ЮБИЛЕИ НИЖЕГОРОДСКОЙ ВЫСТАВКИ

 

"НИЖЕГОРОДСКАЯ ЯРМАРКА" РОССИИ

Е. В. КРЕСТЬЯНИНОВ,

полномочный представитель Президента Российской

Федерации в Нижегородской области,

заместитель председателя федерального оргкомитета

Всероссийской промышленно-художественной выставки

 

Всероссийское акционерное общество "Нижегородская ярмарка" завершает очередной, пятый год своей деятельности. Минувшее время стало временем больших проблем, обусловленных нестабильностью экономической ситуации в стране и регионе. Не меняя нашей стратегии, цель которой - создание в Нижегородской области торгового и делового центра международного масштаба, дирекции ВАО пришлось неоднократно корректировать тактические планы и находить нетривиальные решения. Прежде всего это коснулось наиболее крупных программ ВАО: разработка и продвижение проекта юбилейной Всероссийской промышленно-художественной выставки 1996 года; поиск финансирования начатого строительства (бизнесцентр и отель); создание совместных с ВАО коммерческих и прочих структур; совершенствование концепции выставочной деятельности.

Однако можно утверждать, что трудности все-таки постепенно преодолеваются. Заметно возрастает авторитет ВАО "Нижегородская ярмарка" в России и мире. Мы осознаем свою гражданскую ответственность перед страной и уверены в грядущем ее процветании, которое призвана приумножить возродившаяся Нижегородская ярмарка. А традиции эти весьма богаты. Обратимся к истории.

Выставочный бизнес в России является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. На протяжении прошедшего 1994-го года в стране наблюдался интенсивный рост числа компаний, занимающихся выставочным бизнесом. Наряду со старейшими фирмами "Экспоцентр" в Москве и "Ленэкспо" в Санкт-Петербурге, возникли новые ярмарочные структуры практически во всех российских регионах. Подобный бум обусловлен рядом объективных причин, основные из которых - интенсивное продвижение рыночных реформ, распад распределительной системы, с одной стороны, и очевидная сегодня для всех высокая рентабельность выставочного бизнеса, с другой. Таким образом, Нижегородская ярмарка, стремясь занять на российском и международном рынке место, достойное своих традиций и возможностей, развивается в условиях растущей конкуренции. Чтобы ввести процесс разрастания ярмарочной индустрии в цивилизованные рамки, ВАО выступило инициатором создания Союза выставок и ярмарок как координирующей организации, разместив у себя штаб-квартиру Союза.

Реальные преимущества ВАО "Нижегородская ярмарка" перед вновь создаваемыми выставочными структурами - не только в уже накопленном опыте, но и в прочных исторических традициях. Обусловленные объективными обстоятельствами, существующими и сегодня, эти традиции плодотворно используются в деятельности ВАО "Нижегородская ярмарка". Концепция ВАО изначально ориентирована на создание крупномасштабной структуры международного уровня, призванной служить продвижению региона на мировой рынок и превращению Нижнего Новгорода в деловой и торговый центр России.

В своем развитии ВАО опирается прежде всего на региональную специфику, осуществляя действенную помощь предприятиям Нижегородской области в получении заказов на свою продукцию, а также в обеспечении региона товарами, не производимыми здесь. Однако сфера действия ВАО существенно шире региональной. Убедительное свидетельство том}' перенесение ряда тематических выставок в качестве центральных по России из столичных центров в Нижний Новгород. Фирменные выставки ВАО ("Медицина", "Автотехсервис", "Архитектура и строительство", "Книжный салон", и особенно "Вооружение. Военная техника. Конверсия") демонстрируют высокий уровень и привлекают большое число участников.

Продуктивной является также разработка новых тем; ряд выставок Нижегородской ярмарки впервые в России заявили свою тематику, закрепив тем самым свой приоритет. Отличительной особенностью ВАО в контексте российского ярмарочного бизнеса следует назвать маркетинговую проработку рынка, как. производственного, так и потребительского. Обладая профессиональными инструментами маркетинга, оборудованием и оснащением выставок, развитой сервисной, службой, выставки Нижегородской ярмарки выгодно отличаются от многих и многих конкурентов. Плодотворно разрабатывается организация зарубежных и национальных выставок; этот раздел работы ВАО выстроен как один из наиболее перспективных и рентабельных. Большую роль играют представительства Нижегородской ярмарки в ряде регионов страны (прежде всего в Москве) и за рубежом.

Говоря о перспективных программах ВАО, в первую очередь следует назвать мероприятия по подготовке к 100-летию Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, которые продолжаются и сейчас. Этот грандиозный проект не только российского, но мирового масштаба выводит теперь Нижегородскую ярмарку как базовую структуру юбилейных мероприятий на самое видное место в системе выставочного бизнеса России. Основой узел этого проекта связан со строительством нового ярмарочного комплекса. Найден продуктивный механизм финансирования строительства, использующий в комплексе бюджетные и кредитные средства. Осуществление программы юбилейной выставки 1996 года принципиально продвинет Нижегородскую ярмарку в ее становлении в качестве мощного бизнес-центра европейского класса.

'На ту же перспективу нацелено создание новых, совместных с ярмаркой, коммерческих и прочих структур. В прошлом году ВАО выступило соучредителем компаний: "G1оЬа1 USA Ярмарка", "Америком бизнес-центр", "Торговый дом Нижегородской ярмарки",Инвестиционно-строительная корпорация, "Экспотрансволга", издательство "Нижегородская ярмарка", рекламно-производственный комбинат и др. Особое значение для перспективы развития ВАО имело учреждение Ярмарочного банка.

Таким образом, ВАО "Нижегородская ярмарка" постепенно преображается в крупную холдинговую структуру, деятельность которой обещает своим акционерам стабильно нарастающую прибыль. Это естественно и справедливо для компании, в своей корневой идее, несущей механизм процветания российской экономики; Господа акционеры могут быть уверены, что своим участием в ВАО способствуют благородному делу становления в России прогрессивной экономической модели, продвижению страны к достойному и равному партнерству в мировом сообществе.

А теперь о международной деятельности ВАО.

Международная деятельность Нижегородской ярмарки проходила и проходит под знаком подготовки к празднованию 100-летия Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 г. Опираясь на существующие в России нормы и положения протокольной практики и Венской конвенции 1961 г., международная деятельность осуществлялась оперативно-функциональным подразделением Ярмарки протокольным отделом совместно со всеми отделами и службами. Здесь можно выделить следующие направления:

- прием правительственных и зарубежных делегаций, руководителей крупных российских и зарубежных фирм;

- организация официальных церемоний и презентаций;

- организация и поддержание контактов с органами власти на местах,  неправительственными международными организациями, российскими и зарубежными фирмами и их представительствами, дипломатическими миссиями, российскими и зарубежными средствами массовой информации;

- обеспечение зарубежных визитов делегаций Нижегородской ярмарки;

- организация приема и обработки поступающей корреспонденции, контроль за исполнением резолюций, переводческие работы;

- ведение номенклатурного делопроизводства.

Только за один год Нижегородскую ярмарку посетили более 40 правительственных российских и зарубежных делегаций. Среди них самыми выдающимися событиями стали визит Президента России Б.Н. Ельцина и премьер-министра Великобритании Дж. Мейджора. Важное значение имели организованные совместно с Нижегородской ярмаркой Дни Германии в Нижнем Новгороде, экономическая миссия фирм Австрии, а также организация совместно с Администрацией Нижегородской области выездных экспозиций региона на международные выставки "Технологии и инвестиции стран Центральной и Восточной Европы СЕЕТЕХ-94" (Великобритания, г. Лондон, май 1994г.), "Выставка производства и инвестиций стран Центральной и Восточной Европы CEN-TEREX-95" (Австрия, г. Вена, февраль 1995 г.) и "Экспортоориентированный и импортозамещающий потенциал Нижегородского региона" (Дом Правительства РФ, Москва, сент­ябрь-октябрь 1994 г.).

В течение года Нижегородской ярмаркой проведены 45 встреч-переговоров с представителями торговых миссий и фирм из 15 стран мира: Индии, Великобритании, Германии, Японии, США, Румынии, Франции, Южно-Африканской Республики, Австрии, Китая, Финляндии, Египта, Венгрии, Польши, Болгарии. Лишь 4 встречи носили ознакомительный характер. Все остальные завершились подписанием договоров о конкретной совместной деятельности. Так, были подписаны (и ряд из них уже действует) договоры об организации в нынешнем году национальных, фирменных выставок и тематических блоков в рамках существующих выставок Болгарии, Венгрии, Финляндии, Польши, Египта, Франции. Проведенные в 1994 г. переговоры с фирмой "Global USA" завершились открытием на территории ярмарки фирменного универсального магазина. Переговоры с немецкой фирмой "Глассинвест" завершились созданием специализированной выставки "Стеклофорум-95". С египетской фирмой "Uni Meuble" образованием крупной экспозиции в рамках выставки "Нижегородская осень". Подписанный во время выставки "СЕЕТЕХ-94" договор с фирмой "Russia House, Ltd." (Великобритания) позволил принять первые фирмы-участницы из Великобритании.

И подчеркну особо, в связи с активизацией деятельности Ярмарки, увеличением количества выставок в 2,5 раза вырос документооборот: более 40000 почтовых отправлений, 6000 факсимильных сообщений, около 5000 единиц входящей корреспонденции.

Выставочный бизнес также занимает немалое место в деятельности Нижегородской ярмарки. Сегодня выставочный комплекс ВАО крупное подразделение дирекции, сфера еятельности которого - организация и проведение выставок. В структуру комплекса входит ряд отделов: выставочная дирекция , отдел маркетинга, отдел регистрации и недавно созданный отдел зарубежных выставок. Он также представляет собой структуру, приносящую реальную прибыль ВАО и работающую на создание международного авторитета компании. В прошлом году деятельность выставочного комплекса велась по таким направлениям:

- совершенствование фирменных выставок;

- освоение новой тематики;

- расширение коммерческого направления (сезонные выставки-ярмарки);

- развитие национальных выставок;

- создание выездных экспозиций.

Выставочный год был начат очень удачно: международная выставка "Медицина", одна из фирменных, своим успехом задала тон всей деятельности прошедшего года. На "Медицине" экспонировались компании, имеющие заслуженный международный авторитет: "Leika", "Carl Zeiss", "Glaxo", "Eli Lilly"  и т. д. Город и область сегодня, по прошествии года, ежедневно пользуются результатами работы, проведенной на выставке: для поликлиник и стационаров было закуплено оборудование, организованы поставки лекарственных препаратов, созданы новые предприятия, открыты представительства. Высок был и научный уровень выставки: прошли симпозиумы и семинары, соорганизатором которых явился Нижегородский медицинский институт. На "Медицине" впервые остро встала проблема недостатка выставочных площадей: около половины заявок на участие не могли быть удовлетворены. В течение всего года на фирменных выставках эта ситуация сохранялась, и дирекция была вынуждена проводить жесткий отбор среди желающих экспонироваться, а на коммерческих выставках-ярмарках вводить дополнительные условия участия (например, продавать стенды не более 20 кв. м.) и повышать цену.

Среди фирменных выставок года, создающих "лицо ярмарки", выделяется "Река": над созданием экспозиции, которая прошла и в .нынешнем году, вместе с дирекцией работали Департамент речного транспорта РФ (который провел и свой семинар с участием министра г-на Багрова) и Волжская судоходная компания. Впервые выставка "Река" обрела статус центральной выставки России по данной тематике. Иностранный блок представлял большое число фирм - мировых лидеров отрасли (в основном, это были компании из Германии и Финляндии). Ряд зарубежных заказчиков заключили производственные контракты с предприятиями региона. Отдельным блоком выставились шесть российских пароходств со своим специфическим товаром грузовыми и пассажирскими перевозками. Успех выставки "Река" 1995-го года очевиден и внушает уверенность в перспективах развития этой темы.

Российская выставка ''Книжный салон", которая, как показал и нынешний год, стала традиционной, имеет статус центральной уже не первый год и привлекает огромное количество участников.

Наконец, выставка "Вооружение. Военная техника. Конверсия", подготовленная совместно с Госкомоборонпромом и компанией "Росвооружение", представила немало видов вооружения, никогда прежде не экспонировавшихся. Выставка вызвала огромный интерес1, 'имела шумный резонанс в российской и западной прессе и была вполне достойна этого, т. к. и военный, и конверсионный блоки показали воистину продукцию высоких технологий, конкурентоспособную на мировом рынке.

Есть в годовом плане выставок тематические экспозиции, не столь масштабные, как уже упомянутые выше, но всегда хорошо сформированные и стабильно успешные. Причина - точное ориентирование на потребности" региона. Имеются в виду такие экспозиции, как "Автотехсервис", "Архитектура и строительство", "Радио. Телевидение.Связь", - эти выставки с полным правом также можно считать престижными.

Однако дирекция выставок понимает, что необходимо проводить и более сложные по комплектованию специализированные выставки, цель которых - не рентабельность, а поддержка целого ряда нижегородских предприятий. В истекшем году такими выставками явились "Очистка и ремонт", "Экология. Ресурсосбережение. Метрология". Бесспорной удачей года следует считать освоение новой для ВАО выставочной тематики: выставки "Банк", "Ваша безопасность" и особенно "Тара. Упаковка. Склад", проведенные впервые, показали свою перспективность и закономерно вошли в планы 1995-1996г.г. Коммерческие выставки-ярмарки ("Рождественский базар", "Товары для всех", "Дом. Лето. Отдых", "Нижегородская осень", "Новогодний подарок'') развивались как особое, необходимое и перспективное направление, равно привлекательное как для экспонентов, так и для массового посетителя: наплыв на эти выставки был очень велик.

В апреле 1994г. Исполнительная дирекция ВАО весьма расширила рамки своей деятельности и совместно с администрацией области организовала и провела участие региона в Международной выставке технологий и инвестиций "СЕЕТЕХ-94" в Лондоне. Этот опыт, а также работа по формированию национальных экспозиций теперь уже привела к необходимости создать в выставочном комплексе отдел зарубежных выставок,. В настоящий момент ясно, что поле деятельности этого отдела будет расширяться: есть реальные планы по формированию выездных экспозиций за рубежом и национальных выставок на ярмарке. Одним из примечательных моментов прошедшего выставочного года явилась также выставка "Экспортоориентированный и импортозамещающий потенциал Нижегородского региона", развернутая в августе прошлого года к визиту на ярмарку Президента РФ Б.Н. Ельцина, а затем, в сентябре, перенесенная в здание Правительства России в Москве. По результатам только этой экспозиции подписано контрактов на поставку продукции нижегородских предприятий на сумму 6 млрд. рублей.

Основная работа отдела маркетинга выставочного комплекса в минувшем году велась в двух направлениях: выставочный маркетинг и информационно-коммерческая деятельность. В плане выставочного маркетинга шла работа с экспонентами, создавалась база данных и по участникам выставок, и . по фирмам и предприятиям          региона и России с, целью рассылки информационных и иных писем.

Информационно-коммерческая деятельность отдела маркетинга была направлена на поиск партнеров, покупателей и продавцов, на поиск необходимой информации с целью повышения эффективности участия в выставках общества. Одна из задач этого направления - оказание платных информационных услуг клиентам.

Уполномоченное представлять интересы "Нижегородской ярмарки" наше Московское представительство в минувшем году привлекало к выставочным мероприятиям немало российских и зарубежных экспонентов. Представительством была проведена широкая рекламная компания, маркетинговые исследования рынка. Об эффективности этой работы можно судить по тому, что Представительством было оформлено для участия в выставках 290 организаций и фирм, в том числе 38 зарубежных; 79 коммерческих структур оплатили свое участие с повышающим коэффициентом. В целом Представительством было укомплектовано 3783 кв. метра выставочной площади и привлечено 452647927 рублей и 132822 доллара США. Наибольшее количество экспонентов Представительством было привлечено на выставку "Медицина" (37 фирм) и "Книжный салон" (97 фирм). Представительством привлекались фирмы для участия в семинарах, на презентации, оказывались сервисные услуги. С 1994 года директор Московского представительства является и заместителем генерального директора.

Сегодня "Нижегородская ярмарка" известна как одна из ведущих компаний России в сфере выставочного бизнеса. Это - достижение, влекущее за собой определенные обязательства по оказанию широкого комплекса услуг участникам и гостям ярмарки. Поэтому развитие инфраструктуры сервиса - одна из сложных и важных задач Нижегородской ярмарки. Ближайшая цель в этом плане - строительство бизнес-центра и пятизвездочного отеля на 180-200 мест.

Кроме традиционных услуг, сопутствующих выставочному бизнесу, ВАО "Нижегородская ярмарка" сформировало собственную группу по организации и проведению культмассовых мероприятий. В 1994 году исполнительной дирекцией приобретена профессиональная музыкальная система. Это позволило расширить услуги при проведении семинаров, различных совещаний и презентаций, а также концертных программ.

Ярмарка для нижегородцев давно и прочно стала одним из центров культуры. В Главном ярмарочном доме проводились концертные программы ведущих хоровых коллективов города, состоялись концертные выступления в рамках Дней православной культуры в Нижнем Новгороде.

Большая часть мероприятий Всероссийского кулинарного фестиваля проходила также в Главном ярмарочном доме и его Гербовом зале. Но особенно интенсивно Гербовый зал исполь­зовался для проведения выставок художественных произведений. Наибольший интерес нижегородцев и гостей ярмарки вызвали экспозиции Центра современного искусства им. О.Г. Бордея, а также выставки художников-нижегородцев Г.Надеждина, В.Крылатова, В.Артамонова, В.Мистика, М.Раздумина. Впервые в городе состоялась выставка "Дзержинск творческий", где было представлено более 130 работ авторов-дзержинцев.

Как и ранее, "Нижегородская ярмарка" была одним из организаторов других культурных акций, спортивных мероприятий, в частности, чемпионата России по тхэквондо, марафонских соревнований. Совместно с городской администрацией, общественными организациями города и Канавинского района дирекция ярмарки провела несколько благотворительных акций в поддержку ветеранов войны и труда, "чернобыльцев", детей-сирот и т. д. Наше Общество оказало поддержку Макарьевскому монастырю, детскому православному центру при Староярмарочном соборе, школе искусств и ремесел "Изограф" и другим. Всего же на благотворительные цели только за один год дирекция израсходовала 27 млн. рублей.

И буквально несколько слов о рекламно-издательской деятельности ярмарки. В начале 1994 года в исполнительной дирекции ВАО было создано рекламно-издательское агентство. В плане рекламной поддержки выставочных мероприятий основной задачей РИА определено информирование потенциальных участников выставки и населения о ярмарках и планах ВАО. В агентстве отработана определенная технология, в основе которой -использование специализированных носителей рекламы (общероссийских и региональных специализированных изданий), подключение всех возможных средств рекламы: от ТВ до персональных приглашений и расклейки афиш. Рекламные кампании конкретных выставок проводятся в рамках определенного рекламного бюджета.

Особенности рекламной деятельности минувшего года в том, что ВАО "Нижегородская ярмарка" приобрело имидж солидной, динамично развивающейся компании с устойчивым финансовым положением. Это действительно завоевание. Но оно потребовало пересмотра отношений с прессой, радио и телевизионными компаниями. Возможность работать на выставках ярмарки для средств массовой информации оценивается сегодня Дирекцией достаточно высоко. Мы отбираем партнеров по рекламной деятельности и предоставляем им возможность работать на выставках. Существо перестройки отношений в том, чтобы перейти на договорные, взаимовыгодные отношения, определить в России приоритетные рекламные агентства и работать с ними, а также расширить сеть собственных изданий, увеличить "ярмарочное" время в региональном ТВ и радиоэфире. И хотя в 1994 году "Нижегородская ярмарка" получила международный приз за "высокий корпоративный имидж и качество", в чем есть весомая заслуга рекламы, все-таки надо признать, что до сих пор рекламно-издательское агентство не выработало достаточно стройной системы рекламной работы, не определена стратегии развития рекламной деятельности.

Та же самая причина, а именно имидж Нижегородской ярмарки как солидной компании, потребовала переоценки и обновления работы по продвижению ярмарочной информации. Возникла необходимость в создании собственной пресс-группы. В рамках рекламно-издательского агентства была введена должность пресс-секретаря генерального директора с перспективой формирования небольшой, профессионально работающей пресс-службы. Следствием этого стало более настое, появление в региональных средствах массовой информации материалов о Нижегородской ярмарке, выступлений генерального директора, его заместителей, рассказывающих о жизнедеятельности нашего акционерного общества. Одним из показателей удачной работы пресс-группы можно считать проведение выборной кампании генерального директора, выступавшего кандидатом Нижегородской ярмарки.

С созданием должности пресс-секретаря более четкой и организованной стала работа прессы на ярмарке. Ежемесячно на страницах популярной городской газеты "Город и горожане" выходил газетный разворот ярмарочной хроники, подготовленный пресс-секретарем В АО. Здесь - ответы на. вопросы читателей и зарисовки о людях, работающих в исполнительной дирекции, о ходе строительства нового корпуса, о, партнерах ярмарки, периодические выступления мэра Нижнего Новгорода председателя совета акционеров ВАО.

Среди изданий, представляющих Нижегородскую ярмарку на российском уровне, можно отметить газеты: "Экономика и жизнь", "КоммерсантЪ Daily", "Известия", "Комсомольская правда". Самую широкую российскую и международную прессу имела в минувшем году выставка "Вооружение. Военная техника. Конверсия", на которой впервые была введена аккредитация журналистов и работал пресс-центр.

В целом только за год в прессе Нижегородского региона было опубликовано более 300 журналистских материалов, рассказывающих о деятельности Нижегородской ярмарки.

Таков взгляд на деятельность нашей ярмарки за один под. Нынешний еще больше развил деятельность ВАО. И искренне хочется надеяться, что теперь уже 1996 год станет истинным годом самых великолепных достижений, ибо этот год - год 100-летия знаменитой на весь мир Всероссийской художествеино-промышленной выставки, состоявшейся в Нижнем Новгороде и названной современниками "Великой Всероссийской".

Hosted by uCoz