В АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ

 

ОБЗОР УСТАВОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ   БАЛАХНИНСКОГО,

БОРСКОГО, ВЫКСУНСКОГО,

ГОРОДЕЦКОГО, КНЯГИНИНСКОГО,

КУЛЕБАКСКОГО, ПЕРЕВОЗСКОГО,

ПИЛЬНИНСКОГО, УРЕНСКОГО РАЙОНОВ И

Г. ДЗЕРЖИНСКА НИЖЕГОРОДСКОЙ

ОБЛАСТИ.

 

Все рассмотренные уставы зарегистрированы Законодательным Собранием Нижегородской области и содержат ряд положений и норм, обязательных для всех уставов. Однако структура построения уставов (расположение глав, статей, их название и т.п.) в некоторых случаях сильно отличается (например: уставы г.Дзержинска и Перевозского р-на). Поэтому приведенная ниже обобщенная структура уставов местного самоуправления отражает основные моменты, по которым можно провести сравнение данных документов.

 

Обобщенная структура устава местного

 самоуправления (на основе проанализированных):

 

1. Границы и состав территории района (города).

Установление и изменение границ района (города) производится по инициативе населения Законодательным Собранием области.

Границы внутри района (города) устанавливаются Земским Собранием района (городской Думой) по инициативе населения.

Административно-территориальное деление района (города).

Символика (краткое или подробное описание).

Особенность устава Выксунского района: специально указан статус г.Выксы (не является самостоятельным муниципальным формированием).

 

2. Организационно-правовые основы местного самоуправления в районе (городе).

1) Определение   местного   самоуправления   в районе (в г.Дзержинске - отсутствует, в остальных - соответствует областному закону);

2) Система местного самоуправления в районе (городе):

а) в каких границах осуществляется местное самоуправление  (в границах района, райцентра, сельсоветов и пр.) (Балахна, Выкса, Кулебаки, Урень - конкретной статьи нет);

б) формы осуществления местного самоуправления (статьи с перечислением форм МСУ отсутствуют в  г.Дзержинске, Княгининском, Кулебакском и Уренском районах, в Балахнинском районе - частично перечислены):

- непосредственное волеизъявление граждан (референдумы, собрания, сходы); представительные органы (перечисляются);

- исполнительные органы (перечисляются);

- органы территориального общественного самоуправления (перечисляются).

3) перечень предметов ведения местного самоуправления;

4) нормативные акты местного самоуправления;

5) органы власти местного самоуправления -юридические лица .

 

3. Непосредственное  волеизъявление граждан (референдумы, собрания, сходы):

1) Вопросы, находящиеся в ведении.

2) Порядок назначения и проведения:

а) референдум (обл.закон, гл.З, ст.21)

Решение о назначении референдума обычно принимается Земским Собранием (Думой) по собственной инициативе или по требованию жителей в соответствии с законодательством (в Балахнинском районе инициатором референдума может быть и глава администрации). В некоторых уставах уточняется количество жителей, необходимое для внесения предложения о референдуме (Балахна - не менее 5 % от общего числа, Выкса -не менее 10 % от общего числа, Княгинино и Урень - не менее 10 % населения всех муниципальных образований или 30 % населения половины муниципальных образовании).

По закону решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами гос.власти", в большинстве уставов аналогичное положение, однако в Городецком районе референдум может носить обязательный и рекомендательный характер, в последнем случае решение, принятое на референдуме, угверждается решением Земского Собрания района.

б) собрание, сход (обл.закон,гл.З, ст.23) Обычно собрание (сход) собирается либо по инициативе органов местного самоуправления, либо по инициативе не менее 10 % жителей.

Решение, принятое на собрании (сходе) действительно при явке:

- более половины жителей (обл.закон.   Выкса,   Княгинино.   Кулебаки, Перевоз, Урень);

- половины жителей (Пильна);

- не менее половины жителей (Бор, Городец).

В уставе г.Дзержинска указано, что порядок назначения и проведения определяется гор.Думой (гл.З, ст. 11 устава), в уставе Балахнинского района отмечается, что порядок созыва, принятия и изменения решений собрания (схода) граждан определяется "в соответствии с законами Нижегородской области" (гн.З, ст.8 устава).

 

В некоторых уставах в пределах одной главы рассматриваются структура, порядок формирования и компетенция ОМС, в этом случае сначала идет перечисление ОМС и оговаривается их компетенция, далее подробно рассматриваются представительные и исполнительные органы местного самоуправления. В том случае, если перечень форм осуществления местного самоуправления дан ранее, в уставе предусмотрены несколько глав, каждая из которых рассматривает конкретную форму местного самоуправления.

 

Особенность устава Балахнинского района:

Вопросы непосредственного волеизъявления граждан, а также экономические и финансовые основы МСУ рассматриваются в начале устава. После этого идет глава об охране окружающей среды, которой нет ни в одном из прочих уставов. Органы местного самоуправления – Земское Собрание и районная администрация - описываются следом за главой об охране окружающей среды.

 

4. Представительные органы.

Перечень представительных органов местного самоуправления (ЗС, Дума, сельсоветы и т.п.). В некоторых уставах местные представительные органы (сельсоветы) не рассматриваются (например в Балахне).

Описание деятельности основного представительного органа (Земского Собрания района, городской Думы):

1) Порядок избрания и численный состав Земского Собрания.

Областной закон, гл.З, ст. 14, п.З:  "Численный состав...определяется уставом муниципальногообразования".

Район

Срок полномочий депутатов

Общее число депутатов

Число депутатов на пост .основе

 

Балахнинский

4 го да

25 депутатов

"определяется самим ЗС"

 

Борский

устанавл. законом области

36 депутатов

устанавл. в соотв. с Регламентом и Положением о ЗС

 

Выксунский

.

4 го да

23 депутата

устанавл. в соотв. с Регламентом и Положением о ЗС

 

Городецкий

4 года

числ.состав опред-ся ЗС области

устанавл. в соотв. с Регламентом и Положением о ЗС

 

г. Дзержинск

4 года

24 депутата + мэр города (кот.пред-седат. на засед.Думы)

не оговаривается

Княгининский

4 года

21 депутат

устанавл. в соотв. с Регламентом и Положением о ЗС

Кулебакский

4 го да

37 депутатов

устанавл. в соотв. с Регламентом и Положением о ЗС

Перевозский

4 года

25 депутатов

до 3-х депутатов

Пильнинский

4 го да

25 депутатов

устанавл. в соотв. с Регламентом и Положением о ЗС

Уренский

4 го да

25 депутатов

устанавл. в соотв. с Регламентом и Положением о ЗС

 

2) Компетенция Земского Собрания.

Аналогично Уставу области (гл.7, ст.28), но с учетом местных особенностей.

Например:

- одним из пунктов, причисленных к компетенции Законодательного Собрания области, является пункт о выражении недоверия Законодательным Собранием Губернатору и назначении голосования избирателей по отзыву Губернатора. Практически ни в одном районном уставе такого пункта нет. В уставе Балахнинского района есть подобный пункт (ст.40) - 2/3 от общего числа депутатов глава администрации отстраняется от должности (но в данном районе глава по уставу назначается ЗС по предложению Губернатора);

- ст. 19, п. 2 Выксунского устава предусматривает обязательное наличие заключения Главы местного самоуправления на проектах нормативных актов, предусматривающих расходы из бюджета района, "При отсутствии такого заключения проекты не рассматриваются".

3) Порядок созыва и проведения заседаний Земского Собрания.

Район

Время проведения первого заседания с момента избрания 2/3 депутатов

Балахнинский

не позднее, чем на 30-й день

Борский

не более трех недель

Выксунский

не более трех недель

Городецкий

не более двух недель

Княгининский

не более трех недель

Кулебакский

не более трех недель

Перевозский

не более 10 дней

Пильнинский

не более двух недель

Уренскии

не более 10 дней

 

На первом заседании Земского Собрания председательствует председатель районной избирательной комиссии.

В уставе г.Дзержинска о порядке созыва и проведения заседаний Думы ничего нет. Есть ст.ЗЗ о том, что Дума принимает решения в порядке, предусмотренном регламентом Думы.

4) Депутат Земского Собрания:

а) полномочия депутата (срок полномочий обычно 4 года);

б) вопрос о неприкосновенности;

в) вопрос об оплате работающим на постоянной основе;

Как правило, оплата производится специальной статьей из районного бюджета, в Городецком районе - из городского (гл.4, ст.24, п.2).

г)   досрочное   прекращение   полномочий депутата.

Разница в уставах: в Пильнинском и Городецком районах отсутствует пункт об отзыве по инициативе избирателей.

5) Досрочное прекращение полномочий Земского Собрания.

(Особенность устава Балахнинского района: досрочное прекращение полномочий ЗС только при одном условии - самороспуск, тогда как в других районах еще и по итогам референдума или при непринятии определенное время решений из-за отсутствия кворума и т.д.)

6) Председатель Земского Собрания (процесс избрания, досрочное прекращение полномочий).

Глава местного самоуправления может быть председателем Земского Собрания, если это оговаривается уставом (Княгининский район), в г.Дзержинске "Дума состоит из мэра города и 24 депутатов".

В Балахнинском районе глава администрации назначается Земским Собранием и не может быть депутатом, и не может входить в состав Земского Собрания.

7) Заместитель председателя Земского Собрания (процесс избрания, досрочное       прекращение полномочий).

Вопрос о председателе и заместителе председателя представительного органа местного самоуправления подробно рассматривается не во всех уставах.

8) Нормативные акты Земского Собрания.

Виды нормативных актов - постановления и решения (в Княгининском районе - Постановления, Положения, Правила и Регламенты), порядок их принятия.

Район

Срок, в который гл.адм-ии может направить постановл. на повт. рассмот рение -

Кол-во голосов необх.для повторн. принятия постановл.

Срок, в теч. которого постановл. подлежит повторн. подписанию у гл. адм.

Примечания

Балахнинский

7 дней

не менее 2/3 от общ.числ

7 дней

если глава не откл. но и не подписал пост.-публик. за подписью пред. ЗС

Борский

7 дней

2/3 от общ.числ.

если 2/3 депутатов проголос. "за", то"пост.счит. принятым и гл. подпи сывает его"

 

Городецкий

7 дней

не менее 2/3 от общ.числ

7 дней

если глава не откл., но и не подписал пост.- публик. за подписью пред. ЗС

Княгининский

 

7 дней

2/3 от общ.числ

если 2/3 депутатов проголос. "за", то "постановл. считается принятым"

 

Кудебакский

 

7 дней

 

2/3 от общ.числ.

если 2/3 депутатов проголос. "за", то "пост.счит. принятым и гл. подписывает его"

если глава не откл.. о и не подписал пост.- публик. за подписью пред. ЗС

Перевозский

7 дней

2/3 от общ.числ

если 2/3депутатов проголос."за", то"пост.счит.принятым и гл. подписывает его"

 

Пильнинский

7 дней

не менее 2/3 от общ.числ.

постановл.безотлагат.публикуется за подписью пред. ЗС

если глава не откл., но и не подписал пост.- публик. за подписью пред. ЗС

Уренский

7 дней

2/3 от общ.числ.

если 2/3депутатов проголос."за", то "пост.счит. принятым и гл. подписывает его"

 

 

В г.Дзержинске и Выксунском районе порядок принятия решений Думы предусматривается Регламентом.

9) Взаимоотношения Земского Собрания (с Думой, сельсоветами, администрациями и органами территориального общественного самоуправления).

В части уставов все взаимоотношения объединены в отдельной главе, в части - даны отдельно по главам, рассматривающим Земское Собрание, администрацию и т.д., а в некоторых уставах (например, в Кулебакском районе) есть только глава о взаимоотношениях органов местного самоуправления и органов государственной власти, взаимоотношения внутри системы местного самоуправления вообще не рассматриваются.

10) Обеспечение работы Земского Собрания (аппарат, расходы на содержание), обычно -отдельной строкой в бюджете.

 

5. Глава местного самоуправления.

1) Глава в системе местного самоуправления.

Глава является высшим должностным лицом, может быть наделен правом входить в состав представительного органа, председательствовать на его заседаниях (в части уставов этого нет). Так, например, в Выксунском. Кулебакском и Уренском уставах нет положения о том, что глава является "высшим должностным лицом".

В Балахнинском районе вообще нет главы местного самоуправления - есть глава администрации, который назначается Земским Собранием по предложению Губернатора области.

Район

Срок полномочий главы

Ограничения по возрасту

Ограничения по образованию

Проживание на терр. района

Примечания

Борский

"в соотв. с законом

области"

не менее 21 года

высшее

не менее 1 года

 

Выксунский

4 го да

не менее 21 года

нет

не менее  1 года

 

Городецкий

4 года