Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

Ловчак В.К.

 

 

Практика местного самоуправления

на примере Самарской области

 

Закрепленные в Конституции Российской Федерации
                  принципы организации местного самоуправления в на
                  стоящее время получают дальнейшее развитие в Федеральном законодательстве, в Конституциях и уставах субъектов РФ, в их законодательстве, что на наш взгляд должно обеспечить постепенное реформирование системы государственного устройства страны на принципах демократии и народовластия. Претворение в жизнь федерального Закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” - не только вопрос эффективности работы местных органов власти, но и вопрос политической стабильности в стране.

 Во всех республиках и областях Поволжского региона, кроме Республики Калмыкия, приняты Законы о местном самоуправлении. Анализируя положение в этой сфере в Самарской области, нужно отметить, что первые территориальные общественные самоуправления были созданы в 1990 году. В то время они избирались в большинстве случаев демократическим путем, по инициативе депутатов и граждан на конференциях и общих собраниях.

 В городе Самаре в 1993 году городская администрация, возглавляемая О.Н. Сысуевым, ныне вице-премьером Правительства РФ, ввела в “микросоветы” местного самоуправления штатных работников и создала специальную строку по финансированию низовых ячеек власти. Но это относилось в основном к органам местного самоуправления, назначавшимся администрацией города или районов. Остальные же ТОСы работали безвозмездно. Приходилось самим учиться зарабатывать деньги.

 Так, например, ТОС 15 микрорайона Кировского района города Самары создал предприятие по оказанию посреднических услуг торговым фирмам, и часть полученной прибыли направлял на оказание помощи малоимущим и престарелым жителям микрорайона, летний отдых детей, организацию внешкольной работы с ними и т.п.

 Были также организованы в сельских районах Самарской области подсобные хозяйства и произведенные там продукты питания реализовывались жителям микрорайона по льготным ценам. Действуя продолжительное время, ТОСы в значительной степени начали контролировать положение в микрорайонах в пределах своей компетенции. Без согласования с ними не могло быть начато строительство на их территории жилых домов, гаражей, бензозаправок и т.п.

 У администрации района отбирались разрешительные, бюрократические функции. Это не нравилось чиновникам. В 1994 году администрация Кировского района приняла решение о роспуске советов общественного самоуправления, практически сведя на нет проделанную активистами работу, устроив гонения на председателя ТОСа 15 микрорайона Гусарова Ю.А.

 Распустив неудобные ТОСы, администрация назначила новые выборы, которые проводились с большими нарушениями: делегаты на конференцию не избирались, приглашения были разосланы администрацией по собственному усмотрению, регистрация делегатов на конференции не проводилась. Не было также соответствующего кворума - на каждые 100 жителей микрорайона один делегат. Фактически не выполнялось большинство требований, предусмотренных решением Самарской городской Думы «О развитии территориального местного самоуправления». Попытка администрации создать органы местного самоуправления директивным путем не привела к повышению эффективности их работы. Перестали подниматься животрепещущие вопросы, касающиеся жителей микрорайонов: бесплановая застройка микрорайонов коммерческими рынками, киосками, автостоянками, бензозаправками, благоустройство внутриквартальных дорог, ремонт жилья и др.

На наш взгляд, жизнеспособную структуру самоуправления рождает конфликт с администрацией района, города, когда приходиться отстаивать свои интересы, решать для себя какую-то важную проблему. Так, например, в том же Кировском районе, где было создано больше всего ТОСов и проживает около 300 тысяч жителей, сложилось очень тяжелое положение с финансированием, оно практически отсутствует. Многие оборонные предприятия не работают, масса проблем с жилым фондом, благоустройством, очень низки доходы населения. Все это создает социальную напряженность, люди начинают понимать, что в одиночку им не справиться с жизненно важными вопросами. Они вынужденно становятся активнее, ищут пути решения своих проблем, осознавая, что за них этого никто не сделает. Вначале они занимаются, казалось бы, “микропроблемами” - освещением микрорайона, асфальтированием внутриквартальных дорожек и т.п., остающимися на долгое время на первом месте. Люди, участвующие в решении этих вопросов понимают, как трудно этого добиться. Поэтому у органов местного самоуправления есть и своя воспитательная функция.

На первой волне демократии местное самоуправление горячо поддерживалось депутатами, администрациями городов и районов. Частично оно финансировалось. Выделялись беспроцентные кредиты. В настоящее время ситуация поменялась, пришли другие люди, нет прежнего энтузиазма, моральной поддержки.

В данных условиях активистами ТОСов Кировского района города Самары было предложено создать ассоциацию органов местного самоуправления, объединяющих жителей нескольких микрорайонов. Предполагается, что задачи ТОСов вместе будет решать легче, так как проблемы во всех территориях практически одинаковые, каждый житель должен получить определенное количество коммунальных услуг. Администрация города и района вынуждена будет считаться с ассоциацией, представляющих более 200 тысяч населения.

Так, в Кировском районе ТОС 15 микрорайона предложил построить для жителей капитальный многоэтажный гараж, добился отвода земли в установленном порядке, что было очень не просто. Намечено, что первый этаж гаража будет отдан под коммерческую деятельность. Полученная прибыль должна идти на благоустройство микрорайона и другие нужды жителей. Но администрация района пытается решить данную проблему по-своему, не считаясь с мнением ТОСа. Вот здесь и должна помочь ассоциация, поддержав инициативу одного из своих членов.

Администрации городов и районов, стремясь быстрее выполнить требования Федерального Закона, создают органы местного самоуправления своими решениями, хотя население не проявляет собственной инициативы. Получается, что органы местного самоуправления формально созданы, а фактически не действуют.

Но есть и прямо противоположные примеры. Так в Исаклинском сельском районе Самарской области, где проживают представители более 50 различных национальностей, постановлением главы администрации района были созданы самостоятельные сельские администрации. В какой-то степени демократия нарушена, но для сельских жителей результат оказался положительным. Так, например, в далеком селе Сухари Матак (160 километров от областного центра) с населением 400 человек по инициативе сельской администрации была построена школа, где обучается 80 школьников, действуют фольклорные ансамбли разных национальностей. Недавно в школе был открыт музей чувашской культуры. На открытии присутствовал известный чувашский писатель, бывший житель этого села Николай Уяр. В селе работает сельскохозяйственное предприятие (бывший колхоз). В рекордный урожай зерна, полученный областью в 1997 году, труженики села внесли свой весомый вклад. Решение районной администрации пришлось «по сердцу» местным жителям, привело к хорошим результатам. К сожалению, такие случаи чаще бывают счастливым исключением из правила.

Обычно же, когда администрации городов и районов создают органы местного самоуправления без поддержки населения, эффективной работы не получается. Жители населенных пунктов часто проявляют пассивность, ожидая, что все их проблемы кто-то решит. Нужна энергичная работа, чтобы повысить их активность. В США, например, в одном микрорайоне может быть создано несколько органов самоуправления, объединяющие даже небольшие группы жителей (до 300 человек) по каким-то узким интересам. У нас же это пока совершенно невозможно, все строго регламентировано: нужно утвердить устав, где главным пунктом должно быть оказание помощи районной или городской администрации. Иначе орган местного самоуправления не будет утвержден. В других странах нет такой жесткой регламентации, главным считается не подавить инициативу граждан, чтобы они получали реальную пользу от своих объединений. Наш же «совковый» менталитет обязывает каждое общественное движение вначале пройти строгую процедуру регистрации, иначе с ним никто не будет считаться. А когда управляющий органом местного самоуправления получает зарплату в вышестоящей администрации и ей подотчетен, он не будет защищать интересы «как бы избравших его» жителей населенного пункта в полной мере, а будет стремиться уходить от острых вопросов.

Из опыта деятельности органов самоуправления Самарской области можно сделать следующие выводы:

Þ нужно обязательно строго соблюдать демократическую систему выборов в органы местного самоуправления, ничего не упрощая;

Þ администрации городов и районов должны проводить работу по повышению активности населения для решения своих насущных проблем путем создания органов местного самоуправления;

Þ следует проводить обучение глав администраций городов и районов по вопросам деятельности органов местного самоуправления на федеральном и областном уровне.

Необходимо также выявлять эффективно действующие органы местного самоуправления, обобщать опыт их работы; оказывать им практическую помощи в участии в конкурсах (например - проводимых Московским общественным научным фондом), в составлении заявок на международные гранты; привлекать юридическую общественность к решению вопросов, возникающих в результате их деятельности.

 

Главная     Каталог раздела     Предыдущая     Оглавление     Следующая     Скачать в zip

 

 



Hosted by uCoz