|
|
|
|
|
|
|
|
|
Раздел 5.
Внешнеэкономические факторы роста |
|
| |
|
|
|
Оценки влияния внешнеэкономических факторов на динамику
роста ВРП Приморского края выполнены на основе анализа
тенденций развития следующих направлений:
- экспорта российских товаров;
- экспорта региональных товаров;
- развития сектора внешнеэкономических услуг;
- импорторасширяющего регионального
производства.
|
|
5.1. Экспорт российских товаров |
|
|
|
Исходные базовые параметры развития традиционных экспортных
отраслей (ТЭК, металлургия, химическая, лесная, рыбная) в
среднесрочной перспективе до 2006 года являются в основном
неблагоприятными. Это вызвано следующими обстоятельствами:
первое - сохраняющейся нестабильностью мировой
общехозяйственной конъюнктурой. Это обусловливает цикличность
мировых цен на сырьевые товары. В 2004-2005 гг. колебания
экспортных цен на рынках АТР будут находиться в коридоре от
минус 9-11% до плюс 7-8%, в 2006-2007 гг. от минус 7-8 % до
плюс 5-6%. Данная ситуация будет негативным образом влиять на
стабильность работы транспортного комплекса Приморья;
второе - достижением предельных уровней экспортных
поставок в большинстве добывающих отраслей и отраслей
первичного передела, тогда как экспорт готовой продукции
потребительского и производственного назначения будет
сдерживаться прогрессирующим старением основных фондов и
недостатком финансирования НИОКР. Данная ситуация будет
являться существенным ограничением для увеличения физических
объемов экспорта, что может привести к росту избыточных
мощностей на транспортном комплексе и увеличению сроков
окупаемости инвестиций. Это связано с тем, что по прогнозным
оценкам в 2004-2005 гг. общий рост физических объемов
российского экспорта составит 3-4%, в 2006-2007 гг. 2,5-3%.
При этом темпы его прироста на рынках АТР будут в 2,5-3 раза
ниже, чем на европейском направлении и 1,7-2 раза, чем на
южно-азиатском. В 2008-2010 гг. ситуация стабилизируется на
2-2,4% прироста;
третье - ухудшением конъюнктурных позиций России в
АТР. Неопределенность стратегических позиций России по
интеграционному встраиванию в систему общих рынков
Тихоокеанского сообщества обуславливает рост дискриминационных
ограничений. В настоящий момент их действует свыше 70. По
прогнозным оценкам общие потери составляют более 3,5 млрд
долл.
Исходя из данных факторов можно сделать вывод о том, что в
среднесрочной перспективе 2004-2005 гг. динамика объемов и
структура российской экспортной продукции, обслуживаемой
внеэкономической сервисной сетью Приморья, не
гарантирует возможности достижения высоких темпов роста
ВРП.
В долгосрочной перспективе 2006-2010 гг. существуют
объективные предпосылки увеличения российского экспорта на
рынки АТР. Это связано со следующими факторами:
- совершенствования российской системы таможенного
регулирования;
- вступления России в ВТО и как следствие - существенное
сокращение дискриминаций;
- разработки и реализации активной внешнеэкономической
политики России по интеграционному встраиванию в систему
Тихоокеанских общих рынков. И как первый шаг -
экспериментальное встраивание приграничных регионов, прежде
всего Приморья.
|
|
5.2. Экспорт региональных товаров |
|
Исходные базовые параметры развития регионального экспорта
в 2004-2005 гг. и в перспективе до 2010 года является в
основном позитивным. Это вызвано следующими
обстоятельствами:
первое - сравнительными преимуществами по
транспортным издержкам. Существующие транспортные тарифы
выполняют защитную функцию в отношении приморского экспорта
сырьевой и промышленной продукции на рынки АТР от
потенциальных конкурентов из европейских и сибирских регионов.
Затраты приморских компаний по международным перевозкам в АТР
регионального экспорта на 20-30% ниже, чем у компаний из
центральных и сибирских регионов;
второе - низким уровнем трансакционных издержек,
обусловленных налаженной системой деловых и культурных
коммуникаций. По экспертным оценкам затраты приморских
компаний на организацию бизнеса на рынках СВА в 1,5-2 раза
ниже, чем из центральных и сибирских регионов;
третье - абсолютными преимуществами по ряду сырьевых
товаров и продукции из них. Прежде всего это марикуль-тура,
ценные породы леса, дикоросы дальневосточной тайги,
горно-химическая продукция. Проведенный анализ показал, что
экспорт данной группы товаров будет развиваться в 2004-2005
гг. с темпом 5-6% к предыдущему периоду, в 2006-2007 гг. -
7-8%, в 2008-2010 гг. - 9-10%.
Исходя из данных факторов можно сделать вывод о том, что в
краткосрочной перспективе в 2004-2005 гг. региональный экспорт
традиционных товаров будет расти с опережающей динамикой на
1-1,5%, по сравнению с общероссийскими темпами.
В среднесрочной перспективе 2006-2007 гг. региональный
экспорт традиционных товаров будет расти с опережающей
динамикой на 1,8-2% по сравнению с общероссийскими.
Возможности увеличения регионального экспорта связаны с
транспортными преимуществами и реализацией стратегии
дифференциации экспортной продукции, которая может развиваться
по двум направлениям:
- углубленная переработка на базе традиционных технологий
сырьевых товаров (рыба, лес, минеральное сырье);
- выпуск продукции с новыми потребительскими качествами на
основе инновационных технологий (фармакологическая, пищевая,
машиностроительная продукция).
По первому направлению доля добавленной стоимости будет
находиться в пределах среднеотраслевых норм. В рамках второго
- появляется возможность максимизировать экономическую прибыль
за счет выхода на рынки индивидуализированной продукции. С
точки зрения задач достижения генеральной стратегической цели
- второе направление для организационной и финансовой
поддержки со стороны региональной власти является
приоритетным, поскольку позволяет выйти на режим ускоренного
роста ВРП.
В долгосрочной перспективе 2008-2010 гг. региональный
экспорт товаров будет расти с динамикой 2-2,5%. Это будет
возможно только при реализации сценария «ускоренной
диверсификации» экспортоориентированного производства. Главным
условием является устранение препятствий выхода региональных
предприятий на внешний рынок стран СВА, для чего необходимо:
- существенно снизить институциональные издержки ВЭД
(регистрация, лицензирование, таможенное оформлению,
согласование инвестиционных проектов, равный доступ к
земельным участкам, производственной инфраструктуре,
квалифицированной рабочей силе, сырью и материалам);
- сформировать региональную систему страхования экспортных
операций;
- снизить инфраструктурные издержки приграничной торговли
(пограничные пункты пропуска, транспортная инфраструктура,
связь, логистика).
|
|
5.3. Внешнеэкономические услуги |
|
Исходные базовые параметры спроса на внешнеэкономические
услуги на рынке АТР свидетельствуют, что в 2004-2010 гг. это
направление будет занимать лидирующие позиции по темпам роста
в экономике Приморья. Выполненные расчеты показали, что
средняя динамика прироста внешнеэкономических услуг будет
иметь следующую динамику: в 2004-2005 гг. 4-5%, в 2006-2007
гг. - 6-7% и в 2008-2010 гг. - 11-13%. В том числе по видам
внешнеэкономических услуг:
Виды
внешнеэкономических услуг |
2004-2005 |
2006-2007 |
2008-2010 |
транспортные |
5-6 |
7-8 |
6-7 |
логистические |
3-4 |
5-7 |
11-13 |
правовые |
4-5 |
9-10 |
16-19 |
финансовые |
3-4 |
5-6 |
17-20 |
инжиниринговые |
2-3 |
4-5 |
8-10 |
консультационные |
3-4 |
5-7 |
9-11 |
маркетинговые |
7-8 |
9-10 |
17-20 |
информационные |
9-10 |
11-13 |
14-16 |
подбор, подготовка и управление
человеческими ресурсами |
3-4 |
5-6 |
10-12 |
Неравномерность спроса со стороны других регионов России и
стран СНГ на внешнеэкономические услуги по интеграционному
встраиванию в рынок АТР будет определяться двумя
условиями:
с одной стороны, сложной экономической, политической
и культурной структурой Тихоокеанского рынка, для которого
характерны высокий уровень нетарифных барьеров и растущая
конкуренция за потребительские предпочтения растущего
населения;
с другой - недостатком высокопрофессиональных
специалистов в сервисных компаниях Приморского края.
Эти условия определяют набор стратегических задач по
развитию сервисного внешнеэкономического бизнеса в
Приморье:
- создание эффективной системы подготовки, переподготовки
и подбора специалистов по ВЭД для работы на рынках стран
АТР;
- формирование инфраструктуры для сервисного
бизнеса.
|
|
5.4. Импорторасширяющее
производство |
|
Импорторасширяющее производство в Приморском крае
представлено машиностроительными и пищевыми предприятиями,
которые осуществляют сборку из импортных комплектующих и
производят пищевые продукты из импортного сырья и
полуфабрикатов. Общий объем производства в 2002 году составил
280 млн долл. Темпы роста последние 3 года - в среднем 18-21%
в год.
С учетом выгодного транспортного расположения и изменений
таможенного законодательства темпы роста импорторасширяющего
производства в 2004-2005 гг. составят 25-28%, в 2006-2007 гг.
- 30-34%, в 2008-2010 гг. - 35-40%.
|
|
5.5. Цели и задачи региональной
внешнеэкономической стратегии |
|
Стратегической целью внешнеэкономической региональной
политики является создание эффективной системы использования
внешних факторов и региональных сравнительных преимуществ в
решении задач привлечения в экономику края с внешних рынков
качественных факторов производства, формирования комфортных и
безопасных условий для жизни, развития деловой и культурной
активности граждан России и зарубежных стран.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие
задачи:
во-первых, обозначить в качестве стратегического
приоритета Приморского края до 2010 года - развитие
внешнеэкономических сервисных услуг как наиболее динамично
развивающейся подсистемы отраслей, обеспечивающих
технологический контакт сухопутного и морского транспорта в
международных перевозках, живой контакт европейской и
азиатской культуры. Срок 2004 г.;
во-вторых, сформировать региональную правовую базу,
направленную на обеспечение свободной мобильности товаров,
капиталов и трудовых ресурсов между Приморским краем и
приграничными территориями стран СВА. Срок 2004-205 гг.;
в-третьих, создать дифференцированную инфраструктуру
внешнеэкономической деятельности (погранпереходы,
ресто-ранно-гостиничный сервис, инженерная инфраструктура),
соответствующую запросам представителей бизнеса из стран СВА.
Срок - 2005-2007 гг.;
в-четвертых, создать эффективную систему обеспечения
безопасности бизнеса и граждан из зарубежных стран. Срок -
2004-2005 гг.;
в-пятых, сформировать адекватное мировым стандартам
информационное пространство, обеспечивающее эффективное
осуществление на территории края предпринимательской
деятельности. Срок - 2005-2006 гг.
Индикативные показатели
Дальнейшая интеграция России в экономику стран АТР должна
обеспечить объем внешнеторговых операций Приморского края в
расчете на одного жителя, учитываемый по методике таможенных
органов в объеме:
в 2004-2005 гг. - 2200-2700 долл.;
в 2006-2007 гг. - 2800 - 3300 долл.;
в 2008-2010 гг. - 3400-4000 долл.
|
| | |
|
|
|
|