ПРОБЛЕМА И СУЖДЕНИЯ

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

(Размышления на актуальную тему)

П.П.ВОСТРИКОВ,

аспирант Российской академии государственной службы при Президенте РФ

Современная Россия переживает этап глубоких эко­номических, политических, социальных реформ. Чрезвы­чайная сложность, противоречивость и многоплановость происходящих процессов общественного развития требует радикального изменения форм и методов государственного воздействия на все сферы жизни общества Это, в свою оче­редь, объективно определяет возрастание требований к го­сударственным и муниципальным служащим, так как судь­ба любых преобразований во многом зависит от уровня их профессиональной подготовки, квалификации, умения при­нимать рациональные и эффективные управленческие ре­шения в условиях быстро меняющейся общественной си­туации.

Многие государственные и муниципальные служа­щие оказались слабо подготовленными для работы в совре­менных условиях, так как их знания, умения и навыки сформировались в иной общественной среде, требовавшей иных личностных и деловых качеств. Утвердившийся стереотип поведения и профессиональной деятельности сего­дня во многом является тормозом для проведения экономи­ческих, политических и организационных преобразований.

Образовавшийся дефицит компетентных кадров вы­двинул на первый план проблему создания корпуса госу­дарственных и муниципальных служащих, обладающих современными научными знаниями в области государст­венного и муниципального управления и профессионально подготовленных к осуществлению функций государства и местного самоуправления в своей практической деятельно­сти. Решение столь сложной задачи невозможно без эффек­тивной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служа­щих. Создание и организация работы такой системы - дело трудное и длительное, однако крайне важное и необходи­мое. Следовательно, это направление должно быть приори­тетным в государственной кадровой политике. Новая систе­ма должна стать одним из путей повышения эффективности управления общественными процессами становления граж­данского общества и формирования правового государства.

Функционирование системы подготовки, переподго­товки и повышения квалификации государственных и му­ниципальных служащих должно преследовать две цели:

1) обеспечение органов государственной власти и местного самоуправления кадрами, обладающими совре­менными профессиональными знаниями, высоким уровнем общей и профессиональной культуры,

2) обеспечение конституционного права граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе в соответствии со способностями и профессиональной под­готовкой и права государственных и муниципальных слу­жащих на переподготовку (переквалификацию) и повыше­ние квалификации

В содержательном плане при организации деятель­ности этой системы необходимо перейти на мировые стан­дарты подготовки и поднять кадровый потенциал государ­ственной и муниципальной службы до мирового уровня. Необходимо такое нормативно-правовое регулирование организации и деятельности этой системы, а также вопросов продвижения по службе, которое бы заинтересовывало слу­жащих в непрерывном повышении своего профессиональ­ного уровня.

Однако система обучения должна быть построена таким образом, чтобы она не только стимулировала получе­ние знаний, необходимых для исполнения определенной должности, но и таких знаний, которые прямо не связаны с осуществлением профессиональной деятельности, но обо­гащают творческий потенциал служащего и способствуют его развитию как личности.

Мотивом для обучения должно быть также и осоз­нание служащим необходимости в своем образовании для более полной творческой самореализации.

В последние годы четко проявилась тенденция к возрастанию у государственных и муниципальных служащих спроса на непрерывное образование. Это связано в основном с двумя причинами:

1) с осознанием потребности в получении современных знаний, которые требуются в новых условиях развития общества;

2)      с нормативным закреплением квалификационных требований  к служащим, замещающим  государственные должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.

При организации современной системы профессио­нального обучения государственных и муниципальных служащих необходимо учитывать то, что процесс естествен­ной смены существующих кадров новыми, специально под­готовленными для работы в органах государственной вла­сти и местного самоуправления, является достаточно дли­тельным по времени, и искусственно его форсировать без ущерба для качества, эффективности функционирования этих органов представляется невозможным организационно и опасным политически и экономически.

Ведь не всегда и не всякий молодой служащий или руководитель лучше старого. И в теории, и на практике дав­но уже отмечено и является очевидным, что даже хорошие, глубокие теоретические знания не могут компенсировать отсутствия опыта, умения, навыков конкретной практиче­ской работы по организации труда подчиненных, по подго­товке и принятию управленческих решений и т.п.

Научить всему заранее нельзя. Познание многих очень важных аспектов работы служащего может произойти только в ходе повседневной практической деятельности. Поэтому объективно и закономерно усиливается необходи­мость в организации широкомасштабной и глубокой пере­подготовки и повышения квалификации тех лиц, которые уже состоят на государственной или муниципальной служ­бе. А это, в свою очередь, ставит в повестку дня вопрос о совершенствовании содержания, форм и методов их обуче­ния.

В процессе становления системы подготовки госу­дарственных и муниципальных служащих нового поколе­ния необходимо создать условия и для сохранения уже дей­ствующего кадрового корпуса, обновления его знаний, фор­мирования его навыков и стиля деятельности, раскрытия имеющегося потенциала, адаптации к новым условиям.

Наиболее оптимальным, по нашему мнению, являет­ся стремление к разумному сочетанию в кадровом корпусе лиц, имеющих разный опыт и стаж работы, и принятие го­сударством безотлагательных мер по формированию, разви­тию и финансовой, организационной поддержке системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных и муниципальных служащих.

При построении этой системы необходимо учиты­вать ряд требований, предъявляемых к содержанию учеб­ных планов и программ, методам обучения. В первую оче­редь, подготовка государственных и муниципальных слу­жащих должна быть научно обоснованной, высокоэффек­тивной, экономически разумной. Она должна обеспечивать всестороннее развитие необходимых качеств, овладение современными теоретическими знаниями и формирование навыков практической работы.

Помимо этого, принимая во внимание то обстоя­тельство, что обучающиеся в системе переподготовки и по­вышения квалификации уже имеют, как правило, высшее профессиональное образование и определенный, порой зна­чительный, стаж работы, необходимо учитывать их профес­сиональные, служебные интересы, обеспечивать связь пре­подаваемого теоретического материала с практической дея­тельностью слушателей. Содержание необходимых знаний определяется во многом требованиями по соответствующей должности. Поэтому знания, получаемые в процессе обуче­ния, должны воздействовать на формирование новых пред­ставлений служащего и быть связаны с практикой на каче­ственно новом уровне.

В содержательном плане программы обучения в сис­теме переподготовки и повышения квалификации государ­ственных и муниципальных служащих должны быть на­правлены не столько на накопление знаний, сколько на приобретение навыков. Перегруженность теорией, преобла­дание лекционных методов - все это в конечном итоге сни­жает результативность учебного процесса.

Необходимо широкое применение активных методов обучения, в частности, анализ конкретных ситуаций и при­нятие соответствующих решений. Служащий должен быть готов к работе в таких условиях, когда "верное" решение вообще неизвестно. Важно не просто дать слушателям ин­формацию о наиболее распространенных методах решения проблем управления, но и научить тому, как использовать и адаптировать такие методы к конкретным ситуациям. Это диктуется тем, что в условиях усложнения задач управления падает ценность типовых образцов, по которым можно та­кие задачи решать, и возрастает роль адаптационных воз­можностей служащего, позволяющих ему создавать новые образцы деятельности по мере изменения ситуации.

Большую роль в профессиональной деятельности го­сударственных и муниципальных служащих играют спо­собности воспринимать и учитывать происходящие измене­ния в общественных отношениях, прогнозировать тенден­ции их развития и осуществлять регулирование обществен­ных процессов. Научить служащих этому также призвана система подготовки, переподготовки и повышения квали­фикации кадров.

Таким образом, можно сделать вывод, что постоянное повышение профессионализма и компетентности госу­дарственных и муниципальных служащих - общественная необходимость Новая система их подготовки, переподго­товки и повышения квалификации призвана решить боль­шую и сложную задачу: дать качественные современные знания, ориентированные на запросы практики, выработать начальные навыки управленческого труда, сформировать потребность в непрерывном самосовершенствовании в бу­дущем.

Hosted by uCoz