ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

 

Х.РУНАУ:

"ТОЛЬКО ШАГ ЗА ШАГОМ МОЖНО СОЗДАВАТЬ ЧТО-ТО НОВОЕ..."

Немецкий журнал о нижегородских реформах

 

В связи с назначением бывшего нижегородского губернатора Бориса Немцова на пост первого вице-премьера Правительства России интерес на Западе к реформам в этом регионе значительно возрос. Предлагаем нашим читателям статью профессора Хайнца РУН А У, опубликованную в журнале Немецкого общества внешней политики "Интернационале политик". Статья приводится с некоторыми сокращениями.

Нижний Новгород, основанный 775 лет назад великим князем Юрием на месте слияния Волги и Оки и 65 лет назад переименованный Сталиным в Горький, являлся во времена Советского Союза высокоразвитым центром военного производства. В третьем по величине городе России проживает полтора миллиона жителей, а в области - сравнимой по размерам с Бенилюксом - почти 4 миллиона. Наряду с такими бывшими военно-промышленными комплексами-гигантами, как, например, ГАЗ (Горьковский автомобильный завод), верфь для производства подводных лодок в Сормове и заводы, выпускавшие знаменитые МиГи, здесь также имеется ядерный исследовательский центр Арзамас-16. Кроме того, поблизости находится город химиков Дзержинск и другие представляющие интерес промышленные комбинаты.

Западногерманский земельный Банк (West DLB) не хотел ограничивать свое присутствие в России только представительством в Москве, и в 1992 году было дано задание исследовать регион Нижнего Новгорода с целью установления с ним партнерских отношений.

Мы установили пять позитивных факторов:

- предприятия военной промышленности региона располагали хорошим техническим оборудованием;

- уровень технической подготовки персонала был выше среднего;

- социальная дисциплина была на высоком уровне, забастовок и беспорядков было немного;

- Нижний Новгород являлся закрытым городом и поэтому был вынужден развивать собственное производство потребительских товаров;

- и, в конце концов, после смены курса к руководству местной администрацией пришла команда молодых политиков во главе с Григорием Явлинским и Борисом Немцовым, стремившаяся что-то изменить и набиравшая соответствующую динамику.

В Нижнем Новгороде мы столкнулись с тремя постсоветскими явлениями:

- государственно-правового порядка не существовало. Монархическая власть была уничтожена большевистской революцией, и на ее место заступила "партия". С развалом Советского Союза исчезла и партия, поэтому создание государственно-правового управления нужно было начинать практически с нуля;

- инфраструктура, железные дороги, воздушный транспорт и подъездные пути пребывали в плачевном состоянии и были слабо развиты. Средняя скорость движения поездов составляла около 50 км/час, а в отдельных регионах - и того меньше. Но без функционирующей  инфраструктуры не могло быть и речи об установлении рыночной экономики;

- в очень редких случаях имелся менеджмент, действовавший в интересах предпринимателей. Большевики систематически разрушали российские элиты, установив строгую командную систему в политике и в экономике, не допускавшую развития самостоятельно думающего и действующего управленческого звена на производстве. И хотя в наличии был хорошо образованный персонал, эти люди в значительной степени были не способны к проявлению инициативы, принятию самостоятельных решений и ответственности.

Тот, кто собирался добиться в России успеха, должен был осознать и принять это "наследие" прошлых лет. Разумеется, для его преодоления понадобится не одно десятилетие, но мы - в наших же насущнейших интересах - должны оказывать при этом свое содействие.

За прошедшие пять - десять лет в России был достигнут ощутимый прогресс. Инфляция контролируется; экономический спад достиг своей нижней отметки; в 1995 году объем экспорта Российской Федерации составил 78 миллиардов долларов. Однако почти 90 процентов прироста объема внешней торговли обеспечивается экспортом сырья и сырьевых продуктов, так как Россия располагает огромными запасами полезных ископаемых. Товары сложного промышленного производства лишь в редких случаях конкурентоспособны на мировом рынке, а военная промышленность парализована.

Серьезную проблему для предпринимательской деятельности представляет высокий уровень преступности. Но это тоже один из признаков перемен: низкий уровень преступности в прежние времена являлся одним из великих самообманов старого Советского Союза, так как в социалистическом обществе якобы не могло быть преступности, ибо были устранены классовые противоречия - преступность якобы есть только при капитализме. Между тем, уже имеется множество ведомств и руководящих работников, не в последнюю очередь - и министр юстиции России, стремящихся к созданию безупречной правовой основы для борьбы с преступностью.

В июне 1993 года губернатор Нижнего Новгорода Борис Немцов вместе с большой делегацией побывал в Дюссельдорфе для подписания кооперационных соглашений с Западногерманским земельным банком и федеральной землей Северный Рейн-Вестфалия. В качестве составной части обоих соглашений была согласована программа действий, конкретизировавшая сотрудничество, в том числе в таких областях, как деятельность областной администрации, полиции, органов юстиции, содействие развитию предпринимательства, инфраструктуры и дорожного строительства. Город-партнер Эссен взял на себя особую задачу по обучению кадров в сфере коммунального управления. Кроме того, была достигнута договоренность по целому ряду проектов в социальной и культурной областях.

В связи с наличием в нижегородском регионе предприятий военно-промышленной отрасли имелось большое количество научных учреждений, постепенно переходивших на выпуск гражданской продукции. Таким образом, еще одним важным аспектом этой программы действий была передача технологий и ноу-хау. Кроме этого, должно было оказываться содействие совместным предприятиям с целью привлечения в Нижний Новгород западных инвесторов. Также необходимо было установить пригодность местных товаров промышленного производства для мирового рынка, потому что без подключения к мировому экономическому разделению труда ни одна из экономических проблем России решена быть не может.

За последнее десятилетие для Востока было составлено множество программ, но нередко все ограничивалось только их регистрацией. Чтобы избежать этой опасности, была выработана структура систематического сотрудничества и достигнута договоренность о создании комиссии для выработки регламента работы, в состав которой входили по пять представителей от Нижнего Новгорода и от Северного Рейна-Вестфалии. Этот комитет управления на начальном этапе сотрудничества собирался на свои заседания три-четыре раза в год. В его задачу входил контроль за тем, чтобы ни один из проектов "не пропадал". Тем временем большинство проектов обрели свою собственную легитимность и перешли в оперативную фазу. Заработала собственная динамика, поэтому значение комитета управления будет постепенно сходить на нет.

Наряду с комиссией по выработке регламента было образовано и Германо-российское консалтинговое общество. Российская сторона была представлена предприятиями Нижнего Новгорода, оплатившими свою 49-процентную долю в капитале общества.

Осенью 1995 года в Нижнем Новгороде было открыто представительство Западногерманского земельного банка.

Одной из важнейших инфраструктурных целей было создание прямого международного воздушного сообщения между Дюссельдорфом и Нижним Новгородом. В советские времена все дороги проходили через Москву; чтобы лететь дальше в Нижний Новгород, в Москве нужно было перебираться в другой аэропорт. Такое обременительное и стоившее дополнительных затрат времени сообщение, конечно же, сдерживало многих потенциально заинтересованных в сотрудничестве предпринимателей. "Люфтганза" приняла решение совершать два раза в неделю прямые рейсы из Франкфурта-на-Майне в Нижний Новгород и Самару. За счет этого Нижний Новгород впервые оказался подключенным к всемирной сети воздушных сообщений.

Для обеспечения чартерных полетов на Кипр, в Турцию, Египет и в страны Персидского залива с целью проведения таможенного и пограничного контроля в Нижнем Новгороде было построено новое здание таможни. Строительство велось на собственные средства и выдерживает любые между-

народные сравнения. Также готовится к сдаче в эксплуатацию новая взлетно-посадочная полоса в аэропорту.

В Нижнем Новгороде было несколько гостиниц, которые все соответствовали только "стандарту Интуриста" (другими словами, большей частью не пригодны для западных клиентов). Различные попытки по привлечению западных владельцев гостиниц в Нижний Новгород до сих пор не приводили к успеху. Выяснилось, что довести имеющиеся гостиницы до западных стандартов путем реконструкции невозможно. Новое строительство в большинстве случаев обойдется дешевле реконструкции. В силу того, что очень часто велось панельное строительство, невозможно придать гостиничным номерам привычные для Запада размеры.

Автомобильная трасса и железная дорога до Москвы должны быть модернизированы. В рамках планирования "С-24" рабочей труппы по транспорту в Брюсселе сухопутное сообщение между Берлином и Москвой должно быть модернизировано и расширено с подключением к нему Нижнего Новгорода. Таким образом, при помощи международных финансовых организаций могут быть усовершенствованы ведущие к Нижнему Новгороду железнодорожные и автомобильные магистрали, что станет еще одним важным инфраструктурным мероприятием по улучшению связей региона с мировым рынком.

Самая крупная индивидуальная инвестиция (150 миллионов долларов), реализованная за прошедшие годы, была направлена на модернизацию бумажной фабрики в Балахне на Волге. У этой бумажной фабрики давние традиции: она была построена в 1928 году с целью производства газетной бумаги для "Правды". Со своими безнадежно устаревшими технологиями это предприятие было лишено будущего. "Херлиц" (33 проц.), Мировой банк (26 проц.) и один американский инвестиционный фонд (31 проц.) приобрели 90 проц. акций; в финансировании участвовали три немецких банка. На предприятии ныне работают около 4200 сотрудников. В 1995 году на нем было произведено 480000 тонн газетной бумаги, которая реализуется на мировом рынке компанией "Херлиц Интернэшнл Трейдинг". Прибыли идут на обслуживание привлеченных для инвестиций финансовых средств, а их остаток перечисляется Нижнему Новгороду. Там, однако, имеются проблемы с налогами и соблюдением норм экологии.

На подъезде к Нижнему Новгороду, в Дзержинске, вскоре после второй мировой войны возник город химиков с 350 000 жителей и 150 000 занятых на производстве. Здесь на крупных установках хлорной химии производилось до 650000 тонн поливинилхлорида. Весной 1992 года "Велла АГ" вместе с российским партнером АО "Капролактам" создала в Дзержинске совместное предприятие по производству и сбыту, исходя из убеждения, что нельзя бросать этот "химический комплекс России" на произвол судьбы. Сегодня положение фирмы стабилизировалось, на работу опять стали принимать новых сотрудников (выпускников университета). Оборудование отвечает западным стандартам. Со своей долгосрочной стратегией эта фирма является одной из немногих немецких фирм на Востоке, видящих перспективу за цифрами очередного квартального отчета.

Экономическую и социальную базу Нижнего Новгорода образует прежде всего автомобильное производство на крупном предприятии ГАЗ со 100 000 сотрудников. В 1996 году там было произведено 100 тысяч грузовиков, в том числе 85000 грузовиков малой грузоподъемности, а также 120 тысяч легковых автомобилей. Завод расширяет сотрудничество с Западом. Концерн "БМВ" искал в России торговую организацию и намеревался использовать для этого российское подразделение ГАЗа. Первая станция техобслуживания была построена в Нижнем Новгороде, постепенно и в других местах должны появиться пункты продажи и сервисные центры.

Многие из стоящих ныне на приколе в портах Северного Ледовитого океана атомных подводных лодок были в свое время сооружены в Нижнем Новгороде. На знаменитом заводе "Красное Сормово" - одном из центров революции 1917 года - в самые активные периоды строительства подводных лодок работали 17 тысяч человек. Тогда в год собиралось до 10 подводных лодок. За последнее время количество работающих, сократилось там до чуть более 10 тысяч, и верфь смогла найти свой путь в гражданское производство. Основное место теперь занимает строительство озерно-речных судов; в прошлом году два из них были проданы в Германию. Если цены и в дальнейшем будут конкурентоспособны, то вполне можно было бы добиться того, чтобы здесь получил развитие один из мировых центров сооружения речных судов.

"Перестройка" экономики в Нижнем Новгороде движется вперед медленно, по представлениям некоторых западных умов, даже слишком медленно, но только шаг за шагом может быть создано что-то новое. Поколение тех, кому сейчас 30 лет, с каждым годом все ближе подступает к высоким постам, на которых принимаются решения. От способностей людей этого поколения, от их активного участия в делах Отечества и их ответственности перед обществом будет зависеть возможность успешного продвижения России по пути демократического правового государства и социальной рыночной экономики.

(ИТАР-ТАСС).

Hosted by uCoz