ЧЕТЫРЕ ТРУДНЫХ ГОДА

 

 

Четыре года минуло с тех пор, как нынешняя Администрация Нижегородской области приступила к исполнению своих обязанностей. Реальная обстановка тех дней, сложившаяся к концу 1991г., диктовала нам нелегкий выбор нуги, который определялся весьма сложными стартовыми условиями. Это:

-  жесточайший кризис обращения денежной наличности;

-  кризис неплатежей;

-  пустые прилавки, бесконечные очереди и талоны;

-  угроза массового забоя скота и подрыва сельскохозяйственного производства;

-  табачные и водочные бунты;

-гиперинфляция, уничтожающая доходы граждан и оборот­ные средства предприятий, которая уже становилась зримой реальностью;

- апатия власти, разрушающая веру люден в будущее.

Общеэкономические проблемы: отсутствие собственных сырьевых ресурсов, перегруженность области оборонными производствами, обрыв хозяйственных связей, жесткая зависимость доходов бюджета от состояния нескольких крупных предприятий, острая зависимость от внешних поставок продовольствия. И все' .что на фоне распада и развала СССР, центробежных макрополитических тенденций на его территории вот та реальность, в которой мы находились на исходе 1991 г., вот те проблемы, которые весомо и грубо стояли перед нами, вот та позиция, с. которой нам пришлось начинать.

Поэтому в концептуальных, основополагающих решениях мы исходили из того, что долг и обязанность власти • действовать так, чтобы в условиях кризиса поддержать каждого конкретного человека настолько, насколько это в принципе возможно, инициировать такие социальные и экономические процессы, которые стали бы основой последующего развития, создавать перспективу, будущее и для области в целом, и для каждой семьи, и для каждого из нижегородцев в отдельности.

Каковы основные результаты этой работы?

Начну с уровня жизни наших нижегородцев. Сегодня принципиальным является отношение средней оплаты труда с учетом выплат социального характера к прожиточному минимуму трудоспособного населения, в %, что характеризует покупательную способность населения. По России в среднем и по области это - 169%.

Утяжеленная структура производства, наличие большого числа оборонных предприятий, традиционное для Нижегородской области бюджетное "донорство" - вес это в условиях переходной экономики приводит к массовой безработице, стагнации, падению уровня жизни.

Тем не менее, сегодня мы живем, так же, как вся Россия в среднем. Меньшая,, на 17% ниже, чем в России, зарплата компенсируется меньшим, на 16%, прожиточным минимумом.

В июле 1995 года средняя оплата труда в России составляла 558,4 тысячи рублей. В Нижегородской области .165,7 тыс.рублей. Для сравнения: в Кировской области - 399 тысяч, а в Ивановской - 35Л тысячи рублей.

Учитывая  попытки  некоторых недобросовестных финансовых институтов присваивать и обращать на собственную пользу трудовые сбережения населения, исходя из безусловной приоритетности интересов рядовых граждан, а также и общеэкономических интересов области, администрация разработала и реализует систему мер по защите вкладов населения, направленных на повышение уровня жизни в области Уже действует, в частности, не имеющая аналогов а стране схема частичной компенсации денежных вкладов обманутых вкладчиков, получившая одобрение, на федеральном уровне.

Сложности с оплатой труда заставили нас в корне изменить и решение вопросов социальной защиты населения.

Сегодня социально-ориентированная экономическая поли­тика в Нижегородской области направлена, к первую очередь, на поступательное наращивание доли средств, выделяемых на целевую поддержку наиболее уязвимых слоев населения, капитальные вложения в социальную сферу, социальное развитие. Так, доля средств бюджета, выделяемых на социальные нужды, составила следующую картину: в 1992 г. - 65%, 1993 г. - 73.1% и в 1994 г. - 77%.

Стремясь к тому, чтобы социальная политика более конкретно учитывала интересы всех слоев населения, конкретных людей, Администрация области совместно с органами представительной власти определила основные задачи и приоритеты в сфере социальной защиты населения и снижения социальной напряженности в обществе и направила1 свою деятельность на решение следующих задач:

1. Разработка приоритетов социальной поддержки.

2. Оперативное выделение социально-значимых контингентов, непосредственное осуществление наиболее рациональных форм социальной поддержки населения.

3. Формирование концепции социальной защиты населения области

4. Оценка состояния социальной статистики и , прежде всего, введение оперативной системы социальных индикаторов (23 группы показателей). Переход от дотаций к целевым выплатам.

5. Организация системы социальной защиты  населения,  ее техническое и  программное  оснащение,   улучшение  материальной базы учреждений социальной защиты.

В результате принятых мер только за 1994 год на реализацию программ было ассигновано 344468,6 млн. рублей.

Всего реализуется порядка 50 программ по социальной защите, из которых наиболее значимы следующие:

- регулярно индексируются ежемесячные пособия на питание беременным, женщинам,

- введено с октября 1993 года социальное пособие для малоимущих, ежемесячно его получают 250-300 тыс. человек, расход на выплату составляет 5-7 млрд. рублей;

- для усиления защиты молодых семей и повышения их социальной активности администрацией области приняты постановления, направленные на упорядочение платы за содержание детей в дошкольных учреждениях и повышение материальной поддержки беременных женщин и молодых матерей; увеличен размер областного пособия, выплачиваемого на одного ребенка: от 1 млн. руб. на первого и до 1.3 млн. руб. на второго и третьего;

- установлен бесплатный проезд городским транспортом для пенсионеров.

- введено дополнительно к федеральному единовременное пособие на рождение ребенка в размере: 5 минимальных зарплат на 1-го ребенка, 10 минимальных зарплат - на 2-го и 3-го ребенка; при рождении четвертого и последующих детей размер пособия определяется комиссией по назначению социальных пособий органов исполнительной власти с учетом социального статуса семьи.

Осуществлены крупные меры по развитию инфраструктуры социальной защиты. В результате мощность социальных учреждений социального обеспечения для детей и взрослых в течение последних 3-х лет увеличилась почти в 2 раза.

Решен и решается ряд других проблем. Таково положение дел в прошлом и настоящем, а вот планы на будущее:

- перейти от многообразия различных компенсаций, льгот и выплат к единому принципу материальной и моральной поддержки слабозащищенных слоев населения;

- создать в каждом районе, исходя из конкретных социальных и экономических условий, необходимые звенья социальной инфраструктуры: дом милосердия, муниципальный центр, учреждения реабилитации детей и др.

- в каждом районе создать научно обоснованную систему реабилитации инвалидов; ваять на учет всех слабозащищенных, нуждающихся в персональном уходе: на дому;

- продолжить развитие информационной системы социальной защиты населения;

- создать банк данных на каждую семью и на этой основе перейти на унифицированную систему патронажа и поддержки семьи;

- продолжить внедрение сетевого режима обработки пенсионной информации;

- добиться того, чтобы каждый рубль, направляемый на цели социальной поддержки, давал максимальную отдачу, чтобы каждый пенсионер, инвалид, каждый нуждающийся в социальной помощи получал пенсии, пособия, все иные выплаты и виды помощи томно в срок и в полном объеме.

Не менее сложные вопросы пришлось за минувшие четыре года решать Администрации при решении проблемы занятости населения.

Занятость, вслед за обеспечением достойного уровня жизни и адресной социальной поддержкой, является важнейшим приоритетом нашей работы.

Уже в августе 1991 года образован Областной центр занятости населения, который в течение 4-х лет разрабатывает и осуществляет единую политику обеспечения занятости на территории области. Разработана комплексная программа обеспечения занятости -

Как результат, одновременно с реализацией в области институциональных преобразований и на фоне общего спада производства, уровень официальной безработицы в течение 3-х лет, с 01.93 по 08.95, удалось поддерживать на уровне не более 3,2%

Администрация значительное внимание уделяла техни­ческому перевооружению и улучшению материальной базы службы занятости.

Идет формирование рынка труда, ведется учет вакантных рабочих мест и их профессиональной структуры, вводятся новые технологии управления рынком труда, такие, например, как ярмарки вакантных мест, что позволяет укрепить связи служб занятости с работодателями, ввести в практику поиск подходящей работы самими безработными, расширить информацию о состоянии регионального рынка труда.

Только за последние полтора года через бюро и центры занятости:

-  трудоустроено около ,50 тысяч человек;

-  пособие по безработице получают около 40 тысяч человек;

-  за счет льготных кредитов предприятиям создано более 15 тысяч рабочих мест;

-  осуществлена  подготовка  и  переподготовка более 3 тысяч человек, потеря вши х работу;

-  регулярно проводятся ярмарки вакантных рабочих мест, в которых, участвовало более 10 тысяч человек.

И все-таки со мной согласятся многие, что во многом успешное: решение социальных вопросов зависит от успешного выполнения промышленных и сельскохозяйственных программ. Что же мы имеем сегодня здесь?

Промышленность. За 9 месяцев т. г. наиболее успешно работали и реально развивались отрасли:

- химической и нефтехимической промышленности, в которой рост индекса физического объема производства составил за этот период 107,2 %;

-  машиностроение - 101,3%;

- лесная,   деревообрабатывающая,   целлюлозно-бумажная 119,2 %;

-  пищевая промышленность - 111,2 %;

- алкогольные напитки - 134%.

Потери рабочего времени в области почти в 2 раза ниже, чем в среднем по России.

В 1992 году промышленностью производилось 83% совокупного валового продукта области. В отраслях материального производства формировалось около 89% всех материальных затрат. Третья часть промышленного потенциала приходилась на оборонный комплекс.

Относительно небольшой спад промышленного производства в 1993г. (около 11,5 % по отношению к 1992 г. по области и 16,2% в среднем по России) далеко не означал относительного благополучия на всех предприятиях области.

Кризис в промышленности области был гораздо глубже и масштабнее и, в принципе, соответствовал его уровню по промышленности России в целом. Всего было снижено производство в 75 из 115 наблюдаемых наименований продукции. Снижение объемов производства сопровождалось одновременным ростом цен на производимую предприятиями продукцию. Ежемесячно индекс цен на продукцию увеличивался в среднем на 20-30 % и в целом за год составил 1026,8%.

Критическая ситуация складывалась по неплатежам за электроэнергию и тепло.Росли объемы несвоевременно выдаваемой заработной платы.

Меры, реализованные Администрацией, позволили, тем не менее, в основном преодолеть эти негативные тенденции и создать основы для стабилизации .и начала роста объемов производства в ряде отраслей.

В целях более оперативного и эффективного ведения работ с промышленными предприятиями области распоряжениями Губернатора еще в начале деятельности Администрации пыли созданы специализированные органы из представителей испол­нительной власти, руководителей предприятий и организаций, ведущих ученых и специалистов региона, сыгравшие позитивную роль в преодолении кризисных явлений в промышленности:

* Рабочий областной совет по антикризисным мерам;

* Постоянная межведомственная комиссия по развитию и размещению производительных сил на территории области;

* Межведомственная комиссия по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий.

На основе оперативного изучения обстановки на ведущих предприятиях области данными органами вырабатывались и рекомендовались к исполнению конкретные меры по стабилизации положения на этих предприятиях. Однако современное положение нашей промышленности вынудило нас, выработать и принять план основных мероприятий в сфере промышленной политики. Вот как они выглядят:

* Интенсификация работ по созданию финансово-промышленных групп и других объединений с широким применением картельных соглашений и других форм сотрудничества.

* Разработка и реализация межотраслевых соглашений, направленных на упорядочение системы расчетов и сдерживание росте цен.

* Установление, начиная с 1994 г., пониженной (21%) ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет области.

Привлечение к участию в федеральной и региональной программе "Нижегородские автомобили" около''25 предприятий области.

* В рамках помощи предприятиям оборонного комплекса, по предложению Администрации, Законодательное собрание приняло Постановление № ШВ от 17.10.95 г. "О стимулировании экспорта продукции предприятий области", которым предоставлены налоговые льготы оборонным предприятиям, занимающимся экспортными поставками производимой ими продукции.

* Создание на базе нижегородских предприятий оборонного комплекса промышленности безналоговых территориально-производственных зон.

Теперь о топливно-энергетическом комплексе.

Несмотря на прекращение финансирования из федерального бюджета газоснабжения, в области за 1992-1995 годы Администрации удалось организовать строительство 1894 км газопроводов и газификацию 100,1 тысяч квартир. Продолжается работа по газификации северных районов.

Говоря о теплоснабжении, надо подчеркнуть, что мы в 1992 году, в связи с прекращением действия системы распределения топливно-энергетических ресурсов из Центра, ввели обязательное переоформление разрешений на дальнейшее использование топлива (топливных режимов) котельными, ТЭЦ и другими топливопотребляющими установками. Проведен тендер по безъядерному использованию площадки бывшей ГАСТ.

И все-таки одна из главных задач - бесперебойное снабжение топливом населения, жилищно-коммунальных и промышленных потребителей. Предоставляются льготные кредиты за счет областного бюджета и Фонда энергосбережения на заготовку топлива в летнее время для котельных, обеспечивающих теплоснабжение социальной сферы. За К) месяцев т. г. было выделено из бюджета в виде кредитов около 8 млрд. руб. Ежегодно департаментом ТЭК осуществляются протекционистские меры, направленные на получение топлива с АО "НОРСИ" потребителям области на льготных условиях.

Указанные меры позволили иметь в районах области на начало каждого отопительного сезона запасы топлива, максимально приближенные к нормативным, и обеспечить прохождение . зимних "максимумов" без серьезных сбоев в теплоснабжении региона.

Несколько слов о нефтепродуктообеспечении.

В текущем году реализована схема "товарного кредита" сельскохозяйственным предприятиям области в счет платежей АО "ЫОРСИ" в федеральный бюджет, в результате чего обеспечено своевременное проведение весенне-посевных и уборочных работ. Уровень цен на ГСМ в области, как правило, не превышал средних по РФ, хотя устанавливался несколько выше цен в соседних регионах в целях исключения вывоза нефтепродуктов за пределы области.

В планах дальнейшего развития энергетического комплекса мы предусматриваем качественное, сокращение дефицита генерирующих мощностей и своевременную замену оборудования, выработавшего физический ресурс, проводится организационная работа по реконструкции и расширению всех электростанций, в том числе намечается:

1996 год - ввод первого в области энергоблока фирмы "Siemens" с повышенным КПД мощностью до 150 МВт на Дзержинской ТЭЦ;

1997 год - ввод блока мощностью 50 МВт фирмы "АВВ" на Ново-горьковской ТЭЦ (г.Кстово);

Пуск в 1998 году первой очереди новой электростанции взамен морально и физически устаревшей Игумновской ТЭЦ;

Перевод Сормовской и Автозаводской ТЭЦ с мазута на природный газ в 1997-1998 годах.

Планируется дальнейший поэтапный ввод и замена мощ­ностей на других электростанциях.

Ну, а теперь несколько подробнее о деятельности агропромышленного комплекса.

У нас валовое производство сельхозпродукции снижалось в Нижегородской области менее значительно, чем в среднем по России. Вот данные по РФ и нашему региону по сокращению производства на душу населения в динамике - 1994 год в % к 1990 году:

                                                 РФ              Нижегородская область

 производство мяса              на 32%                      на 26%

производство молока          на 24.5%                    на 19.6%

производство яиц                на 20%                       на 11.6%

производство зерна             на 30%                       на 18%

Отрадно отметить, что производство основных видов продукции за последние 5 лет в личных подсобных хозяйствах возросло:

-  по мясу - на 122,6%; по молоку на 126,1%; по картофелю в 2.2 раза; по овощам - на 169,2%.

Поддержку в размере до 100000 рублей на 1 га пашни получили 36 реформированных хозяйств в сумме. 8905 млн. рублей. 10 предприятий, имеющих стабильное финансовое положение, получили льготный кредит в размере 120 тыс. руб. на 1 га пашни общей суммой 1830 млн., рублей. Только за два последних года увеличились площади под пшеницу:

1994 год - 172 тыс. га, 1995 год - 194 тыс. га, на 13% больше;

-  под озимую пшеницу:

1994 год - 73 тыс. га, 1995 год - 150 тыс. га, более чем вдвое;

В целом под зерновые:

1994 год - 775,3 тыс. га, 1995 год - 873 тыс. га, на. 13% больше.

А вот какие меры, принятые Администрацией для поддержки и развития АПК в 1992-1995 гг., помогли здесь положительному изменению дел. За 1993-1995 гг. был пущен в работу 281 объект малой переработки сельхозпродукции на местах ее производства: миницеха по переработке мяса, молока, хлебопекарни; построено 30 мельниц, до конца года будет введено еще 4.

В ряде мест объекты малой переработки, например, мельница фирмы "Агролее" в Краснобаковском районе, приняли на себя основную роль по обеспечению территорий продовольствием. И сняли напряженность в бесперебойном снабжении населения.

Администрацией области передан сельским труженикам Средней рынок, создан Торговый дом (в ноябре 1994 года областной Администрацией было выделено на эти цели 50 млн. руб.). Для торговли с/х продукцией в Н.Новгороде было организовано 8 рыночных площадок. Цены на этих рынках на 15-20% ниже, чем в магазинах. К началу 1995 года в собственности производителей находилось уже 170 магазинов и торговых точек. В целом, на коммерческих аукционах и инвестиционных конкурсах продано 1612 объектов, в т. ч. 1149 магазинов, 241 столовая.

С 1993 г. во всех районах Н. Новгорода организуются ярмарки по продаже с/х продукции, существенно расширившие возможности производителей продукции за счет отсутствия торговой наценки; общая продолжительность работы всех ярмарок составила в 1993 г. 109 дней, в 1994 г. -420, в 1995г., - 640. :.

Решая социальные вопросы обустройства села, сегодня в хозяйствах области мы продолжаем капитальное строительство жилья, дорог и газификацию населенных пунктов. В этом направлении реализованы комплексные целевые программы "Дети России", "Возрождение российской деревни", "Дороги России", "Энергетика".

В результате на селе за 1992-95 гг. проложено 1360 км газопроводов, введено в эксплуатацию 442 тыс. кв. м жилья, проложено 220 км внутрихозяйственных дорог, введено детских садов на 3 тыс. мест, 4 тыс. .мест в .общеобразовательных школах/

Разработана и успешно претворяется в жизнь Программа приватизации земли и реорганизации сельскохозяйственных предприятий Нижегородской области "ЗеРНО".

Еще одно важнейшее направление в деятельности Администрации - жилищное строительство. В период 1992-1993 г. в области проводилась работа по приватизации и акционированию строительных организаций и предприятий строительной индустрии и стройматериалов. На базе 35 крупных строительно-монтажных организаций образовалось 136 самостоятельных предприятий, что позволило создать условия для формирования конкурентной среды на рынке строительных услуг. Из бюджета области оказывалась финансовая поддержка жилищно-строительным кооперативам (ЖСК) с целью компенсации удорожания стоимости строительства (только в 1993 г. выделено около 3 млрд. руб.)

Удельный вес индивидуального строительства в общем объеме жилищного строительства возрос с 5,6% в 1990 году до 17,5% в 1995 году. По плану 1995 года в области будет введено 800 тыс. кв. м жилья (94,4% к 1994 году), по индивидуальному жилищному строительству 140 тыс. кв. м (105,2%).

В наших реальных планах на сегодня определены следующие задачи:

- развитие индивидуального жилищного строительства путем более активного привлечения средств самих застройщиков, оказания государственной поддержки в виде субсидий, различных форм кредита, использования жилищных займов, финансирования строительства внешней инфраструктуры поселков. Как результат -объемы ввода индивидуального жилья ежегодно возрастают с 74,2 тыс. кв. м в 1990 г. до 133,1 тыс. кв. м в 1994 г. , т. е. в 1,8 раза;

- вовлечение в активный оборот незавершенного строительства жилья, которого в области более 2 млн. кв. м. , в том числе с помощью средств предприятий, а также облигаций Государственного жилищного займа Нижегородской области (совместно с Нижегородским фондом недвижимости и АО "ГАЗ");

- использование бюджетных средств в системах смешанного финансирования жилищного строительства путем субсидирования по системе жилищных сертификатов;

- оказание помощи жилищно-строительным кооперативам. Начиная с 1992 года, выплачивается компенсация за удорожание стоимости кооперативного строительства в размере 70-80% от стоимости. В настоящее время завершается разработка документов, создающих нормативную базу для достройки домов ЖСК с применением системы сертификатов, удостоверяющих долю (в денежном выражении) каждого члена ЖСК в незавершенном строительством доме на момент переоценки стоимости основных фондов этого объекта, и позволяющих гражданам свободно реализовать свою долю собственности;

- с 1996 года все вновь начинаемые объекты за счет федерального и областного бюджетов будут проектироваться и строиться на конкурсной основе, завершена разработка нормативных материалов для организации проведения подрядных торгов (тендеров) на строительство объектов.

Немало сделано Администрацией по решению вопросов внешнеэкономических связей. С 1992 по 1995 год внешнеторговый оборот области увеличился в 3,5 раза и выражается в сумме 4,29 млрд. долларов. Экспортные поставки составили 2,533 млрд. долларов, импортные 1,496 млрд. долларов. За 4 года от реализации нефтепродуктов областным бюджетом получена выручка в размере 59799,3 тысячи долларов.

Выделены кредиты на модернизацию аэропорта, ремонт ресторана гостиницы "Октябрьская", идет поиск 'инвесторов для строительства новой гостиницы.

Закуплен дорожно-строительный комплекс фирмы "Вйртген" (6 млн. долларов).

В рамках областной программы здравоохранения выделено 4,9 млн. долларов на закупку оборудования, которое размещено в больнице им. Семашко, 1-й детской городской больнице, городских больницах № 33, 28, Арзамасском диагностическом центре, Дзержинском госпитале инвалидов войны, областном онкологическом центре, областном диагностическом центре.

Для правоохранительных органов закуплено оборудование на сумму 2. 661 млн. долларов. Закуплены 14 спец. автомобилей.

Для противопожарной и аварийно-спасательной службы закуплена спщтехника на сумму 1. 182 млн. долларов.

Закуплено 24 "Икаруса", двигатели и запасные части к ним, двигатели и запасные части к троллейбусам и трамваям.

Закуплены 3 завода по производству молока.

Заключены соглашения о сотрудничестве между Нижегородской областью и Землей Северная Рейн-Вестфалия (Германия), Ломбардией (Италия), городами-побратимами Н. Новгорода стали Эссен .(Германия), Линц (Австрия), Филадельфия (США), Тампере (Финляндия). В 1996 году планируется заключение побратимских связей с г. Болонья (Италия).

За эти годы было заключено 65 соглашений с регионами и областями РФ и странами СНГ.

В 1991 году в области было 3 совместных предприятия, 1656 частных предприятий. В 1995 стало 321 СП, 15698 частных предприятий.'

Именно такое положение дел в промышленности, сельском хозяйстве, в строительстве и на транспорте определило успехи и недостатки в решении социальных и бытовых задач в нашем регионе.

Возьмем медицину. Сегодня обеспеченность населения медицинскими учреждениями по расчету на 10 тыс. жителей имеет устойчивую тенденцию к росту, что обусловлено продолжающимся вводом объектов за счет капитального строительства; и в 1995 году ожидается ввод больниц на 468 коек и поликлиник на 430 посещений в смену. Показатель обеспеченности составит к концу 1995 года соответственно 132,4 койки на 10 тысяч населения(102,6% от норматива Минэкономики) и 221 посещение на 10 тысяч населения (98,2 от норматива)

С 1991 по 1993 год введено в действие 8 больниц, 9 поликлиник, 4 амбулатории, 2 родильных дома, 3 ФАП, спальный корпус детского санатория, инфекционный корпус. Только за последние два года , в 1944 и 1995 гг., введены в действие:

2-я очередь детской областной больницы и участковая больница на 42 койки в Уренском районе; реконструировано помещение для установки линейного ускорителя электронов областного онкодиспансера; поликлиника в Ваче (200 мест); котельная участковой больницы в Арзамасском районе; лечебно-диагностический корпус на 120 коек в детском санатории "Солнечная поляна" Дивеевского района.Построены вновь и реконструированы ряд -других объектов.

Продолжается также повышение технической обеспеченности медицины в области. На проведение ремонта по учреждениям областного подчинения было израсходовано только в 1994 году более 4 млрд, рублей. За четыре ' года приобретено 743 автомашины.

Закуплено оборудование для кардиоцентра, областной больницы им. Семашко, 1-й городской больницы, городских больниц № 28 и .№ 33, Дзержинского госпиталя инвалидов войны, областного онкодиспансера, областного диагностического центра' и пр. Всего на закупку импортного оборудования в 1992-1995 гг. 'израсходовано• 4,9 млн. долларов. Приобретенное оборудование позволило обеспечить медицинское обслуживание на ; уровне мировых стандартов, с максимальной отдачей ' использовать средства, выделяемые* из бюджета на лечение и медицинское обслуживание граждан. Но это, как говорится, дела прошлые, а в планах : до 2000-го года закончить строительство центральных районных больниц в Ваче. (150 коек), в Володарске (250 коек), Шаранге, Варнавине, Сеченове, поликлиники в Арзамасе и т. д. Одним словом, за пять предстоящих лег сдать свыше 15 медицинских учреждений.

И все-таки,  многие наши труды сведутся На нет, если мы будем упускать из виду решение вопросов культуры и искусства.

Духовная, культурная сфера, ввиду ее чрезвычайной значимости для духовного здоровья, обновления и объединения общества, все эти годы была для Администрации предметом самого пристального внимания и активной поддержки. Усилия направлялись на решение двух основных задач:

*  бережное сохранение того потенциала и наследия, которым располагает область,   адресная  помощь  и  поддержка  работников духовной сферы;

*  обеспечение доступности духовных ценностей для граждан. В этой сфере были реализованы следующие меры. Оказана помощь писателям и художникам:

*  переданы в безвозмездную собственность 70  творческих мастерских, оплата за коммунальные услуги и электроэнергию установлена в размере тарифов для населения;

*  освобожден от уплаты налога на прибыль художественный фонд Нижегородской организации Союза художников;

*  на постоянной основе оказывается поддержка творческих программ негосударственных структур: фонд "Русское искусство", галерея "Русский век", группа "Декаданс", галерея  "Кариатида", фирма "Ласта", ТОО "Царьград", "Арт-Ковчег" и др.,

*  выпущены книги Кочина, Адрианова, Шамшурина, книга о Наравцевиче, оказана помощь в издании книги Лапутина.

Проведены:

*  три международных фестиваля им. Сахарова;

*  международный фестиваль им. Скрябина;

*  всероссийский пушкинский фестиваль;

*  российский фестиваль театральных капустников;

*  российский фестиваль классических пьес;

*  неделя культуры Франции;

*  дни Германии;

*  фестиваль японской культуры.

В 1992 году в области было 1238 клубов, а в 1995 году их стало 1292. Количество клубных формирований увеличилось с 6096 до 6648. 55 учреждений культуры переведены в лучшие помещения. Проведен ремонт в 19251 учреждении культуры, из них капитально отремонтировано 760 объектов.

Количество государственных библиотек области увеличилось на 47 единиц и достигло 1173. Продолжается рост сети музеев. За эти годы появилось 20 музеев на общественных началах.

38 семей работников культуры получили квартиры (в основном на селе).

В 1994 году куплено 164 фильма, а в 1995 • 117. Для Нижегородской консерватории закуплен концертный рояль (125 тысяч долларов).

В стадии строительства находится 24 учреждения культуры, идет строительство цирка в Н. Новгороде, реконструкция здания бывшего ТЮЗа под театр комедии, начат ремонт библиотеки им. Ленина.

Продолжается работа по возрождению храмов. Возвращены верующим 157 культовых зданий, строятся и проектируются новые храмы.

А теперь, конечно же, нельзя не сказать о правопорядке и преступности, которые сегодня так волнуют нижегородцев. В 1994 году область занимала только 33 место в России по числу преступлений на душу населения, в то время как в 1991 • 16-е место. Важнейшей составной частью укрепления правопорядка в области стал комплекс мер по увеличению численности личного состава органов внутренних дел и улучшению их материально-технической базы. В 1993 году численность сотрудников милиции увеличилась на 4,6 тысячи человек.

Выделенные за год из областного бюджета средства для финансирования милиции позволили создать специализированные подразделения по борьбе с преступностью, по борьбе с грабежами, квартирными кражами, угонами автотранспортных средств, для патрулирования рынков Н. Новгорода и по пресечению преступлений в садово-дачных массивах.

Проведенная работа позволила в два раза повысить плотность закрытия территории Н. Новгорода патрульно-постовыми нарядами и довести ее до уровня 43,7%.

Существенно укреплена система дорожного контроля. В целях перекрытия путей отхода преступников в другие, районы России на границах с Владимирской, Ивановской областями, Республикой Чувашия установлены стационарные посты ГАИ.

В Н. Новгороде было установлено 52 стационарных поста милиции, а всего по области более 90. Создан отдельный кавалерийский взвод при УВД в количестве 30 единиц. Для правоохранительных органов закуплено оборудование на сумму 2.661 млн. долларов, в том числе 14 спец. автомобилей. За счет средств федерального бюджета в Н. Новгороде и Дзержинске по инициативе администраций созданы отряды милиции особого назначения.

Реализация этих мер позволила уже в 1993 году добиться снижения уровня преступности по области. Если в 1992 году было зарегистрировано 81248 преступлений, то в 1993 году - 74258 (спад - 8,6%), в 1994 - 68311 (спад - 8%), а за 9 мес. т. г. число преступлений в области сократилось на 1%.

Одновременно значительно выросла раскрываемость преступлений. Оставаясь все четыре года выше среднероссийских показателей, она возросла с 46,1% в 1990 год)' до 62,4% в 1994 г., а в 1995 году составила 70,3%.

Таким образом, уровень защищенности граждан повысился практически вдвое.

Разумеется, трудно в одном выступлении коснуться всех сфер жизни нашего общества, куда пришлось окунуться Нижегородской Администрации за четыре года. Я совсем далек от мысли сегодня быть удовлетворенным за сделанное. Забот и хлопот, как говорится, по-прежнему невпроворот, где каждый новый день рождает новые проблемы. Но главное, чего мы добились - трех принципиальных "да":

*  мы состоялись как система органов управления, способная не только видеть проблемы, но и эффективно решать их;

*  мы существенно реорганизовали эту систему, ввели в практику конкурсное замещение должностей в Администрации, сократили численность чиновников и заставили их реально работать на население;

*  создали на территории» области основы жизнеспособной и конструктивной системы социального партнерства, власти, населения и предпринимательства.

Мы добились также трех принципиальных "нет":

*  мы не допустили социального взрыва;

*  мы  не  потеряли инфраструктуру и 'системы жизнеобеспечения области;

*  мы-не упустили те возможности, которыми располагали в начале пути и которые представлялись нам в течение этих четырех лет.

Сегодня Нижегородская область один из наиболее динамично развивающихся регионов страны.

Разумеется, нам удалось не все из задуманного. Нам хотелось сделать для людей, для области больше, чем мы сумели. Совсем не просто улучшать жизнь в отдельно взятой и изначально далеко не самой благополучной области гигантской страны, которая очень трудно и очень небыстро движется по пути; преобразований.

Но именно активна' поддержка людей, рядовых наших граждан позволяет Администрации смотреть в будущее с оптимизмом.

Hosted by uCoz