное число конкурентов и потребителей фирмы являются интернациональными, то это повышает также вероятность и ее выхода на международный рынок.


Методика исследования и описание компаний


Для дальнейшего анализа с учетом вышеприведенных критериев мы отобрали четыре компании.

Первая из них, назовем ее «Медицина-1», создана в 1991 г. и осуществляет научные исследования, разработки и производство сложной медицинской техники (в области сердечно-сосудистой хирургии). Она быстро стала международной и на сегодняшний день имеет производственные, сбытовые и исследовательские подразделения в 70 странах (большей частью в Европе).

Вторая компания, выступающая далее как «Медицина-2», основана в 1996 г. двумя исследователями и предпринимателем с целью разработки и изготовления приборов для лечения заболеваний внутреннего уха. Она финансируется венчурным капиталом.

Третья компания «Информация» занимается совершенствованием мобильной связи. Она зарегистрирована в 1997 г., тогда же получила первый патент в США. Сотрудничает с фирмой «Эрикссон».

Четвертая компания «Резина» специализируется на производстве резинотехнических изделий. Она образована в 1990 г. четырьмя выходцами из другой компании, решившими начать собственное дело. Она ежегодно выходила примерно на 10 новых рынков (главным образом через независимых дистрибьюторов). В 2001 г. представлена в 80 странах, имеет 7 филиалов, в частности в Мадриде (обслуживает также страны Латинской Америки) и Дубае (страны Ближнего Востока).


Анализ


При анализе использовалась методика сравнения полученных эмпирическим путем данных с параметрами описанной выше концептуальной схемы.

Глобализация. Такие проявления глобализации, как технологический прогресс, стандартизация, снижение торговых барьеров, способствовали осуществлению рассматриваемыми фирмами их глобальной стратегии.

Революция в области информационной технологии значительно облегчила коммуникации с партнерами, расположенными в различных частях мира. Благодаря этому компании могут обеспечивать свое присутствие не нуждаясь в открытии филиалов или отделений в других странах. Так, фирма «Резина» опиралась в основном на независимых дистрибьюторов, и эта стратегия за очень короткое время позволила ей выйти на многие рынки. Филиалы создавались ею только там, где она не могла найти подходящих партнеров. В настоящее время она стремится продолжить сотрудничество с дистрибьюторами и виртуальными организациями и таким образом в максимально возможной степени привлечь внешние ресурсы в качестве элементов ключевых компетенций.

Чрезвычайно быстрая экспансия «Медицины-1» – выход на 46 рынков в течение 6 месяцев – также оказалась возможной благодаря стратегии кооперации с дистрибьюторами. Отметим, что в будущем данная компания намерена постепенно создавать собственную сбытовую организацию.

«Медицина-2» делает упор на сотрудничество в рамках ЕС в области лицензирования продукции. Значительные преимущества ей дает то, что в ЕС действует единый процесс лицензирования.

Все обследованные компании отмечали, что между странами еще существуют определенные различия (они не велики и не препятствуют выходу на различные рынки), и это объясняет целесообразность выбора странового фактора в качестве основы сегментации рынка. Для решения проблем, связанных с языковыми, культурными и другими различиями, фирмы часто нанимают специальный персонал или кооперируются с партнерами, обладающими знаниями соответствующих рынков.

Предприниматели. Решающую роль в понимании процессов международного развития РГ играют не финансовые и организационные, а человеческие (прежде всего предпринимательские) ресурсы.

Предприниматели, действующие в рассматриваемых фирмах, демонстрируют как общие черты, так и специфичные. Большинство имеет высшее образование и соответствующую степень. Некоторые обладают опытом работы в той отрасли, в которой создали бизнес, у других его нет. Каждый из предпринимателей полон идей и планов их реализации. То, что для других является проблемой, они рассматривают как возможности и вызовы. Для этих предпринимателей глобальная стратегия представляется естественной.

Отличительной чертой предпринимателей в РГ выступает их заинтересованность и стремление делать бизнес за границей. Так, все руководители фирм, охваченных данным исследованием, имели обширный опыт международной деятельности, приобретенный различными (причем, как правило, несколькими) путями, например предшествующей работой, неформальными связями или учебой за границей.

Для зарождения РГ, начальные этапы которого не совпадают с традиционными моделями стратегии, решающее значение имеет образ мысли предпринимателей – учредителей фирмы. Они особым образом воспринимают окружающую среду, создают новые стратегии и иначе определяют сферы своей деятельности. Так, основатель фирмы «Резина» с самого начала рассматривал мировой рынок как поле деятельности фирмы. Приверженность международной ориентации и стратегии с момента зарождения демонстрируют и другие аналогичные структуры.

Предприниматели в обследуемых фирмах не могут быть охарактеризованы как принадлежащие к одному конкретному типу. Успеха в этом плане могут добиваться бизнесмены с различным опытом и личными качествами. Важно, однако, глобальное видение, именно оно служит ведущим фактором глобального поведения компании в целом. Если предприниматель не убежден в правоте своей стратегии, он не сможет увлечь других участников, финансистов, работников и т.д.

Сети. Понятие «сеть» часто используется для описания международного развития фирм. Однако следует учитывать, что различные исследователи вкладывают в него неодинаковый смысл. Отметим также, что поскольку РГ являются новыми фирмами, в которых процессы, процедуры и системы еще не вполне стабильны, для них важнейшую роль играют личностные сети.

Сети используются предпринимателями как инструмент глобальной стратегии. Но сами по себе они не объясняют международное поведение РГ. Эти фирмы рассматривают сети не как структуры, способствующие или препятствующие новым стратегиям, а как возможности для реализации своего глобального видения. Для них традиционные межфирменные связи не являются неизменными структурами, поскольку они разрабатывают новые бизнес-идеи, которые требуют новых сетей, и используют для их создания межличностные отношения.

Как уже отмечалось, руководители «Медицины-1» и «Резины» в целях глобальной экспансии использовали сети предпринимательских связей, сформированные в ходе предшествующей деятельности, которые послужили важнейшим ресурсом для создания и развития этих (как и других) РГ.

«Медицина-1» и «Медицина-2» действуют в отрасли производства медицинской техники, в которой связи в исследовательских и академических кругах имеют большое значение для распространения информации о продукции. «Информация», находящаяся на этапе выпуска новой продукции, стремится установить связи с ведущими участниками данного рынка (в частности, с «Интел», «Эрикссон», «Нокиа»). Эти связи призваны повысить уровень доверия к компании.

Отрасль. Ни у кого не вызывает сомнения, что одна отрасль существенно отличается от другой. Например, в медицинской промышленности чрезвычайно важно знать и соблюдать правила и нормы. Необходимо, также учитывать особенности, характерные для различных стран. Это касается лицензирования, способов финансирования здравоохранения (бюджетное или страховое), наличия организаций пациентов. Но хотя для руководителей РГ отраслевые знания весомы, они не рассматривают отраслевые структуры как определяющие факторы.

РГ встречаются и в зрелых отраслях, примером чему служит резинотехническая промышленность, где они стремятся найти ниши, в которых способны действовать независимо от доминирующих участников. Так, предприниматели фирмы «Резина» считают, что и по своей продукции и по способу организации бизнеса она существенно отличается от конкурентов в отрасли и не совсем вписывается в ее рамки. Представитель «Информации» также затруднился определить отраслевую принадлежность компании (принадлежит ли она отрасли информационной технологии, связи или сфере услуг).

Таким образом, изучение факторов отраслевой структуры не дает полного понимания стратегии РГ.

С точки зрения международного развития фирмы немалую роль играет отраслевая принадлежность ее клиентов. РГ, как правило, концентрируются на обслуживании определенных отраслей, т.е. осуществляют так называемое отраслевое таргетирование8, и направляют свою деятельность на те страны, в которых развиваются выбранные ими ниши, что является более важным фактором, чем географическое таргетирование. Причем при выборе рынков и способов выхода на них физическая удаленность играет меньшую роль, чем технологические тенденции. Важно присутствие на рынках, характеризуемых передовым технологическим ноу-хау, и изучение опыта других участников.

*  *  *

Интернационализация на фирмах, «рожденных глобальными», протекает значительно быстрее, чем в традиционных. Поэтому к ним не применимы концепции, рассматривающие рыночную экспансию как результат организационного обучения. Они не развиваются в соответствии с поэтапными моделями. Проникновение на рынки для них является стратегическим выбором. Начало этого может быть экономным – через независимых дистрибьюторов. Если фирма не может найти подходящих партнеров по сбыту, она создает филиал или совместное предприятие. Такой филиал может быть выкуплен и превратиться в независимую компанию, действующую в качестве дистрибьютора. Наше исследование подтвердило отмеченное Криком и Джонсом9 явление планируемой быстрой интернационализации, проводимой с помощью различных способов выхода на рынок. Причем данное явление обнаружено не только в отраслях высокой технологии, но и в зрелых отраслях (например, в резинотехнической промышленности).

Для РГ основным фактором развития интернационализации выступают их руководители (предприниматели), которые находят преимущества глобализации там, где другие их не видят. Однако этого недостаточно для того, чтобы использовать возможности глобализации. Они должны применить и применяют глобальную стратегию. Сети личностных предпринимательских связей, как в местном, так и в глобальном масштабе, представляют один из важных инструментов реализации такой стратегии. Существенную роль в данном процессе играют и общие тенденции глобализации, в том числе снижение торговых барьеров, совершенствование и удешевление коммуникационных технологий. Тем не менее национальные различия еще существуют, они имеют преимущественно отраслевую специфику, поэтому требуется хорошее знание отраслевых условий и правил игры. Предприниматели в такого рода фирмах стремятся найти ниши в рамках отрасли или создать новые отрасли как поле для экспансии на глобальном рынке.

Изучение практики функционирования РГ позволяет сделать некоторые выводы, важные с точки зрения управления фирмами. Данные хозяйственные образования дают примеры быстрой и успешной международной экспансии, в то время как многие традиционные малые и средние предприятия не эксплуатируют свой международный потенциал. Прогресс технологии и снижение торговых барьеров открывают путь для успеха на мировой арене для большего числа компаний.

Один из моментов, который еще надо изучать и изучать – предпринимательское поведение. Здесь требуется ответить на следующие вопросы. Как глобальное видение предпринимателя может быть реализовано в организации? Как предприниматель может передать свое знание организации? Какие типы организационных структур, систем управления человеческими ресурсами, лидерства характерны для РГ?

Мы предполагаем и в дальнейшем следить за работой компаний, представленных в статье. Это должно дать более глубокое знание факторов, влияющих на их интернациональное развитие. Мы также попытаемся найти фирмы, быстрая стратегия глобализации которых потерпела неудачу, и сравнить их с успешными структурами. Чтобы выяснить, увеличивается ли со временем число РГ, будут использованы статистические данные. Кроме того, в этих целях будут задействованы результаты других исследований, в том числе проведенных в Дании, Финляндии, Австралии и США.


Публикуется в сокращении. Полный текст см.: www.kluweronline.com./issn/1570-7385/current
1 См., например: Bilkey, W.J. and G. Tesar, 1977, «The Export Behavior of Smaller-Sized Wisconsin Manufacturing Firms», Journal of  International Business Studies (Spring/Summer), 393-398; Cavusgil, S.T., 1980, «On the Internationalization Process of Firms», European Research 8, 273-281; Luostarinen, R., 1979, Internationalization of the Firm, Dissertation, Helsinki School of Economics, Helsinki.
2 Л.: Johanson, J. and J.-E. Vahlne, 1997, «The Internationalization Process of the Firm – A model of Knowledge Development and Increasing Foreign Market Commitments», Journal of  International Business Studies 8, 23-32; .: Johanson, J. and J.-E. Vahlne, 1990, «The Mechanism of Internationalization», International Marketing Review 7 (4), 11-24.
3Rennie, E., 1979, «Born Global», McKinsey Quarterly 4, 45-52.
4Oviatt, B.M. and P.P. McDougall, 1994, «Toward a Theory of International New Ventures», Journal of  International Business Studies 24, 45-64.
5Knight, G., 1997, Emerging Paradigm for International Marketing: The Born Global Firm, Unpublished dissertation, Michigan State University.
6McDougall, P.P. and B.M. Oviatt, 2000, «International Entrepreneurship: The Intersection of two Research Paths», Academy of Management Journal 43 (5), 903.
7Как показали Бладгуд и др. (Bloodgood, J.M., H.J. Sapienza, and J.G. Almeida, 1996, «The  Internationalization of New High-Potential U.S. Ventures: Antecedents and Outcomes», Etrepreneurship Theory and Practice (Summer), 61-76), международный опыт высших менеджеров тесно коррелирует с уровнем интернационализации новых перспективных венчуров в США.
8Таргетирование – способ реализации хозяйственной политики (государства, отрасли или отдельного предприятия), выражающийся в выборе какой-либо экономической мишени, на которую необходимо воздействовать, чтобы достичь определенных результатов (поставленной цели).
9Crick, D. and Jones, M.V. 2000, «Small High-Technology Firms and International High-Technology Markets», Journal of  International Marketing 8 (2), 63-85.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz