САМОУПРАВЛЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДВУХ ВЕТВЕЙ ВЛАСТИ

В. АНДРЕЕВ,

вице-мэр г. Таллинна (Эстония)

 

ОТ РЕДАКЦИИ: Виктор Андреев - коренной житель Эстонии, он родился здесь (в 1948 году). В 1972 г. окончил Таллиннский политехнический институт по специальности горный инженер-электрик, несколько лет работал на шахте в г. Кохтла-Ярве, а затем поступил в аспирантуру Московского института горного дела имени А. Скочинского. После окончания института работал в Эстонском филиале этого института, заведовал лабораторией. С1990 г. активно включился в политическую жизнь: депутат Верховного Совета Эстонии, вице-спикер, а с 1992 г. - заместитель мэра города Таллинна. В 1993 г. с его активным участием была создана Эстонско-Российская палата предпринимателей, объединяющая деловых людей республики, ориентированных на российский рынок. Летом 1994 г. возглавил Объединетую народную партию Эстонии, активно участвующую в борьбе за депутатские места в Государственном собрании Эстонии.

Мы предлагаем нашим читателям интервью с В. Андреевым по вопросам местного самоуправления, которое у него взял член редколлегии журнала "Диалог" Риналь Симонян.

- Каков статус  города  Таллинна? Является  ли   он субъектом местного самоуправления?

-  Статус города как столицы Эстонии был закреплен Конституцией ЭССР, ныне уже не действующей. В новой конституции, принятой в 1993 году, положение о столице отсутствует. В настоящее время г. Таллинн является субъектом   местного   самоуправления   наряду с другими городами и уездами Эстонии, т. е. равным среди равных. От имени     Городского  Собрания Таллинна  в качестве законодательной инициативы в эстонский парламент был подан соответствующий проект Закона о столице.

- Как происходит разделение власти (законодательной и исполнительной) на уровне города?

- В   городе   действует   Законодательный   орган Городской Совет, и исполнительные органы - Городское Управление и Управление каждой из восьми частей города.

- Как складываются взаимоотношения между мэрией и Государственным Советом?

- Отношения эти конструктивны и вполне корректны. Все проекты постановлений, выносимые Городским Управлением на Городской Совет, предварительно обсуждаются в соответствующих комиссиях Совета, членами которых, помимо депутатов, являются, как правило, заместители мэра или руководители департаментов. Мэр города является одновременно    и    членом    Президиума Городского Совета, утверждающего повестку дня заседания Совета, По регламенту он имеет право в любой момент снять с повестки дня или уже с обсуждения в Городском Совете    представленный    мэрией    вопрос.    Председатель Городского    Совета    принимает    участие    в    заседаниях Городского   Управления.   Таким   образом   осуществляется двустороннее взаимодействие.

- Как формировались эти органы?

- Выборы в местные органы самоуправления были проведены в 1993 году в соответствии с Законом о выборах в местные органы самоуправления. Отличительными особенностями этого Закона, принятого парламентом в мае того  же года,  являются следующие положения: избрание Совета на трехлетний срок, предоставление права избирательного   голоса  гражданам   Эстонии,   достигшим восемнадцати  лет и  проживающим  на  соответствующей административной территории на 1 января года проведения выборов, числящимся в регистре лиц с правом голоса, а также иностранцам и лицам без гражданства, достигшим восемнадцати     лет,     прожившим     на     соответствующей административной территории на 1 января года проведения выборов не менее пяти лет и занесенным в регистр лиц, имеющих право голоса, в установленном порядке. Лишены права голоса лица, признанные через суд недееспособными, и осужденные. Право быть избранными предоставляется гражданам Эстонии, достигшим восемнадцати лет и занесенным в регистр лиц с правом голоса.

В Городской Совет входят 64 депутата. Мандаты были распределены по восьми административным частям города по принципу: половина мандатов поровну и вторая половина - пропорционально количеству избирателей. В Таллинне из 343 тыс. лиц, имеющих право голоса, 163 тыс. являлись гражданами Эстонии и 180 тыс. не имели гражданства.

Все кандидаты ,(в том числе и независимые) были включены в списки, которые и представляли собой объекты выборов. В целом по Таллинну их было немногим более десяти.

Список, преодолевший пятипроцентный (от общего количества отданных голосов) барьер, участвует в распределении мандатов по спискам при помощи модифицированного метода д'Хондта, суть которого сводится к тому, что сумма голосов, поданных за кандидатов, входящих в каждый из списков, делится на последовательность степенных делителей, после чего мандаты распределяются по спискам согласно величинам полученных вышеуказанным методом показателей каждого списка. Избранными оказываются депутаты, набравшие в своем списке наибольшее число голосов.

- Как Вы оцениваете эффективность данной системы выборов?

- Система подсчета голосов достаточно сложна, но оперативна.   Показателен   тот   факт, что в результате выборов состав Городского Совета практически совпал с демографическими показателями города, например, из 64 депутатов 31   - русскоязычные,   18 мандатов оказались у Коалиционной партии, имеющей большинство в парламенте республики, русскоязычные фракции "Наш   выбор" и "Ревель" получили 17 и 10 мандатов соответственно, по 5 мандатов имеют оппозиционные  в парламенте Центристская партия и "Отечество".

Могу утверждать, что по профессиональному составу Городской Совет Таллинна не уступает парламенту Эстонии. Достаточно отметить, что в его составе бывший премьер-министр, бывший председатель Верховного Совета Эстонии, бывшие министры, руководители фирм и другие известные в республике люди.

- Как формировалась мэрия (концептуально и методологически)?

- Фракция, имеющая большинство мандатов в Городском Совете, как правило, предлагает кандидатуру мэра. По договоренности с фракциями городского Совета мэр  получил право на формирование штата своих заместителей, утвержденных впоследствии Городским Советом.

- Что Вы можете сказать о работе исполнительного аппарата и ее результатах?

- Исполнительный аппарат работает как единая команда. Каждый из заместителей имеет свой участок работы, и мэр не осуществляет вмешательства в работу заместителей. За собой он оставляет исключительно общее руководство и формирование общей политики в городском хозяйстве и бюджет.

Основная трудность в работе мэрии на данном этапе заключена, на мой взгляд, в окончательном завершении административной реформы, в частности, в разделении функций и соответственно бюджета органов местного самоуправления разных частей города, и в приватизации жилого фонда.

- Сравнительный анализ с  предыдущей  (1989-1993) системой городского управления по организованности работы исполнительного   органа,   по   взаимодействию   властей   на городском  уровне,  а  также  с  парламентом  и  с другими муниципалитетами?

- В 1993 году структура управления городом была несколько изменена в связи с передачей ряда функций в ведение частей города. Прежде всего, это касается вопросов жилищной  эксплуатации, благоустройства, аренды помещений, уличной торговли, социального обеспечения и образования. В ведении мэрии оставлены вопросы планирования, городской собственности, ценовой политики и бюджета, транспорта, коммунальной службы в масштабах города, дорожное строительство и ремонт, уличное освещение и спасательная служба.

С муниципалитетами других городов у администрации Таллинна самые тесные связи.

Отношения с парламентом Эстонии как у Таллинна, так и у других городов весьма натянуты по ряду причин, прежде всего из-за жесткой централизации государственного бюджета и как следствие - высокой инфляции (6% ежемесячно), низких пособий у инвалидов из-за отсутствия цивилизованного закона о пенсиях, отсутствия правительственной программы по развитию местной промышленности и сельского хозяйства и непродуманной системы налогообложения, которая практически связывает руки органам местного самоуправления. Фактом стало постоянное снижение рейтинга парламента и правительства, политику которых поддерживают уже менее трети населения Эстонии.

- Как формируется бюджет города?

-  Бюджет города формируется за счет подоходного налога с частных лиц в размере 52% от суммы налога (48% поступает в госбюджет), что составляет приблизительно 500 млн. крон; земельного налога (около 25 млн. крон), а также таких статей дохода, как штрафы, от аренды помещений, отчислений из госбюджета и в бюджет фондов, что в целом составляет 90-95 млн. крон.

Дотируются из госбюджета: общественный транспорт (23 млн. крон), это 14% от общих затрат на общественный транспорт (для сравнения - в 1992 году дотация составляла 50% от общих затрат); поисково-спасательная служба города в объеме 75% от общих затрат (в 1992 году она полностью входила в городской бюджет). Кроме того, госбюджет взял на себя финансирование ряда культурных учреждений.

При составлении бюджета на текущий год наибольшие сложности возникли при изыскании средств на дотацию общественного транспорта, т. к. госбюджет резко сократил соответствующую статью. Проблемы возникли также с финансированием капитального ремонта городских улиц, магистралей и теплового хозяйства города.

Городское Управление занимается в настоящее время изысканием дополнительных источников денежных поступлений в городскую казну, т. к. при видимой сбалансированности бюджета дефицит его оценивается в 40 млн. крон. Пути решения этой проблемы городская администрация видит в краткосрочных банковских кредитах, в выпуске облигаций городского займа, во введении местных налогов. Вероятны также операции с городским имуществом и землей.

- Насколько вообще реально самоуправление города в рамках   существующего   положения   при   децентрализации власти?

- В июне 1993 года парламент Эстонии принял Закон о местном самоуправлении, в котором  определены задачи, ответственность и структура местного самоуправления. Также в Законе предусмотрены механизмы взаимоотношений субъектов самоуправления между собой и с центральными органами. Таким образом, с одной стороны, создана юридическая основа существования органов местного самоуправления, и административная реформа в Эстонии практически проведена, с другой стороны, бюджет, являющийся фактической основой существования и функционирования органов местного самоуправления, сохранил прежнюю, централизованную форму, что существенно ограничивает реальную деятельность органов местного самоуправления.

Hosted by uCoz