ИЗ ИСТОРИИ НИЖЕГОРОДСКОГО КРАЯ

 

НИЖЕГОРОДСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА В КОНЦЕ XIX ВЕКА

А.Ю.АФАНАСЪЕВ,

Краевед

 

Приступила к работе в новом составе городская Дума г. Нижнего Новгорода, избранная в ходе недавних выборов органов представительной власти в декабре 1996 - феврале 1997 гг.. И поскольку она, как ныне принято считать, является наследницей и продолжательницей исторических традиций местного самоуправления на нижегородской земле, сложившихся еще в прошлом веке, представляет несомненный интерес вспомнить некоторые факты и величины, характеризующие деятельность той, старой, еще дореволюционной Думы.

При этом наиболее показательным объектом для анализа и сопоставления является, на наш взгляд, работа городской Думы 90-х годов XIX века, когда более ярко и полно проявлялись характерные черты городского общественного самоуправления. К этому моменту прошло уже два десятилетия после принятия городового положения 1870 года, внесшего серьезные изменения в структуру и деятельность городского самоуправления, сформировались основы думской этики, а депутаты научились продуктивно работать.

К сожалению, в литературе деятельность городской Думы 90-х годов прошлого века не нашла широкого отражения. Наиболее ценные источники информации - это "Протоколы Нижегородской Думы", включающие в себя обстоятельные доклады по основным вопросам, разбираемым Думой, а также "Краткий очерк состояния городского хозяйства и благоустройства города Нижнего Новгорода", выпуск которого был приурочен к 25-летнему юбилею городового положешя 1870 года. В приложениях к этому "Краткому очерку" содержатся довольно подробные сведения о составе и деятельности органов местного общественного управления, особенностях избирательной системы.

Итак, перенесемся мысленно на 100 лет назад...

90-е годы XIX века вошли в историю российского городского самоуправления как достаточно сложный и противоречивый период. Во многом это было связано с введением в России в 1892 году нового городового положения, лишившего избирательных прав значительную часть городского населения. В результате в Нижнем Новгороде, к примеру, численность избирателей по сравнению с 1890 годом уменьшилась в два с лишним раза. По новому городовому положению изменилось и число гласных в городской Думе: оно было уменьшено с 70 до 60 человек. 'Кроме того, городовое положение 1892 года значительно ограничивало компетенцию Думы, что на практике приводило к подчинению и зависимости городского управления от чиновников царской администрации.

Депутаты городской Думы избирались на 4 года, причем в дополнение к 60 гласным "основного", так сказать, состава выбирались еще и кандидаты в гласные в количестве 12 человек. Основанием для такого нововведения явилась необходимость замены гласных, выбывших из состава Думы досрочно. Причиной этого могли быть выезд депутата из города, его болезнь или смерть. Очередность заступления кандидатов в гласные была установлена в порядке старшинства, в зависимости от числа полученных голосов избирателей.

Дума избирала городскую управу и председательствующего в ней городского голову, а также городского секретаря. Вначале численность управы определялась в 6 человек, но с 1893 года, после введения в действие городового положения 1892 года, количество ее членов сократилось до трех. Однако в это же время были учреждены и новые выборные должности - заведующих "наружным городским хозяйством". Таких "завхозов" выбиралось двое с двухлетним сроком службы; но по случаю подготовки к предстоящей в 1896 году Всероссийской промышленно-художественной выставке был избран временно третий "заведующий хозяйством".

Должность городского головы считалась весьма почетной, но в то же время была очень обременительной. По своему положению голова входил в губернский статистический комитет, губернский комитет общественного здравия, губернский попечительный о тюрьмах комитет. Случалось, что времени на все не хватало, и городской голова вынужден был пропускать заседания Думы. В таких случаях его председательское место занимал специально выбранный член городской управы.

Помимо перечисленных выше должностей, гласные выбирали из своей среды: представителя в губернское по земским и уездным делам присутствие, заведующего военно-конскими участками, попечителей начальных городских училищ и др.

Избирались также основные рабочие органы Думы -комиссии. Они делились на подготовительные и исполнительные. Численность их состава колебалась от 5-6 до 10-15 человек. Срок деятельности комиссий зависел от успешного решения задачи. Они могли просуществовать и несколько дней, и несколько лет. Например, комиссия санитарная, относящаяся к разряду исполнительных, была основана в 1884 году и успешно работала до конца XIX века. Несмотря на некоторую самостоятельность в своей деятельности, все комиссии обязательно отчитывались перед Думой. Такие отчеты составляли существенную часть повестки каждого заседания.

Но основную часть рабочего времени Думы занимали доклады городской управы. Известный знаток нижегородского быта прошлых веков Д.Н.Смирнов так пишет об этом: "...при чтении сухих отчетов Управы многие из гласных засыпали, и думским сторожам приходилось расталкивать их, когда наступало время расходиться по домам".

Возможно, скучные цифры отчетов действительно убаюкивали гласных, однако надо иметь в виду, что заседания Думы начинались вечером, длились по нескольку часов и заканчивались уже в сумеречное время. К примеру, заседание 4 января 1895 года началось в 19.15 и продолжалось до 22.00, а 17 апреля того же года депутаты собрались еще позднее - в 20.00 и заседали до 22.30. Если к этому добавить вполне понятную усталость депутатов после рабочего дня, то попытки обвинить гласных в нежелании вникать в дела города можно не принимать во внимание.

Действительно, многие из избранных в Думу по положению 1892 года гласных являлись купцами, а значит, большую часть времени они должны были заниматься своими торговыми делами. Некоторые из них по этой причине даже пропускали очередные собрания Думы.

Отсутствие депутатов на заседаниях стало хронической болезнью городского общественного самоуправления. 11оэтому в 1895 году было принято правило: в конце собрания заносить в протокол фамилии отсутствующих гласных с указанием причины пропуска. Этой мерой надеялись выявить наиболее злостных прогульщиков и повысить посещаемость. Однако это, к сожалению, не повлекло желаемых изменений. Гак, на заседании 4 апреля 1896 года отсутствовало 11 депутатов, 23 октября 1898 года - 27 гласных, а 27 сентября 1899 I ода - 35 гласных.

Отсутствие на заседаниях Думы 10-15 гласных было не исключением, а, скорее, обыденным явлением. Прогулы приобрели такие угрожающие размеры, что даже сами депутаты встревожились. На заседании 16 июля 1898 года, когда пришло всего 22 гласных из 60, депутат В.В.Акифьев обратил внимание коллег на малочисленность собрания. Председательствующий на заседании депутат И.В.Богоявленский (городской голова, увы, также отсутствовал) вынужден был давать объяснения. Он напомнил, что в летнее время, а в особенности в период проведения Нижегородской ярмарки, на 5аседаниях всегда бывает малолюдно. После такого исчерпывающего разъяснения заседание перешло в спокойное русло и фадиционно завершилось перечислением длинного списка фамилии отсутствующих.

Таким образом, приходится констатировать, что гласные, занимающиеся торговыми операциями, честно пытались вникнуть в дела города, высиживая часами на думских заседаниях, однако когда они оказывались перед необходимостью выбора первоочередности решения личных или общественных проблем, этот выбор, как правило, оканчивался победой первого. Но нельзя забывать, что эти же купцы, приученные жизнью считать каждую копейку, помогали городу проводить политику жесткой экономии, добросовестно участвовали в работе думских комиссий.

(Продолжение следует)

Hosted by uCoz