РОЛЬ ПРАВОВОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление В.В.ОЛЬНЕВА

(начальник правового управления

3аконодательного Собрания Нижегородской области)

 

Многоуважаемые коллеги!

Можете мне поверить, как приятно человеку, поседевшему, можно сказать, на аппаратной работе, услышать сегодня столь много хороших, заинтересованных и многозначительных слов об этом самом аппарате. Это тем более важно, что за долгие годы это слово многократно попадало в различные суды-пересуды, да я и сам прежде не раз на эту тему говорил. Поэтому признание важности и необходимости работы аппарата, звучавшее во многих выступлениях на нашем международном форуме, очень дорого.

Однако строгие рамки регламента не позволяют отклоняться от темы, поэтому попытаюсь здесь сказать о самом главном, о том, что мы вряд ли сможем и вряд ли успеем высказать на секционных заседаниях.

Вы, возможно, помните - был такой очень хороший российский фильм - "Доживем до понедельника". Там один старшеклассник говорит, что счастье - это когда тебя понимают. Я не рискну сказать, что все мы счастливы. Но мне здесь, в аппарате нашего Законодательного Собрания, работать очень приятно, потому что депутаты нас понимают. И это их понимание недавно выразилось в очень конкретном шаге, который депутаты предприняли. Осенью прошлого года нас преобразовали в отдельное звено аппарата Собрания - в правовое управление. А чтобы оставшиеся от юридического отдела кадры не ушли в различные суды (хотя и суды тоже надо укреплять!), депутаты пошли и на другой серьезный шаг - повысили нам зарплату по сравнению с другими работниками аппарата. В ответ на это понимание нам не остается ничего иного, как постараться оправдать этот аванс и, в меру своих сил и возможностей, в тех рамках, которые регулируют наше положение и деятельность, постараться работать больше и лучше. Конечно, что-то у нас получается, а что-то и не получается, и над чем-то еще предстоит очень серьезно поработать. Вот об этом будет речь впереди.

Работа нашего правового управления в Законодательном Собрании состоит из многих аспектов. Задачи многогранны, и методы их решения - тоже. Обо всем я говорить не буду, так как очень подробно наш статус правового управления и задачи изложены в документах, которые сегодня предложены вашему вниманию. Там сказано буквально обо всем, поэтому я повторяться не буду, коснусь лишь самого главного. Если же останутся у вас вопросы, их можно будет выяснить в перерыве, в нашем правовом управлении, или по телефону, или письменно. Я надеюсь, мы будем с вами и дальше поддерживать контакты, особенно с нашими коллегами.

Среди многочисленных, как уже говорилось, задач нашего правового управления есть три основных.

Во-первых, это правовое обеспечение работы самого Законодательного Собрания, его пленарных заседании; это правовая экспертиза, подготовка проектов законов, постановлений, которые выносятся на рассмотрение Законодательного Собрания.

Вторая задача - правовое обеспечение деятельности комитетов и депутатов Законодательного Собрания. С этой целью недавно, в марте текущего года было принято специальное распоряжение председателя Собрания, которым все работники правового управления закреплены за каждым комитетом и комиссией Законодательного Собрания. Это сделано для того, чтобы уже на ранней стадии прохождения проекта нормативного правового акта через комитеты мы участвовали в работе над ним и помогали депутатам определиться в рамках установленного законодательством. Считаем, что этот шаг очень полезен и просто необходим при разработке предварительных документов в комитетах.

И, наконец, третья важнейшая задача, которую призвано решать наше правовое управление - это работа с многочисленными проектами федеральных законов, которые направляются из центра всем субъектам Федерации. Конечно, работа с ними требует очень много времени, но, тем не менее, во-первых, это очень интересно, во-вторых, полезно для самой области. Для того, чтобы справиться с огромной массой законопроектов, поступающих к нам на рассмотрение, Законодательное Собрание приняло специальное постановление о порядке работы с проектами федеральных законов, в результате эта работа была несколько упорядочена. Почти по 300 из поступивших к нам проектов от нашего Законодательного Собрания ушли предложения в Госдуму. По небольшому количеству проектов нами было высказано решение, что это компетенция субъектов Федерации, а не Российской Федерации. Несколько десятков законопроектов сейчас находятся на доработке.

Таковы эти три основных направления нашей деятельности, и больше я не буду на них задерживаться.

Законотворчество, как и всякое иное творчество, немыслимо без творческих мук. И когда эти муки творчества у наших депутатов возникают, мы считаем, что это идет на пользу качеству нашей работы.

Конечно, бывают у нас шероховатости, бывают споры, после которых мы получаем, как правило, хорошие документы и продолжаем действовать дальше, как говорится, пожимая друг другу руки.

Несколько слов о проблемах, которые предстоит разрешать совместно с депутатами - по совершенствованию уровня наших отношений в дальнейшем.

Я не скажу, что сложившаяся сейчас структура правового управления совершенна и окончательна. Нет, она в будущем также будет подвержена некоторым изменениям. В частности, мы должны поработать над вопросами контроля. Не знаю, как в Канаде, а мы, русские, еще и сами себя контролировать должны. И не только мы, руководители, должны сами себя контролировать. При всей добросовестности наших работников и за ними необходим контроль руководителей. Видимо, над этим надо думать. Мне, например, ясно, что и с моей стороны необходим более жесткий контроль за исполнением моих просьб, поручений, указаний работниками управления. Видимо, для этого надо вводить в управлении должность начальника секретариата, чтобы улучшить контроль за прохождением и исполнением документов.

Далее. Условия работы, к сожалению, у нас далеки от совершенства. Но мы сейчас эту проблему решаем через руководство Собрания, мы недавно получили дополнительные площади, что, конечно, повысит нашу отдачу.

О кадрах. Сейчас у нас работают люди с высшим образованием, есть два кандидата юридических наук, есть кандидат исторических наук. Но мы думаем, что нам надо обязательно заниматься самообразованием. После летних отпусков мы начнем собственную учебу в правовом управлении, это тоже послужит дальнейшему улучшению нашей работы. И, конечно, будем более настойчиво выступать по этим вопросам перед руководством нашего Законодательного Собрания.

Хотелось бы также поддержать в этом плане выступление руководителя московской делегации - необходимо наладить более тесное взаимодействие аппаратов представительных органов власти и, в частности, их правовых служб. В доперестроечный период, при всем несовершенстве прежнего Верховного Совета нас, руководителей правовых служб областных Советов, регулярно, раз в квартал вызывали на семинары в Верховный Совет Российской Федерации.

Я не берусь строго судить, но, по моему мнению, наши областные правовые службы в значительно большей степени работают на федеральные органы, чем на субъект Федерации. Ведь главное в нашей повседневной деятельности - строго следить за соблюдением Конституции, следить, чтобы проекты местных законов не входили в противоречие с нашей Конституцией, с федеральными законами. Из-за этого у нас нередко возникают жаркие споры. Бывает тяжело, если представленный проект противоречит ранее принятым законам, противоречит Конституции. А этого допускать нельзя. А раз так, то и мы стойко боремся за соблюдение федерального законодательства, и этим мы оказываем непосредственную помощь Федеральному Собранию. Поэтому со стороны федеральных властей к нам внимания должно быть больше: не раз в полгода собирать нас, а посолиднее это организовать, как для оживления обмена опытом, так и с точки зрения обеспечения нас современной технической и нормативной базой. Ведь мы общим делом занимаемся, и Федерация должна активнее участвовать в повышении наших возможностей. Раньше нас регулярно собирали, надеемся, что и нынешний состав Госдумы об этом позаботится. Мы просим представителей Государственной Думы эти наши пожелания передать руководству, польза от такого решения будет взаимная. Несомненно, это положительно скажется на качестве работы.

Еще один вопрос, который нам необходимо сообща рассмотреть. Речь идет о составе аппарата представительных органов субъектов Федерации. Посмотрите, какая интересная ситуация: в какой-то области представительный орган имеет аппарат из 15 человек, а в другой - 150. Или возьмем правовую службу: у нас сейчас 18 работников в управлении, а где-то всего 3-5 работников. Если даже исходить из разного количества населения, все равно несуразица получается. Допустим, у нас депутаты понимают, что нашему Законодательному Собранию нужна серьезная многочисленная правовая служба. А в других областях? И кто скажет, какое должно быть оптимальное количество? Почему-то у нас есть научно обоснованные нормы на то, сколько должно быть мест в больнице, сколько рабочих мест в магазине, есть нормы на что угодно, а тут - вроде бы гадаем, кому как вздумается! Ведь кто-то определил, что в Государственной Думе должно быть и большое правовое управление, и, кроме того, должен быть юридический аппарат в каждом Комитете? Из чего исходили?

Поймите, ведь не о себе душа болит. Еще раз повторяю: чем больше у нас работы, тем менее качественно работаем по конкретным документам. Я не говорю, что для улучшения работы нужно делать именно так, как у нас, но хотелось бы, чтобы и в других Законодательных Собраниях коллеги-юристы жили чуть полегче, а для этого их надо иметь побольше. Думаю, что все же надо бы нам внести в итоговый документ нашего семинара предложение в адрес федеральных органов - заполучить, в конце концов, какую-то научно обоснованную, оптимальную, "умную" структуру аппарата, в том числе и правовой службы. Иными словами, субъектам Федерации были бы очень полезны обоснованные научные рекомендации со стороны федеральных органов по структуре и численности аппарата.

Есть еще одно пожелание в адрес наших гостей из Государственной Думы: нам бы хотелось более оперативно получать оттуда подкрепление и в плане нормативной базы, пока в России речь не зашла об издании Свода законов. Дело в том, что каждый новый состав представительного органа государственной власти Российской Федерации по-своему переделывает законы, принятые предыдущим составом. Поэтому сейчас ввести Свод законов сложно. И если бы правовые службы федеральных органов власти помогли правовым службам субъектов Федерации с обеспечением правовой базой, это была бы для нас большая поддержка.

Проведение совместного российско-канадского семинара по вопросам оптимизации парламентской деятельности не только позволило нам здесь увидеть и услышать, что называется, "живьем" великолепных мастеров своего дела из Канады и ознакомиться с богатым опытом их работы. Мы убедились еще и в том, что нам очень необходимо обобщение опыта такой работы у нас, в России. Считаю, что такой обобщенный опыт будет очень полезен всем нам. И, видимо, такие мероприятия - региональные, межрегиональные, международные - нужно проводить регулярно.

На первом пленарном заседании российско-канадского семинара было принято решение о создании редакционной комиссии для выработки проекта итогового документа семинара во главе с заместителем председателя Законодательного Собрания Нижегородской области А.Н. Листковым.

С учетом состоявшегося на семинаре обмена мнениями и предложений сопредседателей секционных заседаний итоговый документ был подготовлен редакционной комиссией и принят на заключительном заседании семинара.

Ниже публикуется полный текст итогового документа российско-канадского семинара.

 

Hosted by uCoz