Номер 2/03 Главная Архив К содержанию номера

Управленческо-правовые отношения в Казахстане

ДАУРЕНБЕК КУСАИНОВ
кандидат философских наук,
доцент Алматинского государственного университета имени Абая
(Казахстан)


• Пройдя в начале независимого развития трудные годы, Казахстан ныне находится в переходном процессе, укрепляя ситуацию в экономике
и управлении
• Республике на современном этапе необходимо опираться на управляемое инновационное развитие, на союз науки и производства
• Решающее условие социально-экономического подъема – повышение управленческо-регулирующей роли государства, включая укрепление правовых основ и правового механизма управления

Первые годы после распада СССР в республиках, получивших государственную независимость, продолжала действовать старая рублевая денежная система. Это крайне осложняло осуществление социально-экономических и правовых реформ в каждой республике, поскольку они стали проводить социально-экономические реформы самостоятельно. Общего для всех республик органа, который мог бы научно обоснованно руководить на основе учета интересов каждой республики социальной политикой в новой рыночной экономической системе СНГ создано не было.


Ситуация кризиса и пути выхода из него


Особо чувствительный удар по экономике всех стран СНГ был нанесен реформами Гайдара, отменившими регулирование цен на все товары, производимые в России, при сохранении единой рублевой денежной системы, что привело к чудовищной инфляции. Цены возросли более чем в 2 тыс. раз. Население потеряло все свои накопленные сбережения, обнищало.

Независимым республикам, в том числе Казахстану, пришлось ускоренными темпами создавать систему управления всеми экономическими и социально-политическими процессами. Были приняты меры к созданию собственной национальной денежной единицы, и уже 15 ноября 1993 г. Указом Президента введена национальная валюта – тенге. С этого момента началось строительство национальной финансовой системы, основу которой составляют банки. Прочно утвердилась двухуровневая банковская система – Национальный банк Республики Казахстан и коммерческие банки.

Проведенная ускоренными темпами приватизация государственной собственности не дала ожидаемого пополнения денежных средств, которые можно было бы использовать для финансирования производства и социальных нужд – науки, образования, здравоохранения, социальной помощи пенсионерам, студентам и т.д. Наоборот, на приватизации чудовищно нажились старая коррумпированная чиновничья номенклатура, директора предприятий, совхозов и т.д. Эти новые капиталисты значительную часть своих огромных денежных средств преобразовали в доллары и перевели на счета в западные банки. Народ и государство обеднели.

Главной задачей политического руководства страны в 1993-1995 гг. было приостановить инфляцию, добиться твердого соотношения тенге с долларом. Если в 1994 г. рост инфляции достигал 2200%, то к концу 1996 г. он снизился до 28%, а в 1997-1998 гг. составлял не более 11-15% в год.

Это стало возможным благодаря экспорту энергетических ресурсов – нефти, нефтепродуктов, газа и редких металлов; займам и иностранным инвестициям в экономику республики; выпуску ценных бумаг, в том числе облигаций, что привело к относительной стабилизации финансовой системы республики. Поэтому глубокий финансовый кризис, поразивший Россию в августе 1998 г., почти не затронул Казахстан.

Тем не менее в республике сохраняются негативные явления в экономической и управленческой областях: неплатежи по договорам между предприятиями, многочисленные задержки выплат заработной платы, пенсий, массовые злоупотребления, особенно иностранных компаний, в выполнении взятых на себя обязательств – отказ от модернизации технологических процессов, незаконное повышение цен на производимые ими товары и услуги и т.д.


Упор на инновационное развитие
и разработка перспектив 30-летнего будущего Казахстана


Пройденный Казахстаном 10-летний путь суверенного развития свидетельствует, что создана база либеральной экономики, утвердились механизмы саморегуляции рынка и конкуренции, сложилась банковская система с собственной национальной валютой. Однако страна до сих пор переживает переходный период: рыночные атрибуты все еще недостаточно разработаны.

Определена концепция управляемого инновационного развития Казахстана, учрежден республиканский инновационный фонд. Одним из приоритетных направлений концепции выступает создание моста между наукой и производством. Тем более что аналоги в мире уже имеются: достаточно изучить опыт, накопленный Германией в этой области, а также достижения других европейских стран. К тому же в бывшем СССР потенциал фундаментальной и прикладной науки, профессионального высшего образования лидировал в мире. Но если ранее основная база интеллектуальной собственности республик формировалась за счет государственных средств, то теперь речь идет о своеобразном балансе интересов творческих коллективов, промышленности, бизнеса и государства. Нормативно-правовая база в области интеллектуальной собственности зафиксирована положениями Конституции, определена патентным законодательством и гражданским кодексом, а также международными конвенциями.

Приватизация, проходившая в последние годы, осуществлялась по принципу продажи имущественных комплексов. Поэтому уместным было бы передать научным организациям, научно-исследовательским институтам права на прежние объекты государственной собственности.

В Казахстане разработана общенациональная стратегия “Казахстан-2030”, рассчитанная на 30 лет, предусматривающая основные направления преобразования системы экономики и управления. Некоторые исследователи выделяют три этапа в развитии стратегического управления крупными корпорациями: первый – обеспечение быстрых темпов экономического развития преимущественно за счет использования экстенсивных факторов; второй – реструктуризация крупных корпораций на основе технического перевооружения, внедрения прогрессивных наукоемких и ресурсосберегающих технологий; третий – изменение структуры производственной и коммерческой деятельности субъектов экономики, позволяющее перейти к качественному экономическому росту, обеспечивающему повышение жизненного уровня населения1.

Ближайшими целями должны стать преодоление спада производства и резкого расслоения общества, улучшение социального положения населения на основе научно-технического потенциала страны и регулирования инвестиционного процесса.

Важнейшая проблема – обуздание стихии экономического и социального развития. В Казахстане безработица приобрела массовый характер после начала рыночных реформ. За прошедшие годы значительно сократилась активность трудоспособного населения. На пути экономических преобразований нельзя было опираться только на рекомендации иностранных советников или же следовать образцам стран с развитой рыночной экономикой. Ибо демократия и рынок – это длительный процесс

Поэтому следует всячески преодолевать рыночную стихию, заменять ее упорядоченными рыночными отношениями. Роль государства заключается не только в обеспечении населения общественными благами, но и в содействии фирмам и корпорациям в выполнении их инвестиционных программ и бизнес-планов. Рыночный порядок регламентируется и поддерживается совокупностью принимаемых государством норм и правил, закрепленных соответствующим законодательством. И этот порядок служит основой для разработки и реализации экономических планов.


Повышение управленческой роли государства и ее правовых основ


Решающее значение на современном этапе развития Казахстана приобретает разумное государственное управление и регулирование всех социально-экономических процессов в стране. Причем сердцевиной управленческой системы должны стать правовые преобразования, совершенствование правовых механизмов административного управления экономической жизнью. А именно – правовое регулирование кооперативного движения, хозрасчета, самофинансирования, самоуправления, самоокупаемости, аренды и других отношений. В целом неуспех или незначительные успехи в этих областях во многом объясняются, на наш взгляд, слабой правовой базой и имеющимися в ней разночтениями.

Основой правовой системы в экономической сфере является Гражданский кодекс. Это основной экономический закон страны, небезосновательно часто именуемый “экономической конституцией”, “конституцией рыночной экономики”. Но его введение в действие сильно затянулось и прошло двумя этапами: общая часть ГК принята 1 марта 1995 г., а особенная часть – 1 июля 1999 г., что означает введение в действие именно с данной даты этого важнейшего документа в полном объеме. Вряд ли более чем 4-летний разрыв мог способствовать формированию единой качественной правовой системы в экономической сфере, да и во всех остальных сферах общественной жизни.

Было бы идеальным, когда все имущественные и личные неимущественные отношения регулировались бы в основном нормами Гражданского кодекса. В то же время вряд ли оправданно усугублять данную сложность многочисленными дополнениями к Гражданскому кодексу в виде самостоятельных правовых актов, подменяющих нормы основного экономического закона, нередко с ним не согласующихся или противоречащих ему, что мало отвечает требованиям единой правовой системности.

До и после принятия общей части ГК приняты многочисленные нормативные акты, имеющие в большей или меньшей степени гражданско-правовое содержание. И после принятия особенной части ГК РК принимаются нормативные акты, которые требуется проверять на соответствие Гражданскому кодексу. Во всем десятилетнем периоде – это законодательство о собственности, о предпринимательстве, мелком и среднем бизнесе, финансовое и банковское законодательство, инвестиционное, налоговое, таможенное, земельное законодательство и многое другое.

Главной задачей управленческой системы было противопоставить стихийной системе рыночных отношений организованную правовую систему, в которой бы законы были приведены в порядок, при этом безнадежно устаревшие и отжившие устранены, а противоречащие друг другу согласованы и заменены новыми.

Решающее значение в странах с переходной экономикой имеют законы о собственности, о предприятиях. Повышая роль правового регулирования управления, в Казахстане на правовом уровне постарались отрегулировать наиболее проблемные вопросы хозяйственного договора. В настоящее время в государственном секторе экономики свобода заключения хозяйственного договора появится лишь после выполнения доведенных до него государственных заказов, контрольных цифр по договорам поставки, контрактации, подряда на капитальное строительство, имеющих плановый либо основанный на плане характер.

В Казахстане государственная собственность выступает в виде республиканской и коммунальной собственности. К коллективной собственности законом отнесена собственность арендных и коллективных предприятий, колхозов и иных видов кооперативов, акционерных обществ и товариществ, хозяйственных ассоциаций и других объединений, являющихся юридическими лицами. Собственность граждан подразделяется на два вида – личную, предназначенную для удовлетворения потребностей граждан без извлечения доходов, и частную для извлечения доходов.

Уделяя последние годы внимание государственной собственности и вопросам управления ею, правительство республики приняло постановления “О повышении эффективности управления государственной собственностью” (от 1 августа 1997 г.) и “О мерах по совершенствованию управления республиканскими государственными предприятиями и государственными пакетами акций” (от 3 апреля 1998 г.). Законы от 16 мая 2002 г. “О государственных закупках” регулирует отношения, возникающие при осуществлении государственными органами, учреждениями, предприятиями, а также акционерными обществами, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, и аффилированными с ними юридическими лицами закупок товаров, работ и услуг у поставщиков в целях эффективного использования имеющихся в их распоряжении средств.

В целом правовые законы, акты и реформы в сфере экономики существенно помогают государственной управленческой деятельности в социально-экономической сфере в целях позитивного направления процессов общественной жизни.

Итоги 2002 года: что дальше?

Окончание. Начало на стр.16.

Повышение минимальной зарплаты едва покрывает  инфляцию,  и сегодня ее минимальный размер составляет 22% среднероссийского прожиточного минимума. Поэтому в 2003 г. главным содержанием экономической политики страны должна стать забота о повышении реальных доходов населения.

По оценке участников дискуссии, главной негативной тенденцией 2002 г. стало отсутствие своевременных действий власти, обилие слов и недостаток дел, на которые только и реагирует экономика. Власть постоянно опаздывает в своих реальных шагах, чем наносит существенный удар по хозяйству страны. Так, достигнув успехов в зерновом производстве, впервые с 1928 г. получив избыток фуражного зерна, она ничего не предприняла для развития животноводства и формирования зернового рынка в стране. Создав вполне достойные золотовалютные запасы, власть не сумела ими распорядиться. В итоге они отправляются туда, где были получены, – за рубеж и на собственную экономику не работают.

В свою очередь первый заместитель мэра в правительстве Москвы Олег Толкачев отметил, что московская экономика опережает общероссийскую. Бюджет города выполнен без дефицита, 48% потрачено на социальные программы. Рост промышленного производства составил около 14%, построено 4,5 млн м2 жилья, около миллиона метров предоставлено переселенцам из пятиэтажек, больше полумиллиона передано москвичам бесплатно в рамках социальных программ. Но есть показатели, которые вызывают тревогу. Прежде всего речь идет о дифференциации общества: на долю 60% населения города приходится 15,5% всех доходов, а 20% москвичей имеют 70% доходов. Значительная часть населения получает доход на 30% ниже прожиточного минимума. Это создает серьезное потенциальное социальное напряжение.

Остановившись на перспективах развития страны, академик Леонид Абалкин предсказал немалые трудности. По его оценке, в ближайшие годы резко повысится уровень техногенных катастроф, что потребует значительных затрат на ликвидацию их последствий. Для стабилизации экономики минимальный темп роста инвестиций должен составить 18-20% в год, пока же он на порядок ниже, хотя деньги в стране есть – и у населения, и в банках. Вызывает сомнение реформа ЖКХ. Реальные доходы населения не достигли додефолтовского уровня. В этих условиях проводить реформу не только не реально, но и взрывоопасно.

По мнению участников “круглого стола”, для исправления допущенных ошибок необходимо предпринять несколько первоочередных шагов. Среди них – принятие программы развития обрабатывающих отраслей, прежде всего машиностроения, включающих набор продуманных действий и ресурсов для их реализации; достижение согласия в области реформирования труда и др.


1Егармин И. Стратегическое управление крупными корпорациями в условиях транзитной экономики. – Транзитная экономика. – 2001. – №2. С.34.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz