«Стратегия социально-экономического развития Приморского
края на 2004-2010 гг.» подготовлена по поручению губернатора
Приморского края С. М. Дарькина с целью поиска условий и
механизмов, обеспечивающих краю опережающие темпы
развития среди регионов России. Стратегия имеет социальную
направленность и устанавливает в качестве главной цели
развития - достижение лидирующих стандартов качества жизни
населения Приморья к 2010 г. относительно других субъектов
федерации и соответствия уровню, достигнутому в развитых
странах Северо-Восточной Азии. Установка на эту цель
обеспечивает условия для формирования Приморья в качестве
субъекта собственного развития, способного отстаивать
свои интересы в конкурентной борьбе за ресурсы развития с
другими регионами России и странами АТР. Тем самым решается
наиболее острая проблема региона - все более
усиливающийся отток его экономически активного населения.
Поставленной цели соответствуют экономические
параметры: увеличение ВРП в 2,2 раза до 2010 г., что
достигается при росте регионального продукта и доходов
населения в среднем на 7-9% в год. Темпы экономического роста
определяются объемом инвестиций в воспроизводство
основных производственных фондов, в развитие человеческого
капитала и в социальную инфраструктуру. Для поддержания
намеченных темпов, необходимо ежегодно привлекать в край и
осваивать инвестиций в объеме не менее 20% от ВРП, что в 2004
г. должно составить около 500 млн. долл.
Такой объем инвестиций можно достичь при активизации
использования основных источников:
- государственные инвестиции в рамках целевых программ
развития (до 15% общего объема);
- иностранные инвестиции (до 20%);
- собственные инвестиции хозяйствующих субъектов
(амортизация и прибыль) (до 40%);
- заемные ресурсы (до 25%);
- финансовые ресурсы населения (до 10%)
Таким образом, условием, которое интегрирует все остальные
факторы и механизмы развития, является уровень
инвестиционной привлекательности (инвестиционный
климат) Приморья для целевых инвесторов.
Заявленная цель является реальной, поскольку, во-первых,
отмечается заинтересованность зарубежных и отечественных
компаний в инвестировании отраслей и сфер жизни Приморского
края и, во-вторых, объективно регион обладает конкурентными
преимуществами относительно регионов Сибири и Дальнего
Востока в виде монопольных функций:
транспортно-транзитной, морехозяйственной, рекреационной и
геокультурной.
Эти функции в стратегии определяются в качестве
естественных приоритетов развития края. Индикатором
реализации конкурентных преимуществ служит рейтинг
инвестиционной привлекательности Приморья. Положительная
динамика в 2001-2003 гг. должна быть усилена с тем, чтобы к
2010 г. край смог войти в пятерку наиболее инвестиционно
привлекательных регионов России.
Условием реализации конкурентных преимуществ края
являются:
- эффективные процедуры согласования интересов органов
власти, бизнеса и населения;
- преодоление отраслевых и административных барьеров в
рамках функционирования хозяйственных и социальных
комплексов;
- использование эффектов самоуправления и самоорганизации;
- переход от неэффективного управления отраслями и
материальными объектами к управлению проектами;
- позиционирование края в АТР в качестве деловой и
культурной контактной зоны.
Ключевой момент стратегии - вовлечение в решение
проблем края интересов бизнеса (предпринимателей) и
экономически активного населения. Как субъект собственного
развития край становится своеобразной «компанией», а население
- его акционерами. Оптимальной формой согласования интересов
власти, бизнеса и населения может быть учреждение
корпоративного Фонда развития края, работающего на
основании правовых принципов народных акционерных компаний.
Достижение поставленной цели является слагаемым множества
конкретных и успешно реализованных проектов. Поэтому создание
системы управления проектами развития в каждой
экономической отрасли и социальной сфере жизни края -
необходимая составляющая данной стратегии. Эта задача является
прямой компетенцией власти. Механизм управления проектами, с
учетом специфики каждой отрасли хозяйства или сферы социальной
жизни, предполагает:
- создание корпоративного информационно-маркетингового
центра;
- создание нормативных оснований для разработки и
реализации проектов;
- систему подготовки проектных менеджеров;
- систему конкурсного отбора проектов и их экспертной
оценки;
- систему поддержки фирм, берущих на себя реализацию
проектов;
- содействие в поиске инвесторов.
Первоочередными объектами корпоративных решений являются
водоснабжение Юга Приморья, строительство завода по утилизации
мусора, комплексное развитие острова Русский. Такие проекты
позволяют сочетать интересы разных социальных слоев,
экономических групп и властных структур края.
Решение общезначимых для края задач (строительство и
широкая реконструкция жилья, инженерная, транспортная
инфраструктура и др.) обеспечивает:
- радикальное изменение социального и инвестиционного
климата;
- повышение социально-экономической и политической
активности населения (его заинтересованность в общих
результатах развитии);
- влияние инициатора проекта на население края в периоды
выборных компаний.
Средства корпоративного Фонда развития края должны
быть преимущественно направлены:
- На снижение ставки процента по ипотечному кредитованию
до 4-5% годовых при обязательном условии расширения
контингента молодых семей, имеющих право воспользоваться
льготным кредитом.
- На лизинг оборудования для морехозяйственной и
транспортной производственной деятельности.
- На развитие транспортной, экологической и инженерной
инфраструктуры Приморья.
Разработчики стратегии пришли к выводу, что другие варианты
решений не позволяют обеспечить Приморью опережающие темпы
развития относительно других регионов России.
Для достижения стратегической цели в рамках отдельных
отраслей, территориальных производственных комплексов и
социальных сфер жизни необходимо использовать следующие
механизмы и реализовать первоочередные
проекты.
В социальной сфере. Закрепление и привлечение
в край экономически активного населения. Социальную сферу
предлагается рассматривать как две зоны: социального
обеспечения (для чего использовать средства краевого бюджета)
и социального развития, объектами заботы которой становится
экономически активное население края.
В сфере профессионального образования - обеспечить связь
вузов с предприятиями и компаниями через целевую подготовку
специалистов и широкое учреждение корпоративных кафедр.
Внедрить в систему образования в дополнение к государственным
образовательным стандартам - бизнес-стандарты, обеспечивающие
индивидуализацию подготовки специалистов под целевые проекты.
В области здравоохранения - выделить услуги экономически
активному (занятому) населению в отдельный сектор медицинского
обслуживания и перевести их в режим самоокупаемости.
В сфере культурной политики - ликвидировать отраслевые и
административные барьеры развития культурной сферы жизни края,
рассматривать эту политику как комплексную задачу молодежной
политики, спортивной культуры, СМИ, шоу-бизнеса. Стратегически
рассматривать Приморье в качестве «зоны контакта живых культур
АТР», обеспечить переход от управления объектами и кадрами на
конкурсное управление проектами.
Миграционная политика и рынок труда.
Привлечение рабочей силы в объемах, обеспечивающих стабильный
экономический рост. Экономическая, идеологическая и культурная
адаптация гражданского населения к необходимости привлечения
рабочей силы со стороны. Создание системы оргнабора и
профессиональной подготовки рабочей силы в близлежащих
странах.
Жилищно-коммунальный комплекс. Перевод
предприятий ЖКХ в рыночный сектор экономики. Основными
механизмами развития являются: (1) максимально широкое
распространение всех форм жилищного самоуправления, внедрение
которых во многом зависит от позиции местной власти и (2)
эффективная ипотечная политика. Инициировать комплексные
проекты, удешевление строительства жилья, энергосбережение,
реконструкция жилищной инфраструктуры.
Рекреационно-туристический комплекс.
Консолидировать финансовые средства экономических субъектов
РТК на реконструкцию и создание всесезонных объектов
развлечения, отдыха и показа. Реализовать проекты: единого
информационно-маркетингового центра, обустройства пляжных
территорий и строительства аквапарка, реконструкции крепостных
сооружений, комплексного рекреационного освоения о. Русский,
этнического туризма и др.
Транспортно-транзитный комплекс. Создать
систему транспортных коридоров с минимизацией временных и
финансовых издержек при пересечении «отраслевых» границ.
Сосредоточить усилия на международных транспортных коридорах:
«Транссибирский-транскорейский», трансазиатский и кросполярный
воздушные мосты, «Приморье-1» и «Приморье-2». Механизмы.
Создать координационный совет по МТК, ввести механизм сквозной
тарифной ставки. Реализовать проекты: по созданию
регионального логистического центра, обеспечить строительство
современных дорог Хасан-Уссурийск, Хабаровск-Находка,
обустройство пограничных переходов, обустройство придорожного
сервиса (мотели, кемпинги).
В области экологии и инженерной
инфраструктуры. Используя механизмы государственных
целевых программ и привлечения средств населения, реализовать
проекты: строительства мусороперерабатывающего завода в зоне
Владивостока, ввести в эксплуатацию «Пушкинскую депрессию»,
построить очистные сооружения вдоль Амурского залива.
Морехозяйственный комплекс. Ликвидировать
ведомственную (отраслевую) разобщенность хозяйствующих
субъектов посредством комплексных проектов под патронажем
краевой администрации. Механизмы: Разработка
нормативных положений, регулирующих отношение хозяйствующих
субъектов регионального комплекса. Приоритетное развитие
береговой инфраструктуры комплекса. Реорганизация системы
прибрежного рыболовства и марикультуры. Учреждение лизинговой
компании для финансирования строительства судов маломерного
флота. Внедрение механизма оптовых рыбных рынков. За счет
лизинга реализовать проекты строительства маломерного
флота на судоремонтных предприятиях края и строительства
нефтеналивного порта.
Лесопромышленный комплекс. Комплексное
освоение лесных ресурсов края. Создать механизмы,
обеспечивающие заинтересованность производителей в глубокой
переработке древесины. Привести нормативно-правовую базу ЛПК в
соответствие с международными стандартами. Основные
проекты, строительство целлюлозно-бумажного комбината,
завода по производству газетной бумаги.
Горнопромышленный комплекс. С учетом крайнего
физического износа основных производственных фондов и реальных
источников для внутренних инвестиций необходимо интегрировать
горнопромышленное производство края в хозяйственную систему
АТР. Для этого использовать финансовые механизмы управления
стоимостью активов предприятий ГПК. Включить проекты
реконструкции предприятий комплекса в целевые государственные
программы.
Агропромышленный комплекс. Используя
естественные преимущества территории, позиционировать
Приморский край на рынке стран АТР в качестве производителя
сертифицированной, экологически чистой сельскохозяйственной
продукции. Привлечь для решения задачи технологии передовых
стран АТР и рабочую силу Китая и Кореи. Создать систему
профессионального обучения для иностранной рабочей силы.
Использовать механизмы функционирования опытных международных
научно-производственных комплексов.
Компетенция краевой администрации в реализации стратегии
состоит в создании правовых и нормативных гарантий
инвестициям, в инициировании программ развития территориальных
производственных и социальных комплексов. Неотложная текущая
задача администрации состоит в заказе на разработку
необходимых документов (ТЭО, инвестиционных проектов, бизнес
планов и др.) для реализации установленных стратегией
конкретных проектов.
|