Номер 3/98ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Инвестиционная политика правительства Саратовской области

СТАНИСЛАВ ПРОКОФЬЕВ
кандидат экономических наук,
заместитель начальника Главного управления
Центрального банка РФ по Саратовской области

СЕРГЕЙ ВОРОНОВ
кандидат экономических наук,
заместитель начальника отдела министерства экономики,
инвестиционной политики и межрегиональных связей Саратовской области


• Правительство области страхует риск вложений частных инвесторов
• Перспективным источником заемных средств становятся сбережения граждан
• Отход государства от финансирования инвестиционных проектов будет компенсироваться за счет собственных средств предприятий

Переломным в экономике области стал 1997 г. Впервые достигнут прирост инвестиций на 6,8%, а темп промышленного производства превысил среднероссийский уровень. В результате область попала в группу самых динамичных регионов России. В среднесрочной перспективе (до 2000 г.) начиная с 1998 г. ожидается положительная динамика всех форм инвестиций на уровне не менее 18% в год и устойчивый, сбалансированный ежегодный прирост ВВП.

Осуществить намеченное позволяет продуманная инвестиционная политика правительства Саратовской области, включающая систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на воспроизводство основного капитала.


Приоритеты области


Стратегическими целями инвестиционной политики в области являются перестройка экономики, устранение накопившихся в ней за предшествующие десятилетия структурных деформаций, адаптация производительных сил к рыночным отношениям и интеграция в общероссийский хозяйственный комплекс. Достижение этих целей требует перехода к инновационной модели развития путем упреждающего формирования сравнительных конкурентных преимуществ в перспективных отраслях с соответствующей концентрацией ресурсов.

При определении структурно-инвестиционных приоритетов на 1998-2000 гг. учитывались трудности, а то и невозможность массового обновления технологии производства без предварительного создания специализированного машиностроения. Поэтому первоочередного внимания заслуживали:

переход к ресурсосберегающим технологиям в базовых отраслях с целью повышения конкурентоспособности регионального хозяйства, организации “чистых”, экологически безопасных производств;

восстановление массового выпуска потребительских товаров длительного пользования на основе современных достижений;

обеспечение эффективной занятости населения.

В рамках региональной инвестиционной политики приоритет отдан ряду подотраслей машиностроения, нефтехимии, нефтяной, газовой, легкой и деревообрабатывающей промышленности, АПК. Таким же приоритетным направлением стала реализация  инфраструктурных проектов - строительство автомобильного моста через Волгу, международного аэропорта, бизнес-центра, пятизвездочной гостиницы, телекоммуникационных сетей (в том числе оптико-волоконной линии Сызрань-Саратов-Астрахань) и др.

Вложение государственных ресурсов в инфраструктуру рассматривается в качестве ключевого с точки зрения как будущей модернизации, так и источника ее финансирования (в частности через продажу прав пользования объектами частному сектору).

Специфика экономического положения области диктует  необходимость выделения в среднесрочной перспективе двух различных по условиям и механизмам этапов инвестиционной деятельности. На первом этапе (1998-1999 гг.) объектами инвестирования должны стать главным образом действующие и к тому же бюджетообразующие предприятия и коммерческие организации. Речь, таким образом, идет о развитии мощностей по выпуску ныне конкурентоспособной продукции. Характерными чертами второго этапа (1999-2000 гг.) являются активное технологическое обновление основного капитала, поддержка правительством инновационных проектов, ориентированных на создание в области перспективных производств XXI в.


Региональное инвестиционное законодательство – итоги и перспективы


К настоящему времени в области осуществлен ряд важнейших мероприятий по реализации инвестиционной политики. Прежде всего это разработка нормативно-правовой базы. Региональное инвестиционное законодательство строилось на принципах конкурсности при отборе инвестиционных программ и их инвесторов, гарантированности использования и жесткого контроля за целевым расходованием привлеченных средств, регионально-хозяйственной приоритетности, т.е. безусловном главенстве экономических областных интересов над задачами городского и районного управления.

Базовым нормативным актом стал закон "О гарантиях частных инвестиций в Саратовской области", по которому риск вложений страховали средства областного бюджета; имущество, находящееся в областной собственности; активы внебюджетного фонда правительства области; природные ресурсы. Одним из условий предоставления гарантий по проектам, имеющим особо важное значение для социально-экономического развития области, является страхование в уполномоченной страховой компании. Дополнительную гарантию инвесторам дает обязательство правительства области не ухудшать  в течение трех лет режим инвестирования проектов.

Взаимную заинтересованность банков в инвестировании, а предприятий в поиске и получении необходимых средств помогает обеспечить закон "О стимулировании инвестиционной деятельности в Саратовской области". Кроме того, специальным постановлением утверждено положение “О предоставлении гарантий правительства области”, адресованное субъектам инвестиционной деятельности и регламентирующее требования к инвестиционным проектам и заемщику.

На повышение ликвидности активов предприятий и развитие ипотечного кредитования направлен закон Саратовской области "О земле". Он позволяет сельскохозяйственным предприятиям всех организационно-правовых форм сдавать землю в залог с целью привлечения инвестиций, а всем другим субъектам предпринимательской деятельности гарантирует право на приобретение земельных участков, где они размещены.

Принятые нормативно-правовые акты заложили только основу региональной инвестиционной политики и пока не носят всеобъемлющего характера. В соответствии с Программой социально-экономического развития Саратовской области на 1998 г. нормативно-правовую базу, обеспечивающую защиту прав инвесторов и приток инвестиций, должны дополнить законодательные акты об административной ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг, защите прав вкладчиков и зонах экономического благоприятствования; положения о финансовом лизинге, залоге при предоставлении гарантий и страховом агенте правительства области. Большую пользу окажет также утверждение механизма переуступки прав собственности за условное возмещение при предоставлении перспективного инвестиционного проекта.


Организационный механизм
и инфраструктура инвестиционной сферы


Параллельно с разработкой нормативно-правовой базы в регионе создается соответствующий организационный механизм и формируется инфраструктура инвестиционной сферы. Для привлечения инвестиций, в том числе иностранных, по инициативе и при участии правительства области в 1997 г. создано открытое акционерное общество “ВолгаИнфоМост”. Его соучредителями выступили также Саратовская фондовая биржа и ряд коммерческих предприятий. В сети Интернет ими сформирована информационная система, задачи которой состоят в следующем:

обеспечение региональной  информацией потенциальных российских и зарубежных инвесторов;

повышение информированности региональных эмитентов и участников рынка о технологиях и финансовых инструментах других регионов, распространение государственной информации (базы данных, реестры, законодательство и т.д.);

Кроме того, это акционерное общество займется подготовкой и изданием экономических сборников “Каталог инвестиционных проектов” и “Руководство для инвесторов”, организацией оперативного сбора статистической информации по инвестиционной деятельности; созданием инвестиционных карт с указанием ресурсных потоков. Возобновится также работа по подготовке схем размещения производительных сил в области.

Думой Саратовской области принято постановление об организационном механизме конкурсного отбора инвесторов и инвестиционных проектов и выбора ответственного за предоставление государственных гарантий инвестору, экспертную оценку инвестиционных проектов и последующий контроль за их реализацией.

Эти начинания должно завершить образование хозрасчетного агентства по разработке и экспертизе инвестиционных проектов при правительстве области. На него будет возложена подготовка инвестиционных проектов (бизнес-планов) по стандартам ЮНИДО для передачи их в комиссию правительства по инвестиционной деятельности. Кроме того, агентство будет осуществлять мониторинг рынка инвестиций, составлять прогнозы развития инвестиционной деятельности на территории, проводить маркетинговые исследования в рамках проектов.

Главным элементом экономического механизма реализации инвестиционной политики в регионе должна стать система государственного регулирования экономики с использованием методов программно-целевого и среднесрочного планирования. Внимание будет сосредоточено на привлечении внебюджетных источников финансирования областных инвестиционных программ, в том числе на долевых началах с бюджетом области. Принципиально важным становится сочетание интересов государства и предприятий, конкурсность, платность и возвратность финансовых вливаний.

На первом этапе реализации региональной инвестиционной политики (1998-1999 гг.) при дефиците бюджетных и собственных ресурсов предприятий основным (если не единственным) источником финансирования приоритетных программ и проектов будут выступать заемные средства. При их привлечении и размещении будет использоваться практика проектного финансирования. Средства, аккумулирующиеся в результате проведения региональных займов, пойдут на осуществление инвестиционных проектов. При этом предусматривается обязательное вложение части собственных ресурсов инвестора.

В качестве источника заемных средств правительство области рассматривает достаточно крупные свободные накопления физических лиц. Трансформация сбережений населения возможна через систему пенсионных и паевых инвестиционных фондов.

В 1997 г. правительством области проведен тендер на разработку концепции государственного облигационного займа и подготовку соответствующих документов. Генеральным агентом по выпуску займа признана инвестиционная компания “Альфа-Капитал-Брок”. Общий объем займа - 1 млрд руб. Не менее 50% средств, полученных от размещения займа, будет направлено на финансирование областных инвестиционных проектов.

К 2000 г. ключевую роль в общем объеме инвестиций в экономику области будут играть уже не заемные, а собственные средства предприятий. Согласно проекту региональной инвестиционной программы на 1998-2000 гг. их удельный вес составит примерно 70%, доля частных инвесторов - 20, бюджета 6 и населения 4% (в 1997 г. структура была иной - соответственно 36,2; 20,0; 41,8 и 2,0%).

Постепенный отход государства от участия в финансировании инвестиционных программ будет возмещаться усилением роли самих предприятий и частного капитала. В инвестиционной поддержке частного сектора правительство области будет использовать главным образом косвенные методы экономического стимулирования без прямой финансовой подпитки.

Включенные в реестр инвестиционные проекты, получившие наивысшую экспертную оценку, а также предприятия и виды деятельности, имеющие приоритетное значение для экономики области, могут рассчитывать на следующее:

участие в федеральных инвестиционных и целевых программах;

содействие в расширении рынков сбыта в рамках внутриобластной кооперации и внешнеэкономических связей через представительства области в России, СНГ и за рубежом;

стимулирование развития инфраструктуры и услуг предприятиям (сертификации, консалтинга, лизинга, предварительного страхования рисков, обучения кадров и др.);

предоставление в аренду государственного имущества, в том числе на льготных условиях.

Риск вложений будет существенно снижен путем сохранения ряда финансовых мер поддержки предприятий. Среди них регулирование цен и тарифов естественных монополий, отсрочка налоговых платежей в областной бюджет, инвестирование из внебюджетного фонда правительства области с гарантией, финансовая поддержка технопарков и инкубаторов малого бизнеса.

***

В заключение считаем необходимым отметить, что в современных условиях рассчитывать на успех могут только те инвестиционные программы и проекты, которые гармонично сочетают специфические региональные условия с общефедеральными предпосылками оздоровления экономики. Именно поэтому правительство Саратовской области объявило 1998 г. годом промышленности и сосредоточит внимание на программах наукоемкого машиностроения. По мере экономического роста все большее значение будет придаваться программам с мощной инновационной составляющей и чисто инновационным для решения крупных проблем областного масштаба.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz