|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 2. Стратегия
в развитии отраслей жизнеобеспечения |
|
| |
|
|
|
К базовым отраслям, обеспечивающим народно-хозяйственную
целостность территории и влияющим на эффективность всех
производственных и социальных систем, относятся: ТЭК; ЖКХ;
дорожное строительство, обеспечивающее транспортную
связанность всех населенных пунктов и
производств.
|
|
2.1. Топливно-энергетический
комплекс |
|
|
|
Доля отраслей ТЭКа в ВРП в 2003 году составляла 7,1% (в том
числе электроэнергетика - 5,8% и топливная -1,4%). Доля в
региональном экспорте - 17,3%. Доля в налоговой базе края
около 4%.
Цели и задачи
Стратегической целью в развитие отраслей ТЭКа Приморья в
2004-2010 гг. является - создание эффективно работающего
регионального энергетического рынка, функционирующего на
принципах конкурентного ценообразования на электрическую,
тепловую энергию, уголь, нефтепродукты, исключающего
дискриминацию любых добросовестных участников и
обеспечивающего стабильность и последовательное снижение
тарифов и привлечение инвестиций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить
следующие задачи:
- создать экономические и правовые условия для снижения
объема неплатежей за потребленную электро - и
теплопродукцию;
- обеспечить равные условия в доступе к энергоресурсам, в
том числе за счет ликвидации перекрестного субсидирования и
создания эффективной системы адресной поддержки групп
населения с низким уровнем дохода;
- создать систему стимулирования энергосбережения в ЖКХ;
- создать систему поддержки инвестиционных проектов,
обеспечивающих качественную модернизацию систем тепло-и
электрообеспечения;
- решить вопрос о переводе теплоисточников юга Приморья в
2008-2010 гг. на сжигание нефти-сырца, мазута и
газоконденсата;
- завершить структурные преобразования в угольной отрасли.
Основные индикаторы развития ТЭКа Приморского края в
2004-2010 гг.
Показатели |
2004-2005 |
2006-2007 |
2008-2010 |
Динамика производства
(в %) |
5-7 |
8-9 |
10-11 |
Рост цен в % (без
учета инфляции)
на: электроэнергию теплоэнергию нефтепродукты |
8-9 10-11 15-17
|
6-7 8-9 12-14
|
3-4 5-6 9-10
|
Прирост инвестиций в
основной капитал (в %) |
6-7 |
8-9 |
10-11 |
Отраслевая
рентабельность (в %) |
9-11 |
13-15 |
17-19 |
Темпы роста заработной
платы (в %) |
7-9 |
10-12 |
13-14 |
Затраты на НИОКР (в %)
к общему объему производства |
1-1,8 |
2-2,5 |
3-4 |
Сокращение
энергоемкости производства (в % ) |
3-4 |
5-7 |
9-10 |
Рост экспорта (в %
) |
5-6 |
7-9 |
10-11 |
Доля потерь
электроэнергии (в %) к общему объему
производства |
25-27 |
17-19 |
10-12 |
|
|
2.2. Жилищно-коммунальный комплекс |
|
|
|
Доля жилищно-коммунального комплекса в ВРП в 2003 году
составляла около 4%. Численность занятых 32 тыс. чел. Жилищный
комплекс обслуживает свыше 40 млн. кв. м жилья, в том числе 25
млн. кв. м - муниципального. Протяженность водопроводных сетей
свыше 3800 км. Обеспеченность жилого фонда канализацией
составляет 72%, централизованным отоплением 73%, горячей водой
58%, газом 15%.
Цели и задачи
Главной стратегической целью развития
жилищно-коммунального хозяйства является создание эффективно
работающего рынка жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающего:
- повышение качества и надежности жилищно-коммунальных
услуг с одновременным снижением нерациональных затрат через
развитие конкуренции в сфере управления жилым фондом и
объектами коммунального хозяйства;
- переход на договорную систему взаимоотношений между
производителем и получателем услуг;
- отделение функций собственника жилья от хозяйственных
функций по производству жилищно-коммунальных услуг и
обслуживания жилого фонда в муниципальном секторе;
- превращение жилищно-коммунального производства в
высокорентабельный вид бизнеса.
Проведение жилищно-коммунальной реформы в значительной
степени зависит от сбалансированных, скоординированных
действий всех участников процесса реформирования
жилищно-коммунального хозяйства, от выполнения ими следующих
требований:
- комплексность в проведении преобразований;
- дифференцированный подход к осуществлению преобразований
в различных отраслях жилищно-коммунального хозяйства с
учетом их технологических особенностей;
- ориентация на обеспечение максимально возможной
конкуренции субъектов хозяйствования, а также защиту прав и
интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг, в
соответствии действующими нормативами и стандартами;
- постоянный мониторинг процесса реформирования отрасли и
качества, надежности и экологической безопасности услуг
жилищно-коммунального хозяйства;
- гласность проводимых мероприятий и результатов.
Индикативные показатели
Расчет индикативных показателей выполнен на основе модели
инерционного развития, в рамках которого ЖКХ Приморья будет
развиваться по сценарию «догоняющего» роста. Для обеспечения
экономической стабильности ЖКХ необходимо выйти на следующие
показатели:
Основные индикаторы развития ЖКХ Приморского края в
2004-2010 гг.
Показатели |
2004-2005 |
2006-2007 |
2008-2010 |
Рост объемов
производства (в % ) |
5-7 |
8-9 |
10-11 |
Рост цен на услуги
(без учета инфляции) (в % ) |
18-20 |
14-15 |
9-10 |
Прирост инвестиций в
основной капитал (в %) |
8-9 |
12-13 |
15-16 |
Отраслевая
рентабельность (в %) |
3-5 |
9-11 |
12-14 |
Темпы роста заработной
платы (в %) |
5-6 |
8-10 |
11-13 |
Неплатежи в % к общему
объему производства |
18-19 |
11-13 |
6-7 |
Сокращение
энергоемкости производства (в % ) |
6-7 |
8-9 |
9-10 |
Доля управления и
эксплуатации жилья на конкурсной основе в % к общему
числу домов |
50-60 |
70-85 |
90-100 |
Доля застрахованного
жилья (в %) |
20-30 |
40-50 |
60-70 |
Доля убыточных предприятий на
рынке ЖКХ (в %) |
40-50 |
20-30 |
0 |
Мероприятия
Для решения поставленных задач и достижения индикативных
показателей необходимо реализовать следующие мероприятия:
- создать надежную систему водообеспечения городов и
поселков юга Приморья, не зависящую от природных условий.
Завершить к 2006 г. строительство «Пушкинской депрессии» -
70 млн. долл.;
- перейти в 2004 г. на конкурсную систему управления и
эксплуатации жилого фонда, что позволит создать конкурентную
среду в ЖКХ;
- перейти в 2005-2006 гг. к пообъектной системе управления
жилым фондом;
- создать условия и разработать механизмы, позволяющие
муниципалитетам исполнять обязательства по капитальному
ремонту домов. На 1 июля 2003 г. в реконструкции нуждалось
10 миллионов кв. м (25%), в том числе во Владивостоке -
более 500 домов. Необходимо отметить, что реконструкции
подлежат лишь жилые дома с удовлетворительным состоянием
несущих и ограждающих конструкций. Относительно «хрущевок»
вопрос реконструкции стоит особенно остро, так как на
сегодняшний день срок их эксплуатации практически выработан.
Жилые дома с износом основных конструкций 75-80% и более не
подлежат реконструкции, в связи с тем что на нее потребуется
затрат больше, чем строительство нового дома. Через 10-15
лет реконструкция жилья, построенного в 50-70-х гг. XX века,
будет экономически нецелесообразна;
- создать в 2004-2005 гг. краевой «кадастр» жилого фонда
края, определить механизмы и условия привлечения частных
инвесторов к финансированию капитального ремонта жилья
(организовать проведение конкурсов проектов реконструкции
жилого фонда);
- разработать и принять в 2004 г. «Программу
энергосберегающих технологий в жилых домах», поскольку боле
60% всех краевых теплопотерь приходится на жилой фонд;
- осуществить в 2004-2005 гг. замену теплотрасс к объектам
организаций, оплачивающих топливно-энергетические ресурсы за
счет средств краевого бюджета, с применением на
теплоизоляционных работах новых технологий и современных
теплоизоляционных материалов;
- внедрить в 2004-2005 гг. средств автоматизации и учета
тепловой энергии на всех объектах, финансируемых из краевого
бюджета;
- сформировать механизмы, стимулирующие переход к
всеобщему страхованию жилого фонда. В настоящий момент
риски, связанные с гибелью или повреждением жилья, несут
муниципалитеты. Однако это абсолютно непонятная система. Нет
никакой ясности - где ответственность собственника квартиры,
где нанимателя, где муниципалитета, а где -государства. По
жилью, находящемуся в частной собственности, единственным
заказчиком на страхование должен стать собственник жилья,
так как только он несет риск случайной гибели имущества;
- разработать механизмы финансового оздоровления
предприятий ЖКХ, обеспечивающие реструктуризацию долгов,
списание «безнадежных долгов», санацию неэффективно
работающих предприятий;
- создать в 2004 г. на базе среднего профессионального и
высшего образования систему подготовки и переподготовки
кадров, конкурсных управляющих, менеджеров по управлению
проектами в ЖКХ;
- завершить в 2004-2005 гг. техническую инвентаризацию и
паспортизацию всех производственных объектов ЖКХ, определить
условия и необходимый объем инвестиций для их модернизации
(концессионное участие, предоставление беспроцентных ссуд,
займы под низкие проценты, возможность выкупа объекта и
пр.);
- разработать механизмы, стимулирующие внедрение
эффективных систем теплоснабжения. Провести реорганизацию
систем теплоснабжения каждого населенного пункта с учетом
типа его теплофикации. Перейти в 2004-200 гг. к конкурсной
системе проектов по внедрению энергосберегающих технологий в
ЖКХ;
- создать условия для внедрения концессионных механизмов в
управлении объектами и инженерной инфраструктурой ЖКХ;
- перейти в 2004-2005 гг. на систему оплаты населением
реальной стоимости жилья и коммунальных услуг (установление
размера тарифов, равного их себестоимости), с одновременным
созданием эффективной системы социальной защиты
малообеспеченных групп населения при оплате
жилищно-коммунальных услуг;
- сформировать в 2004 г. систему и механизмы независимой
экспертизы тарифов. Оценка необходимых затрат должна
производиться исходя из оптимальной технологической карты
производства жилищно-коммунальных услуг. Построение такой
технологической карты является первым этапом повышения
эффективности управления предприятием, а ее предъявление -
условием проведения экспертизы. Именно она служит базой для
обоснования тарифа на услуги;
- завершить в 2004-2005 гг. переход к системе
персонифицированных счетов граждан для предоставления
субсидий и льгот с определением источников финансирования по
всем категориям льготников;
- перейти в 2005-2006 гг. на двухставочный тариф на
тепловую энергию и водоснабжение. Первая ставка - за
потребленную энергию (воду). Сколько приняли - столько и
платим. Вторая ставка - за установленную
мощность.
Отчисления на инфраструктуру. Величина
постоянная. Не зависит от количества потребленных ресурсов.
Это обеспечит: раздельный учет постоянных и переменных
затрат; финансовую прозрачность при формировании тарифа;
снижение сезонных колебаний в платежах, уменьшение оборотных
средств предприятий теплоснабжения; создание предпосылок для
формирования локальных рынков тепловой энергии путем
разделения транспортировки и производства энергии;
- используя механизм ипотечного кредитования, выйти к
2008-2010 гг. на уровень строительства 350-400 тыс. кв. м
жилья в год, что позволит решить проблему выбывающего жилого
фонда («хрущевки»), создать фонд «социального жилья»,
усилить конкуренцию на рынке нового жилья.
|
|
2.3. Дорожно-строительный комплекс |
|
Общая протяженность автомобильных дорог Приморского края
составляет 12320 км, из них 7198 км - дороги общего
пользования и 5122 км - ведомственные. Протяженность
федеральных дорог составляет 557 км, территориальных -6641 км.
В сети дорог общего пользования твердое покрытие имеют 7057 км
автомобильных дорог, грунтовых - 141 км. Плотность сети
автомобильных дорог общего пользования на 1000 кв. м
территории - 42,5 км, что выше среднероссийских показателей
(31,2 км). Средневзвешенная интенсивность движения на дорогах
края составляет 1750 авт./сутки. Наибольшая интенсивность
движения наблюдается на федеральных дорогах, где размеры
транспортных потоков на подходах к городам Владивосток и
Уссурийск колеблются от 5 до 8 тыс. авт /сутки.
Цели и задачи
Стратегической целью политики дорожного строительства в
Приморском крае на 2004-2010 гг. является создание технически
современной и безопасной сети дорог общего пользования,
обеспечивающей:
- улучшение условий транспортного движения, стимулирование
перевозок по направлениям;
- транспортную доступность населенных пунктов на уровне,
гарантирующем экономическую целостность и социальную
стабильность на всех муниципальных территориях;
- интенсификацию действующего и размещение нового
производства;
- вовлечение в воспроизводственный процесс новых сырьевых
ресурсов;
- ускоренное развитие населенных пунктов, являющихся
территориальными транспортными центрами;
- придание импульса развития отдаленным территориям;
- оборонные интересы государства и мобилизационную
готовность на случай чрезвычайных ситуаций.
Для достижения поставленных целей необходимо решить
следующие задачи:
- обеспечить прозрачность механизмов ценообразования в
дорожном строительстве;
- разработать нормативную базу, обеспечивающую привлечение
частных инвесторов в дорожное строительство и определяющую
порядок эксплуатации отдельных дорог (участков дорог) на
платной основе;
- сохранить и повысить технический уровень существующих
дорог общего пользования. Довести показатель капитальности
дорог к 2010 г. до 60-65%, мостовых сооружений до 100%;
- завершить реконструкцию и строительство региональной
опорной сети автомобильных дорог;
- обеспечить круглогодичное функционирование всей сети
дорог общего пользования;
- разработать механизмы привлечения частных инвестиций в
создание и развитие сервисной придорожной инфраструктуры;
- довести до нормативного уровня сервисную инфраструктуру,
обеспечивающую безопасность дорожного движения, повышения
качества перевозок пассажиров и сокращение ущерба от порчи и
потери груза.
Индикативные показатели
Основные индикаторы развития дорожного строительства
Приморского края в 2004-2010 гг.
Показатели |
2004-2005 |
2006-2007 |
2008-2010 |
Рост объемов
производства (в % ) |
6-7 |
8-9 |
10-11 |
Прирост инвестиций в
основной капитал (в %) |
8-9 |
12-13 |
15-16 |
Отраслевая
рентабельность (в %) |
8-10 |
11-13 |
14-16 |
Темпы роста заработной
платы (в %) |
7-8 |
10-11 |
12-13 |
Мероприятия
Для решения поставленных задач и достижения намеченных
индикативных показателей необходимо:
- обеспечить строительство новых автодорожных направлений,
обеспечивающих транспортно-экономические связи Приморского
края с Хабаровским краем - дорога федерального значения
Хабаровск-Находка, протяженностью 780 км.
- модернизировать и построить автомобильные дороги
повышенной категории в приграничных районах с обустройством
транспортных выходов за границу. Дороги: Хасан - Уссурийск;
Уссурийск - Пограничный; объездную дорогу вокруг г.
Уссурийска; транспортную развязку и объездные дороги в г.
Владивостоке;
- провести реконструкцию наиболее загруженных участков
автомагистралей на подходах к крупным городам и
строительство обходов населённых пунктов в целях вывода из
них транзитных потоков и сокращения отрицательного
воздействия транспорта на состояние окружающей среды;
- завершение формирования сети территориальных
автомобильных дорог, строительство новых широтных и
соединительных дорог, дополняющих сложившуюся структуру
региональной дорожной сети с целью ликвидации перепробега
автотранспорта и обеспечения связи между центрами
транспортных тяготений и крупными населёнными пунктами по
кратчайшим маршрутам;
- обеспечить современной дорожной сетью морские порты и
терминалы с другими объектами транспортной инфраструктуры
для повышения эффективности работы транспортной системы в
целом;
- завершить приемку бывших внутрихозяйственных дорог в
сеть дорог общего пользования и обеспечить их круглогодичную
эксплуатацию;
- завершить создание сети автомобильных дорог с твёрдым
покрытием в сельской местности, что обеспечит связь всех
населённых пунктов с центрами сельских администраций и
хозяйств, а также опорной сетью краевых
дорог.
|
| | |
|
|
|
|