Номер 6/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Отношение к международному предпринимательству в Швейцарии

РОЙ ДАМАРИ
доктор наук, президент Высшей школы экономики и управления (INSAM),
управляющий директор консалтинговой фирмы Technomic Consultants
(Женева)


• Банковская тайна в Швейцарии охраняется многолетней практикой
и Конституцией
• Владение компанией в республике анонимно независимо от того, выпускаются именные акции или на предъявителя
• Швейцарская налоговая система достаточно благоприятна
для бизнеса

Как английский подданный, постоянно проживающий в Швейцарии, я не приобрел местного менталитета, но все же не стесняюсь проявлять прошвейцарские настроения в тех случаях, когда дело касается предпринимательства, независимо от того, занимаются ли им внутренние или внешние резиденты. Мне хотелось бы поделиться некоторыми соображениями по ряду важных проблем, связанных с ведением здесь бизнеса.


Банки и соблюдение конфиденциальности в финансовых вопросах


Швейцария являет собой образец необычного сочетания строгого контроля за социальным поведением всего населения (только недавно в стране сменили название соответствующего учреждения с “администрация по контролю за населением” на “администрация по вопросам населения”) с большой свободой деловой активности. Демократия в Швейцарии в высшей степени децентрализована, а экономика (за исключением сельского хозяйства) строится целиком на принципах свободного рынка. Однако у республики возникли определенные проблемы со вступлением в Европейский союз, чему сегодня препятствуют не экономические факторы, а исключительно политика.

На последней встрече в Португалии лидеры 15 стран ЕС допустили, на мой взгляд, одну из самых больших ошибок за последние годы приняв решение добиваться отмены банковской тайны во всех странах региона. Более того, руководство союза хочет, чтобы данная экономическая реалия прекратила свое существование во всех ведущих финансовых центрах мира, особенно в Швейцарии и на Карибских островах. В США банковская тайна пока еще имеет место, причем власти, применяя прямо-таки драконовские меры по отношению к собственным гражданам, помогают иностранным подданным всеми возможными способами укрывать денежные активы от налоговых, финансовых и прочих служб своих стран.

Предложение по отмене банковской тайны и обмену информацией между фискальными органами разных стран являются альтернативой взиманию 20%-ого налога на выплаты процентов по международным облигациям (евробондам). Основной бизнес-центр по работе с последними сосредоточен в Лондоне, куда он переместился из Нью-Йорка после введения в 60-е годы такого налога в США, который впоследствии он был отменен. Естественно, что принятие закона о данном налоге привело бы к переносу этого бизнеса снова в Нью- Йорк и соответственно потере тысяч рабочих мест в Лондоне.

Однако предложение об отмене банковской тайны я, как и многие другие комментаторы, считаю несостоятельным, хотя бы потому, что Люксембург взял обязательства покончить с ней лишь в том случае, если это сделает Швейцария, что маловероятно. Здесь банковская тайна охраняется не только практикой, но и Конституцией. Данное положение отражает глубоко укоренившуюся в республике веру, что финансовые вопросы – частное дело граждан, а отношения между властями и людьми должны строиться на основе доверия и взаимного уважения. Отсюда не следует, что власти потворствуют сокрытию налогов гражданами. Просто это означает, что неуплата налогов является сферой компетенции не уголовного, а гражданского кодекса.

Хотя положение о банковской тайне изначально было выражением принципов демократической ответственности граждан внутри Швейцарии, оно было широко использовано нерезидентами для сокрытия активов от властей своих стран. Я еще помню времена, когда в швейцарский банк можно было принести несколько миллионов долларов в чемодане и спокойно положить на счет и это не вызывало никаких вопросов его служащих. Эти дни уже прошли. В настоящее время сделки с наличностью в объеме 10 тыс. долл. вызывают определенные подозрения, и даже банковские переводы на такую сумму требуют пояснений.

Новые правила деятельности финансовых структур введены в Швейцарии с мая 1998 г. и отражают изменения в законодательстве. Теперь в соответствии с законом именно банки должны нести ответственность за проникновение грязных денег. Если деньги в банк кладет посредник, он должен указать, кто именно является “бенефициаром по вкладу”, т.е. их владельцем. Сейчас вопросы о происхождении денег задают даже при открытии небольшого сберегательного счета.

Данные изменения отражают стремление Швейцарии присоединиться к попыткам других стран бороться с отмыванием денег. Но власти республики хотят это сделать не раскрывая тайны вкладов клиентов своих банков, по крайней мере до момента, когда правительство какой-либо страны не предоставит убедительных доказательств преступной деятельности того или иного вкладчика.


Открытие компании


Конфиденциальность в финансовых вопросах в Швейцарии не ограничивается тайной банковских вкладов. Так, в республике не требуется публикации финансовой отчетности частных компаний. Конечно, они обязаны представить соответствующий отчет в налоговые органы, которые имеют право проверить документацию и, если необходимо, задать дополнительные вопросы, но никому более финансовая отчетность компании недоступна.

Более того, владение компанией анонимно (в большинстве случаев они имеют статус анонимных акционерных обществ – ААО) независимо от того, выпускаются именные акции или на предъявителя. Держатель последних является полноправным хозяином фирмы. И даже владение именными акциями отражается только во внутренних документах ААО. Лишь имена директоров (т.е. членов советов по оперативному управлению) и администраторов (членов наблюдательно-контрольных советов) доступны широкой общественности. Администраторы компании в основной своей массе должны быть швейцарскими гражданами или резидентами (иностранцами, постоянно проживающими в республике). Каждый из них должен владеть по крайней мере одной акцией компании, но это право может быть предоставлено ему только на период его пребывания в данной должности (такой порядок носит название “фидуциарный”).

Требование иметь местного администратора направлено на то, чтобы иностранный предприниматель, организуя фирму в Швейцарии, получал надежного партнера для ведения бизнеса на ее территории, способного надлежащим образом управлять данной структурой.

Хотя в Швейцарии создание ААО распространено очень широко, для предпринимателей существуют и альтернативы, в том числе:

общество с ограниченной ответственностью. Оно представляет собой объединение физических лиц (а не капиталов, как в ААО);

ассоциация. Эта форма в наибольшей степени подходит для таких видов деятельности, как обучение, продвижение на рынки произведений искусства, а также для церквей, спортивных клубов, благотворительных организаций;

фонд. Такие образования используются в основном для учебной или благотворительной деятельности.

Кроме того, любой резидент Швейцарии может стать индивидуальным предпринимателем, и в таком случае его ответственность является неограниченной. Также могут создаваться товарищества с неограниченной ответственностью на временной или постоянной основе, в которые объединятся два или более членов при условии, что хотя бы один из них является резидентом Швейцарии. Две последних формы ведения бизнеса, а также ассоциации не подлежат регистрации, если их капитал составляет менее 100 тыс. швейцарских франков. Чтобы открыть счет в банке, достаточно предоставить ему устав такой организации.

И, наконец, существуют структуры, которые я бы назвал виртуальной компанией – когда предприниматель, который может и не являться резидентом Швейцарии, формирует самостоятельное подразделение “под крылом” уже действующей в республике фирмы. Такое подразделение может иметь самостоятельный счет и осуществлять над ним (как и над всеми своими операциями) полный контроль, но его финансовая отчетность консолидируется с соответствующими документами основного образования.


Налогообложение


Налоги швейцарских компаний, ведущих бизнес в основном в своей стране, не слишком высоки, но их нельзя назвать и маленькими. Федеральный налог на прибыль составляет 8%, а объединенный кантональный и местный налог – от 20 до 30% (в зависимости от кантона или района). Однако оба налога сами по себе являются позициями, вычитаемыми из налогооблагаемой базы, что приводит к снижению эффективной ставки.

Кроме того, фискальные органы терпимо относятся к вычету из налогооблагаемой базы различных расходов директоров, которые, как правило, одновременно являются и владельцами фирм. К ним, в частности, относятся средства на поддержание имиджа компании и представительские расходы. И никто здесь не поднимает шума из-за того, что директор использует в личных целях служебную машину или переводит свои телефонные счета на фирму.

Форма собственности как таковая не влияет на объемы налогов. Имеет значение место, где компания ведет бизнес – внутри или вне страны. Если 80% ее продаж или закупок осуществляется за рубежом, она может получить специальный статус (он носит название “Societe auxiliaire”). Такому критерию, как правило, удовлетворяют фирмы, занимающиеся международной торговлей. В Женевском кантоне их налоги составляют примерно 1/5 заявленной прибыли, а с учетом эффекта снижающейся ставки – 12%.

Еще более льготные условия в области налогообложения предоставляются так называемым societe de service – компаниям, образованным при международных группах и занимающимся их финансовым обслуживанием (выставлением счетов и пр.). Очень удобные фискальные условия созданы и для холдингов: дивиденды, проценты и доходы от продажи активов облагаются налогом только при распределении этих сумм между акционерами.

В целом налоговая система Швейцарии достаточно благоприятна, и, на первый взгляд, фирмам нечего искать более подходящих зон, таких, как оффшоры. Однако в ней есть один неприятный элемент – 35%-ный налог на дивиденды и проценты, выплачиваемые швейцарскими компаниями как резидентам, так и нерезидентам. Многие юристы делают приличные деньги на том, что помогают своим клиентам избежать его (как правило, используя оффшорные зоны).


Социальные выплаты и управление ими


Данная сторона организации бизнеса в Швейцарии достаточно проста. Социальные выплаты делаются один раз в квартал. Имеет место много видов социального страхования персонала и компании в целом. Для работников-резидентов Швейцарии существуют обязательные пенсионные схемы. Объемы социальных выплат невелики – в среднем 22% зарплаты и легко управляются. В этом плане бизнес в Швейцарии находится в лучшем положении, чем во Франции, где такие выплаты составляют 50%, а система их уплаты настолько сложна, что с ней с трудом справляются даже квалифицированные бухгалтеры.

Швейцарские власти имеют в целом положительное отношение к бизнесу и разделяют чувство партнерства с деловым миром. Банки, финансовые и юридические компании способствуют развитию предприятий и при необходимости оказывают помощь в том, чтобы расходы фирм не были чрезмерными по сравнению с ее доходами. Республика также является ведущим европейским центром по управлению финансовыми активами физических лиц. Таким образом, можно сделать вывод, что здесь существуют прекрасные условия для международного предпринимательства.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
узнать сколько стоит дом в Швейцарии
Hosted by uCoz