АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

С ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Т.Г. ХЛЕБНИКОВА,

начальник информационно-аналитического центра Законодательного Собрания Нижегородской области

 

Нижегородская область, избрав Губернатора области в декабре 1995 года, как и вся Российская Федерация после выборов Президента РФ в июне-июле с.г., вступила в новую фазу конституционной реформы: формирование местных органов власти. И так же, как на Федеральном уровне Президент, Правительство и Федеральное Собрание придают важное значение тому, кто будет избран на местах, в регионах, так и на областном уровне Губернатора, Законодательное Собрание, да и все население области волнует, кто будет избран в органы местного самоуправления в городах и районах Нижегородской области - случайные люди или грамотные, компетентные специалисты.

Предстоящие выборы характеризуются двумя важными моментами:

первое - неотработанностью до конца механизмов местного самоуправления, отсутствием накопленного опыта в реализации уже установленных механизмов;

второе - неудовлетворенностью населения сельских районов области ходом реформ.

По данным обследовании, проведенных в России ведущими социологическими центрами, три четверти опрошенных жителей "глубинки" сегодня отрицательно относятся к перспективе дальнейшего продолжения реформ. Скорость преобразований слишком велика, она не соответствует русскому менталитету. Вывод ученых очевиден характер преобразований не соответствует "национальному коду" россиян.

Это в полной мере относится и к Нижегородской области.

В этих условиях важнейшее значение для органов представительной и исполнительной власти на местах, кандидатов в депутаты и главы местного самоуправления приобретает их хозяйственная компетентность, умение грамотно, в рамках закона, защищать интересы избравшего его населения и соответственно - доверие населения к избранным кандидатам.

Успешная реализация этих принципов в значительной мере зависит от информационной открытости местной власти, открытое™ и объективности процедур проведения выборов.

В формировании информационного пространства районов и городов Нижегородской области определенную роль играет информационно-аналитический центр Законодательного Собрания.

Работая на всех уровнях власти – фежеральном, межрегиональном, областном и местном, используя как традиционные бумажные технологии, так и современные компьютерные, центр осуществляет тесное информационное взаимодействие с органами власти районов и городов области.

В информационно-аналитическом центре собран со всей России богатейший информационный материал по вопросам местного самоуправления - более 160 нормативных актов из 44 регионов РФ.

Особый интерес представляют вопросы, связанные с развитием самоуправления на самом нижнем, первичном уровне - сходы и собрания граждан, деятельность старост, председателей домовых, уличных, квартальных комитетов, председателей советов микрорайонов, а также на уровне сельских и поселковых органов самоуправления.

В этой связи необходимо отметить Закон Владимирской области "Об основах организации деятельности старост сельских населенных пунктов Владимирской области", Закон Кировской облаете "О сходах граждан и старостах Кировской области".

Важное значение в деятельности органов местного самоуправления имеет их возможность влиять на законотворческий процесс, идущий на областном уровне, и здесь необходимо решать вопрос наделения местных органов самоуправления правом законодательной инициативы -соответствующие законы приняты в Ленинградской и Амурской областях. В Алтайском крае, с целью привлечения населения к законотворческому процессу, принят Закон "О народной законодательной инициативе в Алтайском крае".

Я понимаю, что странно говорить об изучении органами местного самоуправления законотворческого опыта коллег из других регионов России, когда зачастую в представительных и исполнительных органах власти районов и городов Нижегородской области отсутствуют или поступают с большим опозданием нормативные документы, принимаемые на областном уровне. Сегодня, к сожалению, в области отсутствует общее информационно-правовое пространство, позволяющее получить оперативный доступ как к областным, так и к местным информационным ресурсам, хотя все необходимые предпосылки для этого есть.

В области развернута и функционирует Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы", которая в межвыборный период должна в соответствии с Указом Президента Российской Федерации № 227 от 28.02.95 использоваться органами представительной и исполнительной власти для обеспечения информационной поддержки законотворческой деятельности. Система развернута во всех без исключения районах и городах Нижегородской области, укомплектована мощными вычислительными средствами, средствами телекоммуникаций, средствами защиты от несанкционированного доступа, укомплектована развитым программным обеспечением. Во всех районах подготовлены необходимые кадры системных администраторов для ее эксплуатации. Имеется организация - системный интегратор, обеспечивающая ее программно-техническое сопровождение, ремонт и развитие. На этот год выделены средства из Федерального бюджета на поддержание функционирования системы и ее развитие. Сегодня ГАС "Выборы" является единственной компьютерной сетью в Нижегородской области, обеспечивающей 100% охват районов и городов области мгновенной компьютерной связью.

Имеется Распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об опытной эксплуатации системы во взаимодействии с органами законодательной и исполнительной власти по созданию общего информационно-правового пространства, подготовлен проект соглашения между Федеральным центром информатизации при Центральной избирательной комиссии РФ, Законодательным Собранием области и Администрацией области о совместном использовании и развитии Государственной автоматизированной системы "Выборы".

Таким образом, можно констатировать: имеется база, которая позволит в кратчайшие сроки и с минимальными затратами решить проблему создания общего информационно-правового пространства между органами законодательной и исполнительной власти всех уровней в Нижегородской области.

Информационно-аналитический центр Законодательного Собрания в порядке собственной инициативы и при поддержке председателя Законодательного Собрания Нижегородской области А.А. Козерадского начал эту работу. К информационным ресурсам Законодательного Собрания через систему ГАС "Выборы" подключены уже 20 районов области, обеспечивается автоматизированное пополнение баз данных, нормативных документов в этих районах, прорабатываются организационные аспекты электронного документооборота между Законодательным Собранием и органами местного самоуправления, отрабатываются ; технические и организационные вопросы создания на базе сервера ГАС "Выборы" информационно-справочной службы по вопросам правовой информации.

Не далее как в сентябре руководство Законодательного Собрания встречалось с полномочным представителем Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Достигнуто полное взаимопонимание по • вопросам использования ГАС "Выборы" в интересах представительных органов власти Нижегородской области.

Но без поддержки этого процесса снизу, со стороны органов местного самоуправления районов и городов области, наличия их желания использовать мощные комплексы средств автоматизации системы "Выборы", установленные у них, без поддержки и желания Администрации области использовать эту систему для создания общего информационно-правового пространства будет крайне затруднительно.

Открытость государственной автоматизированной системы "Выборы", ее информационные и коммуникационные возможности позволяют обеспечить необходимую степень гласности, открытости и объективности предстоящих выборов в органы местного самоуправления и в дальнейшем реализовать информационную открытость избранных органов, обеспечивающую им доверие населения.

Hosted by uCoz