Дальневосточная  Государственная  Академия  Экономики  и  Управления
Тихоокеанская Россия
Раздел 2. Стратегия в развитии отраслей жизнеобеспечения
 
   

К базовым отраслям, обеспечивающим народно-хозяйственную целостность территории и влияющим на эффективность всех производственных и социальных систем, относятся: ТЭК; ЖКХ; дорожное строительство, обеспечивающее транспортную связанность всех населенных пунктов и производств.

 
 2.1. Топливно-энергетический комплекс  

Доля отраслей ТЭКа в ВРП в 2003 году составляла 7,1% (в том числе электроэнергетика - 5,8% и топливная -1,4%). Доля в региональном экспорте - 17,3%. Доля в налоговой базе края около 4%.

Цели и задачи

Стратегической целью в развитие отраслей ТЭКа Приморья в 2004-2010 гг. является - создание эффективно работающего регионального энергетического рынка, функционирующего на принципах конкурентного ценообразования на электрическую, тепловую энергию, уголь, нефтепродукты, исключающего дискриминацию любых добросовестных участников и обеспечивающего стабильность и последовательное снижение тарифов и привлечение инвестиций.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • создать экономические и правовые условия для снижения объема неплатежей за потребленную электро - и теплопродукцию;
  • обеспечить равные условия в доступе к энергоресурсам, в том числе за счет ликвидации перекрестного субсидирования и создания эффективной системы адресной поддержки групп населения с низким уровнем дохода;
  • создать систему стимулирования энергосбережения в ЖКХ;
  • создать систему поддержки инвестиционных проектов, обеспечивающих качественную модернизацию систем тепло-и электрообеспечения;
  • решить вопрос о переводе теплоисточников юга Приморья в 2008-2010 гг. на сжигание нефти-сырца, мазута и газоконденсата;
  • завершить структурные преобразования в угольной отрасли.

Основные индикаторы развития ТЭКа Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Динамика производства (в %) 5-7 8-9 10-11
Рост цен в % (без учета инфляции) на:
электроэнергию
теплоэнергию
нефтепродукты
 
 
8-9
10-11
15-17
 
 
6-7
8-9
12-14
 
 
3-4
5-6
9-10
Прирост инвестиций в основной капитал (в %) 6-7 8-9 10-11
Отраслевая рентабельность (в %) 9-11 13-15 17-19
Темпы роста заработной платы (в %) 7-9 10-12 13-14
Затраты на НИОКР (в %) к общему объему производства 1-1,8 2-2,5 3-4
Сокращение энергоемкости производства (в % ) 3-4 5-7 9-10
Рост экспорта (в % ) 5-6 7-9 10-11
Доля потерь электроэнергии (в %) к общему объему производства 25-27 17-19 10-12

 
 2.2. Жилищно-коммунальный комплекс  

Доля жилищно-коммунального комплекса в ВРП в 2003 году составляла около 4%. Численность занятых 32 тыс. чел. Жилищный комплекс обслуживает свыше 40 млн. кв. м жилья, в том числе 25 млн. кв. м - муниципального. Протяженность водопроводных сетей свыше 3800 км. Обеспеченность жилого фонда канализацией составляет 72%, централизованным отоплением 73%, горячей водой 58%, газом 15%.

Цели и задачи

Главной стратегической целью развития жилищно-коммунального хозяйства является создание эффективно работающего рынка жилищно-коммунальных услуг, обеспечивающего:

  • повышение качества и надежности жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат через развитие конкуренции в сфере управления жилым фондом и объектами коммунального хозяйства;
  • переход на договорную систему взаимоотношений между производителем и получателем услуг;
  • отделение функций собственника жилья от хозяйственных функций по производству жилищно-коммунальных услуг и обслуживания жилого фонда в муниципальном секторе;
  • превращение жилищно-коммунального производства в высокорентабельный вид бизнеса.

Проведение жилищно-коммунальной реформы в значительной степени зависит от сбалансированных, скоординированных действий всех участников процесса реформирования жилищно-коммунального хозяйства, от выполнения ими следующих требований:

  • комплексность в проведении преобразований;
  • дифференцированный подход к осуществлению преобразований в различных отраслях жилищно-коммунального хозяйства с учетом их технологических особенностей;
  • ориентация на обеспечение максимально возможной конкуренции субъектов хозяйствования, а также защиту прав и интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг, в соответствии действующими нормативами и стандартами;
  • постоянный мониторинг процесса реформирования отрасли и качества, надежности и экологической безопасности услуг жилищно-коммунального хозяйства;
  • гласность проводимых мероприятий и результатов.

Индикативные показатели

Расчет индикативных показателей выполнен на основе модели инерционного развития, в рамках которого ЖКХ Приморья будет развиваться по сценарию «догоняющего» роста. Для обеспечения экономической стабильности ЖКХ необходимо выйти на следующие показатели:

Основные индикаторы развития ЖКХ Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Рост объемов производства (в % ) 5-7 8-9 10-11
Рост цен на услуги (без учета инфляции) (в % ) 18-20 14-15 9-10
Прирост инвестиций в основной капитал (в %) 8-9 12-13 15-16
Отраслевая рентабельность (в %) 3-5 9-11 12-14
Темпы роста заработной платы (в %) 5-6 8-10 11-13
Неплатежи в % к общему объему производства 18-19 11-13 6-7
Сокращение энергоемкости производства (в % ) 6-7 8-9 9-10
Доля управления и эксплуатации жилья на конкурсной основе в % к общему числу домов 50-60 70-85 90-100
Доля застрахованного жилья (в %) 20-30 40-50 60-70
Доля убыточных предприятий на рынке ЖКХ (в %) 40-50 20-30 0

Мероприятия

Для решения поставленных задач и достижения индикативных показателей необходимо реализовать следующие мероприятия:

  • создать надежную систему водообеспечения городов и поселков юга Приморья, не зависящую от природных условий. Завершить к 2006 г. строительство «Пушкинской депрессии» - 70 млн. долл.;
  • перейти в 2004 г. на конкурсную систему управления и эксплуатации жилого фонда, что позволит создать конкурентную среду в ЖКХ;
  • перейти в 2005-2006 гг. к пообъектной системе управления жилым фондом;
  • создать условия и разработать механизмы, позволяющие муниципалитетам исполнять обязательства по капитальному ремонту домов. На 1 июля 2003 г. в реконструкции нуждалось 10 миллионов кв. м (25%), в том числе во Владивостоке - более 500 домов. Необходимо отметить, что реконструкции подлежат лишь жилые дома с удовлетворительным состоянием несущих и ограждающих конструкций. Относительно «хрущевок» вопрос реконструкции стоит особенно остро, так как на сегодняшний день срок их эксплуатации практически выработан. Жилые дома с износом основных конструкций 75-80% и более не подлежат реконструкции, в связи с тем что на нее потребуется затрат больше, чем строительство нового дома. Через 10-15 лет реконструкция жилья, построенного в 50-70-х гг. XX века, будет экономически нецелесообразна;
  • создать в 2004-2005 гг. краевой «кадастр» жилого фонда края, определить механизмы и условия привлечения частных инвесторов к финансированию капитального ремонта жилья (организовать проведение конкурсов проектов реконструкции жилого фонда);
  • разработать и принять в 2004 г. «Программу энергосберегающих технологий в жилых домах», поскольку боле 60% всех краевых теплопотерь приходится на жилой фонд;
  • осуществить в 2004-2005 гг. замену теплотрасс к объектам организаций, оплачивающих топливно-энергетические ресурсы за счет средств краевого бюджета, с применением на теплоизоляционных работах новых технологий и современных теплоизоляционных материалов;
  • внедрить в 2004-2005 гг. средств автоматизации и учета тепловой энергии на всех объектах, финансируемых из краевого бюджета;
  • сформировать механизмы, стимулирующие переход к всеобщему страхованию жилого фонда. В настоящий момент риски, связанные с гибелью или повреждением жилья, несут муниципалитеты. Однако это абсолютно непонятная система. Нет никакой ясности - где ответственность собственника квартиры, где нанимателя, где муниципалитета, а где -государства. По жилью, находящемуся в частной собственности, единственным заказчиком на страхование должен стать собственник жилья, так как только он несет риск случайной гибели имущества;
  • разработать механизмы финансового оздоровления предприятий ЖКХ, обеспечивающие реструктуризацию долгов, списание «безнадежных долгов», санацию неэффективно работающих предприятий;
  • создать в 2004 г. на базе среднего профессионального и высшего образования систему подготовки и переподготовки кадров, конкурсных управляющих, менеджеров по управлению проектами в ЖКХ;
  • завершить в 2004-2005 гг. техническую инвентаризацию и паспортизацию всех производственных объектов ЖКХ, определить условия и необходимый объем инвестиций для их модернизации (концессионное участие, предоставление беспроцентных ссуд, займы под низкие проценты, возможность выкупа объекта и пр.);
  • разработать механизмы, стимулирующие внедрение эффективных систем теплоснабжения. Провести реорганизацию систем теплоснабжения каждого населенного пункта с учетом типа его теплофикации. Перейти в 2004-200 гг. к конкурсной системе проектов по внедрению энергосберегающих технологий в ЖКХ;
  • создать условия для внедрения концессионных механизмов в управлении объектами и инженерной инфраструктурой ЖКХ;
  • перейти в 2004-2005 гг. на систему оплаты населением реальной стоимости жилья и коммунальных услуг (установление размера тарифов, равного их себестоимости), с одновременным созданием эффективной системы социальной защиты малообеспеченных групп населения при оплате жилищно-коммунальных услуг;
  • сформировать в 2004 г. систему и механизмы независимой экспертизы тарифов. Оценка необходимых затрат должна производиться исходя из оптимальной технологической карты производства жилищно-коммунальных услуг. Построение такой технологической карты является первым этапом повышения эффективности управления предприятием, а ее предъявление - условием проведения экспертизы. Именно она служит базой для обоснования тарифа на услуги;
  • завершить в 2004-2005 гг. переход к системе персонифицированных счетов граждан для предоставления субсидий и льгот с определением источников финансирования по всем категориям льготников;
  • перейти в 2005-2006 гг. на двухставочный тариф на тепловую энергию и водоснабжение. Первая ставка - за потребленную энергию (воду). Сколько приняли - столько и платим. Вторая ставка - за установленную мощность.
    Отчисления на инфраструктуру. Величина постоянная. Не зависит от количества потребленных ресурсов. Это обеспечит: раздельный учет постоянных и переменных затрат; финансовую прозрачность при формировании тарифа; снижение сезонных колебаний в платежах, уменьшение оборотных средств предприятий теплоснабжения; создание предпосылок для формирования локальных рынков тепловой энергии путем разделения транспортировки и производства энергии;
  • используя механизм ипотечного кредитования, выйти к 2008-2010 гг. на уровень строительства 350-400 тыс. кв. м жилья в год, что позволит решить проблему выбывающего жилого фонда («хрущевки»), создать фонд «социального жилья», усилить конкуренцию на рынке нового жилья.
 
 2.3. Дорожно-строительный комплекс  

Общая протяженность автомобильных дорог Приморского края составляет 12320 км, из них 7198 км - дороги общего пользования и 5122 км - ведомственные. Протяженность федеральных дорог составляет 557 км, территориальных -6641 км. В сети дорог общего пользования твердое покрытие имеют 7057 км автомобильных дорог, грунтовых - 141 км. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования на 1000 кв. м территории - 42,5 км, что выше среднероссийских показателей (31,2 км). Средневзвешенная интенсивность движения на дорогах края составляет 1750 авт./сутки. Наибольшая интенсивность движения наблюдается на федеральных дорогах, где размеры транспортных потоков на подходах к городам Владивосток и Уссурийск колеблются от 5 до 8 тыс. авт /сутки.

Цели и задачи

Стратегической целью политики дорожного строительства в Приморском крае на 2004-2010 гг. является создание технически современной и безопасной сети дорог общего пользования, обеспечивающей:

  • улучшение условий транспортного движения, стимулирование перевозок по направлениям;
  • транспортную доступность населенных пунктов на уровне, гарантирующем экономическую целостность и социальную стабильность на всех муниципальных территориях;
  • интенсификацию действующего и размещение нового производства;
  • вовлечение в воспроизводственный процесс новых сырьевых ресурсов;
  • ускоренное развитие населенных пунктов, являющихся территориальными транспортными центрами;
  • придание импульса развития отдаленным территориям;
  • оборонные интересы государства и мобилизационную готовность на случай чрезвычайных ситуаций.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить прозрачность механизмов ценообразования в дорожном строительстве;
  • разработать нормативную базу, обеспечивающую привлечение частных инвесторов в дорожное строительство и определяющую порядок эксплуатации отдельных дорог (участков дорог) на платной основе;
  • сохранить и повысить технический уровень существующих дорог общего пользования. Довести показатель капитальности дорог к 2010 г. до 60-65%, мостовых сооружений до 100%;
  • завершить реконструкцию и строительство региональной опорной сети автомобильных дорог;
  • обеспечить круглогодичное функционирование всей сети дорог общего пользования;
  • разработать механизмы привлечения частных инвестиций в создание и развитие сервисной придорожной инфраструктуры;
  • довести до нормативного уровня сервисную инфраструктуру, обеспечивающую безопасность дорожного движения, повышения качества перевозок пассажиров и сокращение ущерба от порчи и потери груза.

Индикативные показатели

Основные индикаторы развития дорожного строительства Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Рост объемов производства (в % ) 6-7 8-9 10-11
Прирост инвестиций в основной капитал (в %) 8-9 12-13 15-16
Отраслевая рентабельность (в %) 8-10 11-13 14-16
Темпы роста заработной платы (в %) 7-8 10-11 12-13

Мероприятия

Для решения поставленных задач и достижения намеченных индикативных показателей необходимо:

  • обеспечить строительство новых автодорожных направлений, обеспечивающих транспортно-экономические связи Приморского края с Хабаровским краем - дорога федерального значения Хабаровск-Находка, протяженностью 780 км.
  • модернизировать и построить автомобильные дороги повышенной категории в приграничных районах с обустройством транспортных выходов за границу. Дороги: Хасан - Уссурийск; Уссурийск - Пограничный; объездную дорогу вокруг г. Уссурийска; транспортную развязку и объездные дороги в г. Владивостоке;
  • провести реконструкцию наиболее загруженных участков автомагистралей на подходах к крупным городам и строительство обходов населённых пунктов в целях вывода из них транзитных потоков и сокращения отрицательного воздействия транспорта на состояние окружающей среды;
  • завершение формирования сети территориальных автомобильных дорог, строительство новых широтных и соединительных дорог, дополняющих сложившуюся структуру региональной дорожной сети с целью ликвидации перепробега автотранспорта и обеспечения связи между центрами транспортных тяготений и крупными населёнными пунктами по кратчайшим маршрутам;
  • обеспечить современной дорожной сетью морские порты и терминалы с другими объектами транспортной инфраструктуры для повышения эффективности работы транспортной системы в целом;
  • завершить приемку бывших внутрихозяйственных дорог в сеть дорог общего пользования и обеспечить их круглогодичную эксплуатацию;
  • завершить создание сети автомобильных дорог с твёрдым покрытием в сельской местности, что обеспечит связь всех населённых пунктов с центрами сельских администраций и хозяйств, а также опорной сетью краевых дорог.
 
 
   
Copyright ©1996-2003, FESAEM
maker: Duym;      support : webmaster
Hosted by uCoz