ЮБИЛЕЙ

 

КУЗНИЦА  РЕЧНЫХ  КАДРОВ

 

Исполнилось 125 лет Нижегородскому ордена "Знак Почета" речному училищу имени И.П.Кулибина. За это время из его стен вышли тысячи квалифицированных специалистов водного транспорта. Широко известны имена таких волжских капитанов, как Н.И.Чаадаев, И.С.Рачков, А.И.Торсуков, А.И.Белодворцев, Герой Социалистического Труда Л.В.Пушкарев, В.Г.Полуэктов. В военные годы кулибинцы стойко защищали нашу страну от немецко-фашистского нашествия. Волгари проявили мужество в Сталинградской битве. Среди воспитанников училища - Герои Советского Союза старшина первой статьи Николай Вилков, летчики Иван Петров и Михаил Ступшиин. Из небольшого кулибинского училища, готовившего с 1872 года заводских мастеров и машинистов пароходов, старейшее на флоте учебное заведение превратилось в крупнейшее речное училище в России - с прекрасным преподавательским коллективом и хорошей учебно-технической базой.

А у истоков училища стоял нижегородский губернатор Николай Михайлович Баранов. Символично, что бывший капитан I ранга Императорского флота в конце прошлого столетия обратил внимание на плачевное состояние волжских судоходцев и необходимость организации в Нижнем речного училища. Его имя гремело на море в русско-турецкой войне 1877-1878 годов: командир вооруженных пароходов "Веста" и "Россия" дважды выходил победителем над кораблями сильного неприятельского флота. За блестящие ратные подвиги капитан-лейтенант Н.М.Баранов досрочно был произведен сначала в капитаны II ранга, а через год - в капитаны I ранга и награжден орденами.

...В тот период Черноморский флот, ослабленный поражением в Крымской войне, остался практически без боевых кораблей и воевал на море минными катерами да вооруженными судами, ранее принадлежащими Российскому обществу

пароходства и торговли (РОПиТ). "Веста" водоизмещением 1800 тонн имела скорость около 12 узлов и 18 средне- и малогабаритных пушек. 11 июня 1877 года в ходе крейсерства у румынских берегов "Веста" обнаружила в районе Констанцы турецкий броненосец "Фетхи-Буленд". Он значительно превосходил русский пароход по линейным размерениям, защите и артиллерии. Но Баранов принял неравный бой и повторил подвиг полувековой давности, совершенный гвардейским российским бригом "Меркурий" на Черном море. Решающую роль в победном исходе 5-часового ожесточенного боя сыграли грамотное маневрирование "Весты" и эффективное использование нового аппарата автоматической сосредоточенной стрельбы.

Вражеские снаряды осыпали рангоут, мостик и корму "Весты" шрапнельной картечью. Брошенная турками бомба попала внутрь судна и вызвала пожар над пороховыми погребами. Неминуем их взрыв! Однако экипаж по команде Баранова смело сбил огневое пламя и потушил пожар, бушевавший на жилой палубе. Появились убитые и раненые.

Все чины "Весты" - от командира до кочегара - вели себя героически. Стрельбой шестидюймовых мортир в кормовых секторах комендоры нанесли турецкому броненосцу серьезные повреждения. "Веста" весь бой держала грозного противника по корме на выгодном для себя расстоянии и вынудила его позорно покинуть место боя...

Позже Н.М.Баранов командовал вооруженным пароходом "Россия", на котором принудил к сдаче в плен турецкое судно "Мерсино" с большим десантом на борту.

Градоначальник с морским образованием оказался неравнодушным к делам судоходства на Волге, а после крупного пожара на пароходе "Вера" (Камышинский плес) - с гибелью 200 пассажиров - занялся кадровыми вопросами. Тогда судами и "грузовыми" возами управляли малограмотные лоцманы, не всегда способные к решительным действиям при чрезвычайных происшествиях. Нужны были серьезные перемены в подготовке речных командиров.

В октябре 1887 года по инициативе губернатора Н.М.Баранова и при материальной поддержке купцов Н.А.Бугрова, А.А.Блинова, пароходчиков братьев Кашиных, М.И.Любимова и других судовладельцев было открыто Нижегородское речное училище. Немного позже ему присвоили имя Великого князя, наследника- цесаревича Алексея Николаевича. Лишь в советское время училище получило имя талантливого русского механика Ивана Петровича Кулибина.

В те годы его преподаватели имели целью "сообщение озерным и речным судоходам и пароходным механикам научных сведений, необходимых для улучшения их практической деятельности". На учебу принимались русские подданные в возрасте не менее 16 лет, служащие или служившие на речных судах и со свидетельствами об окончании трехклассных уездных училищ.

На первых порах Нижегородское училище состояло из двух классов с отделениями - шкиперским и пароходных механиков - при годичном цикле обучения. Ученики повторяли арифметику, изучали судовую практику, лоцию Волги, пароходную механику, черчение, общие понятия о судостроении. Сначала училище размещалось в неудобных помещениях, а в 1890 году переехало в специально построенное для него здание на Большой Печерской. Затем опыт Нижнего по созданию речного учебного заведения использовали некоторые города Волго-Камского бассейна.

Долгие годы питомцы Нижегородского училища были законодателями порядков в волжском судоходстве. В наше время в нем готовятся транспортники на трех отделениях. Так, на судоводительском отделении выпускают специалистов речного и морского плавания, на механическом - путейцев и судовых механиков. Электрорадиотехническое учебное подразделение дает добротное образование начальникам судовых радиостанций и электромеханикам. Их охотно берут работать на суда Волжского пароходства.

На речных фарватерах и в заграничных грузовых рейсах кулибинцы несут нелегкие судовые вахты. И всюду они бережно хранят славные традиции волгарей.

Михаил ТРИФОНОВ.

Hosted by uCoz