Дальневосточная  Государственная  Академия  Экономики  и  Управления
Тихоокеанская Россия
Раздел 1. Стратегия в системе регионального управления
 
   
 Приморье в экономике России в 2001-2002 гг.  
Показатели 2002 г. Доля края в экономике России (%) Изменения
Россия Приморье 2002 2001  
Территория, тыс. кв. км. 17075,4 165,9 1,0 1,0 0
Валовой внутренний продукт (валовой региональный продукт), млрд. руб. 10801,2 87,0 0,805 0,815 -0,01
Инвестиции в основной капитал, млрд. руб. 1660,5 12,3 0,74 0,6 +0,14
Численность постоянного населения, млн. чел. 143,1 2,06 1,44 1,47 -0,03
Естественная убыль населения на 1000 чел. -6,5 -4,8     -0,1
Численность занятых на конец года, млн. чел. 72,5 0,98 1,35 1,38 -0,03
Численность безработных, млн. чел. 5,1 0,098 1,92 1,58 +0,34
Продукция промышленности, млрд. руб. 6868,0 49,06 0,71 0,76 -0,05
Вывоз древесины, млн. куб. м. 90,2 2,42 2,68 2,38 +0,3
Вылов морских биологических ресурсов, тыс. тонн 3243 575,8 17,76 21,8 -4,04
Продукция сельского хозяйства, млрд. руб. 1,049 6,89 0,66 0,7 -0,04
Строительство жилых домов, млн. кв. м. 33,8 0,18 0,53 0,69 -0,16
Грузооборот транспорта млрд. т-км. 3963,2 61,3 1,55 1,66 -0,11
Оборот розничной торговли, млрд. руб. 3719,0 42,35 1,14 1,11 +0,03
Оборот общественного питания, млрд. руб. 142,7 1,8 1,26 1,53 -0,27
Платные услуги населению, млрд. руб. 1070,4 18,83 1,76 1,76 0
Внешнеторговый оборот, млрд. долл. США,
в том числе:
экспорт
импорт
149,8
 
 
95,8
54
1,8
 
 
0,99
0,81
1,2
 
 
1,03
1,5
1,27
 
 
1,27
1,25
-0,07
 
 
-0,24
+0,25

ВЫВОДЫ:

  1. Динамика прироста по большинству социально-экономических показателей в целом по России выше, чем в Приморском крае. То есть Приморье продвигается вперед более медленными темпами, что приводит к увеличению регионального разрыва.
  2. Традиционными методами ускорить рост и выйти на лидирующие темпы невозможно. При сохранении сложившихся тенденций с 2008-2010 гг. начнется необратимое падение производительности труда и необратимая потеря экономически активного населения.
  3. Требуется принципиально новый подход к выработке стратегического образа Приморья и механизмов управления социально-экономическим развитием.
 
 1.1. Инструменты управления стратегией регионального развития  

При разработке инструментов управления стратегией регионального развития использован алгоритм:

Первый. Стратегия - как образ будущего территории

Второй. Стратегия - как модель регионального развития.

Третий. Стратегия - как конкурентная борьба за ресурсы развития и факторы силы.

Стратегия как образ будущего территории.

Образ будущего территории объединяет субъектов деятельности вокруг общей оценки желаемых социально-экономических и духовных состояний, воспринимаемых как ценность. Методом управления является формирование в общественном сознании ценностных ориентиров, для достижения которых люди готовы объединить свои усилия, ресурсы, потратить жизнь.

В стратегическом управлении формирование образа будущего предполагает: обращение ко всем, кто готов к взаимодействию на принципах открытости и партнерства. Подразумевается, что в образе будущего заложен ответ на вопрос: «Ради чего?», оценку о предназначении и смысле существования края для окружающего мира, собственного населения, потомков, бизнеса. Это ответ на вопрос: «Для чего мы живем на этой территории?» А также ответ на вопрос: «Для кого?», чьи потребности и интересы удовлетворяются в процессе практической реализации стратегических целей.

Образ будущего - это качественные характеристики, отражающие системные изменения территории, которые:

  • в настоящий момент отсутствуют, но имеют ценностное значение для людей, здесь живущих и являющихся субъектами деятельности (экономической, социальной, политической);
  • могут быть достигнуты только на этой территории, потому что только она располагает набором этих конкурентных преимуществ;
  • отвечают интересам субъектов, функционирующих здесь и связывающих с регионом будущее своего бизнеса и жизни.

Ключевым фактором формирования общего будущего является понимание того, что залогом успеха становится не столько способность развиваться быстрее других, сколько готовность к согласованным действиям по реализации общих интересов, не ущемляющих интересы других. В стратегии Приморского края на 2004-2010 гг. в качестве общего интереса рассматривается ускоренная капитализация региональных инфраструктурных, предпринимательских и человеческих активов, использование которых позволит другим регионам и бизнесу снижать издержки при выходе на рынки АТР.

Стратегия как модель регионального развития.

Рассмотрение стратегии как модели регионального развития - это описание алгоритмов и проектных мероприятий, выполнение которых позволяет достичь стратегическую цель через решение поставленных задач.

Разработка стратегии региона включает решения следующих задач:

Первое - оценить место и роль Приморья в международном и национальном разделении труда. При этом темпы экономического роста рассматриваются как решающее условие повышения конкурентоспособности территории.

Второе - определить условия развития территории (институциональные, инфраструктурные, ресурсные), соответствующие интересам ключевых субъектов деятельности, оценить сравнительную конкурентоспособность.

Третье - построить модель будущих условий жизни и сопоставить их параметры с текущим состоянием, т. е. определить и оценить поле реальных региональных проблем, дать анализ тенденций и ограничений. Параметры идеальной и реальной моделей основываются на одних и тех же базисных основаниях (труд, капитал, технологии), но отражают разные качественные состояния во времени. План действий решения выявленных проблем и оценка масштаба и уровня рисков (политических, социальных, экономических) строится на сравнительном анализе этих состояний.

Четвертое - определить разрыв между желаемым и действительным состояниями и количественно его оценить с точки зрения наличных и необходимых ресурсов, что является базисным условием для выбора вариантов проектных действий. Ограничения по качественным факторам производства и высокий уровень неопределенности внешних условий, обуславливает необходимость многовариантной стратегии достижения целей регионального развития и возможность смены направления движения в случае непредвиденных системных трансформаций.

Пятое - определить точки наиболее вероятного достижения максимального напряжения в социально-экономическом развитии территории, когда минимальное проектное действие может изменить направление вектора. Это «точки стратегического выбора», или «точки политического риска». Степень вероятности реализации избранного варианта развития существенно возрастает, если проектные решения (управленческие, материальные и человеческие ресурсы) концентрируются в этих точках. Максимизация эффективности управленческих действий достигается при выявлении точек стратегического выбора и своевременного воздействия на них через мобилизацию имеющихся ресурсов.

Шестое - оценить наиболее вероятный набор будущих действий (стратегических намерений) субъектов управления, контролирующих ресурсы развития, и в целях удержания вектора (направления) движения адекватно реагировать, поощряя или сдерживая возникающие инициативы. Это позволяет обеспечить с минимальными издержками переход от нормативно-директивных к проектным методам и инструментам управления региональным развитием.

Вместе с тем, существует область, не поддающаяся описанию через модели регионального развития. Отсутствует эффективный механизм воздействия на многие решения, принимаемые в отношении территорий российскими и международными ФПГ, федеральным Правительством, правительством и бизнесом приграничных стран. Поэтому необходима готовность осознавать, что на территории края одновременно реализуется множество стратегий, некоторые из них носят закрытый характер по целям, ресурсам и факторам силы. А кроме того, важно оценивать способность региональных стратегических субъектов адекватно реагировать на процессы, протекающие на территории, и выстраивать свои действия в соответствии со складывающимися тенденциями.

Стратегия как конкурентная борьба за ресурсы развития и факторы силы .

В условиях перехода России к открытой модели рыночной экономики, субъекты федерации, как целостные административно-хозяйственные системы, имеющие границы и свой хозяйственный базис, все больше ведут себя как интегрированные компании, конкурирующие за ресурсы и рынки сбыта. Успеха добиваются субъекты, опережающие конкурентов в накоплении преимуществ, обеспечивающих контроль над качественными ресурсами и рынками сбыта продукции.

При разработке стратегии как конкурентной борьбы за ресурсы развития учитывались следующие глобальные тенденции:

во-первых, в современном мире конкуренция идет не между товарами и производителями, а между образами жизни;

во-вторых, современная геоэкономика - это экономика открытых потоков, в которых конкуренция идет не за контроль над материальными ценностями, а за уровнем транснационализации создаваемых активов (глобальные ценности);

в-третьих, в постиндустриальных странах конкуренция идет не за темпы роста, а за эффективность производства;

в-четвертых, лидирующие рыночные позиции занимают структуры, стратегия которых ориентирована не на бухгалтерскую прибыль, а на максимизацию экономической (за счет сокращения альтернативных потерь).

Эти тенденции обуславливают содержание и направленность межрегиональной конкуренции по привлечению на территории качественных ресурсов развития. Преимущества получают регионы, стратегия которых направлена на достижение следующих целей:

  • формирование лидирующих (национальных, международных) параметров социального развития;
  • ускоренную капитализацию регионального бизнеса;
  • транснационализацию инфраструктурных, институциональных и предпринимательских активов.
 
 1.2. Оценка проблемной ситуации  

На основе системного анализа социально-экономических процессов и выявленных тенденций развития Приморского края, сложившихся в 1998-2002 гг., сформулирована системная проблема, определяющая характер будущих состояний и позиции региона во внутринациональном и международном разделении труда. Это: «Низкая социально-экономическая привлекательность Приморья для размещения конкурентоспособных факторов производства (труд, капитал, технологии)», что является базовым ограничением для достижения высоких и стабильных темпов роста ВРП, уровень и качественные характеристики которого обеспечивали бы лидирующие параметры экономического, социального и экологического регионального развития».

На уровне территориально-отраслевых подсистем и хозяйственных комплексов общая проблема распадается на конкретные проблемы, решение которых осуществляется посредством региональных целевых программ. В настоящее время выделено и проанализировано около 30 текущих проблем, определяющих уровень привлекательности бренда «Приморский край» для институциональных международных и национальных инвесторов, высококвалифицированных специалистов. Ряд из них своими корнями уходят к периоду плановой экономики. Прежде всего это:

  • низкая производительность труда в базовых отраслях (горно-добывающей; обрабатывающей и строительной промышленности, аграрном, лесном и рыбном комплексах);
  • недостаточное развитие производственной и социальной инфраструктуры;
  • невысокая официальная зарплата у большого количества работающих в сырьевых секторах экономики;
  • низкое качество жилья;
  • высокие издержки обслуживания в энергетическом и жилищно-коммунальном комплексах;
  • низкий уровень переработки природных ресурсов (лес, рыба, цветная металлургия, горно-химическое производство);
  • экологические проблемы (отсутствие очистных сооружений, нестабильное и некачественное водоснабжение, высокий уровень загрязнения городов).

В 90-е годы к ним добавились новый ряд проблем:

  • неконтролируемый рост цен и тарифов;
  • сокращение государственных заказов на военно-промышленную продукцию;
  • низкая международная конкурентоспособность экспортной продукции;
  • неплатежи, банкротства, безработица;
  • низкая емкость и неустойчивость внутрирегионального рынка;
  • высокие ставки по инвестиционным кредитам;
  • растущий уровень преступности.

По предварительным оценкам общая стоимость решения текущих социально-экономических проблем края составляет 12-15 млрд долл. Проведенные расчеты показали, что в условиях жестких финансовых ограничений в краткосрочном периоде 2004-2006 гг. их необходимо сконцентрировать на следующих направлениях:

  • повышение эффективности функционирования ТЭКа. Программа энергоэффективной модели развития (23-25% располагаемых ресурсов);
  • улучшение инвестиционного климата. Программа управления брендом «Приморский край - ворота Тихоокеанской России» (20-22%);
  • повышение устойчивости и емкости внутреннего рынка за счет роста реальных доходов населения, в том числе -бедного населения и увеличения скорости обращения денег. Программа социальной защиты, населения с низким уровнем возможностей адаптации (16-17%). Программа увеличения скорости движения бюджетных средств (2-3%);
  • развитии социальной и инженерной инфраструктуры (16-18%);
  • переводе ЖКХ на рыночные механизмы (14-15%);
  • снижении уровня преступности (10-12%).
 
 1.3. Цели  

Генеральная стратегическая цель Администрации Приморского края на перспективу до 2010 года: «Достижение на территории Приморья лидирующих национальных стандартов жизни экономически активного населения за счет создания условий, обеспечивающих сохранение и привлечение в край эффективных ресурсов развития, качественные параметры которых позволяют увеличить к 2010 году региональный доход на душу населения в 2,2 раза».

Эта цель складывается из целевых векторов, отражающих экономические интересы ключевых субъектов деятельности «власти-бизнеса-населения».

К краткосрочным целям (2004-2005 гг.) отнесены:

  • реализация комплекса мер для снижения социальной напряженности на депрессивных территориях, за счет повышения эффективности управления межбюджетными отношениями;
  • завершение формирования системы социальной защиты малоимущих групп населения, обеспечивающей им региональный прожиточный уровень;
  • подготовка региональных отраслевых комплексов к вступлению России во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), повышение на российском и мировом рынках конкурентоспособности продукции и услуг, производимых региональными экспортоориентированными производствами;
  • создание условий для привлечения в сектор ЖКХ частных предприятий, способных существенно снизить издержки и повысить качество услуг;
  • формирование новой системы территориального деления края, направленной на сокращение уровней различия социально-экономического развития муниципальных образований;
  • реформирование системы государственного и муниципального управления;
  • завершение формирования энергоэффективной модели регионального развития, обеспечивающей переход к рыночным механизмам ценообразования на электро- и теплоуслуги, с усилением адресной защиты населения с низким уровнем возможностей адаптации;
  • создание полноценного регионального рынка недвижимости, связанного с завершением территориального зониро-вания земель поселений и создание механизмов передачи прав собственности на земельные участки собственниками объектов недвижимости, а также продажи земли, находящейся в государственной и муниципальной собственности;
  • создание механизмов и инфраструктуры ипотечного рынка, как одного из ключевых инструментов капитализации региональных активов;
  • создание механизмов и инфраструктуры лизингового рынка как одного из ключевых инструментов капитализации активов бизнеса.

К приоритетным среднесрочным целям (2006-2007 гг.) отнесены:

  • переход к устойчивому и сбалансированному росту на основе максимального использования благоприятных внешних факторов развития, прежде всего положительной динамики спроса на российский экспорт на рынке АТР;
  • решение основных экологических проблем городов Владивосток, Находка, Уссурийск (2005-2006 гг.);
  • формирование необходимой институциональной и инженерной инфраструктуры для развития приоритетных отраслей экономики, реализации программ и проектов международного и пограничного сотрудничества.

К приоритетным долгосрочным целям (2008-2010 гг.) отнесены:

  • достижение бездотационного регионального бюджета;
  • масштабное использование в экономике и социальной сфере инновационных ресурсов с высоким уровнем международных сравнительных преимуществ;
  • устранение инфраструктурных и институциональных ограничений для межотраслевого перелива капитала во внешнеэкономические сервисные и высокотехнологичные производства.
 
 1.4. Задачи  

С учетом сложившихся объективных тенденций и действующих ограничений, предлагается сконцентрировать усилия на решении следующих приоритетных задачах:

Первое. Создать эффективную систему государственного управления региональным развитием, обеспечивающую сохранение, ускоренное внутреннее накопление, также масштабное привлечение с внешних рынков (российского и международного) в экономику края качественных капитальных и технологических ресурсов.

Втрое. Сформировать региональную систему предоставления социальных услуг, стимулирующую рост вложений бизнеса и населения в развитие «человеческого капитала».

Третье. Привести региональные институциональные условия и инфраструктуры в соответствие с потребностями бизнеса (доступность качественной рабочей силы, энергетических, коммуникационных и финансовых ресурсов, обеспечение гарантий прав собственности и безопасных условий предпринимательства).

Четвертое. Разработать механизмы и инструменты поддержки приоритетных секторов экономики Приморья (транспор-тно-транзитного, морехозяйственного, рекреационно-туристического, лесного, агропромышленного комплексов и экспорто-ориентированных производств), обеспечивающих ускоренную диверсификацию выпускаемых ими товаров и услуг.

Пятое. Создать эффективную систему воспроизводства и сохранения рекреационных, морских биологических и лесных ресурсов.

Шестое. Разработать механизмы управления процессом капитализации региональных активов (земля, труд, бизнес) в целях расширения масштабов внешнеэкономического сотрудничества и усиления конкурентных позиций края на Тихоокеанских рынках товаров и услуг.

Седьмое. Сформировать условия для расширения внутреннего спроса на неимпортируемые товары и услуги (образование, здравоохранение, общественный транспорт, коммунальные и бытовые услуги, общественное питание) в целях поддержания и развития малого бизнеса.

Восьмое. Разработать механизмы стимулирования развития инновационных сервисных видов деятельности в целях привлечения в край международных компаний, являющихся носителями новых управленческих компетенции и видов деятельности.

Для решения данных задач необходимо:

Первое. Обеспечить публичную открытость процесса выработки предложений по реализации стратегических направлений с участием общественности, бизнеса, экспертов.

Второе. Разработать действенные механизмы системного согласования социально-экономических интересов «власти-бизнеса-населения», позволяющих концентрировать бюджетные, предпринимательские и личные ресурсы на приоритетных направлениях развития («бюджет регионального развития»).

Третье. Обеспечить эффективное взаимодействие с законодательным собранием по нормативному сопровождению Стратегии.

Четвертое. Обеспечить стабильность коммуникаций с субъектами хозяйствования, принимающих решения по реализации на территории Приморья долгосрочных бизнес- и социокультурных проектов, обеспечивающих стратегические прорывы в региональном развитии, и готовых к согласованным действиям с региональными органами власти.

Сформулированные стратегические цели и задачи развития Приморского края находятся в русле тенденций, характерных для страны в целом. Важнейшими из них являются:

  • последовательное преодоление негативных последствий экономического спада, сложившегося в 1998-2001 гг. В 2002 году рост объема промышленного производства в крае составил 5% (в среднем по России 4,1%);
  • рост инвестиционной активности. Объем инвестиций в основной капитал в 2002 году составил 13,4% от ВРП, что выше среднероссийского уровня;
  • снижение безработицы до «нормального» уровня. По ряду профессий и специальностей спрос на рабочую силу превышает предложение.
 
 1.5. Факторные условия  

Механизмы и инструменты управления региональными конкурентными преимуществами формируются на основе двух групп факторов.

К первой группе относятся объективные условия, влияние на которые со стороны администрации края в среднесрочной перспективе существенно ограничены. Прежде всего, это:

  • негативная демографическая ситуация и складывающиеся на ее основе тенденции, существенные ограничения для расширения внутреннего спроса и развития трудоемкого производства (сельского хозяйства, легкой промышленности, туризма, строительства, транспорта и др.);
  • состояние отраслевого производственного аппарата, высокая степень его изношенности, низкая доля резервных конкурентоспособных мощностей и неразвитая инженерная инфраструктура, что является ограничением для развития предпринимательской инициативы и привлечения в край крупного национального и международного бизнеса;
  • высокая энергоемкость региональной продукции потребительского и производственного назначения, что является ограничением для расширения ее поставок как на внутренний, так и внешний рынки.

Ко второй группе относятся условия, которые формируются в результате целенаправленной региональной политики по снижению уровня экономических и социальных рисков, институциональных и инфраструктурных издержек бизнеса, тарифов на коммунальные, энергетические и транспортные услуги. Это создает конкурентные преимущества по мобильности финансовых и трудовых ресурсов.

В среднесрочной перспективе ограничивающее влияние данных факторов на возможность перехода экономики Приморья к модели ускоренного роста (7-9 % ВРП) будет проявляться в следующем:

Во-первых, незавершенностью общенациональных реформ в энергетике и на транспорте, окончание которых планируется не ранее 2006 года. Это будет являться ограничением для снижения инфляционных издержек регионального бизнеса и населения (непроизводительное использование финансовых ресурсов на оплату коммунальных, энерго- и транспортных услуг естественных монополий).

Выполненные расчеты показывают: чтобы обеспечить планируемую динамику ВРП (5-6 % в 2004-2005 гг., 7-8% в 2006-207 гг. и 9-10% в 2008-2010 гг.), рост региональных тарифов в электроэнергетике (без учета инфляции) должен составить в 2004-2005 гг. не более 8-9 %, в 2006-2007 гг. - 6-7 %, в 2008-2010 гг. - 3-4 %.

Рост тарифов на железнодорожные и автомобильные транспортные услуги (без учета инфляции) необходимо удержать в 2004-2005 в пределах 3-4 %, 2006-2007 гг. в пределах 2-3%.

Для выхода в 2007-2010 годах на динамику ВРП в 9-10%, рост тарифов на услуги естественных монополий не должен превышать 1-2% (без учета инфляции). Их основной доход будет формировать за счет эффектов масштаба от увеличения объемов регионального производства.

Во-вторых, тенденции укрепления курса рубля по отношению к иностранным валютам в 2004-2005 гг. с темпом 3-4% и в 2006-2010 гг. - 1-2%. Это будет способствовать ограничению предложения экспорта и увеличению спроса на импорт, что обусловит рост затрат на импортную составляющую потребительской корзины. Для сохранения конкурентных позиций региональных предприятий, выпускающих продукцию конечного потребления, на долю которых в 2006 году будет приходиться около 58 %, а в 2010 году - 76 % общего роста, необходимо снизить энергоемкость и электроемкость ВРП к 2006 году относительно 2002 г. на 9-10 %, а к 2010 году - на 14-15%.

Данная задача, с одной стороны, решается за счет политики поддержания тенденций изменения отраслевой структуры ВРП в пользу развития сервисного производства, что обеспечит в 2004-2005 годах снижение энергоемкости на 4-5%, а в 2006-201 Огг. - на 10-12%. С другой - за счет мер технологического и организационно-технического характера, которые в 2004-2005 гг. должны обеспечить снижение энергоемкости на 5-6% и в 2006-2010 гг. - на 2-3%.

В-третьих, низким уровнем капитапооворуженности труда, что обуславливает низкую сравнительную производительность труда и рентабельность отраслевого производства. Это является ключевыми факторами, сдерживающими рост заработной платы и прибыли. В условиях отрицательного демографического сальдо для сохранения трудового потенциала темпы роста производительности труда в 2004-2005 гг. должны составить 6-7%, а в 2006-2010 гг. - 9-12%. Для этого необходимо в 2004-2005 гг. иметь прирост инвестиций на уровне 14-15%, а в 2006-2010 гг. - 21-25%. Достижение таких темпов возможно, если в крае удастся:

Hosted by uCoz