Номер 5/97ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Глобализация, трансформация и регионы

ПЕТР ТОМАШЕК
кандидат наук
(Чешская Республика)


• В условиях глобализации экономики возрастает значение регионального аспекта организации и управления обществом
• Несмотря на отсутствие региональной составляющей в чешском варианте ускоренной трансформации, региональная политика продолжает существовать на локальном уровне
• Правительство должно взять на себя часть ответственности за сокращение разрыва в уровне развития наиболее богатых и наиболее бедных регионов

Все больше территориальных образований взаимодействуют друг с другом в ходе постоянного международного обмена продукцией, услугами и информацией. Рынок стирает границы между странами. Мир превращается в одну "большую деревню". Глобализация производства и рынка прогрессирует незаметно, но безостановочно. Последствия этого все более ощутимы. Не всегда они вселяют оптимизм.

В данной статье рассматривается проблема связи между трансформируемой чешской экономикой в целом и ее отдельными регионами в аспекте развивающегося процесса глобализации.


Региональный аспект глобализации


В результате участия все большего числа объектов в международном обмене продукцией и услугами может сложиться впечатление, что речь идет о сугубо позитивном явлении, способствующем уменьшению различий между богатыми и бедными людьми, регионами и странами. В действительности эти различия увеличиваются. Как свидетельствует статистика ООН, бедные становятся еще бедней, а богатые - богаче. Сегодня в мире более 1,5 млрд человек живут хуже, чем 10 лет назад. В то же время в США в 1996 г. 400 самых богатых граждан владели собственностью, превышающей 1 млрд долл.

Дифференциация усиливается и в наиболее промышленно развитых странах, входящих в ОЭСР (ее членом в 1996 г. стала Чешская Республика). Свыше 50 млн человек здесь бедствуют, 10 млн не имеют жилья, 35 млн являются длительное время безработными.

Таким образом, бедность приобретает все более масштабный характер, становясь оборотной стороной процесса глобализации экономики и порождая насилие, наркоманию, болезни, миграцию, терроризм и политическую нестабильность.

Глобализация бедности - это результат ограниченного влияния рынка, фундаментом которого являются приватизация и либерализация. Рынок, обычно считающийся всемогущей силой, действует скрытно. Несколько сотен транснациональных корпораций, несколько десятков банков, инвестиционных и страховых фондов принимают решения, касающиеся основной части мирового производства и торговли.

Несомненно, что глобализация - постоянно развивающийся процесс, отличающийся долгосрочным характером. В современных условиях его проявления - это вызов человечеству, особенно той его части, которая ощущает ответственность за будущее.

В ответ на требование глобализации европейские политики целенаправленно стремятся к тому, чтобы этот континент стал сообществом регионов. Государственные границы мешают производству и рынку, препятствуют свободному передвижению людей.

Вместе с тем и в современных условиях не теряют своего значения такие традиционные ценности, как отчий дом, связь человека и его семьи с местом их обитания. В этом плане регион как место, где человек живет, работает, занимается предпринимательством, в контексте глобализации приобретает новое значение. Люди могут обойтись без государственных границ и многих других атрибутов центральной государственной власти, но они не могут существовать без домашнего очага и, следовательно, без района, где он находится.

Региональное самоуправление как выражение демократии на региональном уровне и квалифицированное управление регионами по своему значению начинает не уступать республиканскому парламенту и правительству.

Не случайно поэтому, что при решении вопросов организации и управления в рамках ЕС все большее значение придается уважению прав мелких территориальных образований в противовес принципу централизации управления. Не случайно также появление и развитие еврорегионов, которых в Европе уже около 100.

В этой связи не вызывает удивления, что региональная политика относится к числу наиболее финансово обеспеченных направлений деятельности ЕС. Целью ее является оказание помощи отсталым районам, регионам, испытывающим трудности из-за упадка ранее развивавшихся промышленных отраслей, районам, страдающим от высокого уровня безработицы среди молодежи, а также находящимся в трудном положении по другим причинам.

Свидетельством понимания вызова глобализации является, на наш взгляд, тот факт, что ЕС выделяет средства присоединившимся странам, в том числе Чешской Республике, для выполнения некоторых программ (например, на развитие инфраструктуры в рамках приграничного сотрудничества).


Региональный аспект трансформации


Под трансформацией понимается обычно такое изменение условий, при котором централизованная и директивно управляемая экономика, состоящая в основном из государственных монополий, преобразуется в рыночное хозяйство свободно конкурирующих, преимущественно частных компаний.

Комплекс мер и этапы процесса трансформации описаны уже достаточно подробно. Это в значительной мере универсальный набор нововведений для всех стран с трансформируемой экономикой. Наиболее существенные различия при их реализации возникают в тех случаях, когда в действие вступают специфические факторы.

К ним относится фактор времени, в частности выбор ускоренного или замедленного варианта трансформации. Известно, что в Чешской Республике предпочли ускоренный вариант приватизации, который после первоначальных успехов все в большей степени начинает приводить к отрицательным результатам. Государственная политика, направленная исключительно на поддержание макроэкономической стабильности, в течение двух последних лет породила серьезные нарушения в экономике: увеличивается отрицательное сальдо во внешней торговле, растет дефицит государственного бюджета. В результате правительство было вынуждено прибегнуть к административным мерам, противоречащим философии чистого либерализма, приверженцем которой оно является.

Концепция ускоренной приватизации требовала устранения препятствий на ее пути, к числу которых было отнесено и наличие самоуправляемых территориальных образований - районов и областей. Они ликвидированы в начале трансформационного процесса. Поскольку преобразования осуществлялись с учетом политических и экономических факторов, ликвидация региональных звеньев прошла достаточно гладко.

В настоящее время территориальное самоуправление начинается и заканчивается на уровне 6 233 общин. Районы функционируют лишь как промежуточные звенья в системе государственного управления. Если бы они были ликвидированы полностью, население должно было бы решать все вопросы в своем населенном пункте или ездить в Прагу. Очевидно, что оба варианта неприемлемы.

Поэтому в настоящее время сохранились 76 районов, действующих как административные звенья системы государственного управления. Районы и прежде не были экономически самостоятельными единицами. Роль экономически самостоятельных территориальных образований выполняли восемь областей. В условиях централизованной директивной системы в течение длительного времени проводилась политика выравнивания уровней их социально-экономического развития. Такая политика не отвечает принципам либеральной концепции рыночной экономики, что также способствовало ликвидации областей.

Правительство Чешской Республики не имеет законодательно оформленной региональной политики. Не существует ни одной правовой нормы, регулирующей деятельность в этой области. Региональной политики нет и по сути, так как нет ее адресата - регионов.

Региональной политикой считается поддержка малого и среднего предпринимательства. Она заключается в том, что созданный правительством Чешскоморавский банк при соблюдении определенных условий дает предпринимателям гарантии оплаты банковских кредитов и выделяет ссуды для уплаты процентов по кредитам, предоставленным другими коммерческими банками.

Ежегодно правительство принимает ряд специальных программ поддержки территорий, ориентированных на решение проблем районов и общин, находящихся в особо сложном положении. В качестве критерия при выборе территорий используется уровень безработицы. Поддержка предпринимателей нацелена на создание новых рабочих мест.

В результате трансформации стало усиливаться различие между наиболее и наименее развитыми в промышленном отношении областями, которое прежде уменьшалось. В 1965 г. разрыв составил 20,1 пункта (исходя из доли отдельных областей в общем объеме промышленного производства страны), в 1980 г. - 13,5, в 1989 г. - 12,8, в 1996 г. - 15 пунктов (между Североморавской и Южночешской областями).


Региональная политика
на локальном уровне


Отсутствие официальной государственной региональной политики не означает, что такая политика не проводится вообще.

Во-первых, каждое решение центральных органов имеет региональные последствия, даже если при его принятии они не принимались во внимание.

Во-вторых, в современных условиях господствует индивидуалистический подход к управлению государством, суть которого можно выразить следующим образом: люди должны помочь себе сами, а если им будет особенно плохо, возможно, кто-то окажет им помощь.

Основываясь на опыте частых неформальных контактов с компетентными представителями общин, городов и районов (а также компаний), могу констатировать, что на местном уровне люди начали проявлять инициативу. Однако все еще встречаются поселения, где живут в ожидании решений центральных органов.

Такие отличия в ориентации объясняются рядом причин. Важнейшая из них - разная степень стремления и подготовленности населения к самостоятельному принятию решений. Там, где такое стремление было ярко выражено  и прежде, в новых условиях по инициативе снизу быстро создаются органы, в задачи которых входит защита общих интересов и принятие решений местного масштаба.

Таким образом, многое зависит от наличия у населения инстинкта регионального самосохранения. Нужны инициативные люди с развитым интеллектом, способные отстаивать интересы региона. Однако они встречаются нечасто. Поэтому такую роль выполняют обычно группы интеллектуалов, работающих в университетах, вузах, научно-исследовательских институтах, а также в специализированных профессиональных организациях типа региональных советов, ассоциаций общин и городов, экономических советов и т.п.

Формированию таких групп способствовало создание (после ликвидации прежней системы) региональных филиалов университетов и вузов, которые традиционно сконцентрированы в небольшом числе крупных городов. Постепенно эти филиалы превращались в самостоятельные учебные заведения и сегодня существуют там, где удалось обеспечить их необходимыми кадрами.

Наряду с университетами и вузами в регионах на добровольных началах образуются объединения общин и городов. Главная их цель - соединить финансовые ресурсы и интеллект участников для решения общих проблем и выполнения программ развития. Некоторые объединения создали специальный орган типа регионального агентства, предназначенный для эффективной реализации согласованных проектов. В ряде случаев подобные агентства организованы на средства ЕС.

Сформировав такие объединения, регионы получили возможность выразить свои интересы и обеспечить будущих региональных политиков необходимой информацией. Постановление правительства предусматривает создание крупных территориальных самоуправляемых образований до проведения местных выборов в 1998 г.

Представляется, что правительство оказало регионам большую услугу, не препятствуя созданию там университетов, предоставив возможность развивать кооперацию на региональном уровне и создавать профессиональные организации типа упомянутых выше агентств.

Следует отметить, что университеты и агентства созданы в наиболее развитых и богатых регионах, так как необходимая организационная работа требовала соответствующего финансирования. Менее богатые регионы остались в стороне от этого процесса. Им нужна помощь, иначе они станут еще бедней и межрегиональные диспропорции могут превысить допустимые границы. Для спасения наиболее слабых районов одних программ поддержки мелкого предпринимательства недостаточно, однако правительство по-прежнему препятствует существенному перераспределению финансовых средств между регионами.

Новое понимание процессов перераспределения финансовых средств не сводится к простому уменьшению межрегиональных различий, а направлено на обеспечение стабильности системы в целом. Целью является всестороннее содействие наиболее полному использованию существующего регионального потенциала, при этом прежде всего необходимо сформировать крупные территориальные самоуправляемые образования.


Направленность региональной
политики локального масштаба


Сегодня наиболее крупные и богатые города, прежде всего районные центры, стремятся привлечь инвесторов. Время, когда они видели спасение только в иностранных партнерах, прошло. Нередко такие ожидания оказывались неоправданными, поэтому теперь, как правило, не делается различий между отечественными и иностранными вкладчиками капитала. Важно, чтобы они обладали необходимыми средствами и серьезно относились к делу.

Большую пользу городам принесло участие в Программе сертификации экономического развития общин. Она заставила участников критически оценить действующую систему управления городом и наметить новые концептуальные подходы к решению его проблем. Программа способствовала организационным преобразованиям управленческих структур и более открытому и обдуманному взаимодействию с вкладчиками капитала. Представители городов научились работать с ними так, как это принято в ЕС. Получив сертификат, они подтверждают свою способность обеспечить экономическое развитие города и создать условия для стратегических инвесторов.

Вкладчиков капитала привлекает также наличие концептуальных программ развития и территориальных планов (сегодня все города признают их важность). Преимущество получили города, не ликвидировавшие отдел главного архитектора и привлекающие его к выполнению такого рода работ. Утвержденный план с четко установленными площадями для коммерческого использования является необходимым условием для начала переговоров с инвестором.

Городские власти понимают, что одного территориального плана недостаточно. Необходимо подготовить строительную площадку (обычно площадью от 10 до 30 га). Выделяется специальная территория и община должна стать ее владельцем. Для этого выкупаются участки, принадлежащие различным собственникам. Община стремится обеспечить комплексное оснащение территории необходимыми инженерными сооружениями, чтобы намеченный инвестор мог сразу приступить к строительству.

Следующий этап - непосредственные переговоры с инвестором. Предпочтение следует отдавать перспективным вариантам, избегая получения сиюминутной выгоды, например за счет продажи подготовленной территории. Некоторые города бесплатно предоставляют инвестору оборудованную площадку. Так, в г.Уничов при продаже участка под строительство с покупателя требуют поручительство в форме векселя с 2-летним сроком действия. Если инвестор до этого срока выполнит заранее оговоренные условия проекта, ему возвращают вексель.

Хотя в документах, отражающих стратегию регионального развития, не упоминается феномен глобализации, очевидно, что в регионах оценивают ее возможные последствия. Об этом свидетельствует тот факт, что большое значение там придается диверсификации отраслевой и организационной структуры компаний. Потребности диверсификации учитываются при формировании образовательной системы региона.

В ряде городов компании принимают меры с целью удержать молодежь после окончания учебы: предоставляют солидные кредиты с гарантией приема на работу по завершению обучения, оказывают содействие в улучшении жилищных условий. Города помогают созданию для молодежи новых рабочих мест.

В некоторых регионах вводится в обиход символика, подчеркивающая особенности отдельных городов. Так, в рамках концепции Европы как сообщества свободных регионов г.Оломоуц упоминается как вольный город, г.Опава считается "силезским Бейрутом" из-за сочетания современности с историческим наследием (в течение нескольких столетий этот город был центром чешско-немецко-польской культуры) и т.д. Полагаю полезным присвоение городам подобных символов.

Каждый регион по-своему привлекателен, тем более на территории Чехии, находящейся в центре Европы, хотя сама оценка привлекательности носит весьма субъективный характер. Экономически процветающие районы могут привлечь работников разных профессий возможностью приложения сил и получения высоких доходов, приграничные регионы - красотой природы, спокойным образом жизни. Важно, чтобы привлекательность того или иного региона признавали сами жители, а региональные организации всячески поддерживали это. Региональную идентичность (отождествление с регионом его жителей) можно считать важным мотивационным фактором.

***

Подведем некоторые итоги. В условиях глобализации экономики возрастает значение регионального аспекта организации и управления обществом. Несмотря на отсутствие в чешском варианте ускоренной трансформации региональной составляющей, региональная политика продолжает существовать на локальном уровне.

Глобализация и трансформация тесно взаимосвязаны. Трансформация, как и глобализация, сопровождается дифференциацией регионов на богатые и бедные или усилением ее.

Меры, предпринимаемые по инициативе представителей общин и городов, недостаточны для сдерживания роста такой дифференциации. Правительство должно взять на себя часть ответственности за ее устранение.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz