МЫСЛИ ВСЛУХ

 

ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ

Н.КОНЕВ,

заместитель главы администрации Шахунского района,

 член Земского Собрания

 

Губернатор без губернии. Земское Собрание без земства. Мэр без мэрии. Вообще-то, так не бывает. Но только не у нас, у нас может быть все. А случился данный казус, на мой взгляд, потому, что многие происходившие так называемые демократические преобразования оказались абсолютно поверхностными. Все остановилось на смене названий. Как названий улиц, так и названий должностей. Надо было избавиться от Советов и сопутствующих им названий - позаимствовали термины из прошлого.

Можно было бы при этом хорошенько проанализировать работу тех, прежних, исторически сложившихся органов общественного самоуправления: их структуру, полномочия, финансово-экономическую основу и т.п. Но - хлопотно, не до этого, поджимает очередная политическая кампания. А кропотливая деятельность и шумиха - понятия несовместимые. Если хочешь сиюминутного успеха и сопутствующих ему собственных дивидендов, политических и материальных, - твори показуху, шуми о достижениях. Если хочешь заложить прочный фундамент грядущей нормальной жизни - лучше посиди, помозгуй, поизучай внимательно прошлый опыт, ведь на Руси проблемы были в основном всегда одни и те же.

Вот уже пятый год занимаюсь проблемами местного самоуправления в районе. Работали по Временному положению о председателях и президиумах местных Советов, по Закону о местном самоуправлении в Российской Федерации (его тоже ждали долго и с нетерпением), по Закону о статусе народных депутатов, создавали и упраздняли президиумы, исполкомы, малые Советы.

И, наконец, после упразднения всей системы Советов народных депутатов имеем районную и местные администрации, Земское Собрание района, городскую и поселковые Думы, сельсоветы и старост.

Сколько приложено усилий, материальных и моральных затрат, сколько человеческих драм произошло в связи с этими реорганизациями! И что же в результате?

В результате начинаем все сызнова. Обсуждаем проекты Закона об общих принципах местного самоуправления, Устава области, затем будем ждать их принятия, и потом ...вновь возьмемся подгонять структуру местной власти под эти законы.

Вообще говоря, новый закон о местном самоуправлении, конечно же, нужен. Период "поэтапной конституционной реформы" неоправданно затянулся, он должен был закончиться с принятием новой Конституции, но продолжается до сих пор. Сейчас у нас есть органы местного самоуправления. Но будут ли после принятия соответствующих законов - тоже вопрос.

Ведь есть же статья 12 в Конституции Российской Федерации, которая гласит: "В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти".

Но это пока не более чем декларация. На деле же сегодняшние местные администрации - это местные территориальные органы государственного управления. Как в смысле бюджета, хозяйственных программ, так и в смысле подчинения.

Более того, главы местных администраций названы "главами местного самоуправления", хотя они не избраны, а НАЗНАЧЕНЫ, и уже только поэтому не могут так называться. Этот термин повторен и в проекте Устава Нижегородской области, хотя с точки зрения как логики, так и филологии он очень неудачен. Ведь самоуправление - это ПРИНЦИП народовластия, а не орган, и не может быть "главы принципа".

Какой я вижу идеальную структуру власти на уровне района?

Прежде всего, это яркая, заметная и достойная личность в роли главы исполнительной власти. Нужны быстрая реакция, компетентность, строгость (но не переходящая в самодурство, а при единоначалии такая опасность существует). При нем небольшой аппарат, состоящий из истинных специалистов своих отраслей, способных и самим руководить вверенным участком, и помогать главе осуществлять свою политику, то есть быть хорошим консультантом.

Для лидера же представительного органа власти более важны несколько другие черты. Поскольку он руководит коллегиальным органом, то обязан овладеть качествами спикера, то есть умело вести заседания, давать возможность говорить каждому желающему, но по делу, без антимоний, чтобы обсуждаемый вопрос был представлен ярко и полно, чтобы высвечивалась проблема. А так как представительному органу приходится выполнять функции контроля за исполнительной властью, то его руководителю наряду с демократичностью нужна твердость, иначе попадешь под каблук яркого лидера исполнительной власти, и ни о каком контроле тогда не будет и речи.

И члены представительного органа власти - они ведь тоже люди, со своими слабостями, да порой еще тем или иным способом зависимые от исполнительной власти, у которой есть право оперативного распоряжения бюджетными (средствами, а деньги сейчас - это все. Ликвидировать финансовую и любую другую зависимость представительного органа от исполнительного - это необходимое условие его нормальной деятельности. Но проблема эта, к сожалению, не решается.

Совмещение же в одном лице должностей руководителей исполнительной и представительной власти на уровне района, где формируется бюджет, - это вообще нонсенс. Как же это он будет контролировать сам себя? И насколько же нравственно чистым должен быть человек, чтобы избежать искушения начать командовать в большом и малом, возомнив себя непререкаемым авторитетом?!

Почему в истории нашего государства на протяжении многих лет сохранялась диктатура? Да потому, что она проще для людей. Диктатуру ведь в конечном счете делают массы. На любом уровне. Проще видеть во главе одного человека и не вникать в суть различных точек зрения. Проще подобрать ключи к характеру этого человека и обеспечить таким образом себе какие-то льготы. Правда, проще и свалить потом весь груз ответственности за происходящее на одного, оставшись самим чистенькими.

С чего начинается самоуправление? 11екоторые считают - с многоквартирного дома, в котором живем, некоторые - с улицы, микрорайона, поселения. Но если иметь ввиду его как самоорганизующее начало, то даже поведение одного самостоятельного человека - это уже самоуправление, не говоря уже о семье.

Так что все последующие, более крупные объединения должны создаваться сознательно с целью совместной работы людей по улучшению условий своей жизни в микрорайоне, городе, районе и так далее.

Но понять это нам, приученным ждать манны небесной от лидеров, очень трудно. Зато поняв, мы не будем писать в местную администрацию, что двор нашего дома захламлен, а соберемся и сделаем там уборку, да и впредь захламлять не будем.

В проекте Устава области, само собой, более всего заинтересовал меня раздел пятый - "Местное самоуправление в области". Считаю, что можно и нужно сделать его более конкретным. По крайней мере, по сравнению с проектом федерального Закона об общих принципах местного самоуправления. Почему-то не названы уже действующие в районах органы, такие, как Земское Собрание, Дума, названы только старосты.

Слово "район" обнаружил лишь однажды (в ст. 63), и то в скобочках. Но ведь район - это исторически сложившееся звено административно-территориального деления, и надо его назвать (без всяких скобочек) как территорию, на которой избираются или формируются органы местного самоуправления. Более того, в раздел первый "Общие положения" нелишне было бы включить пункт следующего содержания:

Местное самоуправление осуществляется в пределах соответствующих территориальных единиц области. Территориальную основу местного самоуправления составляют:

а)  города областного значения (перечислить);

б)  районы;

в)  города, поселки, сельсоветы, села и деревни".

Хорошо бы узнать мотивацию авторов проекта, согласно которой глава местного самоуправления избирается сроком на 4 года, а представительная власть - на 2. Два года, по-моему, слишком малый срок для того, чтобы выработался профессионализм у вновь избранных.

К сожалению, за рамками данного проекта остались принципы взаимоотношений между представительными и исполнительными органами власти на местах. А это извечная проблема. Считаю очень нужной статью 68, касающуюся средней бюджетной обеспеченности и стандартов экономического и социального развития, и поддерживаю пункт 3 статьи 63 о выборах глав местного самоуправления населением. Это нужно не только населению, но и самим главам, чтобы быть более уверенными, чувствовать под собой опору и не забывать, чьи интересы они призваны защищать.



Hosted by uCoz