В ОБЛАСТНОЙ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМИССИИ

НАКАНУНЕ ВЫБОРОВ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ А.И.НЕКРАСОВ,

председатель областной избирательной комиссии, кандидат юридических наук

29 марта - выборы в Законодательное Собрание области. Подготовка и проведение их регулируются За­коном "О выборах депутатов Законодательного Собра­ния Нижегородской области " с внесенными в него изме­нениями и дополнениями, которые были приняты Зако­нодательным Собранием в декабре минувшего года.

Прокомментировать основные моменты подго­товки и проведения предстоящих выборов мы попросили председателя областной избирательной комиссии А.И.НЕКРАСОВА.

- Будем говорить, что накануне выборов вышел прак­тически новый закон о выборах Законодательного Собрания области. Так проще.

Напомним, что с 30 сентября 1997 года вступил в дей­ствие Федеральный закон "Об основных гарантиях избира­тельных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Это закон прямого действия, и он настолько важен, что если бы даже у нас не был своевре­менно принят названный областной закон о выборах Зако­нодательного Собрания, то можно было бы воспользоваться при проведении выборов именно этим федеральным законом. Он подробный, конкретный, охватывает буквально все вопросы избирательного процесса. Но, к чести наших депу­татов, местный закон принят очень оперативно.

Что нового в нашем законе?

Ужесточились правила формирования избирательных округов. Если раньше "нарезка" их допускалась с отклоне­ниями до 10-20 процентов от средней численности избира­телей, то сейчас она составляет не более 10 процентов. Хотя бывают ситуации, когда надо учитывать компактность про­живания избирателей, в том числе коренной для данной местности национальности. В таких случаях допускаются в виде исключения отклонения от средней численности свыше 10 процентов. Схема избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня выборов утверждается постановлением Законодательного Собрания, что и было сделано

Появились нововведения и в формировании избира­тельных комиссий. Число их членов с правом решающего голоса может составлять от 5 до 15 человек. И сам порядок формирования комиссий изменился. Областная избиратель­ная комиссия была сформирована 5 сентября 1995 года и имеет полномочия до 5 сентября 1999 года. По содержанию, по составу она соответствует ныне действующему законода­тельству. Другие же комиссии формируются с соблюдением следующих требований: в составе окружных, территориаль­ных и участковых комиссий должно быть не более одной трети государственных, муниципальных служащих, а также не менее одной трети представителей от избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объе­динений, собраний избирателей. И там, где избирательный округ объединяет два или более районов, пропорционально численности изоирателей в них определяется и состав ок­ружных комиссий.

Обратите внимание на подход к назначению выборов. Законодатель четко установил обязательность проведения их в сроки, определенные законом. Во всяком случае, если вдруг Законодательное Собрание не назначило бы дату вы­боров за 90 дней до установленного срока, то это бы сделала областная избирательная комиссия То есть сейчас не мо­жет быть такой ситуации, чтобы выборы не были назначе­ны.

О финансовом обеспечении выборов. Их уровень со­ответствует уровню бюджетов: федеральные - федерально­му, областные - областным, местные - местным бюджетам.

У нас, например, при выборах губернатора в прошлом году были определенные волнения, поскольку задержка с финансированием их оказалась довольно существенной. Правда, мы вышли из положения. Теперь законодатель раз­решает областной избирательной комиссии, если возникают трудности, брать кредит - в размере той суммы, что потра­чена на предшествующих выборах - под конкурс в коммер­ческом банке с обязательством в течение двух лет возмес­тить его из бюджета области. Так по закону. Средство ре­альное - любой банк будет стараться в такой ситуации вы­играть конкурс на выдачу кредита.

Четко прописаны в законе и процедурные правила го­лосования - досрочного, вне избирательных участков и на самом участке.

Давайте коснемся и финансового обеспечения выбо­ров самими кандидатами. Раньше избирательные фонды открывались только после регистрации кандидатов. По но­вому закону, как только кандидат заявит, что его выдвигают или он сам выдвигается, и представит соответствующий документ об этом в избирательную комиссию, он получит соответствующую справку и может начинать сбор подписей в свою поддержку. И сразу же должен открыть счет своего собственного избирательного фонда, чтобы из него, а не из каких-то неизвестных источников, как бывало раньше, про­изводить оплату труда сборщиков подписей.

Сумма избирательного фонда кандидата ограничена -не более 2000 минимальных заработных плат. Впервые в законе закреплено положение о формировании при избира­тельной комиссии контрольно-ревизионной службы из спе­циалистов департамента финансов, контрольно-счетной палаты Законодательного Собрания, КРУ по Нижегород­ской области, налоговой инспекции. В соответствующие службы мы послали запросы, и они будут внимательно сле­дить за тем, как поступают и как тратятся средства избира­тельных фондов кандидатов.

Как и прежде, мы используем на предстоящих выбо­рах государственную автоматизированную систему "Выборы". Она позволит осуществить очень важный момент технологии избирательного процесса - гласность, откры­тость его, что исключит подтасовку и другие нежелательные моменты.

До 27 января должно быть закончено формирование окружных избирательных комиссий, через десять дней по­сле этого - территориальных, а не позднее чем через 3 дня после образования соответствующих избирательных участ­ков - и участковых комиссий.

Новое правило введено и при сборе подписей в под­держку кандидатов. Оно однозначно, не подлежит каким-то толкованиям, комментариям. Если раньше собирали обязательно по 2000 подписей, и можно было прийти к избирате­лям с частично заполненными заготовками, то сейчас каж­дую строчку бланка избиратель, который хочет поддержать своего кандидата, обязан заполнить полностью сам. Ни муж, ни жена не вправе вписывать за членов своей семьи данные домочадцев, вплоть до их подписей, как бывало раньше. А количество подписей в поддержку кандидата для его регистрации в избирательном округе должно составить не менее одного процента от числа избирателей данного округа, но и не превышать установленное число более чем на 15 процентов

Агитационную деятельность кандидат может начи­нать только с момента своей регистрации после принятия подписей соответствующей избирательной комиссией. А до этого? Можно говорить лишь о поддержке при выдвижении того или иного кандидата, но не призывать голосовать за него, избирать. Заканчивается предвыборная агитация, как и раньше, за сутки до проведения выборов.

Все необходимые для регистрации кандидата доку­менты, включая подписные листы с подписями в поддержку кандидата, должны быть представлены в окружную избира­тельную комиссию не позднее чем за 30 дней до дня выбо­ров. Главное - соблюсти все правила при сборе подписей.

 Записал Анатолий УДАЛОВ.

Hosted by uCoz