Номер 1/03 Главная Архив К содержанию номера

Интеграционные процессы


Перспективы евразийской интеграции стран СНГ

– Евразийское экономическое сообщество уже год работает в новой штатной структуре и по новому бюджету. Стало ли оно более эффективно управлять интеграционным процессом на евразийском пространстве, чем это делал Таможенный союз, существовавший с 1996 г.?

– Прежняя организационная структура помогла решить ряд социальных и гуманитарных проблем. Страны – участницы Таможенного союза приняли программу “Десять простых шагов навстречу простым людям”, позволившую, в частности, отрегулировать перевод пенсий людям, переезжающим на постоянное место жительства из одной страны в другую, предоставить абитуриентам из стран союза равные права при поступлении в высшие учебные заведения, решить другие, более мелкие, но очень важные для простого человека вопросы. Но главная цель – формирование единого экономического и таможенного пространства – не была достигнута.

Задача ЕврАзЭС – изменить качественное содержание бывшего Таможенного союза, создать на его базе полноценную международную экономическую организацию с четкой структурой и эффективным механизмом, поднять взаимодействие экономик стран – членов сообщества на более высокий уровень и таким образом реализовать возникшую у стран “пятерки” потребность в более тесном хозяйственном сближении. Для этого необходимо унифицировать национальное законодательство, провести мероприятия, направленные на увеличение совокупного экономического потенциала пяти стран, а также согласовать структурную перестройку национальных экономик.

За минувшее десятилетие пять стран, образовавших сообщество, добились значительного прогресса в торгово-экономическом сотрудничестве. Во взаимной торговле отменены тарифные и количественные ограничения, осуществляются согласованные меры нетарифного регулирования, по отношению к третьим странам формируются общие таможенные режимы, начато создание единого таможенного пространства.

В настоящее время на территории стран – членов ЕврАзЭС, где проживает более 180 млн граждан, в отношении товаров, ввозимых из третьих стран, действуют единые таможенные ставки, охватывающие более 60% импорта. Предприняты совместные шаги и в гуманитарной сфере, что позволило полнее удовлетворять потребности граждан в области культуры, здравоохранения, обеспечивать их социальные права. Таким образом, создан фундамент, на котором можно уверенно возводить новые этажи интеграционного здания. И ЕврАзЭС имеет все основания стать надежным каркасом для этого строительства.

– Судя по Вашим словам, ЕврАзЭС – маленькая модель Европейского Союза. Но там есть свой парламент, другие органы законодательной и исполнительной власти. Даже создаются бригады быстрого реагирования. Что из этого действует или намечено создать у вас?

– Все, кроме бригад быстрого реагирования. В мае 2001 г. был завершен процесс ратификации Договора о сообществе в национальных парламентах, и с января 2002 г. мы начали работать в полноценной штатной структуре. В этот период созданы и основные органы управления – Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Межпарламентская ассамблея.

Межгосударственный совет – высший орган ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и правительств стран Сообщества. Председателем избран президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев, а его заместителем – премьер-министр этой же страны Имангали Тасмагамбетов. Межгоссовет призван рассматривать принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определять стратегию и перспективы развития интеграции, принимать решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгоссовет наделен правом учреждать вспомогательные органы. На уровне глав государств он собирается одни раз в год, на уровне глав правительств – 2 раза.

Интеграционный комитет – постоянно действующий орган ЕврАзЭС. В его состав входят заместители глав правительств государств Сообщества. На комитет, который возглавляет вице- премьер Казахстана Карим Масимов, возложена задача обеспечить взаимодействие органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгоссовета и уровню их проведения, а также проектов решений и документов. Интеграционный комитет делает предложения по формированию бюджета ЕврАзЭС и контролирует его исполнение. Под его контролем находится и реализация решений, принятых Межгоссоветом.

Непосредственно работу Интеграционного комитета обеспечивает постоянно действующий секретариат, возглавляемый высшим административным должностным лицом Сообщества – генеральным секретарем.

В г. Санкт-Петербурге приступила к работе Межпарламентская ассамблея – орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС. Она рассматривает вопросы гармонизации национального законодательства государств Сообщества и приведения его в соответствие с договорами, заключенными в рамках ЕврАзЭС.

Будет у нас и свой экономический суд – суд Сообщества, который предполагается разместить в Минске. Он обеспечит единообразное применение договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, а также решений, принимаемых его органами. Суд рассматривает также споры экономического характера, возникающие между членами Сообщества по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, дает по ним разъяснения и заключения.

Комиссия постоянных представителей стран ЕврАзЭС призвана обеспечивать текущую работу в период между заседаниями Интеграционного комитета. До создания комиссии ее функции выполняла межправительственная рабочая группа на уровне заместителей министров.

Появятся и другие органы. Все, что будет способствовать экономической интеграции наших государств и улучшению жизни их граждан, нам обязательно пригодится.

 В соответствии со статусом организации в ней действуют и международные правила, как в ЕС. Многое из уставных документов ЕС вошло в наши документы, хотя и с определенными поправками, неизбежными в наших условиях. В частности, по проекту международных сопоставлений ООН, который основан на расчете паритетов покупательной способности национальных валют, Россия превосходит Киргизию в 99 раз, Таджикистан – в 166, Казахстан – в 14, Белоруссию – в 19 раз. Поэтому и структура исполнительных органов, и голоса участников при принятии решений распределяются исходя из веса национальной экономики государств. В Интеграционном комитете у России 40% голосов, у Белоруссии и Казахстана – по 20, у Киргизии и Таджикистана – по 10%. Этот же принцип положен и в основу формирования секретариата. Штат этого органа состоит из 85 единиц. Из них 20 заполняются на квотной основе – 8 из России, по 4 – из Казахстана и Белоруссии, по 2 – из Киргизии и Таджикистана. А 65 человек – это вспомогательный персонал (эксперты, консультанты, технические работники).

Тем не менее есть очень важный нюанс. В Интеграционном комитете решения принимаются 2/3 голосов. В Межгосударственном совете решения принимаются только консенсусом. Вопрос откладывается, если какую-то страну не удается убедить и консенсус в высшем органе ЕврАзЭС не достигнут. Но если решение принято, то оно становится обязательным для выполнения во всех странах Сообщества. В соответствии с установленным порядком должны быть предусмотрены внутригосударственные процедуры, обеспечивающие проведение этого решения в жизнь.

Хочу обратить внимание на два основных обстоятельства. Во-первых, у нас не союз, а сообщество, т.е. мы не собираемся воссоздавать СССР. Во-вторых, строим экономическое сообщество абсолютно равных государств со всеми вытекающими отсюда последствиями. Это как бы небольшая модель Евросоюза.

– Судя по сказанному, Евразийское экономическое сообщество действительно может представлять собой более высокий уровень интеграции на постсоветском пространстве. Но не секрет, что многие создаваемые ранее структуры рушились из-за слабого исполнения принимаемых решений. Как ваша международная организация намерена переломить эту тенденцию?

– К числу отличительных особенностей Сообщества относятся обязательное участие государств-членов в деятельности международной организации и ее органов, четкая международная правосубъектность. Следует отметить также эффективный механизм принятия решений и контроля за их выполнением, новую систему формирования бюджета, а также распределения голосов при принятии решений, учитывающую экономический вес государств – участников Сообщества.

ЕврАзЭС формируется исключительно как альянс, основанный на сближении и интеграции экономик государств-участников. Конечными целями являются обеспечение непрерывного сбалансированного роста национальных экономик, стабильность экономического развития и ускорение повышения уровня жизни населения.

В Сообществе применяется действенная формула интеграционного взаимодействия. Каждое государство участвует в работе всех органов управления интеграцией. Решения подписываются всеми государствами с учетом установленной процедуры их принятия. Исполнение решений достигается путем принятия необходимых национальных правовых актов в соответствии с национальным законодательством. Договоры вступают в силу после выполнения внутригосударственных процедур всеми участниками. Это позволяет добиваться единства подходов, полной реализации международных актов странами Сообщества.

ЕврАзЭС обладает четко выраженным международным статусом. Уже передан в Секретариат ООН для регистрации Договор об учреждении Сообщества. Представляя и защищая интересы своих государств в отношениях с зарубежными партнерами и международными организациями, ЕврАзЭС будет способствовать выходу стран-участниц на международные торговые рынки, заключению взаимовыгодных договоров с третьими странами и их объединениями, включая Всемирную торговую организацию

Евразийское экономическое сообщество – открытая организация. Прием в члены ЕврАзЭС возможен для государств, которые примут на себя обязательства в соответствии с действующими договорами. Предусмотрена и возможность для третьих стран и международных организаций участвовать в работе Сообщества в качестве наблюдателей.

– Как Вы оцениваете результаты сотрудничества стран – членов ЕврАзЭС в 2002 г.?

– Минувший год в значительной мере посвящен организационно-правовому оформлению ЕврАзЭС (штаты, финансирование, рабочие помещения, выработка нормативных документов). Но мы не забывали и об основной деятельности. На майской встрече глав государств в Москве рассмотрены три крупных вопроса – о согласовании позиций при вступлении в ВТО, об основах пограничной политики и о защите внутренних рынков в условиях отказа от изоляционистских мер. На саммите в Астане в сентябре главы государств обсудили одну из острейших проблем хозяйственного взаимодействия – согласованное введение государствами-членами ЕврАзЭС изъятий из режима свободной торговли с теми странами СНГ, кто не входит в Сообщество. Уточнены положения о едином налоговом удостоверении физического лица на территории государств-членов, формировании общего таможенного тарифа ЕврАзЭС и механизме защиты внутренних рынков входящих в него стран в условиях неприменения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер во взаимной торговле. Согласованы позиции по вступлению во Всемирную торговую организацию. Рассмотрены бюджет и первоочередные меры по развитию сотрудничества в распространении массовой информации и другие вопросы.

Прошли первые заседания недавно созданных Совета по транспортной политике и Совета по энергетической политике ЕврАзЭС на уровне руководителей соответствующих министерств и ведомств пяти государств. В интересах привлечения реального бизнеса к интеграционным процессам в рамках Сообщества в апреле 2002 г. образована некоммерческая организация – ассоциация “Деловой совет ЕврАзЭС”. В ее создании приняли участие Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциация финансово-промышленных групп России, представители деловых кругов Казахстана и Белоруссии. Руководителем координационного совета новой организации избран президент Ассоциации финансово-промышленных групп России Олег Сосковец.

Основой целью “Делового совета ЕврАзЭС” является поддержка деловой активности, высокого социального и правового статуса, защита интересов членов ассоциации во взаимоотношениях с органами государственной власти стран – членов ЕврАзЭС.

Перед новой организацией открывается широкое поле деятельности по налаживанию многоуровневого экономического сотрудничества на евразийском пространстве, что в конечном итоге должно способствовать повышению благосостояния народов евразийской “пятерки”.

Серьезные решения предстоит принять на очередном заседании Межгосударственного совета на уровне глав государств, которое должно состояться в 2003 г. Евразийская интеграция приобретает все более осязаемые формы. Ее перспективы вполне реальны.

– Как Вы отметили, степень экономического развития государств, входящих в ЕврАзЭС, различна. Различна и степень интеграции между парами-тройками этих стран. Это не может не порождать проблем как внутри Евразийского сообщества, так и на внешнем рынке. Какие проблемы, на Ваш взгляд, наиболее остры и чем надо заняться в первую очередь?

– Проблем действительно много. Это и различия в законодательной базе, налогообложении, таможенных правилах, гуманитарной сфере. Но на первый план мы сегодня выдвигаем вопросы, связанные с созданием единого транспортного и энергетического пространства, развязыванием узлов в сфере миграции населения. Эти проблемы обсуждаются на уровне руководителей соответствующих пяти ведомств государств. Так, Совет руководителей налоговых служб ЕврАзЭС разработал проект единого налогового удостоверения физического лица на территории государств – членов Сообщества. На наш взгляд, этот документ должен значительно облегчить рядовому гражданину возможность поехать туда, где нужны его руки и знания, позволит ему чувствовать себя на новом месте юридически защищенным от претензий налоговых органов, милиции, работодателя, других надзирающих организаций. И в то же время вызывать у них должное доверие.

Остро стоит проблема и единой пограничной политики. Мы подготовили Договор о сотрудничестве в охране внешних границ государств – членов ЕврАзЭС. Суть его в том, чтобы наладить сотрудничество всех служб, которые участвуют в охране границы, в том числе и санитарных, таможенных, специальных органов. Это коренной экономический вопрос. Свободное перемещение услуг и товаров неизбежно требует единых правил пересечения как внешних, так и внутренних границ.

Мы обязаны защитить свои рынки. И в то же время не должны друг от друга отгораживаться. К сожалению, тенденция к изоляционизму еще жива, она проявляется в ряде протекционистских мер и антидемпинговых процедур, которые все еще применяются в торговых отношениях наших стран. Такие действия не способствуют авторитету Сообщества, да и противоречат самой идее интеграции. Наиболее часто к подобным мерам по отношению друг к другу в последнее время прибегали, к сожалению, Россия и Казахстан. Что самое интересное, цена вопроса, в конечном счете, – и с той, и с другой стороны примерно одинаковая. Если обоим государствам отказаться от своих претензий одновременно, то ущерб нивелируется. Но прийти к согласию на уровне хозяйствующих субъектов гораздо труднее, чем на уровне глав государств. Вот мы и стараемся решить эту проблему.

Важным элементом интеграции является установление единых ввозных таможенных пошлин на товары, поступающие на территорию ЕврАзЭС из третьих стран. Согласование этих тарифов уже идет полным ходом. За основу работы ЕврАзЭС взят кодификатор ВТО. Это впервые сделано на пространстве СНГ. Сейчас согласовано уже около 60% наименований товаров. Когда достигнем 85 или 90%, можно будет говорить о создании таможенного союза. Полного совпадения достичь, видимо, не удастся. Такого нет и в Евросоюзе. Да в этом и нет необходимости.

– Молдавия и Украина сегодня – наблюдатели. А если завтра они захотят стать членами ЕврАзЭС, что для этого потребуется?

– Им придется пройти все процедуры, которые прошли к этому времени мы. Потому что любому государству, которое захочет к нам присоединиться, надо будет пойти на изменение своего законодательства, ратификацию ряда договоров, которые приняты нами, других положений. Это не просто, но экономический выигрыш – несомненен. Только Украине, по самым приблизительным подсчетам, это сразу же даст прибавку около 1,5% ВВП. Есть над чем задуматься.

– В Астане на встрече глав правительств пяти стран Михаил Касьянов предложил сделать российский рубль расчетной единицей при торговых сделках между странами ЕврАзЭС. Как эта идея воспринята другими партнерами и как она будет реализована?

– На это предложение Касьянова никто не возразил. Но решение по вводу рубля еще не принято: страны будут консультироваться, будут просчитывать, насколько оправдан и выгоден этот шаг для каждого государства в отдельности. К реализации этой идеи руководство ЕврАзЭС приступит лишь после согласия всех пяти сторон. Сколько времени займет этот процесс, я не знаю, так как никаких конкретных сроков не устанавливалось. Нам еще предстоит определиться и с механизмами реализации этой идеи.

– В печати и в ходе научных дискуссий высказывается мнение, что аморфность и неэффективность СНГ в его нынешнем состоянии отчетливо проявляется в слабости институтов и правовых инструментов Содружества. Отсюда усиливающаяся фрагментация его экономического и политического пространства, что подтверждает формирование ЕврАзЭС. Как Вы относитесь к этим утверждениям?

– Действительно, органы СНГ лишены реальных властных полномочий, без которых эффективное развитие интеграционных процессов и создание единого экономического пространства невозможны. Подписанные в рамках Содружества соглашения, как правило, не выполняются. Так, расследование исполнительного секретариата СНГ, проведенное в 1997 г., показало, что из 880 решений, принятых Содружеством, реально выполнены только 130. Ряд документов – соглашения о создании зоны свободной торговли (15 апреля 1994 г.), о создании платежного союза (21 октября 1994 г.) и др. – не имеет необходимых условий для выполнения. В то же время отсутствует координация внешнеэкономической, денежно-кредитной и налоговой политики, не создана система ответственности за выполнение странами принятых обязательств.

Преодолеть этот недостаток страны пытаются за счет создания региональных и субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ. Кроме ЕврАзЭС это Союз Белоруссии и России (создан 2 апреля 1997 г. а в 2000 г. преобразован в Союзное государство России и Белоруссии), Центральноазиатское экономическое сообщество, куда входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан, а также неформальное объединение пяти стран СНГ – Грузии, Украины, Азербайджана, Молдавии и Узбекистана, получившее в СМИ название ГУУАМ.

На наш взгляд, регионализация в рамках СНГ оказывает на Содружество в целом противоречивое воздействие. С одной стороны, формирование группировок, ориентированных на углубление экономического взаимодействия и развертывание интеграционных процессов между странами, наиболее подготовленными к этому, как, например, ЕврАзЭС, способно принести этим государствам весомые хозяйственные выгоды. Более того, такие экономические союзы способны стать локомотивами интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве, экономического роста в странах-участницах. С другой стороны, мы должны сознавать, что дробление экономического пространства СНГ ставит под вопрос его перспективы как целостной организации.

Есть мнение, что ЕврАзЭС — это некая альтернатива ГУУАМу, союзу, который создавался в противовес России. Я не знаю в деталях, чем занимается ГУУАМ. У нас несколько иные задачи. Учреждение ГУУАМ в 1999 г. на юбилейных торжествах в Вашингтоне, посвященных 50-й годовщине НАТО, предполагает некую политическую ориентацию этой организации. ЕврАзЭС – экономическое образование, свободное в своем развитии от любого внешнего влияния и в то же время готовое идти на широкие контакты как с Востоком, так и с Западом. В тех же сферах, где наши интересы могут пересекаться (энергетика, транспорт, к примеру), то здесь, в условиях свободной конкуренции выживет тот, кто лучше организован и способен продемонстрировать более высокую эффективность.

– Каким Вы видите будущее интеграционных объединений постсоветского пространства?

– Думаю, будущее за экономической интеграцией. Это общемировая тенденция. Если же говорить о перспективах СНГ, то вывод, что Содружество полностью исчерпало себя, по-моему, неверен. Между странами (в частности, Россией и ее партнерами) сохраняется глубокая экономическая взаимозависимость, которую нельзя игнорировать. Многие государства (особенно Украина, Белоруссия и Молдавия) по-прежнему испытывают сильную потребность в поставках из РФ, прежде всего энергоресурсов. Страны нуждаются в емком российском рынке сбыта своей продукции (в частности аграрной), а также в транзите через Россию своих товаров в дальнее зарубежье. В свою очередь от взаимодействия с партнерами по СНГ в значительной мере зависит 102 отрасли народного хозяйства России (ВПК, машиностроение, легкая, химическая промышленность и др.). Высока экономическая взаимозависимость и между другими странами.

Важным аргументом в пользу интеграции в рамках СНГ является также понимание многими странами того факта, что переориентация только на Запад (где их продукция за исключением ряда сырьевых товаров спросом почти не пользуется) может привести к ухудшению и структурной деградации экономик, разрушению прогрессивных наукоемких отраслей. Нельзя сбрасывать со счетов и исторические, этнические и культурно-цивилизационные факторы активизации интеграционных процессов. На “нижнем этаже”, во взаимоотношениях людей и групп, включая родственные связи, сохраняется определенная общность, основанная на жизни в едином культурно-языковом пространстве. Поэтому очень важно, что 12 президентов два-три раза в год собираются в официальной или неофициальной обстановке и обсуждают назревшие военные, экономические и политические аспекты жизни Содружества. Как видим, неудачу терпит не Содружество как таковое, а некоторые командно-административные методы управления интеграционным процессом. Сегодня центр тяжести взаимных экономических связей переместился на уровень хозяйствующих субъектов, и прежний подход себя исчерпал. Государство в новых условиях призвано не навязывать свои взгляды, а создавать необходимые условия для успешного взаимодействия национальных субъектов хозяйствования и формирования транснациональных структур – финансово-промышленных групп, объединений, корпораций и совместных предприятий. Лишь этот путь, по нашему убеждению, способен привести к успеху интеграционного процесса. И именно на это мы делаем ставку в Евразийском экономическом сообществе.

Беседу вел кандидат экономических наук
Павел Шинкаренко

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz