ПРОБЛЕМА И СУЖДЕНИЯ

 

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО

А.М.ОРЛОВ,

почетный председатель Нижегородского центра

татарской культуры "Туган як", доцент, кандидат философских наук

В средствах массовой информации области обсуждается проект закона ("Нижегородские новости", 30.04.97), предлагающий изменить Устав Нижегородской области в части, касающейся структуры Законодательного Собрания. В статье "Двойная экспертиза для местных законов" ("Нижегородские новости", 08.05.97) один из разработчиков этого проекта С.Сперанский убедительно аргументировал необходимость и возможность создания двухпалатного Законодательного Собрания области.

Одно из достоинств такой структуры - участие в законодательной деятельности представителей районов и городов, в частности, в решении наиболее важных уставных задач. Это позволит учитывать запросы населения всех территории области, независимо от того, представлены они депутатами или не представлены, преодолеть один из серьезнейших, на мой взгляд, недостатков в структуре представительной власти.

В связи с возможными структурными изменениями в органе законодательной власти области хотел бы внести предложение по другому "больному" вопросу - вопросу о национальном представительстве, точнее, о представительстве национальных общин области.

Это же парадокс, когда ряда местных национальных групп (татары, мордва, марийцы) нет в Законодательном Собрании области. Недостаточно представлены они и в местных Земских собраниях, городских Думах. При этом я имею в виду не национальный вопрос лично депутатов - названные выше национальности могут быть среди них и представлены, но не в качестве представителей национальных общин, как это было в регулируемых по социальному и национальному составу прежних Советах народных депутатов. Ныне они выступают как представители территорий, но не делегатами от национальных общин.

Несовершенство избирательной системы приводит к тому, что местные национальные группы фактически лишены возможности быть представленными в органах представительной власти районов, городов, области. К примеру, в нынешнем составе Законодательного Собрания области, городской Думы Н.Новгорода нет ни одного депутата татарской национальности, хотя численность татар в области составляет около 60 тысяч человек.

Но в данном случае речь идет о представительности национальной общины. Разработчики законопроекта почему-то не учли изменившуюся ситуацию в национально-государственном строительстве.

В мае 1996 года принят принципиально новый Закон РФ "О национально-культурной автономии", в котором сформулированы задачи органов местного самоуправления, субъектов Федерации по отношению к национальностям, составляющим меньшинство в районах, городах, субъектах Федерации и в целом в Российской Федерации. Вместе с тем, законом предусматривается создание национально-культурных автономий на местах, в субъектах Федерации и в пределах Российской Федерации.

В настоящее время изучается вопрос об учреждении национально-культурных автономий (НКА) на местах - в городах и районах области с татарским и мордовским населением (в Пильнинском, Сергачском, Спасском, Краснооктябрьском и др.), сформированы соответствующие комиссии, оргкомитеты. Предстоит большая, кропотливая работа, требующая поиска оптимальных форм самой НКА, ее интеграции с органами местного самоуправления, решения вопроса о надежных источниках финансирования и др.

Вопросы непростые и в плане финансово-материальных отношении, и в плане социально-психологическом. Решение этих вопросов требует преодоления предрассудков, стереотипов, ошибочных представлений в сознании людей. Это мы можем проследить на примере деятельности национально-культурных центров, в частности, общества татарской культуры "Туган як". Опасения части людей оказались напрасными, и дух диалога и содружества национальных культур позволил решить ряд идеологических и психологических задач рождающегося гражданского общества.

В управленческом плане национально-культурная автономия представляет собой упорядоченную форму самоорганизации национальных групп и механизм взаимодействия органов местного самоуправления с национально-культурными образованиями, структуру организации культурной жизни многонациональной России.

Здесь много нерешенного, требующего критического осмысления практики межнациональных отношении, всестороннего обсуждения перспектив их развития.

В разрабатываемом ныне законе об изменениях в Уставе области необходимо, на наш взгляд, предусмотреть представительство в Законодательном Собрании области не только территорий - районов и городов, но и национально-культурных автономий, имеющих статус областных объединений (ассоциаций), внести соответствующие корректировки и в местные законы.

Hosted by uCoz