Номер 5/00ГлавнаяАрхивК содержанию номера

Роль государства в реализации приоритетов социально-экономического развития США

ВИКТОР СУПЯН
доктор экономических наук, профессор,
заместитель директора Института США и Канады РАН


• Экономика США осталась уязвимой для мировых финансово-экономических кризисов
• Структурная перестройка целенаправленно концентрируется
на развитии наукоемкого мелкосерийного производства, информационной инфраструктуры, сферы услуг
• Государство усиливает роль в выработке и реализации приоритетов
в социально-экономической сфере

На исходе ХХ в. отчетливо проступили новые черты в развитии экономики США, которые требуют разработки новых стратегических задач и новых подходов к их реализации.


Точка отсчета на XXI в.


К началу ХХI в. экономика США пришла с весьма внушительными результатами. Это касается прежде всего таких традиционно ключевых целей национальной экономической политики, как достижение устойчивого экономического роста и максимальной занятости, низкой инфляции и сбалансированного бюджета, многих социальных задач.

С 1991 г. продолжается устойчивый рост – наиболее длительный среди трех самых продолжительных фаз подъема за послевоенный период (1961-1969 гг. – 106 мес., 1982- 1990 гг. – 92 мес. и нынешняя, длящаяся с апреля 1991 г. по март 2000 г. – 108-й мес. подъема). При этом в отличие от прочих послевоенных подъемов последний происходит в условиях ограничительной финансовой политики государства. В реальном исчислении этот рост в 1999 г. составил около 4% (в номинальном выражении – около 6%). Валовой внутренний продукт достиг в 1999 г. 9 трлн долл.

В 90-е годы впервые за четверть века безработица опустилась ниже 5% (4% в январе 2000 г.). Одновременно создано рекордное число новых рабочих мест (около 21 млн). Безусловный успех – низкие темпы инфляции. Рост индекса потребительских цен в 1999 г. опустился до 1,9% в годовом исчислении, т.е. до минимального уровня за более чем 30-летний период. Крупнейший результат – достижение в 1998 г. профицита федерального бюджета.

В числе декларируемых всеми политическими силами национальных приоритетов – борьба с бедностью и рост благосостояния американцев. Можно констатировать, что и в этой области многие социальные показатели улучшились. Сократилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума – с 15,1% в 1993 г. до 12,8% в 1998 г.

Финансовый кризис в Азии в 1998 г. показал, что США мало подвержены негативному влиянию таких потрясений в других странах, а по ряду позиций даже оказываются в выигрыше. В самый разгар азиатского финансового кризиса (конец 1997 г. – первая половина 1998 г.) с развивающихся рынков в США перетекло более 700 млрд долл.

Главным фактором длительного экономического подъема 90-х годов стал рост частных инвестиций. На его счет приходится более 30% прироста ВВП после 1991 г. – самый высокий показатель за все послевоенные периоды циклических фаз роста. Одновременно никогда ранее не было столь незначительно влияние государственных расходов на экономический рост – лишь 1,7% прироста ВВП.

Среди важных позитивных для США факторов можно назвать прекращение холодной войны и значительную в этой связи экономию бюджетных расходов, низкие цены в 90-е годы на энергоносители, повышение эффективности государственного регулирования экономических процессов в последние годы.

Вместе с тем в основе сложившейся модели экономики США и ее устойчивых результатов лежат и более фундаментальные факторы. В их числе глубокие структурные сдвиги в экономике, совершенствование организационно-технологической структуры хозяйства, новая роль человека в экономике, оптимизация взаимодействия государства и рынка, усиление значения корпоративной формы собственности.

Есть и острые проблемы, о которых много пишут американские аналитики. Здесь и проблема бедности для почти 13% населения, и ухудшающаяся демографическая ситуация – прежде всего старение населения (уже к концу 90-х годов доля американцев в возрасте 65 лет и старше составила более 13%, к 2030 г., по оценкам, их будет почти 20%) и связанные с ней проблемы пенсионного обеспечения все большего числа пожилых людей. По-прежнему не решены вопросы медицинского обеспечения – более 44 млн человек не имеют никакой медицинской страховки. Это беспрецедентная ситуация для высокоразвитой страны. Много нерешенных проблем и в сфере образования – все еще очевидной остается ограниченная финансовая доступность высшего образования для ряда категорий населения, прежде всего представителей этнических и расовых меньшинств, много нареканий вызывает качество среднего образования.

Наконец, США при всех их достижениях не являются неуязвимыми перед лицом мировых финансовых потрясений, международной конкуренции и традиционных циклических кризисов, действие которых, пусть и в смягченном, отчасти контролируемом варианте, остается объективной реальностью.


Результаты структурной перестройки экономики США


В чем же состоят принципиальные изменения в американской экономической модели, каковы ее характерные черты и особенности?

Одной из важнейших черт является ориентация на гибкое, диверсифицированное и мелкосерийное производство, его способность адаптироваться к быстроменяющимся потребностям экономики и населения. Это достигается за счет распространения техники и технологии новых поколений, основанных на использовании микропроцессоров и вообще микроэлектроники. Объем продаж, например, электронных компонентов превысил в 1997 г. 143,7 млрд долл., компьютеров и периферийного оборудования – 111,3 млрд долл., а различного промышленного электронного оборудования, включая роботов, – 35,3 млрд долл.1 Все это позволяет перейти на принципиально иной тип производства, гибко реагирующий на меняющиеся потребности и происходящие изменения в спросе.

Принципиальная черта, отличающая состояние американской экономики, – повышение уровня ее наукоемкости. Он характеризуется общим увеличением затрат на НИОКР, совершенствованием их структуры и кадрового обеспечения, а также становлением группы отраслей экономики с чрезвычайно высокой зависимостью их производственных результатов от затрат на НИОКР.

Объем затрат на НИОКР превысил в 1999 г. 247 млрд долл. (2,7% ВВП), рекордный уровень. При этом гражданские НИОКР составили 2,2% ВВП, также высший уровень за всю историю. На долю США приходится около 46% всех расходов на НИОКР в мире.

Качественно новой чертой сдвигов в производстве стало развитие масштабной информационной инфраструктуры. Принципиальное значение ее в том, что она является составным элементом всей производственной инфраструктуры страны. Нормальное функционирование экономики без нее теперь невозможно.

В основе информационной инфраструктуры – развитие комплексной индустрии обработки информации на базе новейшей электронной техники и средств связи. Помимо производства ЭВМ и их программного обеспечения она охватывает создание устройств и систем для передачи информации (оборудование связи, Интернет, электронная почта и др.), ее размножение (светокопировальное оборудование, печатающие устройства для ЭВМ и персональных компьютеров и т.п.), выпуск периферийного оборудования (дисплеи, терминалы, модемы, факсимильные аппараты, сканнеры и пр.).

Во второй половине 90-х годов в США на 1 тыс. человек приходилось около 350 компьютеров, которые были установлены как в правительственных учреждениях, так и в частных компаниях и университетах, а парк персональных компьютеров уже в 1993 г. составил 22,6 млн единиц. Всего на долю США в середине 90-х годов приходилось более 41% всех работающих в мире компьютеров.

Еще одна важнейшая особенность экономического прогресса США – роль и масштабы сферы услуг. Под ней понимается комплекс достаточно разнородных отраслей хозяйства, продукция которых носит невещную форму и выступает как полезный эффект, неотделимый от самой производственной или хозяйственной деятельности по обслуживанию общественного воспроизводства. О роли сферы услуг говорит уже то, что в конце 90-х годов здесь было сосредоточено 75% всех занятых (причем более 85% всех кадров высшей квалификации), около 40% основных производственных фондов, создавалось более 70% ВВП. Многие отрасли по производству услуг приобрели ключевое значение для функционирования экономики в долговременном плане, стали локомотивами научно-технического и социально-экономического развития страны. Речь идет в первую очередь о науке и научном обслуживании, образовании, здравоохранении, разнообразных профессиональных услугах, связи, информационном обслуживании и т.д. Именно эти отрасли вносят главный вклад в развитие человеческого фактора, приобретшего особое значение в современной экономике.

Нельзя не сказать и о других изменениях в структуре общественных отношений и капитала. Так, крупные сдвиги произошли в отношениях собственности. Ключевой характеристикой доминирующего частного сектора является эволюция структуры производственного капитала. К концу ХХ в. около 90% всех доходов в экономике создавалось в корпоративном секторе хозяйства, т.е. в акционерных обществах. Корпоративная собственность стала преобладающей по сравнению с другими формами частной собственности (партнерством, индивидуальной частной собственностью) как наиболее эффективная с точки зрения привлечения дополнительных капиталовложений, возможностей использования новейших управленческих методов, повышения производительности труда и совершенствования трудовых отношений.

Немалые изменения коснулись и механизмов функционирования различных рынков. На рынок труда, в частности, значительное влияние оказывает снижение степени охвата работников профсоюзами. За 80-90-е годы она заметно сократилась – с 20,1% в 1983 г. до 14,1% в 1997 г.2 Это делает рынок более мобильным вследствие уменьшения влияния профсоюзов на заключение коллективных договоров и уровень заработной платы.

Большие перемены произошли и на товарных рынках. Распространение информационных технологий революционизировало систему управления материальными запасами, позволяя избегать их перенакопления. Как известно, именно перенакопление капитала в этой сфере всегда являлось одним из главных факторов циклических кризисов.

Все вышеперечисленное свидетельствует о наличии новых характерных черт, заметно отличающих современный этап социально-экономического развития США от предыдущих периодов и позволяющих утверждать о формировании нового облика американской экономики.


Новые рубежи экономики
и активная роль государства


Достигнутые результаты и глубокие структурные сдвиги позволили поставить вопрос о новых приоритетах в развитии страны. Еще в 1998 г. подчеркивалось, что правительство “имеет экономическую стратегию, состоящую из трех ключевых элементов: сокращение дефицита, инвестирование в людей, открытие зарубежных рынков”3. Как показывает анализ деятельности правительства, список стратегических задач государства в социально-экономической сфере гораздо шире. Частично они ориентированы на удержание уже достигнутых позиций (стабильных темпов роста, низкой безработицы и инфляции, роста реальных доходов населения, бюджетного профицита и т.п.), но главным образом на более долговременные цели и задачи.

Все более важной функцией государства становится его роль в выработке и реализации национальных приоритетов, в том числе в социально-экономической сфере. В начале нового века стратегическими определяются следующие цели – всемерное развитие образования, усиление его влияния на экономический рост и уровень жизни населения, содействие ускоренному развитию НТП и прежде всего фундаментальной науки, обеспечение социальной функции государства через оптимизацию социальных программ в сфере пенсионного и медицинского страхования и вспомоществования, выработка сбалансированной промышленной политики с целью достижения устойчивого развития. Коснемся некоторых ключевых задач в указанных областях.

Принципиальным представляется повышение степени приоритетности в социальном бюджете государства инвестиционных вложений в человеческий капитал, т.е. значение ассигнований на образование, профессиональную подготовку и переподготовку, а также здравоохранение. Так, государственное финансирование из фондов федерального правительства, а также штатных и местных властей системы образования всех уровней (начального, среднего и высшего) в США составляло в 1998 г. более 456 млрд долл. (более 80% общих расходов на эти цели). Свыше 46% всех расходов на здравоохранение (более 1000 млрд долл.) в конце 90-х годов также осуществляло государство. Хотя оно почти не делает прямых производственных инвестиций, оно заботится о структуре и качестве общественного капитала через инвестиции в фундаментальную науку и технологии. Федеральные расходы на НИОКР составили в 1999 финансовом году 75,3 млрд долл.

Главный социально-экономический приоритет нынешней администрации – развитие высшего образования. Государственные ассигнования на эти цели составили к концу 90-х годов рекордную величину – почти 150 млрд долл.

Развитию высшего образования уделяется особое внимание по двум основным причинам. Во-первых, оно все в большей степени способствует экономическому росту и росту производительности труда. По оценке Бюро трудовой статистики, с 1983 по 1992 г. вклад высшего образования в рост производительности труда составил не менее 20%4. Во-вторых, все более заметным становится значение высшего образования для повышения уровня доходов населения и жизненного уровня в целом. Так, у американцев, имеющих высшее образование, уровень доходов в среднем на 60% выше, чем у выпускников средней школы5. В США поставлена общенациональная задача: в начале XXI в. сделать высшее образование таким же доступным, каким в настоящее время является среднее образование. Средний уровень образования должен составить не менее 14 лет (в 1998 г. он был равен 12,8 годам обучения).

Принят ряд новых программ, расширяющих доступ к услугам здравоохранения, что является частью общей стратегии расширения инвестирования в человеческий капитал. Особенно это касается детей и лиц, потерявших работу в возрасте 55-61 года, а также неохваченных медицинским страхованием американцев в возрасте 62-65 лет. Прогнозируется, что доля расходов в ВВП на две основные программы государственного медицинского страхования существенно возрастет с 1996 г. по 2050 г. – по программе “Медикэр”, обеспечивающей медицинским обслуживанием пожилых американцев, с 2,7 до 8,1%, а по программе “Медикейд”, предоставляющей медицинские услуги малоимущим, с 1,2 до 4,9%6.

Одним из серьезных вызовов Америке ХХI в. станут проблемы адаптации к демографическим изменениям в составе населения, прежде всего в связи с его старением. Признается необходимость реформирования системы социального страхования, в первую очередь пенсионного обеспечения, а также системы социального вспомоществования. Один из выходов – расширение системы частного пенсионного страхования (в настоящее время ею охвачено менее половины американцев в возрасте 65 лет и старше).

Однако главное направление – это реформирование государственной системы пенсионного обеспечения. В частности, предполагается постепенное увеличение пенсионного возраста с 65 до 67 лет к 2020 г., а также увеличение трудового стажа, необходимого для исчисления полной пенсии, с 35 до 37 лет. Предлагаются и различные схемы по совершенствованию самой пенсионной системы. Их отличает сочетание ныне существующей распределительной и накопительной систем начисления пенсий, определенные элементы приватизации государственной пенсионной системы.

Обращает внимание переориентация программ помощи различным категориям граждан с социальных выплат на стимулирование их трудовой активности. Важным инструментом для реализации этой цели стал принятый в 1996 г. и вступивший в силу 1 июля 1997 г. закон о личной ответственности и возможностях трудоустройства, обязавший реципиентов социальной помощи работать либо проходить профессиональную переподготовку. В соответствии с этим законом выплата различных социальных пособий ограничивается 5-летним сроком.

Стратегическим социально-экономическим приоритетом США на длительную перспективу следует признать осуществление научно-технической политики, включающей поддержку фундаментальных исследований и передачу технологий. Хотя доля федеральных ассигнований на НИР от общих ассигнований на науку в 90-е годы существенно снизилась (с 46% в 1987 г. до 30% в 1997 г.)7, что во многом связано со значительным сокращением военных исследований, правительство предприняло в последнее время ряд важных инициатив, призванных обеспечить США долговременное технологическое лидерство.

Среди важных шагов в данной области следует назвать увеличение доли федеральных расходов на гражданские научные исследования и разработки и НИР двойного назначения до 51% в конце 90-х годов. В федеральном бюджете на 2001 г. предусмотрено заметное увеличение ассигнований на фундаментальные исследования – на 675 млн долл. только по линии Национального научного фонда, что вдвое превышает самые значительные приросты ассигнований этого ведомства за всю историю. Увеличился и общий федеральный бюджет на НИР – до 78,2 млрд долл.

Роль государства чрезвычайно велика и в других областях социально-экономической жизни – в экологии, внешнеэкономических связях и др. Но главным, несомненно, представляется макроэкономическая регулирующая роль государства, осуществляемая как через законодательство, так и через отработанные многолетней практикой механизмы косвенного регулирования – денежно-кредитную политику (нормы обязательного резервирования, учетную ставку, операции с ценными бумагами и пр.), налоговое и бюджетное регулирование (основным здесь является налоговая политика). Важным регулятором остается также федеральная контрактная система, с помощью которой осуществляется государственное потребление товаров и услуг.

В целом можно констатировать, что роль государства в экономике США чрезвычайно важна и многообразна. Государство берет на себя те общественно значимые функции, которые либо не приносят быстрого дохода, либо те, без которых общие условия жизнедеятельности общества и воспроизводства будут не оптимальными с экономической или социальной точек зрения. Это и фундаментальная наука, и охрана окружающей среды, и поддержание социальной инфраструктуры, без которых прогресс общества невозможен.

К рубежу нового столетия американское общество пришло с осознанием того факта, что устойчивое развитие возможно лишь на основе некоего баланса между рынком и государственным регулированием. Несмотря на продолжающуюся политическую риторику, подчеркивающую различия либеральных и консервативных ценностей, в реальной жизни наблюдается явное сближение социально-экономической политики демократов и республиканцев.

Результаты социально-экономического развития США к началу нового столетия дают немалую пищу для размышлений не только о путях американского капитализма, но и о будущем России. Они позволяют обратить внимание на перспективные особенности современной модели американской экономики, на механизм выработки социально-экономических приоритетов развития, использовать доказавшие свою эффективность экономические и социальные регуляторы, уточнить представления о роли и месте государства в экономике.


1Statistical Abstract of the US. – Washington. – 1998. – Pp. 748, 759.
2Statistical Abstract of the US. – Washington. – 1998. – P.445.
3Economic Report of the President. – Washington. – 1998. – P. 3.
4Economic Report of the President. – Washington. – 1997. – P. 192.
5Education and Economy: An Indicators Report. – Washington. – 1997. – P. 18-20.
6Economic Report of the President. – Washington. – 1997. – P. 97.
7Science and Engineering Indicators 1998. – Washington. – 1998. – P. 2-4.

Оцените эту статью по пятибальной шкале
1 2 3 4 5
|Главная| |О журнале| |Подписка| |Оглавление| |Рейтинг статей| |Редакционный портфель| |Архив| |Текущий номер| |Поиск| |Обратная связь| |Адрес редакции| |E-mail|
Copyright © Международный журнал "Проблемы теории и практики управления"
Hosted by uCoz