Номер 3/02 Главная Архив К содержанию номера

Россия и ВТО: механизм сближения


По мнению многих читателей журнала, России, чтобы стать полноправным участником мирового рынка товаров и услуг, необходимо быстрее принять правила игры, которые в условиях глобализации определяются коллективно при решающей роли Всемирной торговой организации. В то же время в письмах в редакцию высказываются и опасения, что в случае вступления страны в ВТО неизбежные потери могут “перевесить” будущие преимущества. Кто прав в этом споре? Как известно, ВТО создана при ООН и начала действовать с 1 января 1995 г. на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Сегодня членами этого международного клуба являются около 150 государств, на долю которых приходится более 95% мировой торговли.
Парадоксально, но факт: когда в России господствовала командно-административная система, отношения с международной торговой системой были гораздо лучше, чем сейчас. Достаточно сказать, что в 1992 г. против России имелось 12 ограничений, а в 2002 г. – 120. Указывая на это обстоятельство, читатели журнала заключают: хотя вступление в ВТО и не станет панацеей от всех бед, но этот шаг сделать придется. В противном случае страна окажется выброшенной за борт клуба, где вырабатываются нормы и правила мировой торговли.
Проблемы, возникающие в российской экономике в связи с подготовкой к вступлению
в ВТО, обсуждались в феврале 2002 г. на экономическом форуме в Кремле и российско- американской конференции “Россия на подъеме”, где участвовали представители Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Федерального собрания, видные российские и зарубежные ученые и специалисты.
В публикуемых ниже материалах аргументы “за” и “против” этого решения приводят директор Института экономики РАН, академик Леонид Абалкин, президент Торгово-промышленной палаты РФ, академик Евгений Примаков и президент Союза инвесторов Рубен Яврян. Редакция рассчитывает, что по этому поводу на страницах журнала выскажутся и другие наши авторы и читатели.

“Вступление в ВТО – составная часть стратегии реформирования России”

ЛЕОНИД АБАЛКИН

Вступление в ВТО – часть долгосрочной социально-экономической стратегии реформирования России. Поэтому решать эту задачу надо не изолированно, а как одно из звеньев этих преобразований. Споры, которые ведутся сейчас и будут идти еще долго, вызваны тем, что такой стратегии у России нет. Что же касается предпринимающихся практических действий, во многом эмпирических и односторонних, то очевидно: они нуждаются в существенной корректировке, пересмотре с точки зрения как будущего самой России, так и ее места в мировом сообществе.

Азбука рыночной экономики

Россия всегда была и остается составной частью мировой экономики. Она не является пока членом ВТО. Это задача, которую предстоит решить. Невозможно жить в одиночку, изолированно от современного мира, в котором происходят глубокие интеграционные процессы. Это тупиковый вариант. Поэтому с точки зрения долгосрочной стратегии нам придется быть и членом ВТО, и участвовать в работе МВФ, сотрудничать с другими международными организациями. Вопрос лишь в том, как решать эти задачи.

К сожалению, во многих дискуссиях по поводу вступления России в ВТО акцент делается на технических деталях. Одни говорят об уровне тарифного и иного регулирования, другие – о доле отдельных отраслей, третьи – об отсутствии тех или иных параметров на переговорах. Другими словами, проблему размениваем на частности. Но нет ответа на главный вопрос – какими должны быть сама стратегия, ее четкое политико-экономическое обоснование и важнейшие компоненты.

В России до сих пор нет основ политики науки и высоких технологий. При огромном профиците бюджета, который в 2001 г. составил 9 млрд долл., на 2002 г. не создан фонд развития производства. В стране отсутствует продуманная, взвешенная и последовательная промышленная политика. Существует огромный дефицит кадров, знающих, как надо вести хозяйство в условиях ВТО. Не имея таких специалистов, нечего делать в этой организации.

Наконец, нет важного, решающего по рыночным условиям фактора, стимулирующего научно-технический прогресс и освоение новых технологий, – высокой оплаты труда работников. Азбука же рыночной экономики в том, что низкая заработная плата – главный тормоз на пути нововведений. Весь мировой опыт показывает: новая техника и новая технология внедряются тогда, когда они для предпринимателя дешевле, чем сэкономленная заработная плата. Если же они окажутся дороже, чем мизерная заработная плата, то ее не внедряли и не будут внедрять. Разумеется, если не будут использованы силовые или эмоциональные порывы. Но мы об этом забываем.

В феврале 2002 г. состоялось заседание правительства, рассмотревшего итоги социально-экономического развития страны в 2001 г. и определившего меры по стабилизации экономики. Там, к сожалению, сообщена недостоверная информация о реальных доходах в стране. Говоря о достигнутых успехах, они не сказали, что самое тяжелое потрясение от дефолта 1998 г. испытало население страны. Даже спустя три года реальные доходы на душу населения составили 84% уровня 1997 г. Потребуется при оптимистическом сценарии экономического развития как минимум 4-5 лет, чтобы вернуться к тому уровню доходов. Следовательно, в эти пять лет ни технического прогресса, ни новой техники в народном хозяйстве не будет. Независимо от того, будем мы или нет членом ВТО.

Говорят, что правительство здесь ни причем – оно может повысить зарплату только бюджетникам. В этой сфере ряд решений принято, но остальные секторы ему не подвластны – там господствует частный, акционерный капитал. Но это утверждение не соответствует истине. Так, уже несколько десятилетий подряд решением президента США устанавливается минимальная часовая заработная плата для всех отраслей экономики независимо от того, кто там главный собственник – частный, акционерный или государственный капитал. И это один из многих факторов, который обеспечивает экономический успех. Если у нас таких решений не будет, то трудно рассчитывать, что в ближайшие годы мы сможем совершить серьезный прорыв в этой сфере.

Вызывает серьезное беспокойство и келейность в обсуждении проблем вступления в ВТО. Можно говорить о каком угодно числе проведенных совещаний на разных уровнях. Но социологические опросы показывают: в лучшем случае 5% руководителей предприятий представляют, что им нужно предпринять, чтобы эффективно работать по стандартам и нормам мирового рынка.

Можно лишь сожалеть и о том, что общественные структуры, которые можно назвать институтами гражданского общества, начиная с торгово-промышленных палат, Российского союза промышленников и предпринимателей, Российского союза товаропроизводителей, Вольного экономического общества, к мнению которых можно прислушаться, отгорожены от участия в разработке долгосрочной экономической стратегии и решении задач, связанных со вступлением России в ВТО. Отгорожены от этой работы и средства массовой информации, в которых эта проблема замалчивается.

И все же наиболее тревожная ситуация, пожалуй, складывается в региональном секторе российской экономики. Для федеративного государства, каким является наша страна, нормы и стандарты ВТО обязательны для каждого ее субъекта, и нарушение этих правил даже в одном из них, а это 89 республик, краев и областей, вызовет ответные санкции мирового торгового сообщества. Поэтому глобальная проблема – подготовка к вступлению в ВТО должна идти не только на федеральном уровне, но и во всех субъектах РФ.

Стратегический взгляд
на проблему ВТО

Двигаясь к ВТО, мы должны иметь продуманную долгосрочную стратегию развития страны, четко увязанную системой политико-экономических обоснований.

Решая эту задачу, мы обязаны, во-первых, осознать и восстановить приоритет национальных интересов над всеми остальными, как это делает любая страна. Потребности российского экономического сообщества должны стать выше интересов любой компании.

Во-вторых, необходимы радикальное усиление политики повышения доходов населения, расширение внутреннего спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей, умение развивать его как главный фактор подъема экономики. В рыночной экономике производством регулирует спрос. Образно говоря, сегодня деньги – завтра стулья. Если нет денег, то и стульев не будет. Или вы их получите по импорту, но при низких доходах и по импорту не получите.

В-третьих, требуется создать широкую инфраструктуру, включающую четкое определение политики в области науки и высоких технологий, разработку эффективной промышленной политики, качественные изменения всего финансово-кредитного сектора, без которого рыночной экономике развиваться невозможно.

В-четвертых, следует резко улучшить кадровую составляющую этого процесса, потому что с людьми, не понимающими что такое ВТО, на мировом торговом рынке делать нечего.

Думается, что таким может быть стратегический взгляд на данную проблему, таков исторический шанс, с которым сталкивается Россия на пути во Всемирную торговую организацию.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
открытие ООО, ЗАО
Hosted by uCoz