[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Самоуправление и федерализм]
Александр Солженицын, "Местное самоуправление"
Глава из книги "Россия в обвале"

А.Солженицын "Россия в обвале", Москва, "Русский путь", 1998 год, стр. 187-192

Повседневная реальная жизнь людей зависит - на четыре пятых или больше - не от общегосударственных событий, а от событий местных, и поэтому - от местного самоуправления, направляющего ход жизни в округе. Именно так и регулируется жизнь в странах Запада: через эффективное местное самоуправление, где каждый имеет возможность участвовать в решениях, определяющих его существование. И только такой порядок есть демократия.

А что такое были у нас советы депутатов? Отначала же, в 1917, советы (искаженная копия дореволюционного земства) были созданы не как представительства ото всего населения, а для политической цели: как орган диктатуры одних слоев (рабочие, солдаты) над другими слоями. В дальнейшем ходе революции советы потеряли и эту роль и стали лишь декорацией власти компартии. И подчинялись они не только местным партийным органам, но и центральным "советским", сверху вниз по своей "советской вертикали", что лишало их и последнего облика местной самодеятельности.

При перевороте августа 1991 года возникла наивысшая возможность создать в России демократическое народное самоуправление - "демократию малых пространств". Еще не потеряна она была и в октябре 1993, при роспуске советов. Но наши центральные власти не сделали и движения к тому, головы их были заняты расчетами другими. Первые попытки местного самоуправления душились, из соперничества, и политическими партиями, их совместным фронтом (как это было в Красноярске с 1991: коммунисты и демократы из "Выбора России", заодно; да не в одном Красноярске).

И обе наши Государственные Думы, одна за другой, равнодушно тормозили выработку дееспособного закона о местном самоуправлении, который открыл бы ему законные пути и финансовые возможности. Принятые ими законы-выкидыши не открыли этих возможностей. А ведь по Конституции 1993 года, статья 12, "признается и гарантируется местное самоуправление", его "самостоятельность" и что оно "не входит в систему государственной власти", - так дайте же такое наконец! Нет: где и состроено подобие самоуправления, оно есть подчиненный придаток управления государственного. (С другой стороны, опрометчиво имитируя несозданное самоуправление - государственная власть пошла на рискованное разрушение собственной вертикали, допустивши выборность губернаторов, затем, местами, и районных администраторов. При сегодняшнем параличе центральной власти это может, да, оживить и облегчить жизнь в областях - но временно. А во сколько-нибудь дальновидном обзоре это ведет к утере единого управления государством, к возможностям сепаратизма и даже распада. Такая цена неразумно уплачивается всего лишь из боязни вырастить подлинное народное самоуправление, из боязни объединительных - помимо власти - движений в народе).

Еще бы! Очень нужно законодательное открытие пути к народному самоуправлению. Но если, вот, за пять лет, от разгона советов, не дождались - сколько ждать? Нам, видно, не скоро его дадут, а если дадут, то урезанное и без местных финансов. В отдельных областях более разумные, отзывчивые губернаторы, кому слышней и видней народное горе, быть может, пойдут на помощь пошире.

Но даже если не откроют нам путей местного самоуправления - в жизненных интересах народа: тем, кто не потерял еще активности, надо действовать, самим! - не дожидаясь разрешительных законов от закостеневшего Центра: он может еще нескоро, нескоро очнуться. В сегодняшней России - и многое пребывает в отказном состоянии: нельзя - и все.

Начинать с терпеливого решения местных частных проблем. Объединяться для этого по каждому возникающему поводу - бытовому, профессиональному, культурному, в круге житейского интереса. Объединяться в активные общественные, профессиональные, культурные группы. В любом месте и в любом малом числе работать над каждым краткосрочным или долгосрочным делом. Всякое такое объединение - это форма и способ перешагнуть нынешнее лихое бесчувственное безвременье.

Стать главной движущей и работающей силой местного самоуправления - самое зовущее место для нашей провинциальной интеллигенции, ныне, мало сказать, невостребованной, но брошенной в нищете и отметенной в сторону метлою всех "шоковых" реформ. А ведь интеллигенция эта - честная, высокограмотная, трудовая, самоотверженно идеалистичная, многоотзывчивая, прямая наследница своих дореволюционных предшественников, - уникальное богатство России.

Каждые возникающие на месте очажок, звено, самодвижность - культурная, образовательная, воспитательная, профессиональная, краеведческая,экологическая, землеустроительная, хоть садово-огородная, - они все и есть деятельные зачатки местного самоуправления, даже будущие составные части его структуры. Им - и соединяться в общих усилиях, и начинать направлять местную жизнь, разумно, спасительно, а не в тупик, как загоняет нас многое начальство и столько Указов. Может быть, для начала придется сплачиваться и прежде, чем станут возможны законные полноценные выборы местного управления.

Возражают: но ведь мы - не умеем! Ведь у нашего народа слабое правосознание! Однако беды, в которые теперь народ попал, динамично обостряют его правосознание. В самом процессе борьбы за народное самоуправление - оно и будет крепнуть. Да не сразу же все создать в законченном виде! Нет, последовательными приближениями, на пробу.

И так возразят: да где набраться способных людей? А что - на верхах мы видим способных больше?

Но еще уничтожительней возражение: как создавать без денежной основы: как обеспечить новорожденному самоуправлению финансовую независимость? Повсюду слышал: "Налоги платим, а с них ничего не остается нам самим, для нашей местности". Да, налоги, собираемые с местного имущества, местных предприятий, промыслов, местной торговли, развлекательных заведений, туризма - должны все оставаться для использования местного (но не по местному произволу, а по предусмотрению закона). И еще: налоги с залежей местного значения - камни, глины, водяные источники, - однако н е  н е д р а! Недра и леса общегосударственного значения не принадлежат ни тому счастливчику-селу, ни тому счастливчику-району, области, автономной республике, - н е т! Они принадлежат т о л ь к о всему государству в целом! И еще: успеть бы каким-то испоследним законом остановить "приватизационное" раздаривание местной собственности.

И наконец: не все же навобогаты - с обезумелым волчьим сердцем. Есть же средь них и открытые к благотворению, как это всегда велось на Руси. Среди нововыросших предпринимателей, утвердившихся денежно, есть же и порядочные люди - и они своим благотворением уже помогают добрым начинаниям. А другие - помогут завтра. У тех из них, кто сознает ответственность перед судьбой России, есть большие возможности повлиять на качество нашего образования, культуры - а даже и шире того. Да в е с ь народ никогда и не действует как целое; не ото всего сразу народа и ждать начала осмысления и движения. Река начинается с ручейков. Разные частные проблемы пересекаются, сочетаются - так и сольются в одно общее движение.

В нынешние тяжкие годы, когда центральная государственная власть России открыто для всех потеряла благонаправленное управление страной, - Россию нельзя спасти без энергичного, деятельного народного участия.

Если мы сами не готовы к самоорганизации - не на кого нам жаловаться.

Проверка нас самих, чего мы стоим и какой же достойны судьбы.


[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Объединение]
[Самоуправление и федерализм]
info@yabloko.ru
Энциклопедии от ТОВ ІМР.
Сайт создан в системе uCoz