Дальневосточная  Государственная  Академия  Экономики  и  Управления
Тихоокеанская Россия
Раздел 4. Стратегия социального развития
 
   
 4.1. Приоритеты социального развития  

Факторные условия и тенденции развития социальной сферы

Стратегия развития социальной сферы Приморского края в 2004-20100 гг. будет реализоваться в условиях перехода России к открытой модели экономики.

Это предполагает учет следующих тенденций:

Во-первых. Главным фактором превращения России в динамично развивающуюся экономическую державу является социальный потенциал ее граждан, готовых и способных эффективно трудиться, заниматься законным бизнесом, обустраивать и защищать свою территорию.

На современном этапе вряд ли удастся вернуться к существовавшей в прошлом системе государственных гарантий поддержания равных условий социального потребления. Переход России к новой стратегии развития привел к тому, что у значительной части дальневосточного населения были утрачены трудовые и социальные стимулы для проживания на стратегически важных, но социально «затратных» территориях. Поэтому стратегия социального развития края направлена на выработку новых механизмов, которые обеспечивают устойчивое воспроизводство трудовых мотиваций, как в сфере труда, так и сфере социального потребления. Для сохранения в Приморском крае демографического потенциала люди должны иметь реальные возможности, с одной стороны, производительно трудиться, с другой - получить доход, позволяющий оплачивать качественные социальные блага. Создание эффективных стимулов трудовой активности на территориях «пионерного» освоения, к которым продолжает относиться Приморье, возможно, если будет сформирован «лидирующий» жизненный стандарт, превосходящий по качественным параметрам среднероссийский.

Во-вторых. Социальная стратегия реализуется в условиях жестких бюджетных ограничений. Поэтому в сохранении и развитии социального потенциала территорий наряду с органами власти должны принимать активное участие бизнес и население. Социальная стратегия - это, прежде всего согласование интересов и объединение различных финансовых ресурсов для решения общих социальных проблем. Бизнес несет ответственность за социальные условия и содержание труда. Граждане, обладающие самостоятельными источниками финансирования своих потребностей, должны за счет собственных доходов оплачивать практически все социальные расходы. Федеральные бюджетные ресурсы должны сосредоточиваться на оказании социальной помощи и предоставлении минимально необходимого набора услуг только той части населения, которая без помощи государства не может избежать крайней степени нуждаемости и лишилась бы доступа к основным социальным услугам. Региональные и местные бюджеты должны сосредоточиваться на объектах социальной инфраструктуры, определяющих привлекательность территории (комфортность и безопасность) для экономически активного населения и снижающих социальные издержки бизнеса.

В-третьих. В своих основных элементах структура социальной сферы Приморского края была сформирована в дореформенный период. В то время для большинства субъектов хозяйствования проблемы управления издержками носили второстепенный характер. В рыночных условиях механизмы воспроизводства социальной инфраструктуры территорий оказались крайне неэффективными. Поэтому одним из важнейших стратегических направлений деятельности краевой администрации является формирование новой системы управления предприятиями социальной сферы, обеспечивающей их вывод в реальный сектор экономики, в том числе через реструктуризацию и санацию.

Цели и задачи

Главная цель Стратегии в социальной сфере состоит в том, чтобы к 2006-2007 гг. достичь среднероссийских стандартов благосостояния, а к 2010 г. выйти на лидирующие позиции, качественные параметры которых соответствовали бы уровню развитых странах АТР, достигнутых ими в 90-х г. XX века. Только выход на эти рубежи гарантирует сохранение и расширенное воспроизводство населения, способного обеспечить краю конкурентные позиции в условиях динамически развивающихся Тихоокеанских экономик.

Стратегия социального развития на 2004-2010 гг. направлена на достижение следующих основных целей:

во-первых, создание эффективной системы защиты социально уязвимых категорий населения;

во-вторых, создание для экономически активного населения действенных социальных стимулов повышения эффективности трудовой деятельности;

в-третьих, формирование в социальной сфере институтов, создающих возможность максимально полной мобилизации средств населения и бизнеса, эффективного использования этих средств на развитие социальной инфраструктуры, и на этой основе - повышение качества и возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Последовательное осуществление региональной стратегии социального развития базируется на концепции перехода России к модели "субсидиарного государства". Его суть состоит в том, что в первую очередь обеспечивается перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. В то же время на дальневосточных территориях государство должно увеличить объемы инвестиций в социальную сферу через механизмы федеральных целевых программ.

Достижение стратегической цели обеспечивается через решение следующих приоритетных задач:

  • обеспечение опережающего роста реальных доходов экономически активного населения при одновременном существенном снижении доли населения с доходами ниже прожиточного минимума, посредством создания новых рабочих мест и персонификации социальной помощи. Ориентиром при определении величины доходов и масштабов социальной поддержки, отвечающей данному условию, являются соответствующие показатели развитых стран АТР, оценки и рекомендации международных организаций. Последовательное проведение этого курса ускорит формирование в крае среднего класса;
  • создание механизмов управления региональной мобильностью трудовых ресурсов, обеспечивающих рост занятости и сбалансированность спроса и предложения на рынке труда массовых профессий;
  • оптимизация бюджетных ресурсов в интересах граждан, обеспечивающая существенное повышение минимальных стандартов социальных благ, услуг, гарантий, предоставляемых государством. Они должны быть максимально приближены к уровню, который можно считать приемлемым как с точки зрения обеспечения более или менее нормальных условий существования, так и с точки зрения предоставления равных возможностей для реализации личных способностей и устремлений каждого человека;
  • сокращение масштабов, а в дальнейшем - остановка депопуляции населения края, создание предпосылок, стимулирующих возобновление его роста. Формирование условий, обеспечивающих сохранение и развитие качества молодежной популяции как условие и средство реализации экономических ориентиров развития территории Приморья в долгосрочной перспективе;
  • оздоровление экологической обстановки в городах и поселках. Качественное повышение уровня жизни населения Приморья невозможно без изменения отношения к окружающей среде. Высокие доходы населения и передовой уровень удовлетворения его потребностей не дадут должного эффекта в условиях резкого ухудшения качества природной среды, возникновения экологических угроз;
  • создание эффективных механизмов стимулирования социально ответственного поведения ведущих представителей регионального бизнеса;
  • внедрение новых методов бюджетного финансирования предприятий социальной сферы, направленных на расширение их хозяйственной инициативы, заинтересованности в увеличении разнообразия и повышении качества предоставляемых людям услуг;
  • создание механизмов взаимодействия с саморегулируемыми гражданскими объединениями людей в вопросах определения приоритетных направлений финансирования социальной сферы, организации контроля за качеством услуг и адресной поддержки социально уязвимых граждан;
  • разработка механизмов перехода к системе подушевого распределения бюджетных ресурсов в социальной сфере на основе принципа «деньги следуют за потребителем».

Индикативные показатели

В качестве индикатора социального благополучия рассматривается «индекс качества жизни. Он определяется удовлетворенностью человеком:

  • средой своего обитания, условиями и содержанием труда, состоянием здоровья;
  • морально-этическим и духовным состоянием общества;
  • доходами, питанием, товарами, жилищными условиями;
  • уровнем правовой безопасности и социальной защищенности;
  • работой государственных учреждений, организаций здравоохранения, образования и культуры;
  • общественным признанием заслуг, возможностью самовыражения;
  • социально-экономической стабильностью, основанной на эффективной занятости и устойчивом росте экономики;
  • уровнем общественного согласия.

Для Приморья показатель «индекса качества жизни» в 2002 г. составляет 0,694. Представляется возможным в качестве индикатора социального благополучия региона использовать также такой показатель, как рейтинг инвестиционной привлекательности территории, поскольку он на 75% определяется факторами, характеризующих уровень капитализации человеческих активов.

Индикаторы социального развития Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Рост реальных доходов населения в % к предыдущему периоду 7-7,5 8-8,7 9-10
Размер среднемесячной заработной платы в промышленности в долларовом эквиваленте 310-350 420-460 500-550
Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума в % 35-30 25-21 17-15
ТВ расчете на 1 жителя общий среднегодовой объем розничной торговли и платных услуг в тыс. руб. 30-35 38-42 45-50
Увеличение продолжительности жизни (в годах):
мужчин
женщин
 
 
1-1,5
1,5-2
 
 
1,8-2,2
2,5-3
 
 
2,5-3
4-5
Численность специалистов со средним профессиональным и высшим образованием на 1000 работающих 310-320 340-350 380-400
Темпы жилищного строительства в % к предыдущему периоду 12-15 16-18 19-21
Число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения 1800-2000 1500-1700 1300-1400
Индекс качества жизни (в 2002 г.- 0,694) 0,751-0,789 0,793-0,812 0,859-0,896
Динамика численности населения в % к предыдущему периоду 98-98,8 99-100 100,5-101,5

Реализация целевых программ по развитию медицинских услуг, физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни приведут к увеличению средней продолжительности жизни населения к 2010 году до 68 лет. В среднем на 1 семью должно приходиться 1,5 ребенка. В результате произойдет замедление темпов снижения численности населения края. Этому будет также способствовать рост положительного сальдо миграции. Ожидается, что к 2010 году численность населения Приморья стабилизируется на уровне 2,2-2,3 млн человек, а в последующие годы начнет расти. В сфере охраны окружающей среды и сохранении рекреационного потенциала предполагается расширение области применения природоохранных технологий и переход в среднесрочной перспективе на экологические стандарты, соответствующие нормам, принятым в странах развитых странах АТР в начале 90-х годов.

 
 4.2. Здравоохранение  

Цели и задачи

Стратегической целью Приморского края в сфере здравоохранения является кардинальное улучшение состояния здоровья населения и выход на параметры трудоспособности и продолжительности жизни, соответствующие международным стандартам для развитых стран, являющихся соседями Приморского края в северо-восточной Азии.

Эта цель включает следующие две подцели:

Первая. Усиление профилактической направленности системы здравоохранения и повышение реальной доступности качественных медицинских услуг для широких слоев населения:

Достижение етой цели предполагает решение следующих задач:

  • создание условий и стимулов, направленных на повышение эффективности профилактических действий по предотвращению заболеваний и травматизма;
  • совершенствование механизмов управления страховыми фондами;
  • обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;
  • изменение подходов к организации и оплате труда медицинских работников;
  • развитие научных исследований и технологических разработок для улучшения качества предоставляемых медицинских услуг и лекарственных средств;
  • укрепление институтов защиты прав пациентов и медицинских работников.

Вторая. Повышение самостоятельности лечебных учреждений в определении направлений развития, хозяйственных условий функционирования и формировании систем самоуправления (попечительские советы, частные фонды и др.).

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

  • разработать условия и механизмы, стимулирующие привлечение средств граждан и работодателей в развитие системы здравоохранения, включая научные исследования;
  • перейти к подушевому распределению бюджетных средств на развитие медицинской сферы;
  • создать правовые, экономические и организационные условия повышения самостоятельности медицинских организаций в определении медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют запросам и финансовым возможностям населения и бизнеса.

Индикативные показатели

Индикаторы развития системы здравоохранения Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Снижение детской смертности на тысячу родившихся 12-11 10-9 8-7
Снижение материнской смертности на 100 тыс. родившихся 40-35 32-28 25-22
Снижение смертности в трудоспособном возрасте (на 100 тыс.):
болезней кровообращения
новообразований
болезней органов дыхания
инфекционных заболевании
 
 
 
600-550
150-140
43-40
40-35
 
 
 
450-400
130-120
38-32
30-28
 
 
 
300-200
110-100
32-28
25-22

 
 4.3. Образование  

Уровень развития системы образования в современном мире рассматривается в качестве базового стратегического ресурса, от которого зависит благосостояние всего общества. Следует постоянно учитывать две взаимодополняющие функции образования: подготовки профессиональных кадров и культурной адаптации человека к интенсивно меняющемуся миру. Этот вывод, на основании анализа экономического состояния многих стран, делается в докладе Всемирного банка (2002): «Формирование общества, основанного на знаниях». Основные идеи доклада сформулированы следующим образом:

Первое. Развитие и применение знаний является главным фактором социально-экономического прогресса и ускоренного развития любой системы.

Второе. Высшее образование необходимо для формирования, распространения и применения знаний, а также для создания качественно нового технического и профессионального потенциала.

Третье. Государство несет ответственность за создание стимулирующей среды, подталкивающей систему образования к более широкому применению инноваций и к более чуткой реакции на потребности глобальной конкурентной экономики, основанной на знаниях, и на изменение требований рынков труда, которым необходим высокоразвитый человеческий капитал.

Четвертое. Необходим комплексный подход к образованию как единой системе, в которой формируется не только профессиональный, но и гуманитарный и социальный человеческий капитал.

В соответствии с общим подходом и учетом вклада в задачи развития краевую систему образования целесообразно разделить на две зоны:

  • в зону социального обеспечения следует отнести школьное (среднее обязательное) и начальное профессиональное образование;
  • в зону социального развития - высшее и среднее профессиональное образование.

По уровню развития системы подготовки специалистов со средним и высшим профессиональным образованием Приморский край традиционно занимает лидирующие позиции среди других регионов России (4-7 место). На тысячу жителей приходится 50 студентов (каждый двадцатый). В конце 80-х и начале 90-х гг. это число составляло 35-40. Экспертные оценки свидетельствуют и о достаточно высокой конкурентоспособности выпускников приморский вузов в других регионах. Потенциал системы образования в крае обусловлен тесной связью высшей школы с наукой. Нынешний рост происходит за счет созданного за предшествующие годы кадрового резерва и количественно уже переходит грань возможности получения качественного образования.

Цели и задачи

Основная цель состоит в том, чтобы сохранить лидирующие позиции подготовки профессиональных кадров в Приморье и в количественном и в качественном отношении. Задачи, которые необходимо решить:

  • создать условия для выравнивания стартовых позиций детей, подростков и молодежи в части качества общего среднего образования;
  • разработать механизмы и инструменты «подтягивания» уровня получаемого образования в деревенских, сельских школах до требований федерального стандарта образования;
  • сформировать единое нормативно-правовое пространство функционирования и развития образовательных учреждений различных форм собственности;
  • сформировать единый подход к решению вопросов, относящихся к экономике образования, в части разработки методологии и методики определения стоимости образовательных услуг, методологии и методики определения эффективности вложения бюджетных и частных средств в образование;
  • создать условия для развития отношений социального партнерства в сфере образования между образовательными учреждениями и работодателями (бесплатных кадров нет);
  • создать условия для более тесного взаимодействия сферы образования и сферы труда посредством организации как прямой, так и обратной связи с целью повышения эффективности функционирования территориальной системы образования в целом;
  • сформировать целостную систему непрерывного образования подготовки и переподготовки кадров;
  • создать условия для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами; детьми, оставшимися без попечения родителей; детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных и кризисных семей;
  • разработать механизм и инструменты кредитования в образовательных целях;
  • создать систему координации выхода образовательных учреждений на международный образовательный рынок с предложениями по оказанию образовательных услуг, а также участие учебных заведений, педагогов, учащихся, студентов и аспирантов в образовательных программах международных организаций и сообществ;
  • расширить систему именных стипендий для студентов и аспирантов;
  • способствовать созданию в вузах корпоративных кафедр;
  • утвердить правило, что зарплата молодого преподавателя не может быть ниже прожиточного минимума в крае (еще лучше - сделать ориентиром для нее среднюю по краю);
  • выдвинуть на международное обсуждение проект создания в Приморье Университета стран АТР.

Индикативные показатели

Индикаторы развития системы образования Приморского края в 2004-2010 гг.

Показатели 2004-2005 2006-2007 2008-2010
Уровень трудоустройства в крае выпускников по специальности (в %) 45-50 55-60 65-70
Число корпоративных кафедр в вузах (ед.) 10-20 30-40 не менее 50
Численность иностранных студентов в вузах (в %) 3-4 8-10 15-20
Заработная плата преподавателей от средней по промышленности (в %) 100 110-120 140-150

 
 4.4. Культура  

Культура является стратегическим ресурсом, аккумулирующим многовековой опыт народа и формирующим его нравственное сознание. Она имеет своеобразный «период полураспада», если общество не создает необходимых условий для функционирования культуры (сохранения и воспроизводства) этот стратегический ресурс может быть утрачен в течение уже двух-трех поколений.

Она включает три важных стратегических ресурса развития:

  • творческий потенциал создателей культурных продуктов;
  • накопленное культурное наследие;
  • культурные традиции, материализованные в интересе населения к ценностям собственной культуры и культуры соседних народов.

Цели и задачи

Стратегической целью развитие культуры в Приморском крае является формирование нравственно-духовных основ поведения населения, обеспечивающих сохранение национального самосознания в условиях перехода к открытому обществу и превращения Приморья в международную зону контакта живых культур стран АТР и европейской России.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

  • разработать и внедрить эффективную систему управления социокультурными проектами;
  • разработать и внедрить систему координации действий между управлением культуры, сферой образования, молодежной политикой, СМИ, шоу-бизнесом, туристической сферой;
  • разработать и внедрить систему «культурного сопровождения» всех международных мероприятий (выставок, форумов, конференций и проч.), которые проходят в крае;
  • повысить роль общеобразовательной школы в духовном становлении и развитии детей, подростков, молодежи. Разработать механизмы и инструменты, стимулирующие создание факультативов, кружков, школьных студий и театров;
  • создать условия для сохранения народных художественных промыслов и национальных ремесел, реализации изделий народных мастеров;
  • обеспечить информационную доступность мировых и национальных культурных ценностей для всех слоев и групп населения, независимо от состояния здоровья (инвалиды), уровня благосостояния, места проживания, национальной и религиозной принадлежности;
  • осуществить техническое перевооружение отрасли, предусматривающее развитие материальной базы, эффективное использование существующих памятников истории и культуры, информатизацию библиотечного, музейного, выставочного, театрального, концертного и гастрольного дела, а также системы территориального управления отраслью;
  • обеспечить 100% трудоустройство выпускников вузов культуры в условиях сокращения сети учреждений; разработать правовые и экономические основы социальной защиты работников отрасли;
  • обеспечить реализацию светской модели взаимодействия культуры и религии, предполагающей их непрерывное взаимодействие и сотрудничество в вопросах сохранения и использования памятников истории и культуры, художественного творчества, образования и воспитания, защиты нравственного здоровья населения от посягательств тоталитарных сект и учреждений асоциальной направленности;
  • модернизировать и перепрофилировать библиотечную и клубною сеть в сельских местностях в системные Центры культуры нового типа;
  • законодательно урегулировать коммерческие формы распространения массовой культуры; принять нормативно-правовые акты, позволяющие органам власти в определенных случаях использовать свои возможности для защиты общества (прежде всего молодежи) от выраженных злоупотреблений «свободой творчества и свободой слова»;
  • создать общественные советы из авторитетных в регионе людей с целью публичной оценки содержательной деятельности теле- и радиокомпаний, издательств, предприятий шоу-бизнеса с точки зрения воздействия их деятельности на духовно-нравственное состояние общества;
  • разработать новые механизмы финансирования культуры.

Индикативные показатели

Количество реализованных проектов и их участников и в особенности - международных культурных проектов. Довести количество реализованных международных культурных проектов в 2005 г. до 40, в 2006-2008 гг. до 50-60, в 2008-2010 гг. до 80.

Довести объем привлеченных внебюджетных финансовых средств в сферу культуры с 5% от объема бюджетного финансирования в 2002 г. до 10% в 2004 и до 35% в 2010 г.

Повысить рентабельность деятельности от использования культурных объектов (музеев, библиотек, клубов и проч.) за счет роста социальной значимости реализованных проектов: в пределах 25% от бюджетных затрат к 2010 г.

 
 
   
Copyright ©1996-2003, FESAEM
maker: Duym;      support : webmaster
Hosted by uCoz