МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ И ПРОФСОЮЗЫ

 

В.А.ИВАНОВ:

"ПОЛОЖЕНИЕ СЛОЖНОЕ, НО НЕ КРИТИЧЕСКОЕ"

 

В актовом зале здания Борской городской администрации состоялась встреча главы местного самоуправления Борского района В.А.Иванова с председателями первичных профсоюзных организаций города и района. Во встрече приняли участие председатель совета руководителей барских профсоюзных организаций Б. Ф. Тарабарин и первый заместитель главы местного самоуправления А.В.Киселев. На нее были также приглашены главы поселковых и сельских администраций, руководители ряда предприятий и организаций, представители городского совета ветеране войны и труда.

Открывая встречу (которая, кстати сказать, за последнее время была уже второй - первая такая встреча главы исполнительной власти района с профсоюзным активом состоялась в конце минувшего года), мэр г.Бора В.А.Иванов коротко рассказал собравшимся об экономической и социальной обстановке в городе и районе. Выступавший отметил, что борчане переживают сейчас те же трудности и проблемы, которые характерны для всей России. Однако он подчеркнул, что в сравнении со многими другими регионами страны, а также районами Нижегородской области, общее положение дел в Барском районе можно назвать сложным, но не критическим.

Как и в целом по России, а также по Нижегородской области, в течение всего 1996 года у нас в городе и районе продолжалось падение общего уровня промышленного производства. Однако уже в первые месяцы года текущего наметилась тенденция к приостановлению этого падения и даже к определенному росту выпуска промышленной продукции. Намечаются некоторые положительные сдвиги в структуре промышленного производства, в ликвидации задолженности по платежам, совершенствовании налоговой системы и по ряду других направлений.

Оценивая положение в социальной сфере, надо отметить, что, в отличие от работников бюджетных организаций подавляющего большинства других районов нашей области, борские учителя, врачи, работники культуры практически вовремя получаю! свою зарплату. Много лучше по сравнению с другими районами у нас и положение с выплатой пенсий. В 2-2,5 раза ниже на Бору, чем в среднем по области, плата за пребывание детей в дошкольных детских учреждениях, за их питание в школах.

Наш район практически первым в Нижегородской области принял полностью весь бывший ведомственный жилищный фонд на муниципальный баланс - с одновременной реорганизацией системы его повседневного обслуживания. Были также сохранены и приняты от оказавшихся в трудном материально-финансовом положении промышленных и сельскохозяйственных предприятий и организации ранее находившиеся на их содержании ведомственные детские сады, учреждения культуры, пожарная охрана и другие социально-бытовые объекты. Одно только обеспечение их повседневного функционирования ежегодно обходится городскому бюджету в 120 миллиардов рублей, в том числе и на содержание жилищно-коммунального фонда каждый год требуется более 70 миллиардов рублей.

Многое делается за последние годы по ремонту и восстановлению дорог в районе (чему в решающей степени способствовало создание своего районного дорожного фонда). Нет больших нареканий на работу пассажирского автотранспорта. Продолжаются работы по газификации района: природный газ пришел, например, в Красную Слободу и Останкино; недалек тот день, когда придет он в Линду, Кантаурово и другие сельские населенные пункты.

При общем объеме расходной части бюджета города и района за 1996 год в 240 миллиардов рублей на сегодняшний день остаются невыплаченными примерно 30 миллиардов рублей различных прошлогодних, долгов. Руководство местного самоуправления района настойчиво ищет пути и способы ликвидации этой задолженности, а также принимает меры по всемерному увеличению доходов. В числе главных из этих мер можно назвать применяемую в районе гибкую систему работы с промышленными предприятиями по сбору налогов, программу снижения затрат на энерго- и теплоснабжение (в том числе путем децентрализации и газификации системы теплоснабжения), повсеместное внедрение счетчиков тепловой и электрической энергии, внедрение новых форм расчета за жилье и коммунальные услуги, создание кондоминиумов и многое другое.

В районе разработана инвестиционная программа, немалую роль в успешном осуществлении которой призвано сыграть намечающееся деловое сотрудничество таких наших предприятий и организаций, как стеклозавод, бывший филиал НПО "Кварц" или РЭБ флота с иностранными фирмами. В этом же ряду можно назвать налаживание совместного с западными партнерами производства на заводе "Теплоход" немецких мини-котельных (подобных той, что уже действует в Останкине), внедрение голландской технологии производства бройлеров на Линдовской птицефабрике и другие новшества.

Коротко остановлюсь на положении дел в сельском хозяйстве района. В прошлом году на проведение весенне-летних полевых работ был выделен сельхозпредприятиям беспроцентный товарный кредит, использовавшийся главным образом на приобретение топлива для тракторов и другой сельскохозяйственной техники. Однако отдачу эти средства дали в разных хозяйствах неодинаковую. По-разному отнеслись сельхозпредприятия района и к возмещению районной администрации затрат, связанных с получением и возвращением банкам этого кредита. Поэтому в нынешнем году кредит выделяется с учетом того, как использовался и был ли возвращен кредит прошлогодний.

Затем выступавшему были заданы профсоюзными активистами многочисленные вопросы, на которые он давал обстоятельные, подробные ответы. Так как невозможно привести их здесь, на ограниченной журнальной площади, целиком (встреча продолжалась без малого три часа), назовем хотя бы некоторые из них.

Целая группа вопросов касалась перспектив выполнения в полном объеме Закона РФ "О ветеранах", которым предусмотрены льготы на оплату жилья и коммунальных услуг, бесплатный проезд в автотранспорте - в том числе для ветеранов не только войны, но и труда.

Отвечая на эти вопросы, В.А.Иванов пояснил, что, принимая в свое время этот Закон, федеральные власти одновременно не разработали механизма его реализации и не указали конкретных источников получения средств, необходимых для его выполнения. Потому и выполняется Закон РФ "О ветеранах" лишь частично - причем в ряде других регионов и районов Нижегородской области положение со льготами для ветеранов хуже, чем у нас.

Заместитель председателя Борского городского совета ветеранов В.И.Новиков спросил, нельзя ли наложить в первом полугодии 1997 года мораторий на дальнейшее повышение платы за жилье и коммунальные услуги.

Отвечая на этот вопрос-предложение, В.А.Иванов подчеркнул, что квартирная плата и плата за коммунальные услуги берутся не с потолка и зависят не от чьих-то желаний -они складываются из реальной стоимости содержания жилья, энергоресурсов и других объективных факторов. Как можно в одностороннем порядке "замораживать" плату за жилье и коммунальные услуги, если себестоимость компонентов, из которых складывается эта самая плата, постоянно возрастает? Единственное, что может сделать в этих условиях районная администрация - это компенсировать ту часть платы за жилье (в пределах его социальной нормы) и коммунальные услуги, которая превышает 16 процентов от совокупного дохода на каждого члена семьи квартиросъемщика. Что и делается в нашем городе и районе.

Отвечая на вопросы о целесообразности введения местных налогов на физических лиц, В.А.Иванов подчеркнул, что эта мера является вынужденной, вызвана она тем, что федеральные власти не финансируют некоторые крайне необходимые городу и району расходы. В то же время эти местные налоги не так уж велики. Например, налог на содержание муниципальной милиции составляет чуть побольше 29 тыс.рублей, а налог на уборку территорий (содержание мест общественного пользования) - около 41 тысячи рублей на человека в год.

Отвечая на вопрос о продолжающейся торговле наркотиками в Малом Пикине и перспективах ликвидации этого очага распространения губительного дурмана, глава местного самоуправления отметил, что главная трудность борьбы с этим опасным злом - в несовершенстве федерального законодательства, не дающего точного, конкретного определения того, хранение какого количества наркотического вещества следует считать общественно-опасным деянием. В результате такой "расплывчивости" закона милиция зачастую вынуждена подобру-поздорову отпускать людей, имеющих при себе небольшие дозы наркотиков и, как правило, утверждающих, что они приобрели эти препараты для личного употребления, а не для торговли. Так что "поймать" за руку торговцев наркотиками можно только в момент передачи ими (продажи) дурманящего зелья другому лицу.

Тем не менее борьба с этим злом ведется: если за весь 1996 год в районе было возбуждено 17 уголовных дел, связанных с распространением и продажей наркотиков, то за первые месяцы 1997 года - уже более 70.

На вопрос о положении с безработицей в районе В.А.Иванов ответил, что она примерно равна среднему уровню безработицы по Нижегородской области. Но с учетом того, что насыщенность промышленными предприятиями на Бору выше среднеобластной, можно говорить, что объективно у нас есть условия для снижения числа безработных. Вся проблема только в том, чтобы эти промышленные предприятия заработали в полную силу и создали у себя дополнительные рабочие места.

Но тут есть и другая сторона вопроса: ведь в общей массе безработных числятся самые разные люди. Есть среди них и те, кто действительно не по своей воле потерял работу и упорно ищет ее. Есть такие, которые никогда не работали (скажем, из того же Малого Пикина, да и из других мест). Есть такие, которые годами только числились на работе. И когда в бюро занятости населения предлагают такому безработному пойти, например, в дворники, он отказывается.

Был задан вопрос, почему у так называемого директорского корпуса ежемесячная зарплата порой поднимается до десятков миллионов рублей, а у рабочего она больше смахивает на нищенскую подачку?

В.Л.Иванов ответил, что подавляющее большинство борских предприятий и организации являются сейчас акционерными обществами, основные вопросы жизни и деятельности которых решаются на собраниях акционеров. В том числе и зарплата директору предприятия, как правило, устанавливается на собрании акционеров, и администрация района не может вмешиваться в этот вопрос.

А для того, чтобы сами акционеры могли его решать, нужна прежде всего гласность. Причем гласность в отношении не только той зарплаты, за которую руководитель акционерного общества расписывается в общей ведомости, но и в части всяких других возможных источников его доходов. Этой же цели, кстати сказать, призваны служить также заполняемые ныне всеми руководителями декларации о доходах и расходах.

И не надо так дело представлять, что все директора -хапуги и воры. Недавно в районе проводили аттестацию директоров сельскохозяйственных предприятий (бывших совхозов) - так среди них есть такие, которые по 300 тысяч рублей в месяц получают. А самая высокая зарплата - I миллион 400 тысяч рублей.

Мэру был задан вопрос о судьбе сельского Дома культуры, который в сегодняшних социально-экономических условиях оказался предоставленным самому себе, у него нет никаких материальных средств даже на самое необходимое. В связи с этим предлагалось создать в районе централизованную клубную систему, объединить людей и средства.

В.А.Иванов ответил, что вопрос этот можно было бы обсудить культработникам совместно с главами сельских и поселковых администрации. Но лично я не думаю, что средств прибавится после того, как очаги культуры будут централизованы.

На вопрос о контроле за соблюдением правил торговли на городском рынке глава местного самоуправления ответил, что больше и чаще, чем торговлю, в том числе и на городском рынке, мы вообще ничего не проверяем. Торгующих там контролируют практически каждый день; у тех, кто нарушает правила торговли, приостанавливают действие лицензий, применяются к ним и другие меры воздействия. Административная комиссия завалена соответствующими материалами. Ну, а если у профсоюзных активистов есть на этот счет что-то новое, тогда нужно обращаться в отдел защиты прав потребителей администрации района.

На вопрос, почему в Борском районе на культуру расходуется только 1,8 процента бюджетных средств, а в целом по области - 4 процента, В.А.Иванов ответил, что конкретные условия деятельности учреждений культуры в разных районах различаются, да и проценты от бюджетных сумм (в денежном выражении) тоже неодинаковы. Скажем, совсем разные бюджеты и проценты у нас и в Сокольском районе, где почти нет промышленных предприятий и очаг культуры едва ли не единственный - в райцентре.

Был задан мэру и вопрос о том, когда будут отремонтированы детские аттракционы в городском парке.

В.А.Иванов ответил, что он вполне согласен с тем, что их нужно ремонтировать. Но ситуация такова, что в первую очередь приходится думать о выплате задолженности по пособиям на детей, а уж потом об аттракционах.

На вопрос об отпуске бесплатных лекарств инвалидам, положенных им по закону, глава местного самоуправления района сообщил, что бесплатно лекарства будут отпускаться в пределах сумм, заложенных для этой цели в бюджете города и района.

Вопросы и ответы записывал А.ВАСИЛЬЕВ.

Hosted by uCoz