КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА

ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ

А.П.КУЗНЕЦОВ,

кандидат юридических наук

(Нижегородский юридический институт МВД РФ)

Прошедший период функционирования новой на­логовой системы в Российской Федерации показал, что она нуждается в серьёзной ревизии и кардинальном реформиро­вании. Особое внимание должно быть уделено налоговому законодательству.

Несовершенство налогового законодательства, его противоречивость и нестабильность, отсутствие гибкого механизма реализации и связи со стратегией экономических реформ - это далеко не полный перечень причин проведения реформирования налоговой системы. Состояние налогового законодательства в настоящее время не удовлетворяет ни налогоплательщиков, ни государство и становится одним из важнейших факторов сдерживания экономических реформ.

Большинство налоговых законов не отличается вы­соким качеством, нередко они отражают корпоративные или ведомственные интересы, оставляют правовые пробелы, изобилуют отсылочными нормами. Всё это создаёт обшир­ное поле для подзаконного нормотворчества. В настоящее время в России действует немало налоговых законов, кото­рые в целом или в части нельзя признать подлинно правовыми, поскольку они не выражают требований справедли­вости, равенства и свободы граждан.

В этих условиях правовой основой регулирования налоговых отношений должен стать Налоговый кодекс Российской Федерации - кодифицированный законода­тельный акт, объединяющий в строго определённом порядке как материальные, так и процессуальные нормы налогового права, основные цели и задачи налоговой политики. Нало­говый кодекс призван не только упорядочить нормативный материал, относящийся к налоговым правоотношениям, но он должен инициировать существенную переработку дейст­вующих нормативных актов налогового законодательства.

Налоговый кодекс, по мнению автора, будет отли­чаться от других законодательных актов, регулирующих налоговые правоотношения, логической последовательно­стью и согласованностью составляющих его структурных элементов.

Налоговый кодекс должен: охватывать наиболее важные аспекты правового регулирования налоговых отно­шений; определять идеологию экономических реформ, пра­вовое пространство, на котором будет основываться вся система налогообложения (государства, налогоплательщи­ков, третьих лиц, банков). Налоговый кодекс сбалансирует права и обязанности налогоплательщиков и контролирую­щих органов, обеспечит комфортные условия уплаты нало­гов законопослушным налогоплательщикам, создаст новый единый понятийный аппарат, позволяющий однозначно толковать термины и понятия в области экономики, финан­сов, права.

Налоговый кодекс позволит: либерализировать за­конотворчество, придти к цивилизованным рыночным нор­мам, определить компетенцию властей различного уровня в установлении налогов; пересмотреть права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, налоговых аген­тов и других участников налоговых отношений; разграни­чить составы налоговых правонарушений и меры ответст­венности за них

Налоговый кодекс также установит порядок испол­нения налогового обязательства налогоплательщиком и правила контроля за его исполнением со стороны налоговых органов, снизит налоговое бремя, упростит чрезмерно запу­танное налоговое законодательство, ослабит фискальную направленность законодательства. Предложенный проект Налогового кодекса России должен, несомненно, учесть имеющийся как положительный, так и отрицательный опыт формирования налогового законодательства в нашей стране, а также опыт з этой сфере развитых стран Запада.

Предложенный на обсуждение проект Налогового кодекса РФ, по мнению автора, отвечает основным требова­ниям, предъявляемым к кодифицированным нормативным актам. В частности, он состоит из разделов, включающих статьи, раскрывающие основы налогообложения, а именно: принципы налоговой системы; перечень федеральных, ре-гиональных и местных налогов, платежей и сборов; сфера действия налогового законодательства и порядок внесения изменений и дополнений в него; понятие налогового платежа и сбора; принципы, формы и методы налогообложения и налогового контроля; определение статуса налогоплатель­щика и других участников налоговых правоотношений; налоговое обязательство и меры по его исполнению; поря­док и условия обжалования действий и решений налоговых органов и должностных лиц. Наряду с названными выше, в Налоговом кодексе содержатся статьи, регулирующие поря­док и условия уплаты федеральных, региональных и мест­ных налогов и сборов, устанавливающие ответственность за нарушения налогового законодательства и порядок привле­чения к ответственности за эти нарушения, производство по делам о нарушениях налогового законодательства и их рас­смотрение.

С принятием Налогового кодекса произойдёт реа­лизация идеи создания единого налогового правового по­рядка в России, то есть все федеральные, региональные и местные налоги и сборы станут элементами единой налого­вой системы Российской Федерации как одного из важней­ших факторов, влияющих на развитие и функционирование единого рынка России.

Принятие Налогового кодекса РФ станет решаю­щим рубежом в проведении налоговой реформы, в процессе формирования современной налоговой системы России и позволит оптимизировать взаимоотношения с другими странами мирового сообщества в области налогообложения. Одновременно с этим законодатель в указанном норматив­но-правовом акте должен учесть требования современной международной экономики, использовать все достижения финансовой и правовой мысли.

В рамках Международной налоговой программы по оказанию помощи и содействия странам, проводящим рыночные реформы, осуществлена разработка типового Мирового налогового кодекса.

Его основная цель - формирование, становление и развитие налоговых систем, разработка механизма регули­рования налоговых отношений на научной основе, создание единой терминологии и единообразного толкования.

Во введении. разработчики пишут, что в кодексе они стремились представить современное понимание нало­говой системы, проверенное на опыте многих стран.

В Мировой налоговый кодекс включена 591 статья и комментарии к ним. Характерной особенностью указанно­го документа является то, что его положения носят рекомен­дательный характер и не являются обязательными для стра­ны, пожелавшей воспользоваться кодексом.

Наряду с этим в кодекс включены общие принци­пы и положения, без которых невозможно сформировать налоговую систему государства. Авторы вносят предложе­ния об унификации законодательных актов, регулирующих налоговые отношения. Унификация, по их мнению, позво­лит государствам интегрировать своё хозяйство в мировую экономическую систему хозяйствования.

Заслуживает особого внимания подход разработ­чиков кодекса к проблеме предоставления экономических субсидий. Согласно положениям кодекса, предоставление экономических субсидий через налоговую систему менее эффективно, чем выплата прямых субсидий. Наличие боль­шого числа льгот неизбежно усложняет налоговую систему и подрывает её результативность, лишает её гибкости, по­скольку налоговые льготы трудно поддаются контролю. В этой связи в кодексе не предусматриваются льготы или вре­менные освобождения от налогов

Характерной особенностью Мирового налогового кодекса является то, что в систему налогов включён инди­видуальный подоходный налог с физических лиц, имеющих высокие доходы. Индивидуальный подоходный налог при­нят в странах с нарождающейся рыночной экономикой, не столько ради увеличения налоговых поступлений, сколько для удовлетворения чувства равенства.

Мировой кодекс включает пять разделов по числу основных налогов, которые рекомендуется вводить: раздел I - подоходный налог; раздел II - налог на добавленную стои­мость; раздел III - акцизные налоги, раздел IV - налог на недвижимость; раздел V - налоговая администрация.

Во всех налогах кодекс предусматривает механизм учёта инфляции.

Разработчики Мирового налогового кодекса счи­тают, что подготовка и принятие законов - это лишь первый шаг в налоговой реформе. Главное же состоит в создании эффективного налогового аппарата. Наличие чёткой и вы­сококомпетентной налоговой службы - необходимое условие успеха налоговой реформы.

Hosted by uCoz