Дальневосточная  Государственная  Академия  Экономики  и  Управления
Тихоокеанская Россия
Раздел 3. Стратегия развития производственных комплексов и отраслей
 
   

Цели и задачи

Экономическая политика Приморского края на 2004-2010 гг. строится с учетом того, что решения по управлению факторами производства принимаются собственниками, а участие органов власти в хозяйственной жизни ограничено формированием институциональных условий и социальной инфраструктуры, которые обеспечивают диверсификацию региональной экономики - рост сервисного сектора и производств, с высокой степенью добавленной стоимости.

Главной стратегической целью развития региональных производственных комплексов и отраслей является достижение лидирующих национальных темпов роста экономического дохода на основе воспроизводимых качественных ресурсов (как важнейший приоритет - интеллектуальных), за счет создания эффективных механизмов межотраслевого и межсекторального перелива капитала, поддержки производств с высоким уровнем добавленной стоимости, стимулирования деятельности экспортоориентированных предприятий.

Для достижения главной цели необходимо:

  • разработать механизмы организационно-правовой и финансовой поддержки приоритетных производств, сохранения и развития в крае наиболее ценных для Российской Федерации производственных конкурентоспособных мощностей и элементов накопленного научно-технического потенциала с целью дальнейшей интеграции его в систему общих рынков АТР;
  • создать условия стимулирования внутреннего спроса на производимую региональными предприятиями промышленную продукцию;
  • восстановить экономические стимулы для закрепления в приоритетных отраслях квалифицированной рабочей силы;
  • создать механизмы обеспечения конкурентоспособности отдаленных промышленных предприятий, с высоким уровнем социальных издержек;
  • сформировать единую технологическую базу региона, обеспечивающую быстрое внедрение «прорывных технологий»;
  • решить вопрос по эффективному поддержанию и развитию мобилизационных мощностей предприятий;
  • разработать механизмы стимулирования бизнеса, способного существенно расширить спектр оказываемых консалтинговых и маркетинговых (прежде всего внешнеэкономических) услуг индустриальным предприятиям;
  • сформировать систему мониторинга инвестиционных рисков, оценок тенденций и прогнозирования развития промышленности;
  • способствовать становлению и развитию ассоциативных объединений в промышленности (региональных, межрегиональных, продуктовых);
  • сформировать систему управления «экологическими инвестициями» в промышленности;
  • разработать механизмы поддержки всех видов кооперации и сотрудничества между промышленными предприятиями, торговыми организациями, банками по производству и реализации промышленной продукции;
  • сформировать эффективную систему взаимоотношений промышленных предприятий с естественными монополиями (управление, регулирование, контроль);
  • разработать механизмы, стимулирующие повышение эффективности управления амортизационными ресурсами как источника инвестиционных накоплений, в том числе через поддержку и развитие лизингового рынка;
  • обеспечить эффективный контроль за равными условиями при размещении государственных заказов.

Индикативные показатели

Основные индикаторы экономического развития Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Динамика ВРП (%) 5-7 8-9 10-11
Секторальная структура ВРП (%)
сырьевой сектор
индустриальный сектор
сервисный сектор
 
40-42
10-11
45-47
 
31-33
12-13
55-57
 
22-25
14-15
61-64
Инвестиции в основной капитал (% от ВРП) 15-16 17-20 22-25
Секторальная структура инвестиций (общий объем - 100%)
сырьевой сектор
индустриальный сектор
сервисный сектор
 
 
33-35
15-16
48-51
 
 
28-31
17-18
55-57
 
 
21-23
19-20
59-61
Доля заработной платы в ВРП (%) 41-43 48-52 57-61
Секторальная структура заработной платы (общий объем - 100%)
сырьевой сектор
индустриальный сектор
сервисный сектор
 
 
35-37
8-9
54-56
 
 
28-30
10-11
61-65
 
 
21-23
10-11
67-69
Доля предпринимательских доходов в ВРП (%) 19-21 25-27 29-32
Секторальная структура предприн. доходов (общий доход - 100 %)
сырьевой сектор
индустриальный сектор
сервисный сектор
 
 
52-55
11-12
31-33
 
 
41-43
13-15
45-47
 
 
27-29
13-15
58-61
Доля рентных доходов в ВРП (%) 35-37 21-24 11-13
Доля инновационной продукции (в %)
сырьевой сектор
индустриальный сектор
сервисный сектор
 
1,7-2,1
4,5-6,2
12,3-13,5
 
5,4-6,2
7,3-8,5
15,5-17,3
 
8-10
10-12
18-21
Доля "теневой деятельности" от ВРП (%) 55-60 32-37 16-19
Общий уровень безработицы экономически активного населения (%) 7-8 5-6 3-4
Темпы роста заработной платы (в %) 7-9 10-12 13-14
Затраты на НИОКР в % к общему объему производства 1-1.8 2-2.5 3-4
Сокращение энергоемкости производства (в %) 3-4 5-7 9-10
Рост экспорта (в %) 5-6 7-9 10-11
Доля потерь электроэнергии в % к общему объему производства 25-27 17-19 10-12

В стратегии предусмотрены мероприятия, обуславливающие повышение уровня прозрачности финансовой деятельности предприятий и, как результат, снижение доли теневой деятельности в 3,5-4 раза. Средняя заработная плата в производственных отраслях будет составлять в среднем 610-650 долл.

Мероприятия

Первое. Сформировать промышленную политику, ориентирующую региональное производство на внешний рынок, стимулирующую повышение отдачи производства, внедрение новой техники и технологии с целью глубокой переработки сырья и обеспечения международной конкурентоспособности продукции и услуг. Поскольку необходимый объем качественных ресурсов для массового ускорения экономики в крае отсутствует, то в 2004-2005 гг. возможна лишь мозаичная стратегия - выборочная поддержка социально значимых предприятий, в 2006-2007 гг. - комплексная поддержка приоритетных отраслей, в 2008-2010 гг. - поддержка производств, реализующих инновационные проекты.

Второе. Сформировать краевой инновационный фонд, задача которого - содействовать внедрению передовой техники и технологий на предприятиях края. Источником поступлений для него может стать местный (краевой) налог на себестоимость в объеме 2-3% от фонда заработной платы. Рекомендовать предприятиям создавать собственные фонды развития производства. Средства краевого фонда должны расходоваться на адресную поддержку инновационных проектов в интересах экономики края в целом.

Мероприятия для предприятий, не имеющих собственных ресурсов развития (предприятия горно-добывающей промышленности):

Первое. Разработать механизмы оказания помощи в сохранении достигнутых объемов производства и производственных мощностей с целью облегчения прохождения периода кризиса.

Второе. Создать инструменты адресной (по проектам) поддержки внедрения передовых, комплексообразующих технологий и конкурентоспособных видов продукции.

 
 3.1. Морехозяйственный комплекс  

Мирохозяйственный комплекс является межотраслевым комплексом, обеспечивающим сопряжение морских и сухопутных видов деятельности. В него входят: рыбное хозяйство, морской транспорт, судостроительные и судоремонтные предприятия, береговая инфраструктура (центры связи, институциональная система, сервисные услуги). Доля морехо-зяйственного комплекса в ВРП края составляет более 50%. Это определяет его приоритетную роль в экономике Приморья. Концентрация в Приморском крае объектов инфраструктурного обслуживания морского транспорта и рыбного хозяйства обеспечивает более высокий уровень их эффективности (на 30-60%) по сравнению с другими территориями российского Дальнего Востока.

Цели и задачи

Стратегической целью развития морехозяйственного комплекса является создание условий, обуславливающих изменение структуры инвестиционного спроса на инвестиционные товары (новые суда, ремонт) и сервисные услуги, формирующегося в морском транспорте и рыбном хозяйстве, с зарубежных рынков на береговые предприятия Приморья.

Индикативные показатели

Доля инвестиционного спроса, «замкнутого» на береговые предприятия Приморья должна составить:

  • в 2004-2005 гг. не менее 30% совокупных потребностей рыбаков и моряков в судоремонте и 18-22% судостроении (прибрежное рыболовство 45-50%);
  • в 2006-2007 гг. 35-40% совокупных потребностей рыбаков и моряков в судоремонте и 27-32% судостроении (прибрежное рыболовство 58-65%);
  • в 2008-2010 гг. 55-60% совокупных потребностей рыбаков и моряков в судоремонте и 35-40% судостроении (прибрежное рыболовство 75-80%).

 3.1.1. Рыбное хозяйство

На территории края действует 283 промышленных предприятия отрасли. Объем производства - 350-400 млн долл. Доля в ВРП около 14%. Занято 27 -28 тыс. чел., из них ППП - 19-20 тыс. чел. Инвестиции в основной капитал - 30% от объемов производства. Улов рыбы 580-600 тыс. т. Товарная пищевая рыбная продукция - 530-550 тыс. т. Удельный вес экспорта - 45-50%. Более 90% выпускаемой продукции составляют рыбные товары с низким уровнем добавленной стоимости, что обуславливает низкий уровень доходов, в том числе заработной платы. Флот на 1 января 2003 г. составил 707 судов. Из них: промысловые - 528, в том числе: 417 - добывающие (83 - крупных, 213 - средних, 121 - малых и маломерных), 28 -обрабатывающие (8 - наиболее современных консервных плавбаз), 83 - приемно-транспортные, вспомогательные - 27 (13 - научно-исследовательских, 6 рыбоохранных, 8 - учебных), суда прочего назначения - 152 (8 спасательные, 60 - буксиры, 23 - танкера, 23 - наливных, 18 - сухогрузов, 5 - пассажирских, 4 - технических, 11 - экологического назначения).

Береговые объекты: три морских рыбных порта, пять судоремонтных заводов, пять баз технического обслуживания флота, два машиностроительных предприятия, одна жестяно-баночная фабрика. Сетеснастное хозяйство: фабрика, 3 цеха, участки по изготовлению орудий лова. Тридцать четыре крупных предприятия по переработке (всего 82 предприятия). Их производственная мощность - 39,7 туб консервов; 2,8 тыс. т. соленой, 4,6 тыс. т. копченой, 73 тыс. т. мороженой продукции, 2,2 тыс. т. кулинарии. Уровень использования консервных мощностей - 15-23%.

Цели и задачи

Стратегической целью развития рыбохозяйственного комплекса Приморья в 2004-2010 гг. является достижение лидирующих позиций в региональной экономике по уровню эффективности, темпам роста, параметрам международной конкурентоспособности, на основе стабильного и рационального лова, повышения уровня дифференциации и качества продукции, расширения сегмента на международном рыбном рынке. Для этого к 2010 г. необходимо выйти на следующие количественные показатели (относительно 2002 г.):

  • рост объемов производства в 2,3-2,4 раза, в том числе марикультуры 3,2-3,5 раза;
  • увеличение выпуска рыбе-продукции с высоким уровнем переработки в 1,6-1,8 раза, в том числе марикультуры 2,2-2,5 раза;
  • рост численности занятых на 40-50%;
  • увеличение доли отрасли в ВРП в 2,8-3 раза.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

  • разработать и принять местные законы, нормативные документы и положения: региональном оптовом рыбном рынке; прибрежном рыболовстве и марикультуре; поддержке малого бизнеса в прибрежном рыболовстве; рациональном использовании ресурсов прибрежной зоны;
  • разработать механизмы и инструменты, стимулирующие ускоренную амортизацию основных фондов рыболовства и переработки, приведения в соответствие с потенциальными возможностями биоресурсов промысловые и перерабатывающие мощности, передислокацию флота в экономические зоны иностранных государств и открытые районы Мирового океана;
  • разработать механизмы координации стратегий ведущих рыбопромышленных компаний края по ценовой политике на международных рынках, оптимизации состава промысловых и транспортных судов, объемов вылова и качества выпускаемой продукции;
  • расширить и углубить научные исследования и разработки в области рыбного хозяйства, совершенствования методов оценки общих допустимых уловов, техники лова, технологий марикультуры и переработки водных биологических ресурсов;
  • обеспечить эффективную систему охраны и защиты водных биологических ресурсов от браконьерства и технологически нерационального (разрушающего среду обитания) лова;
  • реорганизовать структуру прибрежного рыболовства Приморского края в соответствии с биоструктурой прибрежных зон, а также обосновать расстановки промысловых мощностей, определить технические требования к флоту дальне-, ближнеморского и непосредственно прибрежного лова, определить промысловые возможности не привлеченного маломерного флота при его соответствующем дооборудовании, оценить многовидовую промысловую доступность местных ресурсов перспективными судами и техникой комбинированного лова и определить структуру адекватной ей береговой базы переработки, а также создать соответствующие новой структуре институты управления;
  • проработать варианты организации сезонного экспедиционного промысла маломерным флотом с использованием судов-маток на примере лова тихоокеанского кальмара (скоропортящееся сырье и промысел, требующий концентрации промысловых единиц с источниками света в одном районе);
  • обосновать приоритетные направления культивирования и рекомендовать оптимальную биогеографию марикультур, доработать технологии товарного выращивания гидробионтов, разработать благоприятную правовую основу морского фермерства, создать благоприятный инвестиционный климат и предложить систему программных мероприятий на основе реальных факторов развития;
  • обеспечить опережающее развитие береговой инфраструктуры, конкурентоспособной по цене и качеству услуг судоремонта, сервисного обслуживания (страхование, финансирование, правовая защита, консалтинг, маркетинг, реклама, подготовка кадров);
  • разработать механизмы и инструменты, обеспечивающие «замыкание» спроса рыбопромышленных компаний в судоремонте с международного рынка на региональные предприятия;
  • сформировать информационную систему и базы данных, обеспечивающие повышение эффективности оперативного реагирования на изменения промысловой и рыночной ситуаций всех субъектов рыбохозяйственной деятельности;
  • разработать инвестиционный проект оптового рыбного рынка во Владивостоке с системой обеспечения прямых и аукционных торгов, фьючерсных сделок, компьютерных торгов продукцией, находящейся на судах в море и хранилищах;
  • обеспечить качество подготовки специалистов на уровне международных стандартов.

Индикативные показатели

Основные индикаторы развития рыбного хозяйства Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Динамика производства (в %) 3-5 6-7 8-9
Прирост инвестиций в основной капитал (в %) 11-12 13-15 17-21
Отраслевая рентабельность (в %) 4-6 9-11 14-16
Темпы роста заработной платы (в %) 8-9 11-13 15-17
Затраты на НИОКР в % к общему объему производства 1,8-2 2,1-2,4 2,5-2,8
Сокращение энергоемкости производства (в %) 5-6 7-8 9-10
Рост экспорта (в %)
в том числе марикультуры
15-18
22-25
20-25
30-35
32-35
44-48
Доля убыточных предприятии в % от общего объема производства 45-52 23-25 10-12
Доля "теневой деятельности" в % от общего объема производства 80-90 40-50 15-20

 3.1.2. Морской транспорт

В структуру морского транспорта входят морские перевозчики и порты. В 2001-2003 гг. судоходными компаниями Приморья в среднем перевозилось 10-12 млн тонн грузов. На территории края размещены четыре международных морских порта (Владивосток, Находка, Восточный, Посьет). В 2002 году грузооборот всех портов Приморья составил около 38 млн. тонн. Суммарная производственная мощность - 48 млн. тонн (реальный резерв по мощности 6-7 млн. тонн). В 2002 году стоимость портовых услуг по перевалке грузов составила 365 млн. долл. В 2003 г. доля морского транспорта - в ВРП Приморья составила около 15%, численность занятых свыше 20 тыс. человек. Активы компаний, занимающихся: обслуживанием морских перевозок, имеют самый высокий уровень капитализации. Активы ОАО «ПМП» и ОАО «ДВМП» имеют транснациональные рейтинги. Морской транспорт (судоходные компании плюс порты плюс научно-исследовательские, учебные и проектные организации) являются базовой отраслью для формирования постиндустриальной модели экономического развития Приморского края.

Цели и задачи

Стратегической целью региональной политики Приморского края в области морского транспорта является создание факторных преимуществ и институциональных условий, обеспечивающих рост конкурентоспособности Приморских портов и судоходных компаний в борьбе за грузопассажирскую базу.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • обеспечить приоритетное развитие портовых комплексов (с углублением специализации) как точек мультипликативного эффекта для всего транспортного комплекса и повышения экономического потенциала края в целом;
  • повысить устойчивость и ритмичность работы морского комплекса, доступность для региональных операторов и грузовладельцев;
  • обеспечить снижение совокупных затрат на переработку грузов в портах Приморья;
  • упорядочить деятельность мелких и средних коммерческих предприятий, осуществляющих морские перевозки, в целях недопущения недобросовестной конкуренции;
  • обеспечить устойчивую работу социально значимых пассажирских линий;
  • устранить организационные и таможенно-налоговые барьеры для увеличения числа международных туристических судозаходов в порты Владивосток и Находка.

Индикативные показатели

Основные индикаторы развития морского транспорта Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Динамика производства (в %), в том числе:
порты
морские перевозчики
 
6-7

4-6
 
8-9
9-11
7-8
 
10-11
12-14
8-9
Прирост инвестиций в основной капитал (в %), в том числе:
порты
морские перевозчики
 
13-15
11-13
15-17
 
21-24
23-26
17-19
 
32-35
42-47
21-23
Отраслевая рентабельность (в %), в том числе:
порты
морские перевозчики
 
12-13
15-18
8-9
 
14-16
19-21
9-11

8-20
19-21
18-19
Темпы роста заработной платы (в %), в том числе:
порты
морские перевозчики
 
9-10
11-12
8-9
 
11-13
13-15
10-11

4-15
15-16
13-14
Затраты на НИОКР в % к общему объему производства 1,5-1,8 1,9-2 2,1-2,2
Сокращение энергоемкости производства (в %) 6-7 8-9  
Рост экспорта услуг (в %) 8-9 10-11 12-13
Доля убыточных предприятии в % от общего объема производства 17-19 13-15 9-11
Доля "теневой деятельности" в % от общего объема производства 35-40 20-22 11-13

 3.1.3. Международные транспортные коридоры

В соответствии с транспортной стратегией России на 2010-2015 гг. транспортный комплекс Приморья обеспечивает функционирование следующих международных транспортных коридоров:

  • «Транссибирский» с выходом на восточное крыло «Транскорейской магистрали» - 100 млн. тонн груза;
  • «Трансполярный» (Европа - страны СВА)-20-30 млн. тонн груза;
  • «Трансазиатский воздушный мост» (АТР - Европа) - 8-10 млн. пассажиров и 5-8 млн. тонн груза;
  • «Кросполярный воздушный мост» (Канада/США - страны СВА) - 3-5 млн. пассажиров и 6-7 млн. тонн груза;
  • «Приморье -1» (Владивосток, Находка, Восточный - северные провинции Китая) и «Приморье-2» (Посьет, Зарубино - северные провинции Китая). В рамках этих коридоров осуществляется 100% транзитных экспортно-импортных и 78-85% внутренних грузопассажирских перевозок. На их обслуживании занятых около 72 тыс. человек. В 2003 году стоимость услуг составил 725 млн. долл. Доля в краевой налоговой базе - 42%.

Цели и задачи

Стратегической целью МТК является создание организационно-правовых и институциональных условий и механизмов, направленных на:

  • защиту интересов российских перевозчиков и исключение недобросовестной конкуренции при выборе грузовладельцем маршрута перевозок;
  • повышение эффективности использования региональными перевозчиками сложившейся транспортной инфраструктуры (дорог, портов, систем управления, информационных каналов связи);
  • обеспечение согласованности действий перевозчиков по повышению уровня конкурентоспособности проходящих по территории края участков транспортных коридоров международного транзита с точки зрения мировых стандартов скорости, регулярности, сохранности и безопасности, что обуславливает стабильность и рост их грузовой и пассажирской базы;

Для достижения данных целей необходимо решить следующие задачи, обеспечивающие:

  • в 2004-2005 гг. стабильность работы региональных участков МТК и пограничных пунктов пропуска;
  • в 2006-2007 гг. ускоренное развитие транспортного комплекса Приморья за счет расширения интеграционного включения региональных маршрутов движения в транспортную сеть Тихоокеанского экономического сообщества;
  • в 2008-2010 гг. опережающий рост грузовой и пассажирской базы за счет реализации стратегии «опережающей» дифференциации сервисных услуг, предоставляемых грузовладельцу.

Индикативные показатели

К 2010 году должны быть обеспечены следующие основные показатели функционирования системы МТК на территории Приморского края:

  • перевозка российских экспортных грузов в объеме 65-72 млн. тонн, в том числе 40-45 млн. тонн нефти;
  • привлечение транзитных грузопотоков в объеме 7-9 млн. тонн, в том числе крупнотоннажных контейнеров (130-140 тыс. TEU);
  • перевозки пассажиров в международном сообщении всеми видами транспорта в объеме 1,5-1,8 млн. чел.

Основные индикаторы развития транспортного комплекса Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Оборот транспортных компаний в млн. долл. 600-650 800-850 1150-1200
Прирост инвестиций в основной капитал к предыдущему периоду (в %) 13-14 15-16 18-21
Отраслевая рентабельность (в %) 13-15 16-18 19-21
Темпы роста заработной платы (в %) 9-11 12-13 14-16
Затраты на НИОКР в % к общему объему производства 0,8-1 1-1,2 1,2-1,5
Сокращение энергоемкости производства (в %) 3-4 5-6 7-8
Доля убыточных предприятий в % от общего числа 12-15 9-10 5-6
Доля "теневой деятельности" в % от общего объема производства 45-50 25-30 12-15

 3.1.4. Судоремонт и судостроение

В Приморском крае действуют 23 предприятия и организации судостроительной и судоремонтной промышленности. «Восточная судоверфь» специализируется на выполнении судостроительной продукции. Общая численность занятых свыше 15 тыс. чел. На смежных предприятиях занято 7 тыс. чел.

Судоремонтные предприятия, сосредоточенные в Приморском крае, непосредственно участвуют в обеспечении национальной безопасности страны по следующим ключевым направлениям:

  • ремонт для Тихоокеанского флота ВМФ кораблей и судов сил общего назначения для обеспечения необходимого уровня обороноспособности страны;
  • ремонт судов для перевозок российских грузов морским путем в необходимых для экономической безопасности страны объемах;
  • продовольственная безопасность (обеспечение рыболовного флота страны новыми судами российской постройки для более эффективного ведения промысла в экономической зоне России и восстановления промысла биоресурсов в Мировом океане);
  • топливно-энергетическая безопасность (поставка уникальных плавучих и стационарных морских сооружений и необходимого технического флота для разведки и добычи углеводородного сырья на арктическом и дальневосточном шельфе России);
  • обеспечение мобилизационной готовности отрасли и устойчивого функционирования морской деятельности страны в чрезвычайных ситуациях.

Цели и задачи

Исходя из прогнозов научно-технического развития мирового судостроения, перспективы развития судостроительного и судоремонтного производства в Приморье могут быть сформулированы в виде краткосрочного прогноза до 2006 г., среднесрочного прогноза до 2010 года и долгосрочного прогноза до 2015 года.

Стратегической целью судостроительного и судоремонтного комплекса Приморья в 2004-2005 гг. является сохранение и стабилизация производства.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • сохранить оставшийся производственный и кадровый потенциал отрасли путем продолжения активной и наступательной экспортной политики;
  • сохранить научно-технический потенциал за счет концентрации государственного оборонного заказа и финансовых ресурсов федеральных программ на ограниченном числе базовых предприятий с одновременной диверсификацией остальных и переводом их мощностей на выпуск другой продукции гражданского назначения;
  • разработать механизмы и инструменты поддержки Приморских предприятий, участвующих в реализации утвержденных Правительством РФ программ строительства в период до 2010 г. гражданских судов для обновления российского транспортного и промыслового флота, освоения континентального шельфа.

Стратегической целью судостроительного и судоремонтного комплекса Приморья в 2006-2010 годах является ускоренный рост производства. Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • сформировать систему долгосрочных госзаказов на ремонт и обновление кораблей Тихоокеанского флота;
  • разработать инструменты и механизмы, стимулирующие «замыкание» спроса региональных предприятий рыбного хозяйства и морского флота по ремонту и техническому обслуживанию судов с зарубежных рынков на Приморские судоремонтные предприятия;
  • обеспечить производство морской техники для работ на дальневосточном и арктическом шельфах России;
  • начать серийное строительство кораблей и судов для отечественного транспортного и промыслового флота, обеспечивающих восстановления позиций России в Мировом океане.

Стратегической целью отрасли до 2015 года является выход на лидирующие позиции на судоремонтном рынке. Для этого необходимо решить следующую задачу:

  • создать научный и технический задел для работы с судами новых поколений, в том числе специальных судов и морских сооружений для освоения недр и ресурсов Мирового океана, широкого внедрения авиационной техники на кораблях ВМФ, систем и средств на стыке космических и морских технологий.

Индикативные показатели

Основные индикаторы развития судоремонтной и судостроительной промышленности Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Динамика производства (в % ) 4,5-5 5,4-6,2 7-8
Прирост инвестиций в основной капитал (в %) 12-14 15-16 18-21
Отраслевая рентабельность (в %) 8-9 10-12 14-17
Темпы роста заработной платы (в %) 7-8 9-11 12-13
Затраты на НИОКР в % к общему объему производства 1-2 2-2,5 3-4
Сокращение энергоемкости производства (в %) 4-5 6-8 9-10
Рост экспорта (в %) 2-3 4-6 7-9
Доля убыточных предприятий в % от общего числа 10-11 8-9 5-7
Доля "теневой деятельности" в % от общего объема производства 13-15 9-12 6-8

 
 3.2. Рекреационно-туристический комплекс  

Туризм как сектор экономики представляет собой специфический межотраслевой комплекс, включающий в себя средства размещения, питания, перевозчиков, предприятия индустрии развлечений, различные фирмы, осуществляющие туроператорскую и турагентскую деятельность, учреждения, предоставляющие экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков и т. д.

Современная туристская индустрия является одной из наиболее доходных (до 10% ВНП) и быстроразвивающихся отраслей мировой экономики, которая по своим доходам вышла на второе место в мире, уступая только информационному бизнесу.

Приморский край является одним из регионов России, где туристский сектор признается приоритетным и может стать сектором специализации региональной экономики. Одновременно эта отрасль экономики непосредственно влияет на общий социальный климат, создавая базу для рекреации. На рынке туристических услуг бизнесом занимаются 175 турфирм, 81 гостиничное предприятие, 87 специализированных средств размещений, а также 233 предприятий общественного питания. Оборот отрасли составляет 3-5 млн долл. Доля туристического бизнеса в ВРП (учетом смежных отраслей) по экспертным оценкам составляет около 3%, что выше, чем в среднем по России, но значительно ниже, чем сраднемировой показатель.

Цели и задачи

В среднем вклад каждого зарубежного туриста в ВРП дальневосточных территорий составляет от 700 до 900 долл. Исходя из этого стратегической целью развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края в 2004-2010 годах является превращение туристско-рекреационного комплекса в ведущую отрасль территориальной специализации, обеспечивающей, с одной стороны, растущий спрос потребителей (как российских, так и зарубежных) на удовлетворение своих потребностей в туристско-рекреационных услугах, с другой - значительный вклад в социально-экономическое развитие края за счет увеличения доходной части бюджетов, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

Первое. Создать качественную инфраструктуру, позволяющую обслуживать на территории края от 1,2 до 1,5 млн. туристов. Это обеспечит работой свыше 100 человек и принесет доход в 1-1,3 млрд долл.

Второе. Увеличить количество дней пребывания туриста на территории Приморья. Для этого необходимо:

  • создать условия для развития конкуренции на рынке сервисных услуг по обслуживанию туристических потоков;
  • создать условия для развития многофункциональных мест отдыха (так называемых chill-out);
  • сформировать туристические программы, дифференцированные по дням недели, качеству услуг, в том числе экзотическим;
  • обеспечить дифференциацию цен в зависимости от сегмента рынка, дней недели, часов посещения;
  • создать условия для функционирования заведений по интересам (женских клубов, элитных закрытых клубов, модных современных клубов и т. д.);
  • организовать показ фильмов с дублированием на китайском (корейском, английском) языках в малых залах, возможно по заказу туристов;
  • провести реконструкцию здания городского цирка;
  • организовать регулярное проведение массовых шоу;
  • разработать календарь гастролей с привлечением лучших театральных и концертных трупп (большой интерес проявляется к визуальным формам искусства - балет, танцевальные коллективы).

Третье. Повысить отдачу социокультурных объектов. Для этого необходимо:

  • завершить реновацию городской исторической среды на территориях, ориентированных на обслуживание туристов;
  • решить вопрос с отводом и резервирование территорий под экологический туризм;
  • обеспечить федеральный статус Историко-фортификационного музея Военной крепости, провести восстановительную реконструкцию и очистить территорию от случайных застроек;
  • воссоздать актерское действо функционирования территории Фортов;
  • установить специальное оборудование, позволяющее видеть панорамы города в любое время суток;
  • придать статуса предпринимательской деятельности видовым площадкам и ограничить возможность целевого использования территории видовой площадки;
  • создать на о. Русском национальный мини-парк «Россия - история и современность».

Четвертое. Сформировать эффективную систему подготовки и переподготовки кадров по всем видам сервисных услуг. Для этого необходимо:

  • создать единую систему аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в Приморском крае в рамках экскурсионного совета (единая аккредитационная карточка с использованием символики Приморского края, принятие Положения об аккредитации, Положение об обязанности и квалификационных требованиях для получения аккредитации).

Индикативные показатели

Основные индикаторы развития рекреационно-туристического комплекса Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Динамика производства (в % ) 12-15 18-25 30-38
Прирост инвестиций в основной капитал (в %) 17-21 22-25 28-32
Отраслевая рентабельность (в %) 15-18 19-23 21-25
Темпы роста заработной платы (в %) 7-8 9-10 11-12
Затраты на НИОКР в % к общему объему производства 0,1-0,2 0,5-0,8 1,1-1,3
Рост экспорта (в % ) 18-22 23-27 31-35
Доля "теневой деятельности" в % от общего объема производства 60-65 30-25 12-10

 
 3.3. Лесопромышленный комплекс  

Доля лесопромышленного комплекса Приморья в общем объеме производства в 2003 году составила 7% (в том числе лесозаготовка 77%, деревопереработка 23%). Стоимость экспорта в 1999-2003 гг. колеблется от 120 до 180 млн долл. Доля в налоговой базе края 2%. Общий запас древесины около 2 млрд. кубических метров (20% от дальневосточного), в том числе спелые и перестойные - 45%. Расчетная лесосека составляет 10 млн кубических метров, в том числе хвойные - 6,2 млн м3, твердолиственные 1,9 млн м3. Лесозаготовителями используется 26-28% расчетной лесосеки. Недревесные биологические ресурсы: орехи - 11 тыс. тонн (экспорт 2002 г. - 21,4 млн долл.); грибы 6-7 тыс. тонн (экспорт 2002 г. - 1,2 млн. долл.); ягоды - 4,5 тыс. тонн (экспорт 2002 г. - 0,8 млн долл.); папоротник - 2,1 тыс. тонн (экспорт 2002 г. - 1,8 млн долл.); лекарственное сырье - 1,5-2 тыс. тонн (экспорт 2002 г. - 1,1 млн долл.).

Цели и задачи

Стратегической целью развития лесопромышленного комплекса Приморья в 2004-2010 гг. является создание эффективно работающего регионального рынка лесопродукции, обеспечивающего:

  • создание условий, исключающих возможность хозяйственной деятельности недобросовестных и дискриминации любых добросовестных участников;
  • полное освоение лесов и создание высококультурного лесного хозяйства, отвечающего международным экологическим стандартам;
Hosted by uCoz