ПРОБЛЕМА И СУЖДЕНИЯ

-

В ОБЛАСТИ - ВОЛОСТЬ, В ВОЛОСТИ - УЕЗД...

Вопрос о необходимости укрупнения субъектов Нижегородской области и перехода к уездам и волостям вместо районов и сельсоветов мне приходилось ставить уже не раз. Причем считаю, чем раньше мы это сделаем, тем будет лучше. Попробую это обосновать.

В настоящее время в Нижегородской области 52 субъекта, из них 48 - сельские районы. Однако из районных центров не более 15 имеют значительный, не сильно отличающийся друг от друга промышленный потенциал. В основном именно они явились центрами притяжения (если не считать Н.Новгород и Дзержинск) основной части населения Нижегородской области, мигрирующего из отсталых, ставших малонаселенными районов. Тяготение к этим центрам обусловлено в основном более высоким здесь уровнем жизни, культуры, образования, здравоохранения, наличием достаточного слоя квалифицированной интеллигенции, управленческих .кадров.

Что касается остальных районов, то причинами их отсталости обычно называют неразвитость инфраструктуры, низкий уровень технологической оснащенности производств и т.д. На этом основании главы администраций районов выбивают из областного бюджета дотации и льготы. Средства же используются обычно неэффективно, даже с учетом сложившегося в районе уровня развития производительных сил. Вывод очевиден: причиной отсталости таких районов является отсутствие квалифицированных кадров, прежде всего в администрациях районов.

Уповать на быстрое решение кадровой проблемы ни путем повышения квалификации, ни путем подготовки новых кадров не следует. Старые кадры уже не способны в полной мере освоить новые технологии управления, а на подготовку новых кадров и приобретение ими достаточной квалификации нужно время. Количество людей, способных работать в сфере административно-территориального управления, с учетом предъявляемых к ним требований психологического и нравственного характера, весьма ограничено, причем способных управлять на уровне района гораздо меньше, чем на уровне сельсовета. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в бизнесе многие специалисты могут обеспечить себе несравненно большие доходы.

Сравнительно быстро и заметно поправить положение в отсталых районах могли бы только огромные инвестиции, часть которых можно было бы использовать для переманивания квалифицированных кадров из других мест. Где взять такие инвестиции? Даже если выделение таких инвестиций из областного бюджета окажется возможным, еще надо посмотреть, а не приведет ли это к сильному кадровому оголению сложившихся центров притяжения и развитию в них негативных процессов. Так не лучше ли областным властям сосредоточить свои непосредственные усилия по повышению благосостояния и выравниванию уровня жизни населения только на этих сложившихся центрах, предоставить им статус уездных, подчинить им территории упраздняемых малонаселенных районов и дать им возможность самым думать, как повысить благосостояние людей в приданных им волостях?

Можно предположить, что при сохранении существующего административно-территориального деления, в связи с введением новой системы местного самоуправления и расширением его прав, в частности, в сфере налогообложения, разница между уровнем жизни в развитых и отсталых районах будет еще более увеличиваться. Образование же в Нижегородской области 10-15 уездов было бы на пользу и развитым районам, так как уезд будет более самодостаточной территориальной единицей, чем нынешний район Причем самодостаточность можно будет обеспечить на более высоком научно-техническом и культурном уровне. Уезды будут соревноваться между собой в деле повышения благосостояния почти на равных.

В пользу укрупнения административно-территориального деления области можно привести и другие аргументы.

Нынче районы оказались в еще более неравном положении в связи с уменьшением численного состава областного законодательного органа власти с 250 депутатов до 45, что даже меньше числа субъектов Нижегородской области. Это привело к тому , что один депутат должен отстаивать на областном уровне интересы нескольких сельских районов.

Ясно, что он будет действовать в интересах прежде всего того района, в котором проживает. Но интересы одного района должны отстаивать не менее двух, а скорее, трех депутатов. Тогда большинство депутатов смогло бы работать на благо населения всей Нижегородской области, а не только заниматься лоббированием в интересах своих районов или каких-либо корпораций Резкое укрупнение районов позволило бы решить эту проблему без существенного увеличения численности депутатского корпуса.

При наличии большого числа субъектов Нижегородской области губернатору, его заместителям, главам департаментов, председателю Законодательного Собрания и т.д. очень трудно составить даже общие представления о положении дел в каждом из этих субъектов. Л без этого не может быть обеспечена системность управления. Здесь имеется прямая аналогия с известными рекомендациями психологов иметь руководителю в непосредственном подчинении не более 7-10 человек.

При нынешнем административно-территориальном делении требуется огромная армия чиновников, начиная с сельсоветов и кончая областной администрацией, что приводит не только к слишком большим затратам на их содержание, но и к некачественному выполнению ими своих функции.

Кое у кого могут возникнуть сомнения: а не приведет ли такое укрупнение, административно-территориального деления к дополнительным сложностям для населения? Например, к тому, что придется преодолевать большее расстояние для получения справки, документов? Действительно, это не исключено. Однако при правильном распределении функций между уездными и волостными центрами негативные последствия укрупнения можно свести к минимуму, и они не будут идти ни в какое сравнение с полученными в результате выгодами. Если уж в далекие, бездорожные времена существовавшее тогда деление губернии на уезды и волости считалось вполне приемлемым, то нынче, при наличии развитой системы транспорта и связи, единицы административно-территориального деления должны быть, казалось бы, крупнее, но уж никак не мельче.

Пожалуй, доводов за переход к предлагаемой новой системе административно-территориального деления приведено предостаточно.

Но возникает вопрос: когда лучше всего это сделать? На мой взгляд, выборы в органы местного самоуправления должны происходить уже исходя из новой системы. Сейчас, когда главы районных администраций назначены, а не избраны, провести такую реформу административно-территориального деления не составит особого труда. Позже это будет сделать намного сложнее. И главным препятствием будут сугубо личные интересы избранных глав районных администраций.

В.МАСЛОВ,

доцент кафедры системного анализа

 Волго-Вятской академии

государственной службы.

Уникальные практики омоложения - аппараты для rf лифтинга. Косметологическое оборудование.
Hosted by uCoz