Цели и задачи
Стратегической целью изменения системы
административно-территориального устройства является
укрупнение низовых районов. Эффективность укрупнения районов
будет выражаться в следующем:
Первое. Сокращение прямых затрат на содержание
районных администраций (около 15-20 млн в среднем на один
район).
Второе. Концентрация своих финансовых ресурсов.
Возможность финансировать крупные проекты.
Третье. Концентрация финансовых ресурсов, выделяемых
краем.
Четвертое. Рост статуса центров укрупненных
районов.
Пятое. Профессиональный рост качества аппарата
районного управления.
Задачи
Критериям формирования новой системы территориального
деления являются:
- полуторачасовая транспортная доступность объектов
социальной и экономической сферы районного центра из любого
населенного пункта административно-территориального
образования;
- общность природно-ресурсных и инфраструктурных
предпосылок взаимосвязанного развития элементов
хозяйственного комплекса района;
- общность проблем и приоритетов развития;
- сходство специализации и технологической связанности
производственных объектов;
- принцип приближения к среднестатистической размерности
района.
При корректировке административно-территориального
устройства Приморского края необходимо исходить из того, что
размеры муниципальных образований должны приближаться:
- по занимаемой площади - к 9-11 тыс. кв. км;
- по численности населения - к 80-100 тыс. чел. (без
краевого центра);
- по объему производимого ВРП - к 70-90 млн долл. США/год
(без учета краевого центра).
Этапы реформирования низовых административных
районов
На первом этапе (2004-2005 гг.) предполагают
незначительные изменения. Объединяются в единые
административно-территориальные образования лишь города с
прилегающими к ним, как правило, одноименными сельскими
районами: г. Лесоза-водск и Лесозаводский район, г.
Дальнереченск и Дальнереченский район, г. Партизанок и часть
Партизанского сельского района, г. Находка и часть
Партизанского района.
На втором этапе (2006- 2008 гг.) в пределах
Приморского края может быть сформировано 16 низовых
административных районов и 2 закрытых
административно-территориальных образования (ЗАТО): «Большой
Камень» и «Фокино». Средняя площадь низового района в этом
случае будет равна 11 тыс. кв. км. Однако, учитывая уровень
хозяйственной освоенности, достигнутый экономический и
демографический потенциал, рисунок транспортной сети,
транспортную доступность и пр., площади районов на данном
этапе преобразований будут колебаться от 1870 кв. км
(Владивостокский р-н) до 27127 кв. км (Тернейский р-н).
В качестве более радикального шага на втором этапе
преобразований административно-территориального деления
возможно объединение нескольких районов:
- Пожарский, Красноармейский;
- Дальнереченский, Лесозаводский;
- Спасский, КИРОВСКИЙ;
- Черниговский, Хорольский;
- Ханкайский, Пограничный;
- Яковлевский, Анучинский, Чугуевский;
- Дальнегорский, Кавалеровский;
- Ольгинский, Лазовский;
- Партизанский, Шкотовский;
- Хасанский, Надеждинский;
- Уссурийский, Октябрьский, Михайловский;
- Тернейский.
И только на третьем этапе (2009-2015 гг.)
предлагается рассматривать укрупнение административных районов
и доведение до 7-8 единиц (по аналогии с Федеральными
округами).
Вариантами укрупненных районов могут быть объединения:
- Пожарского, Красноармейского, Тернейского районов
- Дальнегорского, Кавалеровского, Ольгинского районов
- Дальнереченского, Лесозаводского, Кировского районов
- Чугуевского, Яковлевского, Анучинского районов
- Лазовского, Партизанского, Шкотовского районов
- Спасского, Черниговского, Хорольского, Ханкайского,
Пограничного районов
- Уссурийского, Октябрьского, Михайловского районов
- Надеждинского, Хасанского районов.
Площадь одного низового района в среднем при этом варианте
административно-территориального устройства края будет равна
23700 кв. км. Это примерно равно площадям таких областей
западных регионов России, как Тульская, Липецкая, Орловская,
Ивановская и др. (при средней площади области в Центральном
экономическом регионе России, равной 33540 кв. км). Следует
признать, что при таких площадях районов с позиций
сегодняшнего дня потребуется доведение до устойчивого
состояния инфраструктурных связей и транспортных коммуникаций,
обеспечивающих реализацию внутрирайонных социальных связей.
Уже при реализации второго этапа
административно-территориальных преобразований районы
становятся самодостаточными - значительно возрастает их
демографический и экономический потенциал, появляются
собственные финансовые ресурсы, возникают более реальные
перспективы развития. В большинстве случаев районные центры
остаются в пределах 1,5-часовой транспортной доступности от
населенных пунктов соответствующих районов. В отдельных
случаях даже при нынешнем уровне развития сети городских
поселений райцентрами становятся города, т. е. реальные полюса
роста для соответствующих районов.
|
|