Номер 5/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Государственное управление


Государство и экономика: сотрудничество и конфронтация

ХАНС ПЕТЕР ШТИЛЬ
президент Конгресса промышленно-торговых палат ФРГ


• Только активная деятельность частного предпринимательства способна содействовать экономическому подъему
• Социальная рыночная экономика соединяет принцип рыночной свободы с принципом социального выравнивания
• Экономический рост напрямую зависит от степени свободы предпринимательства

Сотрудничество и конфронтация государства и экономики относятся в России к вопросам, требующим политических ответов. Вместе с тем и Германии, особенно после объединения западных и восточных земель, вновь и вновь приходится искать ответ на этот вопрос. Для того чтобы экономика и государство могли сотрудничать, они должны прежде всего быть в большой мере независимы друг от друга. Только там, где лица и структуры, принимающие решения, разведены по разным общественным сферам, можно разумно говорить о сотрудничестве. В России значительная часть экономики также по-прежнему находится в руках государства. Должна ли эта ситуация сохраняться?


Мужественный выбор новых земель


Восточная часть Германии восприняла правопорядок западногерманского образца, что было мужественным актом, так как новая правовая система сама по себе не создает ни свободного предпринимательского общества, ни динамичной экономики. Только живая частнопредпринимательская деятельность в состоянии содействовать желанному экономическому подъему. Но могло ли найтись достаточное число предпринимателей, которые наполнили бы жизнью рыночно-хозяйственную среду? Предсказать это уверенно не мог никто. Политика в восточной части Германии столкнулась с производственным аппаратом, культура и система регулирования которого характеризовалась господством государственной бюрократии.

Созданное Попечительское ведомство должно было заняться приватизацией государственных предприятий, чтобы таким образом сформировать предпосылки для введения системы хозяйствования, ориентирующейся на критерии эффективности. Восточногерманская экономика резко сопротивлялась мероприятиям, предпринимаемым Попечительским ведомством. Однако большинство все же выступало в пользу введения рыночной экономики. Между тем раздавались голоса и тех, кто ратовал за сохранение старой структуры, основанной на комбинатах. Эти люди полагали, что могли сделать планово-хозяйственные предпринимательские структуры достаточно эффективными и конкурентоспособными. Сюда же примешивались опасения, что приватизация и реструктуризация предприятий может угрожать их статусу или даже поставит под вопрос их рабочее место. Чей аргумент должно было учитывать Попечительское ведомство? Тех, кто выступал за сохранение старого, или тех, кто стремился опираться на рыночную экономику?

Решение было однозначным. Государство, представленное Попечительским ведомством, руководствовалось соображениями долговременного общественного блага, поэтому оно вступило на путь последовательной приватизации.

После открытой конфронтации со многими восточногерманскими руководителями экономики и наемными работниками последовала мучительная структурная перестройка, вызванная требованиями международной конкуренции. Множество людей потеряло свои рабочие места, ставшие неэффективными. Но здесь проявилась и солидарная сторона западногерманской системы. Эффективно действующая социальная система поддержала безработных. Была введена социальная рыночная экономика.


Государство на страже
рыночной экономики


Между тем верный по своей сути курс на приватизацию приносит плоды. Во многих сферах отмечается значительный экономический прогресс. С 1991 по 1998 г. производительность предприятий возросла с 31 до 60% западногерманского уровня. С 1991 по 1998 г. в среднем почти на 10% в год увеличивались инвестиции. Тот, кто посмотрит на новые федеральные земли, увидит, насколько лучше выглядят здания и насколько улучшилась инфраструктура. Эти успехи не случайны, в их основе – концепция социальной рыночной экономики.

Я хотел бы остановиться на некоторых идеях такой экономики, которая могла бы иметь практическое значение для России в ее нынешней ситуации. Осознаю, что стартовые предпосылки Восточной Германии при переходе к социальной рыночной экономике заметно отличаются от сегодняшних российских условий. Она могла полностью опираться на поддержку Западной Германии с точки зрения ноу-хау и инвестиций. И все же в исходной ситуации России и начатом 10 лет назад прорыве Восточной Германии есть параллели.

Россия также всерьез пытается построить рыночно-хозяйственный порядок. При этом она закономерно должна совершить переход от принудительной экономики к свободной форме общества. Социальная рыночная экономика объединяет обе эти цели, она соединяет принцип рыночной свободы с принципом социального выравнивания. Она делает ставку на то, что рыночное хозяйство способствует повышению благосостояния, но при этом она стремится к определенному перераспределению рыночных доходов. Запрет на создание картелей в равной степени защищает свободу как предпринимателей, так и наемных работников. Альфред Мюллер-Армак, один из духовных отцов социальной рыночной экономики, воспринимал рыночную экономику как идею, соответствующую духу политики порядка, “цель которой состоит в том, чтобы, опираясь на конкурентную экономику, соединить свободную инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным именно благодаря рыночно-хозяйственной деятельности”.

Для осознания и отстаивания правил рыночной экономики необходимо сильное государство. Это признавал еще Вальтер Ойкен, другой провозвестник теории социальной рыночной экономики. Необходимость сильного государства в первую очередь связана с продвижением конкурентного права. Только если государство в состоянии противодействовать ограничениям конкуренции, можно длительное время сохранять социальную рыночную экономику в ее целостности. Затем она делает ставку на свободное принятие решений всеми участниками рынка. Государство обязано брать на себя лишь вполне определенные, ограниченные функции.

Приводимые ниже высказывания Вальтера Ойкена демонстрируют, насколько высокие требования предъявлялись к концепции социальной рыночной экономики. “Отдельно взятый сельский хозяин, промышленник, ремесленник и рабочий, т.е. отдельное предприятие и домохозяйство, должны планировать и действовать свободно. Хозяйствующие субъекты не исполняют приказы, а сами ищут такое применение собственной рабочей силе, своим средствам производства и своим деньгам, которое представляется им наилучшим”. И далее: “Однако отсутствует свобода ... произвольного установления правил игры или форм, в пределах которых осуществляется хозяйственный процесс. Именно на этом поле функционирует политика порядка”. Такова высшая заповедь политики порядка: частная инициатива и открытые благодаря конкуренции постоянно оживляемые рынки, действующие в четких государственных рамках. Государственное вмешательство возможно, но оно как можно меньше должно мешать рыночному механизму. Социальная справедливость не прирастает, если посредством чрезмерного перераспределения подрывается самобытный способ функционирования рыночной экономики, нацеленной на повышение благосостояния.

Государство не вырабатывает общеобязательные критерии. Оно ограничивается формированием рамочных условий, в которые общественные группы по интересам могут привносить свои воззрения и свой опыт, относящиеся к принятию политических решений. Например, на переговорах о заработной плате в Германии в качестве независимых партнеров по тарифным переговорам противостоят друг другу работодатели и наемные работники. Независимый эмиссионный банк (теперь на общеевропейском уровне) проводит денежную политику и ограждает валюту от инфляционных тенденций.


Сотрудничество экономики и государства


Важной группой по интересам является Торгово-промышленная палата как организация всего промышленного производства Германии. Она соединяет воедино многоголосие предпринимательских мнений и придает ему политическое звучание. ТПП объединяет 82 торгово-промышленные палаты и возглавляющую их организацию – Конгресс торгово-промышленных палат ФРГ.

Наша организация самоуправляемая и финансируется исключительно за счет взносов входящих в нее компаний. Мы не используем финансовые средства, поступающие в виде налогов, поэтому можем работать независимо от государства. За пределами ФРГ немецкая экономика представлена двусторонними заграничными торговыми палатами, зарубежными бюро и представительствами – всего 110 организациями. Они предоставляют предприятиям информацию о зарубежных рынках. Например, в Москве предприятия пользуются действенной поддержкой опытного персонала Представительства немецкой экономики в РФ.

Когда группы по интересам пытаются претворять собственные представления в политические решения, то возникают трения и конфликты. Но в стране существует понятие консенсуса, подкрепленное позитивным опытом. Многие средства массовой информации характеризуют Германию как общество консенсуса.

Примером готовности экономических групп по интересам к сотрудничеству служит Союз труда. Федеральное правительство создало его, чтобы решать проблему безработицы. Правительство, работодатели и наемные работники регулярно обсуждают мероприятия по борьбе с безработицей. Окончательный вывод относительно того, увенчаются ли эти усилия долговременным успехом, делать еще рано. Однако сам факт наличия Союза труда показывает, что налицо большая готовность к согласованному решению проблем экономической политики в Германии.

Другим примером сотрудничества экономики и государства служит успешная в международном плане система двойного образования. Государство организует школьное образование для молодых людей, стремящихся к получению профессии, а предприятия берут на себя практическое обучение профессии. Поэтому удается значительно приблизить профессиональное обучение к практике. Этому содействует и сеть торгово-промышленных палат, которые формируют новое представление о профессиях, с помощью добровольных помощников принимаются экзамены по профессии. Благодаря такой деятельности система двойного профессионального обучения стала одним из важнейших преимуществ Германии в конкуренции за территориальное размещение производства.

Для того чтобы удержать предприятия, а следовательно, и рабочие места на территории Германии, государству при принятии решений приходится учитывать и потребности экономики.

Однако не следует замалчивать о наличии в прошлом и неприемлемых примеров сотрудничества государства и экономики. Факт недавнего спасения правительством крупной строительной компании вызвало волнение в обществе. Из-за долгов она оказалась на грани краха. В таких случаях ответственные лица охотно подчеркивают, что Германия олицетворяет социальную рыночную экономику, а не чисто капиталистическую систему. Но при этом сохранение убыточных хозяйственных структур регулярно оплачивает все общество, недостаточно четко осознающее связь между дотированием и слабой динамикой экономического развития. Иногда, осуществляя субвенции, государство даже получает аплодисменты тех граждан, чьи налоговые взносы были для этого использованы. Между тем государство не должно брать на себя предпринимательский риск компаний, ведь оно не является в полной степени хорошим предпринимателем.


Конфронтация и сотрудничество –
две стороны медали


Регулирование государством предпринимательской деятельности нередко приводит к конфронтации с экономикой. В этом смысле наиболее важными сферами являются конкурентная политика, экологическая и защита потребителя. Что касается конкурентной политики, то государство должно препятствовать сращиванию власти с экономикой. Экономическая власть не должна концентрироваться в руках немногих, только в этом случае рыночная экономика может выступать эквивалентом демократии.

Некоторые компании иногда считают конкурентную политику неприятным или даже непригодным делом. То же самое относится к экологической политике. Здесь государство ограничивает свободу предпринимательской деятельности и иногда должно мириться с упреком со стороны предпринимателей в том, что оно заходит слишком далеко. Аналогична ситуация с защитой потребителя: государство предписывает компаниям, о чем именно они должны информировать потребителей и какие договорные положения они не имеют право применять.

Все приведенные примеры свидетельствуют, однако, о том, что подчас конфронтация и сотрудничество – это две стороны одной медали. Обратимся еще раз к конкурентной политике, но под другим углом зрения. Предприниматели также заинтересованы в наличии функциональной и конкурентной рыночной экономики. Им требуются эффективно действующие поставщики и платежеспособные клиенты. Они стремятся к беспрепятственному доступу на рынок. Как гражданин и заботливый работодатель, предприниматель также заинтересован в здоровой среде. Только благодаря ей люди смогут реально воспользоваться ростом благосостояния, обеспечиваемого рыночной экономикой. Одновременно каждый предприниматель также является потребителем, и в некоторых случаях он извлекает выгоду из положений о защите потребителя.

Вместе с тем напряженные отношения между сотрудничеством и конфронтацией нигде не проявляются так открыто, как в вопросе налогообложения. Экономика стремится к более низкому налоговому бремени. Однако эффективно хозяйствовать можно лишь тогда, когда государство может сформировать действенную инфраструктуру, которая может финансироваться в основном за счет налогов. Поэтому центральный вопрос не сводится к тому, можно ли по сути оправдать государственное вмешательство. Он в гораздо большей мере звучит так: насколько далеко имеет право заходить государственное вмешательство? Это именно тот вопрос, вокруг которого в последние десятилетия разворачивалась дискуссия по экономической политике.

В Германии традиционно широко распространена вера в экономическую компетенцию государства. Причем это убеждение разделяют и в других странах. Это подтверждают многочисленные примеры из международной практики, свидетельствующие о тесной позитивной связи между экономической свободой и уровнем благосостояния страны. Экономический рост был, бесспорно, наиболее впечатляющим там, где заранее стали ориентироваться на высокую степень экономической свободы. Примерами в Европе служат Нидерланды и Дания. Хорошие показатели уже давно имеют США. В указанных странах отмечается не только динамика роста выше среднемировой. Опросы населения свидетельствуют и о том, что широкая экономическая свобода и свобода в проведении общественной политики обеспечивают более глубокое чувство удовлетворенности людей своей страной.

В Европейском Союзе 15 его стран-членов ввели порядок, который ориентируется на принцип свободы рынка и принцип социальных обязательств. Мы не считаем, что государство должно лишать отдельного человека права на принятие хозяйственных решений и защищать его от всех хозяйственных рисков. Европейцы осознали, что всеобщее государственное обеспечение подразумевает и опеку. Не в последней степени перед лицом глобализации Европа, как представляется, вернулась к более здравому уровню частной хозяйственной и политической инициативы.

Я желаю и России быстро найти верный баланс сотрудничества и конфронтации государства и экономики. Никто не может предложить здесь готового рецепта. Но германская экономика может оказать России содействие в трансформации.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz