ИЗ ПЕРВЫХ РУК

НЕ НАДО ИЗОБРЕТАТЬ ВЕЛОСИПЕД

А.А. КОЗЕР АДСКИЙ,

председатель Законодательного Собрания

Нижегородской области

 

В конце октября в Самаре проходил российско-канадский семинар "Законодательное обеспечение развития экономики регионов". Делегацию Нижегородской области возглавлял председатель Законодательного Собрания Анатолий Александрович Козерадский. О работе этого семинара сегодня он рассказывает читателям журнала.

Законодательное обеспечение развития экономики регионов - очень актуальная проблема, потому что какого-то конкретного плана действий по выводу экономики из кризиса, в который мы попали, ни на уровне центра, ни на уровне регионов в настоящее время, к сожалению, нет. И в нашей области, и в других регионах делаются попытки создать необходимую законодательную базу для этого. Чтобы объединить усилия в решении этой проблемы, и собрались в Самаре участники семинара из десяти областей и республик, входящих в ассоциацию "Большая Волга". Кроме того, на семинаре были представители президентских структур, Государственной Думы и Совета Федерации, Европейского Банка реконструкции и развития, а также двенадцать канадских специалистов в области экономики.

Помимо пленарного заседания, работа шла в трех секциях: "Условия, способствующие экономическому развитию регионов", "Межрегиональное сотрудничество в совершенствовании  рыночных отношений", "Законодательное обеспечение привлечения и использования инвестиций". Я работал в третьей секции. В своем выступлении рассказал о законе "О гарантиях частных инвестиций в Нижегородской области", принятом Законодательным Собранием в первом чтении, о тех займах, которые прочно вошли в практику нашей области (это, прежде всего, телефонный заем, жилищный, а также ценные бумаги, известные у нас под названием "немцовки"). Без всякого сомнения, это как раз и есть привлечение инвестиций, причем инвестиций внутренних.

На семинаре еще раз было подчеркнуто, что только регионы, которые интересны для инвесторов, могут рассчитывать на какие-то вливания извне. А так как Россия сегодня представляет из себя очень нестабильный регион, то иностранные инвесторы, как нам кажется, пока не будут вкладывать больших средств в развитие российской экономики. А если и будут, то только в случае обеспечения очень большой прибыли с инвестиций. Так, американцы считают, что в Россию можно вкладывать деньги с нормой прибыли не менее 25 процентов. Но такие инвестиции и для нас не особенно выгодны.

Обменявшись мнениями, мы пришли к выводу, что в первую очередь следует ориентироваться на внутренние российские инвестиции. Мы знаем, что огромное количество денег-, наверное, сотни миллионов долларов, уходят из России за границу. И только из-за того, что в большинстве регионов сложилась неблагоприятная обстановка для инвестиций. И конечно, вопрос о том, как сделать наши регионы более привлекательными для инвесторов, был самым важным из тех, которые мы рассматривали. Кстати, больше инвестиций идет все же в те регионы, где рыночные механизмы в большей степени освоены.

- Какие практические предложения рассматривались?

- Признано целесообразным более детально проработать нижегородский проект закона о гарантиях частных инвестиций. Решено создать группу, которая могла бы подработать этот документ и для других регионов, входящих в ассоциацию "Большая Волга", и, может быть, предложить его в качестве общероссийского законопроекта для рассмотрения в Государственной Думе.

-Дебатировался ли на этом семинаре вопрос о защите инвестиций от политических рисков?

- Да. И даже был предложен один из возможных вариантов: иметь зарубежный страховой банк, может быть, даже на уровне Европейского Банка реконструкции и развития или его структур, который мог бы страховать инвестора от политического риска.

На мой взгляд, семинар прошел очень интересно. Надо отдать должное хозяевам - самарцам - за его хорошую организацию.

Но напрашивается вопрос: почему нам самим, без "подсказки" канадцев, не приходила в голову мысль о необходимости проведения подобных семинаров, чтобы в каждой отдельной области или республике не изобретать заново велосипед, а взять все то лучшее, что уже наработано в других субъектах Российской Федерации?

- Анатолий Александрович, что вы отметили бы из опыта других регионов?

- Очень интересен опыт волгоградцев, которые вместе с канадцами работают над проектом создания "кредитного союза". Такие союзы успешно действуют во многих странах мира, в том числе и в Канаде. Издаются ценные бумага под гарантию непосредственно государства, и люди вносят деньги в такие союзы, накапливающие средства, которые потом в качестве инвестиций вкладываются в самые интересные, перспективные проекты для того, чтобы в результате их реализации получить прибыль. И человек либо юридическое лицо, вложившие в такие союзы свои деньги, остаются в выигрыше.

Волгоградцы с помощью канадских специалистов сумели создать свою модель, которая, думаю, заинтересует и другие области, в том числе и нашу.

- А если надежды на прибыль не оправдаются?

- Возврат людям вложенных средств гарантируется государством. Волгоградцы решили, что если администрация области и   руководство "кредитного союза"   не   сумеют правильно распорядиться этими средствами, то деньги будут возвращены людям из бюджета. Если проект будет реализовываться усилиями нескольких регионов, то и ответственность можно разделить. В принципе может рассматриваться вопрос и о гарантиях федерального правительства, все зависит от географии "кредитного союза" и значимости проекта, куда он намерен вложить деньги.

Замечу, что подобные союзы были до 1917 года и у нас в России. Думаю, что это порядком забытое предприятие вернется к нам в новом обличье.

- У читателей может возникнуть вопрос: а какой интерес имеют канадцы, инициировавшие проведение этих семинаров?

- Я думаю, что канадцы видят великого потенциального партнера в лице России. Для того, чтобы этот партнер стал действительно очень выгодным (а со временем, я убежден, так и будет), надо, чтобы он встал на ноги и чтобы процессы вхождения в цивилизованный рынок в России были как-то ускорены.

Второй аспект, на мой взгляд, политический. Если раньше были две сверхдержавы - Советский Союз и США, то в настоящее время есть только одна сверхдержава - сосед Канады. В этой резко изменившейся политической ситуации канадцы не хотят быть "проглоченными" могущественным соседом, который все более проникает в экономику Канады. И поэтому они ищут новых партнеров, в первую очередь в России. И вкладывают в это деньги, чтобы наладить экономические и политические связи. Я думаю, что это сотрудничество будет взаимовыгодным для обеих стран.

Интервью взял Николай РЯЗАНОВ.

Hosted by uCoz