ПОТРЕБКООПЕРАЦИЯ

 

ПЕРВЫЕ ШАГИ РЕФОРМЫ. ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Ю.И.ЛЕБЕДЕВ,

вице-губернатор Нижегородской области, депутат областного Законодательного Собрания

 

. Среди пионерских,  реформаторских программ, начатых и работающих в Нижегородской области, программа реорганизации рай по выглядит едва ли не самой дерзкой. Потребительская кооперация принадлежит к наиболее консервативным социально-хозяйственным структурам нашего общества, истинным рудиментам отжившей экономической системы. "Взорвать" ее оказалось задачей не только сложной, но и опасной - слишком цепко держались за старые устои столпы Центросоюза. Ситуация, чреватая серьезными конфликтами, носила характер настоящей революции. С тем лишь отличием, что громадному числу участников, т.е. пайщикам потребкооперации, изначально был предоставлен свободный выбор: взять дело в свои руки, хозяйствовать по-новому, или, как прежде, позволять чинам из Центросоюза и облпотребсоюза "резать" или "стричь" себя, как бессловесное стадо.

К началу реформаторского процесса ситуация достигла абсурда. Конкретный пример, приведенный ниже, демонстрирует положение дел в райпотребкооперации, как в капле воды. Один руководитель района, сельский житель и, соответственно, бывший пайщик райпо, недавно рассказал на одном из совещаний типичную историю своих взаимоотношений с институтом потребкооперации. В магазин постучал очередной дефицит - диван, или телевизор, или шкаф для одежды- - и всякий раз ему предлагалось приобрести "книжку пайщика". И, как следствие, купить дефицитный товар. Таким образом, у него скопилось четыре книжки. Ну, не абсурд ли?

 

Несмотря на свое "четырежды членство", этот человек, равно как и все десятки тысяч пайщиков, отнюдь не являлся собственником своей законной (!) доли в кооперативном имуществе. Подчеркнем: законной доли. Это особенно важно, ибо основная цель реформирования потребкооперации

- именно исполнение закона, приведение системы потребкооперации в соответствие с Гражданским Кодексом РФ, возвращение пайщикам их собственности в виде имущественных долей, создание условий для практической реализации прав собственника и на этой основе - увеличение объемов производства сельхозпродукции и развитие торговли на селе.

Можно кратко сформулировать причины, побудившие начать реформы в системе потребкооперации. Таких причин, в основном, три.

Во-первых, критическое положение в сельской торговле. За два года, предшествующих началу реформ, число магазинов и предприятий питания уменьшилось на 369 объектов. Только в Шахунском районе к началу 1995 года не работало 24 сельских магазина из 55.

Во-вторых, "монопольное право" большинства райпо. На локальных рынках районов области доминируют 35 из 50 райпо (по данным антимонопольного комитета). Как естественное следствие, цены по основным группам товаров к магазинах райпо выше, чем в других торгующих системах. То есть извращена основная концепция потребительской кооперации, ее фундаментальный постулат: дешевые продукты и товары пайщиков.

Здесь мы подошли вплотную к третьей причине реформирования: нарушение основных принципов кооперации. Фактически произошло отчуждение собственников от собственности, от участия в управлении потребительским обществом. Работники потребкооперации (на 01.01.94 их число составляло 5% от общего числа пайщиков) владели собственностью в 49% всего имущества. При этом речь идет не о каком-то символическом имуществе, напротив, речь идет о больших средствах.

Однако имущество, приносящее доход, не приносило дивидендов на долю в уставном капитале: практически все заработанные деньги уходили в виде ежегодных отчислений на содержание центрального аппарата.

Вся эта уродливая система закономерно "поедала" самое себя: как торговля, так и заготовительный оборот в Нижегородской потребкооперации год от года снижался. В 1994 году около половины предприятий снизили объем продаж более чем на 40%. Объем заготовок дает динамику еще более выразительную: показатели по молоку упали за последние два года в 5,3 раза, по мясу - в 1,5 раза, по овощам - в 3,7 раза, по картофелю - в 11 (!) раз.

Примерно та же картина - в производстве продуктов питания. За тот же период времени (два года) выпечка хлеба на предприятиях потребкооперации сократилась более чем в два раза, производство колбасных изделий - в 1,4 раза, безалкогольных напитков - в 1,6 раза, консервов - в 3,6 раза.

Очевидно, что необходимы были серьезные меры, иначе говоря, - целостная программа реорганизации потребительских обществ в области. "Днем рождения" программы следует считать б декабря 1994 года. Это - дата распоряжения губернатора N 1679-р "О развитии потребительской кооперации Нижегородской области". Дело было поручено департаменту внешнеэкономических связей и ресурсов областмой администрации. Департамент совместно с группой специалистов Нижегородского коммерческого института разработал программу реформирования райпо на примере Шахунского района.

Почему Шахунья? Да потому, что именно в этом районе ситуация достигла "дна". Производственная деятельность фактически прекратилась, мощности использовались на 10%, торговля сворачивалась. Финансовое положение достигло катастрофы: только 2 из 13 предприятий райпо являлись платежеспособными. Банковская задолженность по краткосрочным ссудам составила на конец I квартала 1995 года около 1 млрд.рублей, залоговые обязательства по кредитам - 8.246,9 млн.рублей, или 85% от стоимости имущества райпо по состоянию на 01.01.95.

Правление райпо распродавало паевое имущество, ущемляя права пайщиков. Кроме того, был инициирован массовый выход пайщиков из общества под благовидным предлогом перерегистрации членов. По сути, это был грабеж среди белого дня. Численность пайщиков сократилась с 15.967 человек (1992 г.) до 5.954 человек (01.01.94).

Именно по этим причинам пилотный проект реорганизации райпо "достался" Шахунскому району.

12 апреля 1995 года состоялся распределительный аукцион. В результате образовалось 26 предприятий. 2 потребительских общества, 6 обществ с ограниченной ответственностью, 10 коммандитных товариществ, а также предприятия иных форм собственности. Пайщик, прежде бесправный, получил право самостоятельно распорядиться своей долей в имуществе райпо.

По доброй воле люди стали пайщиками или вкладчиками одного из вновь образованных предприятий.

Картину омрачало лишь одно: унаследовав от прежней системы имущество, люди унаследовали также и долговые обязательства бывшего райпо.

Времени прошло совсем немного, однако есть уже первые результаты, обозначившие явную тенденцию роста. Несколько цифр: совокупный объем товарооборота возрос на 63,4% (в том числе по розничной торговле - на 70,8%). Из 24 неработающих магазинов открылись 22. Созданы мини-пекарни, линия по производству макарон, открыта пельменная, обслуживаются школьные столовые. Значительно расширился ассортимент товаров в магазинах райцентра и сел района. Но особенно приятно, что Цены па основные продукты ,в среднем ниже, чем, например, в Уренском райпо (не подвергшемся реформаторским переменам.).

Часть кредитов погашена. Новые хозяева находят внутренние источники финансирования за счет быстрого оборота. Кроме того, ряд новых обществ использует заемные средства пайщиков, выплачивая им более высокий процент, чем Сбербанк. Ни один из тех, кто ступил на путь нового, самостоятельного хозяйствования, не выразил желания вернуться к прежней системе.

Это - в Шахунье, где пайщики составляют 12% от населения района. Не так уж много. Но сегодня мы имеем уже пример реформы потребкооперации в другом районе, с иными социальными показателями. Село Чернуха Арзамасского района на 50% состоит из пайщиков райпо. Ясно, что в этой ситуации экономическая и социальная роль реформы еще более значительна.

"Чернухинский вариант" несколько отличается от Шахунского, и это естественно: сколько районов, столько и различных моделей реформы. Право выбора реализуется не формально, а в полной мере, с учетом ситуации и желания пайщиков.

Чернухинское райпо обслуживало 25 населенных пунктов, имело в собственности 28 магазинов, универмаг, два кафе, овощехранилище, недостроенную хлебопекарню, склады, хлебокомбинат, прекративший выпуск продукции еще в ноябре прошлого года. Так же, как и в Шахунье, росли долги банку, падал товарооборот и прибыль. Кредиты банка к началу реформирования составили 314 млн.рублей, кредиторская задолженность - 628 млн.рублей (в том числе более 100 млн. - по зарплате).

16 июня 1995 года состоялся аукцион по распределению имущества Чернухинского райпо. Образовалось 14 новых предприятий: одно потребительское общество, 10 обществ с ограниченной ответственностью, три товарищества на вере (коммандитные).

Сегодня результаты следующие: несколько новых предприятий полностью Погасили кредиты, новые собственники приступили к ремонту магазинов, заготовили топливо к зиме, составили смету реконструкции универмага. В несколько раз увеличился товарооборот, значительно расширился ассортимент товаров. Для примера, 3 магазина, взятых бывшим председателем райпо, дают такой же товарооборот, как все Чернухинское райпо до реформирования.

В настоящее время при содействии областной рабочей комиссии начался процесс реформирования в Кстовском и Чкаловском райпо. Б ряде районов области (Сеченовском, Вачском, Навашинском, Шатковском) администрации районов совместно с правлениями райпо внимательно изучают финансово-экономическое стояние потребительской кооперации, выявляют основные причины убыточности, нарабатывают материал для подготовки к реформированию.

5 сентября 1995 года Законодательное Собрание Нижегородской области заслушало информацию о реорганизации потребительских обществ на примере Шахунского и Чернухинского райпо, признало такую реорганизацию перспективной для развития и укрепления торговли на селе, одобрило работу, проведенную администрацией области по данному вопросу, и предложило всем законодательным и исполнительным органам власти в районах использовать опыт реорганизации названных райпо.

Необходимо отметить, что правление облпотребсоюза на своем заседании 27 сентября согласилось с выводами Законодательного Собрания и рекомендовало правлениям райпо внимательно изучить Шахунский и Чернухинский опыт реформирования и совместно с администрациями районов определить необходимость реформирования райпо, исходя из конкретных условий и особенностей района.

Таким образом, мы считаем, что процесс реформирования потребкооперации движется вперед, а, стало быть, и торговля на селе оживится.

Hosted by uCoz