Номер 3/03 Главная Архив К содержанию номера

Регионы: управление и развитие


Некоторые предложения по региональному зонированию Монголии

НЯМЗАГД СУХРАГЧАА
профессор, ректор Государственного института торговли и промышленности
(Монголия)


• Среди отечественных исследователей нет единства относительно концепции регионального развития Монголии
• Экономическое зонирование страны должно быть осуществлено делением на западный и восточный регионы
• Исследования показывают, что важным аспектом в деле экономического зонирования является определение горизонтальных
и вертикальных осей инфраструктуры

Обеспечение стабильного развития Монголии непосредственно связано с разработкой и реализацией концепции регионального зонирования, как одного из важных звеньев системы стратегического управления национальной экономикой. Данная концепция должна соответствовать условиям нашей страны, имеющей обширную территорию, небольшую численность населения, низкую плотность его расселения и монопродуктовый характер экономики.

Исследования показывают, что основными задачами регионального зонирования той или иной страны являются:

формирование эффективной структуры, опирающейся на естественные преимущества (прежде всего имеющиеся природные богатства – минеральные ресурсы, почвенно-климатические условия, благоприятные транспортные возможности) и нацеленной на обеспечение ускоренного социально-экономического развития;

создание условий для равномерного распределения населения в каждой экономической зоне; установление и поддержание в них баланса между промышленным потенциалом, расселением населения, природными ресурсами (прежде всего водными), развитием транспортной и энергетической инфраструктуры.

Идея членения территории страны на «самодостаточные» экономические зоны заложена в новой Конституции Монголии (1992 г.), где указано: разработать и реализовать мероприятия по вопросам регионального развития.

Многие страны, в том числе Россия, накопили богатый опыт в области регионального структурирования своей территории. Научные организации Монголии лишь недавно приступили к изучению этой проблемы, но уже написано много работ по данному направлению. Несмотря на это, следует признать, что нынешний уровень отечественных исследований недостаточен для обоснования оптимального варианта экономического зонирования страны на ближайший и будущий периоды. Это актуализирует необходимость изучения названной проблемы как в научном, так и практическом аспектах.

Подталкивает к этому и настоятельная потребность преодоления негативной ситуации, складывающейся в экономической и социальной сферах жизни сегодняшней Монголии. Обращу здесь внимание на следующие обстоятельства:

последние 10 лет сельское население страны (особенно молодые граждане) мигрирует в крупные города и их окрестности. Это приводит к кадровому истощению села и переуплотнению урбанизированных районов. Как следствие, из-за разбалансирования демографических параметров происходит потеря социально-экономического равновесия;

большинство аймаков (кроме Центрального) в экономическом плане не в состоянии самостоятельно сформировать доходную часть своего бюджета. В результате же оттока населения из периферийных районов данное положение еще более усугубляется;

между отдельными территориями страны существует значительная диспропорция по таким показателям, как доход, приходящийся на одного жителя, нагрузка на одного врача, плотность дорожной сети, качество образования, наличие услуг связи, ТВ, коммунальных и жилищных служб.

В настоящее время среди отечественных исследователей имеет место большой разброс мнений относительно концепции регионального развития Монголии. Вот некоторые точки зрения.

Одна группа ученых (доктора экономических наук Х. Дашдондов и Л. Цэдэндамба) рекомендовала деление страны на пять экономических зон: западный регион (центр г. Ховд); регион Завхан-Хубсугун (центр г. Улиастай); регион Орхон Хархорина (центр г. Арвайхэр); центральный регион (центр г. Улан-Батор); восточный регион (центр г. Чойбалсан). При этом они брали во внимание такие показатели, как размер территории, численность населения, количество скота, площадь сельскохозяйственных угодий, пастбищ и лесов, ресурсы воды и минерального сырья, другие характеристики экономического потенциала. Учитывались также возможности развития инфраструктуры и исторические традиции.

Еще одна группа исследователей (в частности, Г. Чулун) считает, что не следует препятствовать миграции из периферии в центр. По их мнению, ускоренное развитие страны может быть достигнуто путем концентрации населения, производства и услуг в трех крупных городах (Улан-Батор, Дархан и Эрдэнэт) и ближайших к ним аймаках. При выдвижении данного предложения они исходили в основном из опыта государств, имеющих территорию в несколько раз меньшую Монголии и достигших высокой степени развития путем интенсификации использования ресурсов на незначительной части своей территории.

Однако в странах, принятых в качестве примера, такие показатели, важные для характеристики нагрузки человеческой деятельности на природную среду, как толщина почвенного покрова, ее плодородие, площадь растительного фонда и другие, существенно лучше, чем в Монголии. В нашей стране указанные показатели везде относительно низки, а вероятность нарастания экологического дисбаланса весьма высока. В частности, в последнее время усиливается угроза эрозии почвы и, как следствие, опустынивания. В крупных городах уже сейчас недостаточны уровни водоснабжения, канализации, охраны воздушной среды и растительных ресурсов. По моему мнению, неучет этих факторов может привести к экологическому бедствию, которое затронет не только Монголию, но и сопредельные государства – Россию, Китай.

Всесторонний анализ предложений по региональному делению Монголии различных специалистов (как ученых, так и практиков) позволяет прийти к выводу, что оптимальное зонирование ее территории не может быть осуществлено без учета таких необходимых условий, как уровень экономического развития, географические, природно-климатические, инфраструктурные, исторические и другие факторы, а также сложившейся административной структуры, потребности в создании соответствующей правовой среды и т.д.

Особенно важно принять во внимание следующие обстоятельства:

влияние экономического потенциала, прежде всего наличие природных ресурсов в различных регионах;

тенденции формирования новых промышленных центров, транспортных узлов и территориально-производственных единиц, а также финансовой активности в тех или иных зонах;

перспективы производственной и сельскохозяйственной специализации районов, углубления хозяйственных связей с сопредельными странами на приграничных территориях, возникновения свободных экономических и торговых зон;

необходимость повышения уровня трудовых и бытовых условий населения во всех регионах страны, сокращения безработицы, оптимального использования имеющегося кадрового потенциала;

обеспечение устойчивого территориально-экономического баланса на основе управляемой миграции населения, развития жилищно-коммунальной, дорожно-транспортной и энергетической сети, сохранения и улучшения природной среды.

Кроме того, не следует забывать, что конфигурация территории любой страны является одним из существенных факторов ее экономического развития. Влияние этого фактора можно определить коэффициентом сжимания территории, который, по моим расчетам, для Монголии составляет 1,43.

Опираясь на собственные исследования, хочу предложить следующие рекомендации по вопросам регионального экономического зонирования.

1. Вследствие высокой степени сжатия территориальной конфигурации Монголии (эллипсообразной формы) целесообразно осуществить ее деление на западный и восточный регионы. Центром восточного должен быть Улан-Батор, а западного – Улиастай или Ховд.

2. Дальнейшее развитие страны при таком зонировании концентрировалось бы в районах, которые прилегают к горизонтальной оси, соединяющей столичные города предлагаемых регионов, а также на территориях, которые расположены вдоль меридианов, проходящих через них. Соответственно этому по одной горизонтальной (восток – запад) и двум вертикальным осям (север – юг) должна строиться транспортная, энергетическая и информационная инфраструктуры (см. рисунок).

Для предложенных территориальных структур выполнены расчеты обеспеченности их различными природными ресурсами. Анализ показывает, что в западном регионе сосредоточены преимущественно добыча черных и цветных металлов, производство химических и строительных материалов; на востоке – добыча плавикового шпата, золота и некоторых других полезных ископаемых. В целом каждая территория имеет возможность для самодостаточного развития экономического потенциала, опираясь на имеющиеся природные богатства. При этом оба предлагаемых региона находятся в приблизительно одинаковых климатических условиях и располагают сопоставимыми природными ресурсами, что содействует сбалансированному экономическому и социальному развитию страны. Каждый регион как экосистема сохраняет свою специфику. Кроме того, система регионального зонирования с двумя центрами способствует активизации экотуризма, оптимальному использованию лесных и земельных ресурсов, их защите и восстановлению.

Главными факторами устойчивого роста западного региона являются рациональное задействование пахотной земли и пастбищ путем защиты от опустынивания, возрождение переработки животноводческого сырья, максимальное задействование имеющихся минеральных ресурсов (прежде всего золота, железа и серебра), ускорение работ по разведке и оценке месторождений нефти. Необходимо проведение специальных мероприятий по восстановлению лесных ресурсов и использованию их в местном производстве, а также активному применению водных ресурсов для производства энергии. Имеются широкие возможности для интенсивного развития туризма, курортов и санаториев в природных комплексах Отгонтэнгэра, озера Хубсугула, на юге Гоби-Алтайского аймака.

Важнейшими факторами ускорения развития восточного региона являются рационально организованная добыча меди и молибдена Эрдэнэта, интенсивное ведение земледелия в Булганском и Сэлэнгийском аймаках. В данной экономической зоне актуальны децентрализация населения и производства, рачительное вовлечение в хозяйственный оборот природных ресурсов, применение экологически безвредных методов и технологий. Южная часть региона бедна ресурсами наземных вод и топлива. Для нее характерен низкий растительный покров, в некоторых местах ускоряется наступление песка на обжитые территории, а вода не очень пригодна для питья. Естественно, что уже в ближайшее время необходимо сократить негативное влияние названных факторов. В перспективе нужно провести экономико-экологическую оценку природных ресурсов в зоне, сформировать условия для привлечения инвестиций, разработать меры по оптимальному развитию промышленной переработки сельскохозяйственной продукции, а также по поддержке экотуризма.

Обращу внимание на то, что для эффективного регионального развития существенным фактором является учет географического расположения той или иной территориальной структуры. Так, с точки зрения макрогеографического расположения дополнительные возможности открывает установление связей центра западного региона Монголии со Средней Азией и далее с европейскими странами.

Исследования показывают, что важным аспектом в деле экономического зонирования является определение горизонтальных и вертикальных осей инфраструктуры в соответствии с политикой регионального развития. Желательно, чтобы центры этих двух регионов были расположены наиболее близко к точке скрещивания уже имеющихся трасс региональных инфраструктур. В целом при выработке предложения по размещению осей мной учтены конфигурация территории Монголии, ландшафт, ресурсы, поверхностный покров земли, емкость рынка и другие факторы.

Думается, если западным центром будет г. Улиастай, а восточным – г. Улан-Батор, то это будет наиболее оптимально соответствовать существующей транспортной, энергетической и информационной инфраструктурам. В этом случае вертикальная ось запада будет строиться на железнодорожной ветке Бургастай, Улиастай, Арц, а востока – на ветке Замын-Уд, Улан-Батор, Алтанбулаг. Несколько больше проблем с энергетикой. Здесь на первом этапе недостающие мощности придется компенсировать путем получения энергии по импорту. Затем предполагается, что до 2010 г. в западной зоне будут созданы новые источники мощностью 180-200 мВт/ч. В частности, для улучшения энергетического снабжения западного и центрального регионов требуется строительство гидроэлектростанций в Ховдском, Баян-Ульгийском, Завханском и других аймаках.

Таким образом, упор на развитие двух предлагаемых центров является оптимальным с точки зрения формирования экономических регионов в Монголии и сохранения экологического баланса. При этом не отрицается полностью концепция пяти зон. Думается, что отчасти она может реализовываться в рамках сделанных мной предложений, а также по мере появления дополнительных финансовых и материальных ресурсов, в частности благодаря помощи других стран.

Оцените эту статью по пятибалльной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz