Российская академия государственной службы

при Президенте РФ Управление подведомственных образовательных учреждений

Кафедра общего и специального менеджмента

Отделение профессиональной переподготовки и повышения

квалификации руководящих и научно-педагогических кадров

ПРОЕКТ

Программа дисциплины «Региональная экономика и управление»

специальность 061000 «Государственное и муниципальное управление»

Москва 2001


Авторский коллектив:

Бутов Всеволод Иванович - Северо-Кавказская академия государствен­ной службы

Васильев Алексей Алексеевич - Волго-Вятская академия государствен­ной службы

Елисеев Геннадий Георгиевич - Дальневосточная академия государст­венной службы

Жмачинский Виктор Иванович - Волго-Вятская академия государст­венной службы

Левченко Ольга Александровна - Поволжская академия государствен­ной службы

Насонова Лариса Петровна - Северо-Западная академия государст­венной службы

Сачук Татьяна Викторовна - Карельский филиал Северо-Западной академии государственной службы

Симагина Ольга Владимировна - Сибирская академия государственной службы


 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение. 4

Раздел 1. Организационно-методический. 4

1.1  Выписка из государственного образовательного стандарта. 4

1.2. Задачи учебной дисциплины.. 4

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины.. 4

1.4. Формы контроля. 5

Раздел 2. Содержание дисциплины... 5

2.1. Тематический план учебной дисциплины.. 5

«Региональная экономика и  управление» (Распределение часов) 5

2.2. Содержание отдельных разделов и тем.. 5

2.3. Содержание практических занятий. 6

2.4. Рекомендации по поощрению активности и окончательной оценке знаний студентов. 7

2.5. Ключевые понятия. 8

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины... 9

3.1. Темы курсовых и контрольных работ. 9

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену. 9

3.3. Список основной и дополнительной литературы.. 10


Введение

Учебно-методические материалы предназначены в помощь студентам и слушателям в системном овладении знаниями, умениями и навыками  по курсу «Региональная экономика и управление». Они основаны на требованиях, предъявляемых государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». На различных формах обучения может изменяться количество часов, отведенных на аудиторную и самостоятельную работу. В данных материалах приведена наиболее полная программа для дневной формы обучения - –72 аудиторных часа (40 ч. лекций и 36 ч. семинарских занятий).

В соответствии со ст. 55 ФЗ «Об образовании» и ст. 20 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и государственным образовательным стандартом кафедра в установленном порядке может уточнять перечень изучаемых вопросов, вводить новые актуальные темы, применять авторские методики обучения, рекомендовать дополнительные учебные материалы и источники информации.

 

Раздел 1. Организационно-методический

1.1  Выписка из государственного образовательного стандарта

СД.03. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ. Регион как объект хозяйствования и управления. Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства; основные задачи региональной экономики и управления; территориальная организация общества; региональные особенности хозяйства; межрегиональные связи; закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил; сущность специализации и комплексного развития; природно-ресурсный потенциал России; отраслевая структура размещения экономики; методы определения отраслей рыночной специализации регионов; экономическая эффективность производства; свободные экономические зоны; региональная политика государства; региональная бюджетно-налоговая система; региональная структура управления.

 

1.2. Задачи учебной дисциплины

Главными задачами изучения курса «Региональная экономика и управление» являются:

·      осознание роли региональных аспектов и факторов в социально-экономическом развитии РФ;

·      овладение теоретическими основами управления региональной экономикой, методами региональных исследований, инструментами региональной политики;

·      анализ современных тенденций регионального социально-экономического развития и управления в России и в мире;

·      ознакомление с зарубежным опытом региональных исследований и региональной экономической политики и управления.

 

1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

По окончанию изучения дисциплины «Региональное управление» студент должен:

Иметь представления о:

-         взаимосвязи понятий «регион», «региональная система», «муниципальное образование», «территория» «региональное управление» и «территориальное управление»;

-         основных закономерностях и принципах регионального управления и развития;

-         основных положениях государственной региональной политики в РФ;

Знать:

-         основные термины и понятия региональной экономики и  управления.

-         типологию и классификацию регионов;

-         основные научные школы, изучающие вопросы региональной экономики и управления;

Уметь:

-         прогнозировать социально-экономическое развитие региона;

-         использовать программно-целевой подход для решения региональных проблем;

-         использовать теоретические методы управления региональной экономикой в практической деятельности;

-         оценивать различные факторы региональной политики.

 

1.4. Формы контроля

Текущий контроль. В течение семестра на практических занятиях ведется обсуждение пройденного материала в различных формах, осуществляется проверка индивидуальных заданий. Результаты выполнения этих работ являются основанием для выставления оценок текущего контроля. Выполнение всех работ является обязательным для всех студентов. Студенты, не выполнившие в полном объеме все эти работы, не допускаются кафедрой к сдаче экзамена, как не выполнившие график учебного процесса по данной дисциплине.

Итоговый контроль по курсу. Для контроля усвоения данной дисциплины учебным планом предусмотрен экзамен. Экзаменационная оценка является итоговой по дисциплине и проставляется в приложении к диплому (выписке из зачетной книжки).

 

Раздел 2. Содержание дисциплины

2.1. Тематический план учебной дисциплины

«Региональная экономика и  управление» (Распределение часов)

 

Лекции

Семинары

Самостоятельная

работа

Всего по теме

Раздел 1. Теоретико-методологические основы региональной экономики и управления

Тема 1. Предмет и метод дисциплины «Региональная экономика и управление»

4

2

4

10

Тема 2. Территориально-отраслевая структура экономики региона

4

4

4

12

Тема 3. Ресурсный потенциал региона

4

4

6

14

Тема 4. Региональные и межрегиональные рынки

4

2

4

10

Итого по разделу

16

12

18

46

Раздел 2. Институциональные основы региональной экономики и управления

Тема 5. Политико-правовые основы формирования и функционирования регионов

4

4

4

12

Тема 6. Региональная политика государства

8

6

6

20

Тема 7. Региональное управление: структура и функции

8

6

6

20

Тема 8. Специфика и перспективы развития …..  региона (округа)

4

4

4

12

Итого по разделу

24

20

20

64

Итого по дисциплине:

40

32

38

110

 

2.2. Содержание отдельных разделов и тем

Раздел 1. Теоретико-методологические основы региональной экономики и  управления

Тема 1. Предмет и метод дисциплины «Региональная экономика и управление»

Регион как объект хозяйствования и управления. Предмет дисциплины. Основные понятия «регион», «территория», «региональная экономика», «региональное управление», «региональное развитие». Связь с другими дисциплинами (область знания). Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства. Основные задачи региональной экономики и управления.

 

Тема 2. Территориально-отраслевая структура экономики региона

Территориальная организация общества. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил. Отраслевая структура размещения экономики. Системы расселения. Типы пространственной структуры. Экономическое зонирование и районирование.

 

Тема 3. Ресурсный потенциал региона

Ресурсы регионального развития. Виды ресурсов. Природно-ресурсный потенциал России и ее регионов. Демографические, финансовые, материально-технические, интеллектуальные, информационные и др. ресурсы региона. Оценка, мониторинг потенциала регионального развития.

 

Тема 4. Региональные и межрегиональные рынки

Понятие «региональный рынок». Факторы разделения труда. Сущность специализации и комплексного развития. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов. Межрегиональная кооперация, межрегиональные связи. Формы организации кооперативных связей (свободные экономические зоны, технополисы и т.д.).

 

Раздел 2. Институциональные основы региональной экономики и управления

Тема 5. Политико-правовые основы формирования и функционирования регионов

Административное районирование. Национально-территориальное и административно-территориальное деление. Особенности правового статуса субъектов РФ. Концепция снижения правовой асимметрии в развитии субъектов РФ. Тенденции укрупнения субъектов РФ. Федеральные округа. Деятельность Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

 

Тема 6. Региональная политика государства

Региональная политика государства: сущность и содержание. Основные направления и виды региональной политики: критерии классификации. Методы и инструменты региональной политики (прямые и косвенные; административные и экономические). Особенности осуществления региональной политики в Российской Федерации. Региональная экономическая политика.

 

Тема 7. Региональное управление: структура и функции

Региональная структура управления. Функции и методы регионального управления. Региональная бюджетно-налоговая система. Оперативное и стратегическое управление в системе регионального менеджмента. Прогнозирование и планирование социально-экономических процессов в регионе. Разработка стратегических программ социально-экономического развития региона. Маркетинг территории.

 

Тема 8. Специфика и перспективы развития …..  региона (округа)

Региональные особенности хозяйства. Экономическая эффективность производства. Краткая характеристика основных сфер жизнедеятельности региона. Тенденции и перспективы социально-экономического развития региона.

 

2.3. Содержание практических занятий

Тема 1. Содержание занятия.

Вопросы для обсуждения:

1.      Регион как один из объектов хозяйствования и управления.

2.      Особенности социально-экономического развития регионов и их классификация.

3.      Регионализация социального и экономического управления.

4.      Основные задачи регионального управления.

Тема 2. Кейс-стади: «Структура и региональное размещение отраслей региона».

На основе структурного анализа отраслей 2-3-х территорий федерального округа или субъекта Российской Федерации, сформулировать предложения по реструктуризации, зонированию, районированию, интеграции, специализации территорий.

Тема 3. Практическое (расчетное) занятие «Рейтинговая оценка ресурсного потенциала территорий».

На основе анализа статистических данных по материальным, трудовым, финансовым, природным ресурсам территории (федерального округа, субъекта Российской Федерации) произвести примерную рейтинговую оценку и с учетом принадлежности ресурсов.

Тема 4. Практическое (расчетное) занятие «Экспертно-иерархическая оценка конкурентоспособности регионального потребительского рынка».

На основе параметров, характеризующих уровень развития потребительского рынка и экспертной оценки их приоритетности за 3-5 лет, произвести расчет показателя конкурентоспособности.

Тема 5. Семинарское занятие.

Вопросы для обсуждения:

1.      Административно-территориальное и социально-экономическое деление России.

2.      Социально-экономическая и правовая асимметрия территорий.

3.      Стратегия социально-экономического выравнивания регионов.

Тема 6. Кейс-стади: «Бюджетная обеспеченность регионов».

На основе фактических данных по 2-3 территориям произвести анализ доходной и расходной частей бюджета, величины дотаций, трансфертов, внебюджетных средств и определить бюджетную обеспеченность на душу населения. По конечным результатам разработать предложения по повышению бюджетной обеспеченности населения региона.

Тема 7. Учебное проектирование. Разработать проект «Прогноз-2001».

На основе SWOT-анализа отчетных данных определить прогнозы параметры социально-экономического развития региона до 2005 г., используя различные методы прогнозирования.

Тема 8. Деловая игра (заключительная). «Стратегический план территории».

На сонове прогноза (тема 7.) разработать стратегию и обосновать основные цели развития территории на 2002 г.

 

 

2.4. Рекомендации по поощрению активности и окончательной оценке знаний студентов

Здесь рекомендуется использование бальной накопительной системы, которая предусматривает постепенное накопление баллов студентами в результате его участия в различных формах занятий.

Она базируется, во-первых, на праве преподавателя самостоятельно определять содержание и методику своего курса и, во-вторых, на праве студента выбирать свой путь достижения желаемого результата.

Подразумевается, что научная работа студента является неотъемлемой частью образовательного процесса, смыслом становится не столько его ориентирование на усвоение готовых истин, а совместный с преподавателем и другими студентами поиск решения реальных жизненных проблем. Это в значительной степени определяет содержание и методы процесса обучения.

Может предусматриваться сначала входной тестовый контроль базовых знаний студентов и им же может, заканчивается курс обучения. Таким образом, определяется результативность обучения.

Далее в различных формах занятий используется поощрение активности студентов по следующим критериям:

в лекциях-дискуссиях – за правильный ответ или дополнение преподавателя – 1 балл;

на семинарах:

за доклад (в пределах 7-10 минут по каждой теме) – от 5 до 10 баллов;

за уточняющий или развивающий вопрос к докладчику – 1 балл;

за разработку и решение конкретной ситуации – до 30 баллов на группу (группа сама их распределяет, в зависимости от вклада участника);

за тест (по каждой теме)– до 10 баллов;

за достижения заданного результата в компьютерной деловой игре – до 30 баллов;

за реферат (в стандартном исполнении объемом около 20 стр.) – до 30 баллов.

Теоретически активный студент максимально может набрать (90+30+90+30+30+30) 300 баллов. Для получения отличной итоговой оценки по курсу ему необходимо набрать (300х0,8) 240 баллов, а для хорошей – (300х0,6) 180 баллов.

При таком подходе преподаватель получает возможность экономить время, которое он затрачивает на поиск и первичное обобщение различной исходной информации для лекций и семинаров, т.к. в этом активное участие принимают сами студенты в формах докладов, разработки конкретной ситуации или написания рефератов. Все эти студенческие труды составляют информационный банк преподавателя. В последующем он использует их при подготовке лекций, семинаров и тестов, может обеспечивать ими студентов-дипломников.

Главное в том, чтобы сформулировать задание, тест предельно индивидуально, так чтобы невозможно было списать или просто скомпилировать готовый ответ.

Главная цель активных семинаров – научить студентов применять теоретические знания для решения конкретных практических задач.

Промежуточный контроль уровня усвоения знаний происходит путем тестирования по каждому разделу (теме), что является хорошим стимулом усвоения новых знаний.

Данная система не реализуется сразу и полностью, а внедряется постепенно, по мере подготовки материалов преподавателем. Она помимо студентов, активно стимулирует и самого преподавателя к саморазвитию, постоянному обновлению своего арсенала знаний по своему предмету и методов его преподавания.

Известно, что уровень знаний студента в значительной степени определяется уровнем подготовки самого преподавателя.

2.5. Ключевые понятия

 ·        административно-территориальное деление

·        бюджетный федерализм

·        валовой региональный продукт

·        депрессивный регион

·        закономерность размещения

·        комплексное развитие регионов

·        межрегиональные связи

·        методы регионального анализа

·        национально-территориальное деление

·        отсталый регион

·        планирование регионального развития

·        предмет ведения и полномочий органов государственной власти

·        прогнозирование регионального развития

·        программа социально-экономического развития региона

·        пространственная структура экономики

·        размещение производительных сил

·        регион

·        региональная бюджетно-налоговая система

·        региональная наука

·        региональная политика государства

·        региональная структура управления

·        региональная экономика

·        региональное развитие

·        региональное управление

·        региональное функционирование

·        региональный прожиточный минимум

·        свободная экономическая зона

·        система региональных счетов

·        специализация регионов

·        стратегия регионального развития

·        субъект РФ

·        территориальная организация общества

·        территориально-отраслевая структура экономики

·        территориальное разделение, специализация и кооперация труда

·        территория

·        типология регионов

·        фактор размещения

·        федеральный округ

·        экономическая безопасность региона

·        экономический район Российской Федерации

·        экономическое пространство

·        экономическое районирование

 

 

Раздел 3. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.1. Темы курсовых и контрольных работ

Выполнение курсовых и контрольных работ в рамках данного курса не предусмотрено.

 

3.2. Список вопросов для подготовки к экзамену

1.      Регион как объект хозяйствования и управления.

2.      Понятия «регион», «региональная система», «территория»

3.      Региональное развитие и управление

4.      Методы, используемые для анализа территориальной организации хозяйства

5.      Основные задачи региональной экономики и управления

6.      Территориальная организация общества

7.      Закономерности размещения производительных сил

8.      Принципы размещения производительных сил.

9.      Факторы размещения производительных сил

10.  Отраслевая структура размещения экономики

11.  Системы расселения

12.  Типы пространственной структуры

13.  Развитие административного районирования в  РФ

14.  Административно-территориальное и национально-территориальное деление РФ

15.  Экономическое районирование РФ. Районирование по масштабу.

16.  Районирование по качественным признакам.

17.  Интегральное природно-хозяйственное районирование

18.  Ресурсы регионального развития. Виды ресурсов

19.  Природно-ресурсный потенциал России и ее регионов

20.  Демографические и  интеллектуальные ресурсы региона

21.  Финансовые ресурсы регионального развития

22.  Материально-технические, информационные и др. ресурсы региона.

23.  Оценка, мониторинг потенциала регионального развития.

24.  Понятие «региональный рынок». Факторы разделения труда.

25.  Сущность специализации и комплексного развития.

26.  Методы определения отраслей рыночной специализации регионов.

27.  Межрегиональная кооперация, межрегиональные связи.

28.  Формы организации кооперативных связей (свободные экономические зоны, технополисы и т.д.).

29.  Особенности правового статуса субъектов РФ.

30.  Концепция снижения правовой асимметрии в развитии субъектов РФ.

31.  Тенденции укрупнения субъектов РФ.

32.  Федеральные округа.

33.  Деятельность Межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия.

34.  Региональная политика: понятие, особенности, цели, задачи в РФ

35.  Основные направления и виды региональной политики: критерии классификации.

36.  Методы  и инструменты региональной политики

37.  Особенности осуществления региональной политики в Российской Федерации.

38.  Региональная экономическая политика

39.  Основные требования к региональной политике

40.  Региональная структура управления.

41.  Функции и методы регионального управления.

42.  Региональная бюджетно-налоговая система.

43.  Оперативное и стратегическое управление в системе регионального менеджмента.

44.  Планирование социально-экономических процессов в регионе.

45.  Маркетинг территории.

46.  Основы и методы прогнозирования социально-экономического развития

47.  Система прогнозов социально-экономического развития регионов РФ

48.  Опыт разработки и реализации целевых программ регионального развития в России

49.  Основные направления совершенствования технологии разработки и реализации ФЦПРР

50.  Региональные целевые программы социально-экономического развития

51.  Региональные особенности хозяйства …. региона.

52.  Экономическая эффективность производства …. региона.

53.  Краткая характеристика основных сфер жизнедеятельности  …. региона.

54.  Тенденции и перспективы социально-экономического развития  ….. региона.

 

3.3. Список основной и дополнительной литературы

Основная литература

1.      Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону. – 2000.

2.      Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики – СПб., 1998.

3.      Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов. – М., 2000.

4.      Ларина Н. И. Региональная политика: мировой опыт и проблемы России // Регион: экономика и социология, 1998, № 3. С. 132 - 147

5.      Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы: теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М., 1997.

6.      Некрасов Н.Н. Региональная экономика. – М., 1978.

7.      Размещение производительных сил/ Под ред В.В. Кистанова, Н.В. Копылова. – М., 1994.

8.      Региональная политика, направленная на сокращение социально-экономической и правовой асимметрии. – Новосибирск, 2000.

9.      Регионы России.2000. Стат. Ежегодник. Т. 1,2. М., 2000.

10.  Указ Президента РФ «Основные положения региональной политики в Российской Федерации».

11.  Постановление правительства РФ  от 26 июня 1995 г. № 594 «Порядок  разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых  программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация»

12.  Федеральный закон “О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации”// Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. 24 июля

Дополнительная литература

1.      Абдулов А.Н. Программы регионального развития // Абдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции (СШАападная Европа, Япония).- М., 1992. - С.107-131.

2.      Авербах P.С. Системный анализ проблем экономического развития региона. -  Кишинев, 1990.

3.      Гранберг А. Г. Региональный разрез экономической реформы// Экономика и жизнь. — 1992. — N 39.— С. 6; N 40.— С. 14, 15.

4.      Гранберг А. Г. Региональная экономика и региональная наука в Советском Союзе и России // Регион: Экономика и социология. — 1994.— N 1. — С. 7-21

5.      Ершов Ю.С. Экономическая оценка региональных проектов // Регион: экономика и социология. — 1998, № 3.

6.      Изард У. Методы регионального анализа: введение в науку о регионах. - М., 1966.

7.      Колосовский Н.Н. Теория экономического районирования. – М., 1969.

8.      Ларина Н.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики. – М., 1998.

9.      Лексин В., Мильнер Б., Швецов А. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Ст.5. Экономика и федерализм // Рос. экон. журнал, 1994.- № 10. - С. 51-58; 11 – С.  30-36.

10.  Маршалова А.С., Новоселов А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций. – М., 1998

11.  Матрусов Н.Д. Региональное прогнозирование и региональное развитие России. - М., 1995.

12.  Оптимизация структур и механизмов федерального и регионального управления. Вып.1: Рекомендации для региональных органов государственного управления и местного самоуправления /РАУ; Авт.-состып. :Данчул А.Н. и др. - М., 1994. - 181 с.

13.  Проект СиРЕНА: модели управления региональным развитием. – Новосибирск, 1992.

14.  Региональная экономика: Учебник для вузов/ Под ред. Т.Г. Морозовой. – М., 1998.

15.  Региональное развитие: опыт России и европейского союза. – М., 2000.

16.  Региональное сообщество: многостороннее развитие и управление. – М., 1993.

17.  Стратегия стабилизации экономики региона: проблемы и решения. – Новосибирск, 1994.

18.  Человек и регион: материальные условия развития. – СПб, 1992.

19.  Шнипер Р.И. Регион: диагностика и прогнозирование. Новосибирск, 1996.

20.  Шнипер Р.И. Регион: экономические методы управления. - Новосибирск, 1991.

21.  Штульберг Б.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: Теоретические основы, задачи и методы реализации. – М., 2000.

22.  Экономические проблемы становления российского федерализма / Отв. Ред. С.Д. Валентей. – М., 1999.

Hosted by uCoz