УРОКИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

 

"МИЛЬОН" ЗАБОТ И ДЕЛ

Местное самоуправление

-формировало гражданское общество

 

"Эпоха великих реформ" - 60-70-е годы XIX века - время, когда была создана новая система органов городского самоуправления. Городовое положение было утверждено императором Александром II в 1870 году. Экономическое развитие России требовало от муниципалитетов реального участия в управлении хозяйством. Это означало, что в их деятельности должны принять посильное участие все городские сословия. Но кого, кому и как избирать? В основу избирательной системы был положен определенный размер уплачиваемого в городскую казну налога.

Существовало три разряда избирателей: они делились на три неравные группы, каждая из которых уплачивала треть общей суммы городских налогов. При этом все разряды избирали одинаковое число городских гласных - так назывались депутаты Городской думы. Размер имущественного ценза оставался весьма высоким: так, в Москве избирательным правом пользовалось лишь 3 процента населения. В общем, законодателя устраивало традиционное преобладание в городском самоуправлении торгово-промышленного класса, политически достаточно инертного, слегка разбавленного представителями дворянства и других сословий.

Но городская интеллигенция избирательных прав не получила. Были предложения включить в число избирателей квартирохозяев. Это позволило бы вовлечь в городское самоуправление интеллигенцию, наиболее образованную часть населения. Но предложение не прошло. И до 1892 года учителя, врачи, университетские профессора не могли участвовать в городском самоуправлении.

Закон ввел территориальное деление избирателей. В каждом районе созывалось свое избирательное собрание. В 1892 году было принято новое положение. Оно требовало, чтобы собрание избирало в гласные только лиц, живущих на данной территории. Правда, норма эта вызвала жестокую критику и никогда не соблюдалась - находить разного рода обходные пути в России умели.

В 1895 году избирательное право было отнято у плательщиков податей и предоставлено только владельцам недвижимого имущества и владельцам торгово-промышленных заведений, имеющим право претендовать на звание купца первой гильдии. Число гласных в думе зависело от значительности города: если в Москве и Санкт-Петербурге их было 160, то в маленьких городах - не более 20. Исполнительный орган думы назывался управой. В нее, как правило, входило 3 члена, но в больших городах допускалось до 5 человек, в столицах - шесть, не считая председателя.

Особенностью городского самоуправления по реформе 1870 года было совмещение постов председателя думы и управы. Считалось, что это усилит позицию городского головы по отношению к центральному правительству. Но это же обстоятельство превращало городского голову в могущественную и безответственную фигуру городской власти. До 1892 года все городские головы избирались городской думой. А с 1892 года городские головы двух столиц с/га л и назначаться правительством из числа кандидатов, представленных думой.

В компетенцию органов городского самоуправления входил весьма широкий круг культурно-хозяйственных дел - дума заботилась о благоустройстве города, о местной торговле и промышленности, Городском здравоохранении и народном образовании, принимала меры против пожаров, пыталась сохранить культурные объекты, устраивала библиотеки, музеи, театры... Входила в заботы городского самоуправления и городская канализация, муниципальный транспорт. Правда, даже к 1917 г. похвастаться такими признаками цивилизации могло лишь десятка два российских городов.

Специфически складывались взаимоотношения городского самоуправления с правительственными властями. С одной стороны, самоуправление действовало независимо, формировало самостоятельный бюджет, подбирало наемных служащих, имело статус юридического лица, что позволяло обращаться в суд /для защиты нарушенных прав. С другой стороны, обязательно было утверждение губернатором или министром внутренних дел (в зависимости от статуса города) важнейших постановлений городских  дум, утверждение назначений на ключевые посты в управах, контроль за благонадежностью наемных служащих.

Особой формой взаимодействия между властями правительственными и городским самоуправлением были так называемые "всеподданнейшие адреса". За неимением иных каналов эти адреса постепенно превращались в средство выражения общественного мнения. Случалось, что они содержали изрядный запас, "свободомыслия". Такие адреса правительство не рассматривало. Но правительство пугали даже адреса весьма умеренные, лишь с легким налетом либерализма. Для них в те годы появился даже особый термин: "не целиком верноподданические".

Строго говоря, органы городского самоуправления являлись особой частью системы органов государственного управления. Это подтверждал и статус служащих городского самоуправления - они получали право на государственную пенсию и вообще считались госслужащими. Неудивительно поэтому, что губернаторы считали городские думы своеобразными исполнительными органами при губернском правлении.

Конфликты случались очень часто и далеко не всегда разрешались в пользу губернаторов. Правительство старалось ограничить возможности распространения подобной информации.

Так, в 1888 году редакторам периодических изданий был вручен Циркуляр Главного управления по делам печати, запрещавший обсуждать административные меры одесского генерал-губернатора, который столь грубо нарушил закон, что его постановление, было отменено самим министерством внутренних дел, не желавшим доводить дело до суда.

Исследователи органов городского самоуправления в России XIX - начала XX веков часто пеняют им за не слишком высокую эффективность, отсутствие революционных изменений в городском хозяйстве за 40 лет существования городских дум и управ. Наверное, упрек этот справедлив.

Следует лини) учесть, что эти учреждения не могли ограничиваться только хозяйством. В России не было институтов политического представительства. Это заставило городское и особенно земское самоуправление заниматься и политикой.

Гласные-депутаты внесли существенный вклад в формирование в России гражданского общества. Именно поэтому современная государственная реформа уделяет так много внимания местному самоуправлению, которое в состоянии не только упорядочить хозяйственную жизнь на местах, но и ослабить извечный российский конфликт между "обществом" и "государством".

 

Людмила ЛАПТЕВА.

Hosted by uCoz