СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ЗЕМСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

НИЖНЕГО НОВГОРОДА В ПРАВЛЕНИЕ АЛЕКСАНДРА II

С.М.САПОЖНИКОВ,

адъюнкт Санкт-Петербургской

Академии МВД РФ

_Важность теоретического осмысления, а при необ­ходимости и практического применения исторического опыта земского самоуправления в России обусловлена про­цессом становления и развития современной системы мест­ного самоуправления.

Изучение дореволюционного отечественного опыта земского движения не теряет своей актуальности и после принятия в 1995 году Федерального Закона "Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления"1, составляющего, на­ряду с Конституцией Российской Федерации (глава 8)2, пра­вовую основу развития местного самоуправления на совре­менном этапе. Наоборот, в этих базовых документах, опре­деляющих принципы построения основ местного само­управления в регионах, указывается на необходимость учи­тывать местные исторические и иные традиции в решении вопросов местного значения.3 Об этом говорится и в Уставе Нижегородской области, в разделе "Местное самоуправле­ние в области".

Нижегородская земля имеет богатый исторический опыт местного самоуправления. С введением во второй по­ловине XIX века в Российской империи земского (1864 г.) и городского (1870 г.) самоуправления было положено начало новому этапу развития основанного на буржуазных прин­ципах общественного самоуправления.

За более чем пятидесятилетнюю историю своего существования (1865 - 1918 годы) нижегородским земством была проделана огромная работа по заведованию местными хозяйственными делами губернии и достигнуты определен­ные успехи в их осуществлении.

Созданные на принципах общественного всесо­словного управления, земские учреждения вводились не одновременно на всей территории Российской империи. Первоначально правительство предполагало ввести в тече­ние 1865 года земства в 18 губерниях, и в это число входи­ла и Нижегородская.

Этого доверия правительства нижегородцы заслу­жили за более чем полуторавековую историю существова­ния губернии (как известно, год создания Нижегородской губернии - 1708). Не просто поддержка правительственных начинаний в области реформирования, а стремление идти в авангарде самих реформ - традиция, присущая нижегород­скому обществу еще со времен созыва знаменитого ополче­ния Минина и Пожарского, традиция, поддерживаемая как самим нижегородским обществом, так и правительствен­ными кругами.

Проведение земской реформы в Нижегородской губернии начиналось с создания временных уездных ко­миссий и временного губернского комитета, действующих под непосредственным наблюдением и контролем губерна­тора.

С 1 августа 1864 года начинает действовать гу­бернский временный комитет, а месяцем позже приступают к работе и уездные временные комиссии В течение года была проделана большая работа по составлению списков и выборам депутатов в уездные земские собрания, которые начали свою деятельность в 11 уездах губернии в сентябре 1865 года5.

После торжественного молебна и принятия прися­ги гласными 29 ноября 1865 года нижегородский губерна­тор генерал-лейтенант Одинцов открыл первое на нижего­родской земле всесословное губернское земское собрание. "Положение о губернских и уездных земских учреждениях",6 высочайше утвержденное 1 января 1864 года, определяло круг обязанностей земских учреждений. К ним относились: заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства; устройство и содержание при­надлежащих им зданий и путей сообщения; попечение о развитии народного продовольствия, местной торговли и промышленности;  заведование  земскими  благотворитель­ными заведениями; участие (преимущественно в хозяйст­венном отношении) в попечении о народном образовании и народном здравии; способы прекращения нищенства и пр.7

Мероприятия первых уездных собраний, кроме выборов членов управ и губернских гласных, главным об­разом сводились к подаче управам инструкций относитель­но собирания теми сведений по составлению смет и рас­кладок денежных и натуральных повинностей, рекоменда­циям земским управам способов исполнения хозяйственных операций, обсуждению заявлений по предметам, ка­сающимся земских дел.

По мере становления земского дела расширялся и круг расходов земских учреждений. На 1867 год земскими собраниям впервые были назначены сметы, касающиеся не только обязательных для земства по законодательству рас­ходов, но и сметы, касающиеся расходов на впоследствии принесшие славу земству дела: народное образование и земскую медицину.

В 1867 году на земскую медицину расходовалось 74000 рублей (18,7% от всего бюджета земства), а на народ-нос образование - 20500 рублей (5,2%), к 1880 году расходы значительно возросли и уже составляли 257200 рублей (27,7%) на земскую медицину и 101900 рублей (10,9%) на народное образование.8

Всего с 1867 по 1881 годы количество школ в гу­бернии увеличилось в 1,8 раза - с 189 до 340, а обучающих­ся в них - почти в 2,8 раза (с 5674 учеников в 1867 году до 15680 учеников в 1881 году). В этом успехе народного об­разования была немалая заслуга и нижегородского земства.

Деятельность нижегородского земства в правление Александра II представляла один из сложных периодов его развития. К проблемам, перешедшим к земству по наслед­ству вместе с хозяйством от бюрократических государст­венных учреждений, добавились проблемы собственные, возникшие уже в ходе работы Новое начинание требовало определенного адаптационного периода, во время которого должны были сформироваться основные направления дея­тельности земства, намечены пути их реализации. Этого времени у земских институтов самоуправления фактически не было. Поэтому уже в ходе практической работы приходилось корректировать свою деятельность по устройству местного хозяйства губернии. Нижегородское земство с че­стью вышло из этого трудного периода своего формирова­ния, добилось успехов в деле местного хозяйствования, су­мело заложить крепкий фундамент в основу земского дела на последующие периоды.

1.    Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. М. 1995.

2.    Конституция Российской Федерации. Гл. 8. М. 1995.

3.    Конституция Российской Федерации. Ст. 131. М. 1995.

Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Ст.2. М. 1995.

4.       Устав Нижегородской области. Раздел 6, ст. 53, п. 4. Нижний Новгород, 1995.

5.         Государственный архив Нижегородской области. Ф. 2, о. 5, д.№ 8, лл. 5, 6; о. 6, д.№ 15, л. 100.

6.   Полное собрание законов Российской империи. Выпуск 1, т. 39, № 40457.

7.   Там же. Гл. 1, ст. 2.

8.     Чешихин В.Е.   Пятьдесят лет жизни нижегородских земств. Нижний Новгород, 1914. С. 229.

9.     Сборник постановлений Нижегородского губернского земского собрания за 1865 - 1886 годы. Нижний Новгород, 1888.

Hosted by uCoz