Дальневосточная  Государственная  Академия  Экономики  и  Управления
Тихоокеанская Россия

«Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг.» является рабочим документом, отражающим направления развития Приморья на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В ней сформулированы методологические подходы к разработке региональной стратегии в условиях перехода России к открытой экономике, определены цели развития края и механизмы их достижения с учетом места и роли Приморья в межрегиональном и международном разделении труда. Оценены конкурентные преимущества региональных активов. Представлены сценарии развития края и набор действий с учетом факторных условий и ограничений.


 
 Резюме  

«Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг.» подготовлена по поручению губернатора Приморского края С. М. Дарькина с целью поиска условий и механизмов, обеспечивающих краю опережающие темпы развития среди регионов России. Стратегия имеет социальную направленность и устанавливает в качестве главной цели развития - достижение лидирующих стандартов качества жизни населения Приморья к 2010 г. относительно других субъектов федерации и соответствия уровню, достигнутому в развитых странах Северо-Восточной Азии. Установка на эту цель обеспечивает условия для формирования Приморья в качестве субъекта собственного развития, способного отстаивать свои интересы в конкурентной борьбе за ресурсы развития с другими регионами России и странами АТР. Тем самым решается наиболее острая проблема региона - все более усиливающийся отток его экономически активного населения.

Поставленной цели соответствуют экономические параметры: увеличение ВРП в 2,2 раза до 2010 г., что достигается при росте регионального продукта и доходов населения в среднем на 7-9% в год. Темпы экономического роста определяются объемом инвестиций в воспроизводство основных производственных фондов, в развитие человеческого капитала и в социальную инфраструктуру. Для поддержания намеченных темпов, необходимо ежегодно привлекать в край и осваивать инвестиций в объеме не менее 20% от ВРП, что в 2004 г. должно составить около 500 млн. долл.

Такой объем инвестиций можно достичь при активизации использования основных источников:

  • государственные инвестиции в рамках целевых программ развития (до 15% общего объема);
  • иностранные инвестиции (до 20%);
  • собственные инвестиции хозяйствующих субъектов (амортизация и прибыль) (до 40%);
  • заемные ресурсы (до 25%);
  • финансовые ресурсы населения (до 10%)

Таким образом, условием, которое интегрирует все остальные факторы и механизмы развития, является уровень инвестиционной привлекательности (инвестиционный климат) Приморья для целевых инвесторов.

Заявленная цель является реальной, поскольку, во-первых, отмечается заинтересованность зарубежных и отечественных компаний в инвестировании отраслей и сфер жизни Приморского края и, во-вторых, объективно регион обладает конкурентными преимуществами относительно регионов Сибири и Дальнего Востока в виде монопольных функций: транспортно-транзитной, морехозяйственной, рекреационной и геокультурной.

Эти функции в стратегии определяются в качестве естественных приоритетов развития края. Индикатором реализации конкурентных преимуществ служит рейтинг инвестиционной привлекательности Приморья. Положительная динамика в 2001-2003 гг. должна быть усилена с тем, чтобы к 2010 г. край смог войти в пятерку наиболее инвестиционно привлекательных регионов России.

Условием реализации конкурентных преимуществ края являются:

  • эффективные процедуры согласования интересов органов власти, бизнеса и населения;
  • преодоление отраслевых и административных барьеров в рамках функционирования хозяйственных и социальных комплексов;
  • использование эффектов самоуправления и самоорганизации;
  • переход от неэффективного управления отраслями и материальными объектами к управлению проектами;
  • позиционирование края в АТР в качестве деловой и культурной контактной зоны.

Ключевой момент стратегии - вовлечение в решение проблем края интересов бизнеса (предпринимателей) и экономически активного населения. Как субъект собственного развития край становится своеобразной «компанией», а население - его акционерами. Оптимальной формой согласования интересов власти, бизнеса и населения может быть учреждение корпоративного Фонда развития края, работающего на основании правовых принципов народных акционерных компаний.

Достижение поставленной цели является слагаемым множества конкретных и успешно реализованных проектов. Поэтому создание системы управления проектами развития в каждой экономической отрасли и социальной сфере жизни края - необходимая составляющая данной стратегии. Эта задача является прямой компетенцией власти. Механизм управления проектами, с учетом специфики каждой отрасли хозяйства или сферы социальной жизни, предполагает:

  • создание корпоративного информационно-маркетингового центра;
  • создание нормативных оснований для разработки и реализации проектов;
  • систему подготовки проектных менеджеров;
  • систему конкурсного отбора проектов и их экспертной оценки;
  • систему поддержки фирм, берущих на себя реализацию проектов;
  • содействие в поиске инвесторов.

Первоочередными объектами корпоративных решений являются водоснабжение Юга Приморья, строительство завода по утилизации мусора, комплексное развитие острова Русский. Такие проекты позволяют сочетать интересы разных социальных слоев, экономических групп и властных структур края.

Решение общезначимых для края задач (строительство и широкая реконструкция жилья, инженерная, транспортная инфраструктура и др.) обеспечивает:

  • радикальное изменение социального и инвестиционного климата;
  • повышение социально-экономической и политической активности населения (его заинтересованность в общих результатах развитии);
  • влияние инициатора проекта на население края в периоды выборных компаний.

Средства корпоративного Фонда развития края должны быть преимущественно направлены:

  1. На снижение ставки процента по ипотечному кредитованию до 4-5% годовых при обязательном условии расширения контингента молодых семей, имеющих право воспользоваться льготным кредитом.
  2. На лизинг оборудования для морехозяйственной и транспортной производственной деятельности.
  3. На развитие транспортной, экологической и инженерной инфраструктуры Приморья.

Разработчики стратегии пришли к выводу, что другие варианты решений не позволяют обеспечить Приморью опережающие темпы развития относительно других регионов России.

Для достижения стратегической цели в рамках отдельных отраслей, территориальных производственных комплексов и социальных сфер жизни необходимо использовать следующие механизмы и реализовать первоочередные проекты.

В социальной сфере. Закрепление и привлечение в край экономически активного населения. Социальную сферу предлагается рассматривать как две зоны: социального обеспечения (для чего использовать средства краевого бюджета) и социального развития, объектами заботы которой становится экономически активное население края.

В сфере профессионального образования - обеспечить связь вузов с предприятиями и компаниями через целевую подготовку специалистов и широкое учреждение корпоративных кафедр. Внедрить в систему образования в дополнение к государственным образовательным стандартам - бизнес-стандарты, обеспечивающие индивидуализацию подготовки специалистов под целевые проекты.

В области здравоохранения - выделить услуги экономически активному (занятому) населению в отдельный сектор медицинского обслуживания и перевести их в режим самоокупаемости.

В сфере культурной политики - ликвидировать отраслевые и административные барьеры развития культурной сферы жизни края, рассматривать эту политику как комплексную задачу молодежной политики, спортивной культуры, СМИ, шоу-бизнеса. Стратегически рассматривать Приморье в качестве «зоны контакта живых культур АТР», обеспечить переход от управления объектами и кадрами на конкурсное управление проектами.

Миграционная политика и рынок труда. Привлечение рабочей силы в объемах, обеспечивающих стабильный экономический рост. Экономическая, идеологическая и культурная адаптация гражданского населения к необходимости привлечения рабочей силы со стороны. Создание системы оргнабора и профессиональной подготовки рабочей силы в близлежащих странах.

Жилищно-коммунальный комплекс. Перевод предприятий ЖКХ в рыночный сектор экономики. Основными механизмами развития являются: (1) максимально широкое распространение всех форм жилищного самоуправления, внедрение которых во многом зависит от позиции местной власти и (2) эффективная ипотечная политика. Инициировать комплексные проекты, удешевление строительства жилья, энергосбережение, реконструкция жилищной инфраструктуры.

Рекреационно-туристический комплекс. Консолидировать финансовые средства экономических субъектов РТК на реконструкцию и создание всесезонных объектов развлечения, отдыха и показа. Реализовать проекты: единого информационно-маркетингового центра, обустройства пляжных территорий и строительства аквапарка, реконструкции крепостных сооружений, комплексного рекреационного освоения о. Русский, этнического туризма и др.

Транспортно-транзитный комплекс. Создать систему транспортных коридоров с минимизацией временных и финансовых издержек при пересечении «отраслевых» границ. Сосредоточить усилия на международных транспортных коридорах: «Транссибирский-транскорейский», трансазиатский и кросполярный воздушные мосты, «Приморье-1» и «Приморье-2». Механизмы. Создать координационный совет по МТК, ввести механизм сквозной тарифной ставки. Реализовать проекты: по созданию регионального логистического центра, обеспечить строительство современных дорог Хасан-Уссурийск, Хабаровск-Находка, обустройство пограничных переходов, обустройство придорожного сервиса (мотели, кемпинги).

В области экологии и инженерной инфраструктуры. Используя механизмы государственных целевых программ и привлечения средств населения, реализовать проекты: строительства мусороперерабатывающего завода в зоне Владивостока, ввести в эксплуатацию «Пушкинскую депрессию», построить очистные сооружения вдоль Амурского залива.

Морехозяйственный комплекс. Ликвидировать ведомственную (отраслевую) разобщенность хозяйствующих субъектов посредством комплексных проектов под патронажем краевой администрации. Механизмы: Разработка нормативных положений, регулирующих отношение хозяйствующих субъектов регионального комплекса. Приоритетное развитие береговой инфраструктуры комплекса. Реорганизация системы прибрежного рыболовства и марикультуры. Учреждение лизинговой компании для финансирования строительства судов маломерного флота. Внедрение механизма оптовых рыбных рынков. За счет лизинга реализовать проекты строительства маломерного флота на судоремонтных предприятиях края и строительства нефтеналивного порта.

Лесопромышленный комплекс. Комплексное освоение лесных ресурсов края. Создать механизмы, обеспечивающие заинтересованность производителей в глубокой переработке древесины. Привести нормативно-правовую базу ЛПК в соответствие с международными стандартами. Основные проекты, строительство целлюлозно-бумажного комбината, завода по производству газетной бумаги.

Горнопромышленный комплекс. С учетом крайнего физического износа основных производственных фондов и реальных источников для внутренних инвестиций необходимо интегрировать горнопромышленное производство края в хозяйственную систему АТР. Для этого использовать финансовые механизмы управления стоимостью активов предприятий ГПК. Включить проекты реконструкции предприятий комплекса в целевые государственные программы.

Агропромышленный комплекс. Используя естественные преимущества территории, позиционировать Приморский край на рынке стран АТР в качестве производителя сертифицированной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Привлечь для решения задачи технологии передовых стран АТР и рабочую силу Китая и Кореи. Создать систему профессионального обучения для иностранной рабочей силы. Использовать механизмы функционирования опытных международных научно-производственных комплексов.

Компетенция краевой администрации в реализации стратегии состоит в создании правовых и нормативных гарантий инвестициям, в инициировании программ развития территориальных производственных и социальных комплексов. Неотложная текущая задача администрации состоит в заказе на разработку необходимых документов (ТЭО, инвестиционных проектов, бизнес планов и др.) для реализации установленных стратегией конкретных проектов.

 
 
   
Copyright ©1996-2003, FESAEM
maker: Duym;      support : webmaster
Hosted by uCoz