Номер 4/99ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Как России реализовать экономический потенциал

МИХАИЛ СУЛЬМАН
Исполнительный директор Нобелевского фонда
(Швеция)


• Состояние российской экономики в сравнении с ее потенциалом представляется абсурдным
• Необходимо использовать мировой опыт и задействовать основные факторы роста
• Программа выхода из кризиса должна опираться на согласие политических сил и быть понятной широкой общественности

Любая страна может внести существенный вклад в разработку своей экономической политики, используя наряду с четким анализом собственного положения опыт других государств в решении тех или иных проблем. В этом отношении Россия не является исключением, тем более что некоторые динамичные периоды ее истории связаны с привлечением зарубежного экономического опыта.


Противоречия российской экономики


Предмет моего анализа – российская экономика в международном аспекте. Но прежде чем перейти к исследованию, надо решить вопрос: с какой точки зрения следует рассматривать проблему? Например, отправной точкой может служить общее представление о ситуации в России, которое имеет, в частности, средний шведский обыватель. Типичной для такого восприятия стала бы реакция на репортаж, переданный шведским телевидением осенью 1998 г.

В связи с тем что после августовского кризиса губернаторы нескольких северо-западных областей России обратились к Финляндии, Норвегии и Швеции за гуманитарной помощью в виде продуктов питания, шведский журналист подготовил интервью с российским фермером. Последний на фоне необъятных необрабатываемых полей рассказывал, какие усилия он приложил, чтобы создать собственное фермерское хозяйство, и как теперь соседний колхоз и местные власти препятствуют его развитию. После просмотра этого репортажа создается впечатление об экономике абсурда. С одной стороны, Россия располагает огромным потенциалом природных ресурсов, имеет множество инициативных, энергичных людей, заинтересованных в развитии своих предприятий, а с другой – в стране возводятся непреодолимые препятствия на пути реализации таких проектов, что в конце концов ведет к бедности, страданиям и драматическому сокращению продолжительности жизни населения. Шведскому обывателю непонятно, как и почему россияне так долго терпят эту ситуацию.

Другое видение,  у значительно более осведомленного специалиста. Такой взгляд представляет, например, оценка британского еженедельника “Экономист”, который недавно проанализировал финансовое положение России, уделив особое внимание роли государства и правительства в развитии экономики. Журнал отмечает, что Россия хочет войти полноправным членом в “большую семерку”, но из-за невыплаты долгов МВФ и западным инвесторам может оказаться в совершенно другой группе стран. Речь идет о странах – изгоях на мировых финансовых рынках, обремененных межнациональными войнами и этническими конфликтами. В эту группу входят Афганистан, Либерия, Судан, Ирак, Конго, Югославия.

Но ведь это нелепость, если иметь в виду, что ежегодно в России регистрируется положительный баланс внешнеторговых текущих операций в размере 15-20 млрд долл. К сожалению, значительная часть этих доходов утекает на частные банковские счета за границей, а у правительства и Центрального банка нет валютных ресурсов, чтобы обслуживать внешние займы.

Естественно, реакция не только финансовых кругов, но и рядового налогоплательщика на Западе сводится к следующему: поскольку население России не доверяет своим властям и банкам, не считает достаточно стабильными условия для вложения капитала, то почему иностранцы должны направлять свои средства в российскую экономику, которая с точки зрения инвесторов выглядит “черной дырой”? Логика рассуждений понятна: пусть правительство РФ установит такой порядок, при котором россияне сочтут выгодным для себя вкладывать капитал в национальное хозяйство, тогда можно будет подумать о целесообразности увеличить иностранные инвестиции. А пока следует ограничиться гуманитарной помощью и техническим сотрудничеством.


Факторы экономического роста


Среди различных аспектов российской экономики хотелось бы выделить те, которые наиболее важны в отношении ее динамичного развития и перехода от спада производства к здоровому экономическому росту.

Ни самих россиян, ни их соседей не устраивает положение дел, при котором по показателю ВВП Россия сравнялась с Нидерландами (население 15,3 млн человек) и даже, по последним данным Министерства экономики РФ, со Швецией (население 9 млн человек, что в 16 раз меньше, чем в России). Возникает вопрос: какие же условия вообще способствуют росту экономики?

Единого мнения среди экономистов по этому поводу нет, но некоторые предпосылки широко признаются. Среди факторов роста на одно из первых мест я поставил бы повышение эффективности использования ресурсов. Чтобы добиться этого, необходимо наладить свободную рыночную конкуренцию, ограничить и четко определить роль государства и правительственных органов, обеспечить эффективное управление промышленностью и другими отраслями народного хозяйства, открытость экономики в плане внешней торговли, гибкость рынка труда, надежную защиту имущества и права распоряжаться своей собственностью.

Другим фактором является увеличение доли капитальных вложений в ВВП, что создает прочный фундамент успешного развития экономики в будущем. При этом следует осознавать, что эти вложения должны быть эффективны в условиях свободного рынка. Как известно, в застойный период в сельское хозяйство России вкладывались колоссальные средства. Это, конечно, повысило удельный вес инвестиций в ВВП, но их отдача была низкой.

Чрезвычайно важны и такие факторы, как высокие уровни образования населения и технологического развития, а также макроэкономическая стабильность. Под последней следует понимать стабильность цен, уравновешенность бюджетов и балансов текущих операций, полную занятость. Это имеет огромное значение не только для инвесторов, но и особенно для широких слоев населения, которые не владеют реальными ресурсами и крупным имуществом, а потому не защищены от негативных последствий инфляции.

Этот перечень факторов и критериев роста можно использовать при сравнении динамики развития стран с переходной экономикой. Как известно, одна группа государств из числа бывших членов СЭВ ежегодно увеличивает свой ВВП на 4-6%, тогда как другие, главным образом страны СНГ, двигаются с той же скоростью, но в противоположном направлении, т.е. имеют отрицательные показатели роста.

Важнейшим компонентом успешной трансформации экономики, определяющим высокие темпы ее роста, являются структурные преобразования народного хозяйства как в отраслевом разрезе, так и на уровне предприятий. Этот процесс приводит к перетоку капитала и рабочей силы из отраслей, где их отдача невелика, в более эффективные сферы. Под воздействием конкуренции менее рентабельные предприятия, не эффективные с народнохозяйственной точки зрения, либо исчезают, либо вливаются в предприятия с более высокой производительностью.

В успешно развивающихся переходных экономиках четко прослеживается ускоренный процесс преобразований благодаря жесткому бюджетному режиму и действию системы банкротства, соблюдению норм гражданского и коммерческого законодательства, имущественных прав. Одновременно в этих странах установлен либеральный режим для новых предприятий. Государство здесь создает благоприятные или, во всяком случае, не дискриминационные условия для новичков.

Известно, что прямые или косвенные государственные субсидии консервируют неэффективные предприятия в ущерб эффективным. В странах, где старые структуры сохраняются либо с помощью бюджетных ассигнований, либо в результате неплатежей, бартеризации, нереальных цен на факторы производства, экономический рост существенно тормозится. Если к тому же конкуренты и местные власти создают невыносимые условия для новых предпринимателей, то всякая экономическая активность практически “замораживается”. А поскольку у нерентабельных, убыточных предприятий нет прибыли, из которой они могли бы как-то финансировать вложения и платить налоги, то за консервацией старых структур следует спад инвестиций, снижение потенциала производительности в будущем и даже эрозия государственного бюджета. Это в свою очередь приводит к социальной деградации.

Опыт переходного периода также четко ранжировал различные виды приватизации по эффективности. Наиболее эффективны новые предприятия, которые начинают развитие с нуля. Далее идут предприятия, находящиеся под контролем так называемых аутсайдеров, т.е. внешних по отношению к ним владельцев, не связанных непосредственно с прежним руководством. Особенно эффективны фирмы с участием иностранного капитала. Приватизированные предприятия, пребывающие под контролем инсайдеров, т.е. старого руководства или рабочего коллектива, показывают наиболее низкую эффективность среди частных предприятий. На последнем месте обосновались предприятия, принадлежащие государству и управляемые назначенными сверху руководителями.

К сожалению, в России структурные преобразования резко замедлились. Процесс приватизации к тому же в значительной мере сосредоточился на менее эффективных предприятиях.


Одна из главных задач –
укрепление правовой системы


Современная наука большое внимание уделяет влиянию состояния правовых институтов на экономику в рамках правового государства. Здесь наблюдается тесная связь между застоем или спадом производства, с одной стороны, и слабостью государства и правовой системы – с другой. Речь идет не только о коррупции, в отношении которой Россия занимает весьма незавидное место в мировом рейтинге законности и коррумпированности чиновников. Бросается в глаза также очень слабая защищенность права на собственность и имущество.

В этой связи вспоминается случай, произошедший на Мировом экономическом форуме в Давосе в 1996 г. Во время дискуссии с представителями российской делегации один крупный западный предприниматель сообщил мэру российского областного центра следующее: он успешно ведет дела в России уже 10 лет, на возглавляемой им фирме работают более тысячи человек, но сейчас его тяготят два обстоятельства – постоянно меняющийся порядок налогообложения и претензии на долю прибыли посторонних по отношению к фирме лиц, в том числе и из городской администрации. На это мэр прореагировал весьма своеобразно: “По первому вопросу я с вами полностью согласен, а что касается других проблем – позвоните мне на работу”. Понятно, что он хотел успокоить инвестора, но результат оказался совершенно противоположным – ответ лишь подчеркнул полный произвол в городе.

Таким образом, в России зарубежный инвестор должен приспосабливаться не только к законам, но и знать психологию руководителей местной власти, учитывать их настроение. Для такой обстановки характерны значительная неопределенность, большой риск, а следовательно, и крупные расходы. Разумеется, желание иностранных предпринимателей вкладывать капитал в столь непредсказуемую экономику пропадает.

Организованная преступность существует во многих странах. Однако при этом важно, как местная власть относится к данному явлению, в какой мере заимствует способы противодействия ему у других государств. В частности, можно обратиться к опыту Италии, где правительство благодаря политической воле смогло за последние десятилетия сначала сдержать рост преступности, а затем почти повсеместно ликвидировать господство мафии. У этой страны можно перенять и методы борьбы с коррупцией. Полезен любой опыт, который способствует укреплению действующей правовой системы.


Необходима действенная программа выхода из кризиса


Развитие российской экономики за последние 10 лет вызывает глубокое разочарование, и не только у населения страны, но и за ее пределами. Чувство неудовлетворенности ощущают как те, кто из-за гуманных побуждений желает лучшего России, но не может реализовать свои проекты, так и инвесторы и торговые партнеры, от которых теневые структуры требуют участвовать в нелегальных операциях по перекачке материальных ресурсов и денежных средств за границу. Большинство из них также не хотят иметь дело с коррумпированными чиновниками.

Россия обладает огромным потенциалом, который зиждется на высоком уровне образования и культуры населения. Дя его реализации необходимо раскрепостить инициативу работников. Этот потенциал в совокупности с привлеченным иностранным капиталом и передовыми технологиями способен дать мощный импульс ускоренному экономическому росту, какой имеет место в ряде стран Центральной и Восточной Европы. Вопрос в том, сможет ли Россия воспользоваться этим шансом.

В конечном счете дальнейшее экономическое развитие страны будет определяться расстановкой политических сил, их компетентностью и умением разбираться в экономических закономерностях.

Сегодня в России много говорят о патриотизме. На мой взгляд, действительный патриотизм заключается не в провозглашении ностальгических лозунгов и постоянных междоусобицах, лоббировании интересов разных партийных группировок и отдельных лиц, а в совместной разработке конкретной, понятной широкой общественности экономической программы выхода из кризиса. Она призвана определить путь перехода от нынешнего застоя к росту в условиях динамичного равновесия, когда капитальные вложения будут увеличиваться, а предприятия развиваться благодаря внутренней динамике и свободе предпринимательства. Необходимо создать такие выгодные, стабильные условия предпринимательства, чтобы капитал перестал “убегать” за рубеж и принял участие в подъеме народного хозяйства, а на базе растущих доходов предприятий и населения возникли предпосылки социального благополучия на приемлемом уровне.

В основу программы могут быть положены все названные выше факторы экономического роста. Такая программа в сочетании с систематическим анализом собственных достижений и внедрением в национальную практику позитивного зарубежного опыта способна обеспечить продвижение России к экономическому процветанию.

СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
КАК ПУТЬ К УСПЕХУ

Продолжение. Начало на стр. 21

В сегодняшней России, наверняка, найдется множество таких направлений. В стране существует огромный потребительский рынок, но многие товары люди не могут себе позволить приобрести, потому что они очень дороги. Нужно лишь некоторое количество Генри Фордов, которые рискнули бы производить недорогую массовую продукцию.

В середине 20-х гг. на рынок автомобилей вышла “General Motors” с другой гениальной  идеей: не все хотят иметь одинаковые машины, рынок имеет несколько сегментов. Компания “GM” сделала пять производственных линий (они до сих пор существуют), выпускающих пять разных классов машин (самый нижний “Шеврле”, потом “Олс Мобил”, “Бьюик”, “Понтиак” и “Кадиллак”). Это сразу расширило рынок, потому что американцы все разные, количество денег у всех было разное. Кто-то хотел иной цвет, кто-то готов был заплатить за лучшее качество. Разбив рынок на сегменты, “GM” создала дополнительную ценность для потребителей.

Компания KELLOG SPECIAL производит кукурузные хлопья, готовые завтраки. До появления ее продукции американские дети ели на завтрак сладкие (вредные для здоровья) и овсяную (очень невкусную) каши. Задача заключалась в том, чтобы сделать похожий продукт, который был бы питательным и уже готовым. Эти в общем простые вещи, но соединенные вместе стали очень мощным стратегическим инструментом. Идея состояла в определении, что на самом деле нужно потребителю. Это то, чем консультант может помочь клиентам (задать вопрос: что действительно нужно клиентам; не то, что они хотят, а что им нужно).

Швейцарская компания SWATCH выпускает часы. До них швейцарские часы  были дорогими ювелирными изделиями. Компания решила, что часы – это фактор моды, как галстук или туфли. Идея в том, чтобы выпускаемые ими часы как элемент костюма подходили под вид деятельности, которым занимается тот или иной человек. При этом цена их составляет около 30 долл. За 12 лет компания продала 100 млн единиц своей продукции. Это швейцарский продукт, но с таким же успехом он мог быть бы и русским. Такой продукт появился потому, что кто-то думал о нуждах потребителя.

Продолжение на стр. 47

Оцените эту статью по пятибальной шкале
12345
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz