|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 4. Стратегия
социального развития |
|
| |
|
|
|
4.1. Приоритеты социального
развития |
|
|
|
Факторные условия и тенденции развития социальной
сферы
Стратегия развития социальной сферы Приморского края в
2004-20100 гг. будет реализоваться в условиях перехода России
к открытой модели экономики.
Это предполагает учет следующих тенденций:
Во-первых. Главным фактором превращения России в
динамично развивающуюся экономическую державу является
социальный потенциал ее граждан, готовых и способных
эффективно трудиться, заниматься законным бизнесом,
обустраивать и защищать свою территорию.
На современном этапе вряд ли удастся вернуться к
существовавшей в прошлом системе государственных гарантий
поддержания равных условий социального потребления. Переход
России к новой стратегии развития привел к тому, что у
значительной части дальневосточного населения были утрачены
трудовые и социальные стимулы для проживания на стратегически
важных, но социально «затратных» территориях. Поэтому
стратегия социального развития края направлена на выработку
новых механизмов, которые обеспечивают устойчивое
воспроизводство трудовых мотиваций, как в сфере труда, так и
сфере социального потребления. Для сохранения в Приморском
крае демографического потенциала люди должны иметь реальные
возможности, с одной стороны, производительно трудиться, с
другой - получить доход, позволяющий оплачивать качественные
социальные блага. Создание эффективных стимулов трудовой
активности на территориях «пионерного» освоения, к которым
продолжает относиться Приморье, возможно, если будет
сформирован «лидирующий» жизненный стандарт, превосходящий по
качественным параметрам среднероссийский.
Во-вторых. Социальная стратегия реализуется в
условиях жестких бюджетных ограничений. Поэтому в сохранении и
развитии социального потенциала территорий наряду с органами
власти должны принимать активное участие бизнес и население.
Социальная стратегия - это, прежде всего согласование
интересов и объединение различных финансовых ресурсов для
решения общих социальных проблем. Бизнес несет ответственность
за социальные условия и содержание труда. Граждане, обладающие
самостоятельными источниками финансирования своих
потребностей, должны за счет собственных доходов оплачивать
практически все социальные расходы. Федеральные бюджетные
ресурсы должны сосредоточиваться на оказании социальной помощи
и предоставлении минимально необходимого набора услуг только
той части населения, которая без помощи государства не может
избежать крайней степени нуждаемости и лишилась бы доступа к
основным социальным услугам. Региональные и местные бюджеты
должны сосредоточиваться на объектах социальной
инфраструктуры, определяющих привлекательность территории
(комфортность и безопасность) для экономически активного
населения и снижающих социальные издержки бизнеса.
В-третьих. В своих основных элементах структура
социальной сферы Приморского края была сформирована в
дореформенный период. В то время для большинства субъектов
хозяйствования проблемы управления издержками носили
второстепенный характер. В рыночных условиях механизмы
воспроизводства социальной инфраструктуры территорий оказались
крайне неэффективными. Поэтому одним из важнейших
стратегических направлений деятельности краевой администрации
является формирование новой системы управления предприятиями
социальной сферы, обеспечивающей их вывод в реальный сектор
экономики, в том числе через реструктуризацию и санацию.
Цели и задачи
Главная цель Стратегии в социальной сфере состоит в том,
чтобы к 2006-2007 гг. достичь среднероссийских стандартов
благосостояния, а к 2010 г. выйти на лидирующие позиции,
качественные параметры которых соответствовали бы уровню
развитых странах АТР, достигнутых ими в 90-х г. XX века.
Только выход на эти рубежи гарантирует сохранение и
расширенное воспроизводство населения, способного обеспечить
краю конкурентные позиции в условиях динамически развивающихся
Тихоокеанских экономик.
Стратегия социального развития на 2004-2010 гг. направлена
на достижение следующих основных целей:
во-первых, создание эффективной системы защиты
социально уязвимых категорий населения;
во-вторых, создание для экономически активного
населения действенных социальных стимулов повышения
эффективности трудовой деятельности;
в-третьих, формирование в социальной сфере
институтов, создающих возможность максимально полной
мобилизации средств населения и бизнеса, эффективного
использования этих средств на развитие социальной
инфраструктуры, и на этой основе - повышение качества и
возможностей широкого выбора населением предоставляемых
социальных благ и услуг.
Последовательное осуществление региональной стратегии
социального развития базируется на концепции перехода России к
модели "субсидиарного государства". Его суть состоит в том,
что в первую очередь обеспечивается перераспределение
социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения
при одновременном сокращении социальных трансфертов
обеспеченным семьям. В то же время на дальневосточных
территориях государство должно увеличить объемы инвестиций в
социальную сферу через механизмы федеральных целевых
программ.
Достижение стратегической цели обеспечивается через решение
следующих приоритетных задач:
- обеспечение опережающего роста реальных доходов
экономически активного населения при одновременном
существенном снижении доли населения с доходами ниже
прожиточного минимума, посредством создания новых рабочих
мест и персонификации социальной помощи. Ориентиром при
определении величины доходов и масштабов социальной
поддержки, отвечающей данному условию, являются
соответствующие показатели развитых стран АТР, оценки и
рекомендации международных организаций. Последовательное
проведение этого курса ускорит формирование в крае среднего
класса;
- создание механизмов управления региональной мобильностью
трудовых ресурсов, обеспечивающих рост занятости и
сбалансированность спроса и предложения на рынке труда
массовых профессий;
- оптимизация бюджетных ресурсов в интересах граждан,
обеспечивающая существенное повышение минимальных стандартов
социальных благ, услуг, гарантий, предоставляемых
государством. Они должны быть максимально приближены к
уровню, который можно считать приемлемым как с точки зрения
обеспечения более или менее нормальных условий
существования, так и с точки зрения предоставления равных
возможностей для реализации личных способностей и
устремлений каждого человека;
- сокращение масштабов, а в дальнейшем - остановка
депопуляции населения края, создание предпосылок,
стимулирующих возобновление его роста. Формирование условий,
обеспечивающих сохранение и развитие качества молодежной
популяции как условие и средство реализации экономических
ориентиров развития территории Приморья в долгосрочной
перспективе;
- оздоровление экологической обстановки в городах и
поселках. Качественное повышение уровня жизни населения
Приморья невозможно без изменения отношения к окружающей
среде. Высокие доходы населения и передовой уровень
удовлетворения его потребностей не дадут должного эффекта в
условиях резкого ухудшения качества природной среды,
возникновения экологических угроз;
- создание эффективных механизмов стимулирования социально
ответственного поведения ведущих представителей
регионального бизнеса;
- внедрение новых методов бюджетного финансирования
предприятий социальной сферы, направленных на расширение их
хозяйственной инициативы, заинтересованности в увеличении
разнообразия и повышении качества предоставляемых людям
услуг;
- создание механизмов взаимодействия с саморегулируемыми
гражданскими объединениями людей в вопросах определения
приоритетных направлений финансирования социальной сферы,
организации контроля за качеством услуг и адресной поддержки
социально уязвимых граждан;
- разработка механизмов перехода к системе подушевого
распределения бюджетных ресурсов в социальной сфере на
основе принципа «деньги следуют за потребителем».
Индикативные показатели
В качестве индикатора социального благополучия
рассматривается «индекс качества жизни. Он определяется
удовлетворенностью человеком:
- средой своего обитания, условиями и содержанием труда,
состоянием здоровья;
- морально-этическим и духовным состоянием общества;
- доходами, питанием, товарами, жилищными условиями;
- уровнем правовой безопасности и социальной защищенности;
- работой государственных учреждений, организаций
здравоохранения, образования и культуры;
- общественным признанием заслуг, возможностью
самовыражения;
- социально-экономической стабильностью, основанной на
эффективной занятости и устойчивом росте экономики;
- уровнем общественного согласия.
Для Приморья показатель «индекса качества жизни» в 2002 г.
составляет 0,694. Представляется возможным в качестве
индикатора социального благополучия региона использовать также
такой показатель, как рейтинг инвестиционной
привлекательности территории, поскольку он на 75%
определяется факторами, характеризующих уровень капитализации
человеческих активов.
Индикаторы социального развития Приморского края в
2004-2010 гг.
Показатели |
2004-2005 |
2006-2007 |
2008-2010 |
Рост реальных доходов
населения в % к предыдущему периоду |
7-7,5 |
8-8,7 |
9-10 |
Размер среднемесячной
заработной платы в промышленности в долларовом
эквиваленте |
310-350 |
420-460 |
500-550 |
Доля населения с
доходами ниже прожиточного минимума в % |
35-30 |
25-21 |
17-15 |
ТВ расчете на 1 жителя
общий среднегодовой объем розничной торговли и платных
услуг в тыс. руб. |
30-35 |
38-42 |
45-50 |
Увеличение
продолжительности жизни (в
годах): мужчин женщин |
1-1,5 1,5-2
|
1,8-2,2 2,5-3
|
2,5-3 4-5
|
Численность
специалистов со средним профессиональным и высшим
образованием на 1000 работающих |
310-320 |
340-350 |
380-400 |
Темпы жилищного
строительства в % к предыдущему периоду |
12-15 |
16-18 |
19-21 |
Число
зарегистрированных преступлений на 100 тыс. населения
|
1800-2000 |
1500-1700 |
1300-1400 |
Индекс качества жизни (в 2002 г.-
0,694) |
0,751-0,789 |
0,793-0,812 |
0,859-0,896 |
Динамика численности населения в %
к предыдущему периоду |
98-98,8 |
99-100 |
100,5-101,5 |
Реализация целевых программ по развитию медицинских услуг,
физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа
жизни приведут к увеличению средней продолжительности жизни
населения к 2010 году до 68 лет. В среднем на 1 семью должно
приходиться 1,5 ребенка. В результате произойдет замедление
темпов снижения численности населения края. Этому будет также
способствовать рост положительного сальдо миграции. Ожидается,
что к 2010 году численность населения Приморья стабилизируется
на уровне 2,2-2,3 млн человек, а в последующие годы начнет
расти. В сфере охраны окружающей среды и сохранении
рекреационного потенциала предполагается расширение области
применения природоохранных технологий и переход в
среднесрочной перспективе на экологические стандарты,
соответствующие нормам, принятым в странах развитых странах
АТР в начале 90-х годов.
|
|
4.2. Здравоохранение |
|
Цели и задачи
Стратегической целью Приморского края в сфере
здравоохранения является кардинальное улучшение состояния
здоровья населения и выход на параметры трудоспособности и
продолжительности жизни, соответствующие международным
стандартам для развитых стран, являющихся соседями Приморского
края в северо-восточной Азии.
Эта цель включает следующие две подцели:
Первая. Усиление профилактической направленности
системы здравоохранения и повышение реальной доступности
качественных медицинских услуг для широких слоев населения:
Достижение етой цели предполагает решение следующих
задач:
- создание условий и стимулов, направленных на повышение
эффективности профилактических действий по предотвращению
заболеваний и травматизма;
- совершенствование механизмов управления страховыми
фондами;
- обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной
системы финансирования сферы здравоохранения;
- изменение подходов к организации и оплате труда
медицинских работников;
- развитие научных исследований и технологических
разработок для улучшения качества предоставляемых
медицинских услуг и лекарственных средств;
- укрепление институтов защиты прав пациентов и
медицинских работников.
Вторая. Повышение самостоятельности лечебных
учреждений в определении направлений развития, хозяйственных
условий функционирования и формировании систем самоуправления
(попечительские советы, частные фонды и др.).
Достижение этой цели предполагает решение следующих
задач:
- разработать условия и механизмы, стимулирующие
привлечение средств граждан и работодателей в развитие
системы здравоохранения, включая научные исследования;
- перейти к подушевому распределению бюджетных средств на
развитие медицинской сферы;
- создать правовые, экономические и организационные
условия повышения самостоятельности медицинских организаций
в определении медицинских услуг, виды, качество и объемы
которых соответствуют запросам и финансовым возможностям
населения и бизнеса.
Индикативные показатели
Индикаторы развития системы здравоохранения Приморского
края в 2004-2010 гг.
Показатели |
2004-2005 |
2006-2007 |
2008-2010 |
Снижение детской
смертности на тысячу родившихся |
12-11 |
10-9 |
8-7 |
Снижение материнской
смертности на 100 тыс. родившихся |
40-35 |
32-28 |
25-22 |
Снижение смертности в
трудоспособном возрасте (на 100 тыс.): болезней
кровообращения новообразований болезней органов
дыхания инфекционных заболевании |
600-550 150-140 43-40 40-35
|
450-400 130-120 38-32 30-28
|
300-200 110-100 32-28 25-22
|
|
|
4.3. Образование |
|
Уровень развития системы образования в современном мире
рассматривается в качестве базового стратегического ресурса,
от которого зависит благосостояние всего общества. Следует
постоянно учитывать две взаимодополняющие функции образования:
подготовки профессиональных кадров и культурной адаптации
человека к интенсивно меняющемуся миру. Этот вывод, на
основании анализа экономического состояния многих стран,
делается в докладе Всемирного банка (2002): «Формирование
общества, основанного на знаниях». Основные идеи доклада
сформулированы следующим образом:
Первое. Развитие и применение знаний является
главным фактором социально-экономического прогресса и
ускоренного развития любой системы.
Второе. Высшее образование необходимо для
формирования, распространения и применения знаний, а также для
создания качественно нового технического и профессионального
потенциала.
Третье. Государство несет ответственность за
создание стимулирующей среды, подталкивающей систему
образования к более широкому применению инноваций и к более
чуткой реакции на потребности глобальной конкурентной
экономики, основанной на знаниях, и на изменение требований
рынков труда, которым необходим высокоразвитый человеческий
капитал.
Четвертое. Необходим комплексный подход к
образованию как единой системе, в которой формируется не
только профессиональный, но и гуманитарный и социальный
человеческий капитал.
В соответствии с общим подходом и учетом вклада в задачи
развития краевую систему образования целесообразно разделить
на две зоны:
- в зону социального обеспечения следует отнести
школьное (среднее обязательное) и начальное профессиональное
образование;
- в зону социального развития - высшее и среднее
профессиональное образование.
По уровню развития системы подготовки специалистов со
средним и высшим профессиональным образованием Приморский край
традиционно занимает лидирующие позиции среди других регионов
России (4-7 место). На тысячу жителей приходится 50 студентов
(каждый двадцатый). В конце 80-х и начале 90-х гг. это число
составляло 35-40. Экспертные оценки свидетельствуют и о
достаточно высокой конкурентоспособности выпускников
приморский вузов в других регионах. Потенциал системы
образования в крае обусловлен тесной связью высшей школы с
наукой. Нынешний рост происходит за счет созданного за
предшествующие годы кадрового резерва и количественно уже
переходит грань возможности получения качественного
образования.
Цели и задачи
Основная цель состоит в том, чтобы сохранить лидирующие
позиции подготовки профессиональных кадров в Приморье и в
количественном и в качественном отношении. Задачи, которые
необходимо решить:
- создать условия для выравнивания стартовых позиций
детей, подростков и молодежи в части качества общего
среднего образования;
- разработать механизмы и инструменты «подтягивания»
уровня получаемого образования в деревенских, сельских
школах до требований федерального стандарта образования;
- сформировать единое нормативно-правовое пространство
функционирования и развития образовательных учреждений
различных форм собственности;
- сформировать единый подход к решению вопросов,
относящихся к экономике образования, в части разработки
методологии и методики определения стоимости образовательных
услуг, методологии и методики определения эффективности
вложения бюджетных и частных средств в образование;
- создать условия для развития отношений социального
партнерства в сфере образования между образовательными
учреждениями и работодателями (бесплатных кадров нет);
- создать условия для более тесного взаимодействия сферы
образования и сферы труда посредством организации как
прямой, так и обратной связи с целью повышения эффективности
функционирования территориальной системы образования в
целом;
- сформировать целостную систему непрерывного образования
подготовки и переподготовки кадров;
- создать условия для получения общего и профессионального
образования детьми-сиротами; детьми, оставшимися без
попечения родителей; детьми-инвалидами и детьми из
малообеспеченных и кризисных семей;
- разработать механизм и инструменты кредитования в
образовательных целях;
- создать систему координации выхода образовательных
учреждений на международный образовательный рынок с
предложениями по оказанию образовательных услуг, а также
участие учебных заведений, педагогов, учащихся, студентов и
аспирантов в образовательных программах международных
организаций и сообществ;
- расширить систему именных стипендий для студентов и
аспирантов;
- способствовать созданию в вузах корпоративных кафедр;
- утвердить правило, что зарплата молодого преподавателя
не может быть ниже прожиточного минимума в крае (еще лучше -
сделать ориентиром для нее среднюю по краю);
- выдвинуть на международное обсуждение проект создания в
Приморье Университета стран АТР.
Индикативные показатели
Индикаторы развития системы образования Приморского края
в 2004-2010 гг.
Показатели |
2004-2005 |
2006-2007 |
2008-2010 |
Уровень
трудоустройства в крае выпускников по специальности (в
%) |
45-50 |
55-60 |
65-70 |
Число корпоративных
кафедр в вузах (ед.) |
10-20 |
30-40 |
не менее
50 |
Численность
иностранных студентов в вузах (в %) |
3-4 |
8-10 |
15-20 |
Заработная плата
преподавателей от средней по промышленности (в
%) |
100 |
110-120 |
140-150 |
|
|
4.4. Культура |
|
Культура является стратегическим ресурсом, аккумулирующим
многовековой опыт народа и формирующим его нравственное
сознание. Она имеет своеобразный «период полураспада», если
общество не создает необходимых условий для функционирования
культуры (сохранения и воспроизводства) этот стратегический
ресурс может быть утрачен в течение уже двух-трех
поколений.
Она включает три важных стратегических ресурса развития:
- творческий потенциал создателей культурных продуктов;
- накопленное культурное наследие;
- культурные традиции, материализованные в интересе
населения к ценностям собственной культуры и культуры
соседних народов.
Цели и задачи
Стратегической целью развитие культуры в Приморском
крае является формирование нравственно-духовных основ
поведения населения, обеспечивающих сохранение национального
самосознания в условиях перехода к открытому обществу и
превращения Приморья в международную зону контакта живых
культур стран АТР и европейской России.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие
задачи:
- разработать и внедрить эффективную систему управления
социокультурными проектами;
- разработать и внедрить систему координации действий
между управлением культуры, сферой образования, молодежной
политикой, СМИ, шоу-бизнесом, туристической сферой;
- разработать и внедрить систему «культурного
сопровождения» всех международных мероприятий (выставок,
форумов, конференций и проч.), которые проходят в крае;
- повысить роль общеобразовательной школы в духовном
становлении и развитии детей, подростков, молодежи.
Разработать механизмы и инструменты, стимулирующие создание
факультативов, кружков, школьных студий и театров;
- создать условия для сохранения народных художественных
промыслов и национальных ремесел, реализации изделий
народных мастеров;
- обеспечить информационную доступность мировых и
национальных культурных ценностей для всех слоев и групп
населения, независимо от состояния здоровья (инвалиды),
уровня благосостояния, места проживания, национальной и
религиозной принадлежности;
- осуществить техническое перевооружение отрасли,
предусматривающее развитие материальной базы, эффективное
использование существующих памятников истории и культуры,
информатизацию библиотечного, музейного, выставочного,
театрального, концертного и гастрольного дела, а также
системы территориального управления отраслью;
- обеспечить 100% трудоустройство выпускников вузов
культуры в условиях сокращения сети учреждений; разработать
правовые и экономические основы социальной защиты работников
отрасли;
- обеспечить реализацию светской модели взаимодействия
культуры и религии, предполагающей их непрерывное
взаимодействие и сотрудничество в вопросах сохранения и
использования памятников истории и культуры, художественного
творчества, образования и воспитания, защиты нравственного
здоровья населения от посягательств тоталитарных сект и
учреждений асоциальной направленности;
- модернизировать и перепрофилировать библиотечную и
клубною сеть в сельских местностях в системные Центры
культуры нового типа;
- законодательно урегулировать коммерческие формы
распространения массовой культуры; принять
нормативно-правовые акты, позволяющие органам власти в
определенных случаях использовать свои возможности для
защиты общества (прежде всего молодежи) от выраженных
злоупотреблений «свободой творчества и свободой слова»;
- создать общественные советы из авторитетных в регионе
людей с целью публичной оценки содержательной деятельности
теле- и радиокомпаний, издательств, предприятий шоу-бизнеса
с точки зрения воздействия их деятельности на
духовно-нравственное состояние общества;
- разработать новые механизмы финансирования культуры.
Индикативные показатели
Количество реализованных проектов и их участников и в
особенности - международных культурных проектов. Довести
количество реализованных международных культурных проектов в
2005 г. до 40, в 2006-2008 гг. до 50-60, в 2008-2010 гг. до
80.
Довести объем привлеченных внебюджетных финансовых средств
в сферу культуры с 5% от объема бюджетного финансирования в
2002 г. до 10% в 2004 и до 35% в 2010 г.
Повысить рентабельность деятельности от использования
культурных объектов (музеев, библиотек, клубов и проч.) за
счет роста социальной значимости реализованных проектов: в
пределах 25% от бюджетных затрат к 2010 г.
|
| | |
|
|
|
|